Вся контрольно-надзорная деятельность должна быть направлена на снижение рисков причинения вреда гражданам
Вся контрольно-надзорная деятельность должна быть направлена на снижение рисков причинения вреда гражданам, организациям и государству, а также на эффективное использование выделенных для этого ресурсов. Именно для этого и внедряется риск-ориентированный подход. Переход на такую систему — это переход к управлению рисками в подконтрольной среде, направленный на снижение вреда охраняемым законом ценностям.
Эта система только формируется в России, но уже сейчас известно как об удачных примерах, так и о некоторых ошибках, которые необходимо исправить.
Как рассказал заместитель директора Департамента контрольно-надзорной и разрешительной деятельности Министерства экономического развития РФ Константин Никитин, основным документом, регламентирующим в настоящее время данную сферу, является Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Пока речь идет о внедрении риск-ориентированного подхода только в отношении проверок, указанных в этом законе. Однако Минэкономразвития России выступает за расширение сферы применения данного подхода и разработало законопроект «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Документ был принят Государственной думой в первом чтении.
По итогам 2017 года Министерство экономического развития РФ проанализировало работу по внедрению риск-ориентированного подхода. Отчет размещен на сайте, посвященном совершенствованию государственного управления. Согласно данным отчета ( полная версия) по состоянию на конец марта 2018 года, риск-ориентированный подход внедряется по 57 видам контроля (надзора). В частности, в рамках приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» внедрение риск-ориентированного подхода в 2017 году предусматривалось для 46 видов государственного контроля, осуществляемых 12 федеральными органами исполнительной власти: МЧС России, МВД России, ФАС России, Россельхознадзором, Росздравнадзором, Росприроднадзором, Ространснадзором, ФТС России, Роспотребнадзором, ФНС России, Ростехнадзором, Рострудом, и семи видов государственного контроля, осуществляемых на региональном уровне. Дополнительно работы по внедрению риск-ориентированного подхода велись еще по четырем видам надзора, который выполняли такие ведомства, как Росреестр, Росаккредитация, Росстандарт и ФМБА России.
Из отчета следует, что по состоянию на конец марта 2018 года по 29 видам государственного контроля приняты нормативные правовые акты о внедрении риск-ориентированного подхода, устанавливающие категории риска (классы опасности) и критерии отнесения к ним подконтрольных объектов.
В отношении двух видов контроля — таможенного (приказы ФТС России от 27 августа 2015 года № 1740, от 8 апреля 2016 года № 706, от 11 апреля 2016 года № 731, 732 и 733) и налогового (приказ ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@) — не установлены критерии отнесения объектов контроля к определенной категории риска, исходя из специфики их осуществления и в соответствии с базовой моделью определения критериев и категорий риска, утвержденной протоколом проектного комитета от 31 марта 2017 года № 19(3). Иные элементы риск-ориентированного подхода внедрены с учетом отраслевых особенностей.
Таким образом, по состоянию на 30 марта 2018 года нормативные правовые акты, устанавливающие риск-ориентированный подход при осуществлении планового контроля, приняты в отношении 31 вида контроля (надзора), из них семь принято до 2017 года, 19 — в
С учетом фактических сроков принятия нормативных правовых актов планы проверок на 2018 год были сформированы на основании риск-ориентированного подхода в отношении 19 видов контроля (надзора).
Анализ внедрения риск-ориентированного подхода проводился в разрезе ведомств и осуществляемых ими видов контроля (надзора) на основании представленных данных, а также сведений, содержащихся в публичных источниках информации.
Анализ информации на сайтах территориальных органов проводился в отношении двух-трех территориальных органов, выявлялись схожие проблемы и особенности. По результатам анализа подготовлены рекомендации в соответствии с выявленными проблемными местами и прогнозируемыми возможностями. К примеру, внедрение риск-ориентированного подхода в 2017 году предусматривалось для федерального государственного экологического надзора (в части государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, государственного земельного надзора, государственного надзора в области обращения с отходами, государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного надзора за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ).
В отношении лицензионного контроля за деятельностью по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов
Что касается федерального государственного экологического надзора, в его сферу входят объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду. Субъектами надзора являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие данные объекты.
Формирование реестров поднадзорных объектов осуществляется посредством программно-технического обеспечения ПТО «УОНВОС» ( инструкция по работе с категориями риска), введенного в эксплуатацию приказом Росприроднадзора от 21 июля 2017 года № 360. Согласно представленному описанию системы в ней реализованы функциональные возможности автоматизированного ведения реестров объектов, распределения по категориям риска, а также формирования планов проверок. Сведения для включения в реестр поступают из заявок о постановке объектов на государственный учет, об актуализации сведений об объекте или снятии его с государственного учета, которые подаются юридическим лицом / индивидуальным предпринимателем; а также на основе результатов исполнения полномочий и государственных функций Росприроднадзором.
Стоит отметить, что Положением о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденным постановлением Правительства РФ от 8 мая 2014 года № 426, закреплены критерии и категории риска. Утвержденные критерии учитывают вид деятельности подконтрольных субъектов, а также критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий деятельности (утверждены постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 года № 1029). Поднадзорные объекты, а это 85 658 единиц, распределены по категориям риска — шести подвидам надзора, входящим в состав федерального государственного экологического надзора: чрезвычайно высокая категория риска — 256 объектов, высокая категория риска — 3037 объектов, значительная категория риска — 10 333 объекта, средняя категория риска — 25 888 объектов, умеренная категория риска — 37 950 объектов, низкая категория риска — 8221 объект.
Росприроднадзор сообщил, что существуют объекты, которые не включены в государственный реестр, так как постановка на государственный учет осуществляется в заявительном порядке. В ближайшее время может быть категорировано еще порядка 6 тысяч объектов надзора.
Отчет также представляет сведения о вреде, причиненном природе. В 2017 году вред, причиненный недрам, оценен в 4567,6 миллиона рублей; размер вреда, причиненного почвам, составил 4748,1 миллиона рублей; общий размер вреда, причиненного водным объектам, — 2867,86 миллиона рублей. Таким образом, совокупный ущерб за 2017 год составил 12 183,56 миллиона рублей.
В этом году ведомство внедрило новый подход в план проверок: формируемые на текущий год проверки впервые учитывают время утверждения категорий и критериев риска (22 июля 2017 года). Распределение плановых проверок по категориям риска на 2018 год (таблица), а также сопоставление с распределением объектов по категориям риска (рисунок) приведены ниже.
Анализ выявил неравномерность распределения объектов и проверок. Так, в категорию низкого риска отнесено всего 9,6% объектов, что достаточно мало, по сравнению с прочими категориями. При этом 57,9% проверок сосредоточено в средней и умеренной категориях риска. Также в отношении значительной категории риска запланировано 31,5% проверок, что существенно превышает количество проверок по чрезвычайно высокой и высокой категориям риска. Подобная неравномерность распределения свидетельствует о несоответствии принципам риск-ориентированного подхода, так как плановые проверки должны быть максимально сосредоточены на более высоких категориях риска, а в категорию низкого риска должно попадать подавляющее большинство объектов.
В отношении объектов, которым присвоены чрезвычайно высокая и высокая категории риска, на 2018 год запланировано 66 и 546 проверок соответственно, при этом общее количество объектов, включенных в указанные категории, составило 256 и 3037. С учетом установленных периодичностей проведения плановых проверок — один раз год и один раз в два года соответственно — представляется, что не все объекты чрезвычайно высокой и высокой категорий могут быть охвачены плановыми проверками с указанной периодичностью. В связи с этим Росприроднадзору необходимо провести сопоставительный анализ распределения объектов и проверок по категориям риска с целью подтверждения корректности формирования планов проверок на 2018 год.
На сайте Росприроднадзора представлены перечни объектов по территориальным органам, которым присвоены категории риска. Основной проблемой является отсутствие сводных перечней по органу в целом, что существенно усложняет анализ и сопоставление данных. Еще одна проблема связана с навигацией по сайту, в частности неочевидное расположение перечней. Найти их удалось лишь с помощью формы поиска. При этом перечень по каждому территориальному органу находится в отдельном разделе сайта.
Таблица. Распределение плановых проверок на 2018 г. по категориям риска
Категория риска |
Количество плановых проверок на 2018 г., ед. |
---|---|
Чрезвычайно высокая |
66 |
Высокая |
546 |
Значительная |
1815 |
Средняя |
2184 |
Умеренная |
1158 |
Итого |
5769 |
Например, в перечне объектов, которым присвоены высокая и значительная категории риска, сформированном территориальным органом Омской области, помимо основной вкладки с реестром выявлено наличие дополнительной вкладки с информацией неизвестного назначения.
На сайте Росприроднадзора отсутствует сводный план проведения проверок. Планы представлены в разрезе территориальных органов ( планы проверок Росприроднадзора). Однако для Центрального аппарата Росприроднадзора последний актуальный план проверок приведен за 2016 год. Таким образом, сделать вывод о том, что все планы проверок на 2018 год сформированы на основании риск-ориентированного подхода, не представляется возможным.
Кроме того, выявлено отсутствие стандартизации и унификации представленных сведений. Так, в графе, содержащей сведения о присвоенной категории риска, у различных территориальных органов присутствуют различные обозначения. Например, в плане проверок на 2018 год Управления Росприроднадзора по Кемеровской области, СФО, для средней категории риска используются следующие обозначения: «32-0142-000011‑П, категория значительного риска», «32-0142-000014-П, категория значительного риска», «категория значительного риска» и иные.
Аналогичная проблема выявлена в графе «Цель проведения проверки». В плане проверок на 2018 год Управления Росприроднадзора по Кемеровской области, СФО, в данной графе указано: «Федеральный государственный экологический надзор. Соблюдение хозяйствующим субъектом требований действующего законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды». В плане проверок Управления Росприроднадзора по Еврейской автономной области (
план проверок на 2018 год территориальных органов Росприроднадзора Дальневосточного федерального округа) в указанной графе приведена следующая формулировка: «Федеральный государственный экологический надзор. Соблюдение хозяйствующим субъектом требований действующего законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, установленных Земельным кодексом Российской Федерации от 25 октября 2001 года №
Выявлены объекты, которым по ошибке присвоена низкая категория риска, поскольку плановые проверки по этим объектам не проводятся. Так, в плане проверок на 2018 год Тихоокеанского морского управления Росприроднадзора, ДФО, в отношении ООО «Рыболовецкий колхоз имени Г. Котовского», ОГРН 1126504000336, отнесенного к категории низкого риска, предусмотрено проведение плановой выездной проверки.
В то же время положительным результатом со стороны Росприроднадзора оценены задачи по разработке критериев риска для регионального экологического надзора и их синхронизация с критериями для федерального государственного экологического надзора. Таких же оценок заслужили достижения с превышением планового значения отдельных показателей на 2017 год.
Росприроднадзору рекомендовано организовать и автоматизировать процесс сбора и обработки данных по ущербу в разрезе категорий риска, провести анализ этих данных с учетом причин и факторов возникновения ущерба охраняемым законом ценностям и далее актуализировать установленные категории и критерии риска. Ведомству также необходимо провести сопоставительный анализ текущего распределения объектов и плановых проверок на 2018 год по категориям риска с целью подтверждения корректности формирования планов проверок на 2018 год и учета результатов анализа при формировании планов проверок на 2019 год.
По итогам внедрения системы управления рисками Росприроднадзор назван удачным примером этого подхода, поскольку ведомство обеспечило разработку категорий и критериев риска для регионального экологического надзора и синхронизацию с критериями для федерального государственного экологического надзора.
Внедрение риск-ориентированного подхода в 2017 году стало масштабным и реализовано в отношении практически всех массовых и социально значимых видов контроля. В частности, до 2017 года было принято семь нормативных правовых актов, в
Вместе с тем критерии риска не подтверждены сведениями о фактически причиненном охраняемым законом ценностям ущербе или комплексной качественной оценкой (расчетом) модели потенциального ущерба.
В качестве общих рекомендаций Минэкономразвития заявляет, в частности, о необходимости создания единого центра компетенций, который будет выполнять задачи, связанные с анализом рисков, координацией работ и глубокой системной методологической поддержкой ведомств. Он может быть создан на основе одной из действующих экспертных организаций.
Контрольным органам в центральных аппаратах необходимо на постоянной основе проводить количественный и качественный анализ данных, анализ их полноты и достоверности, а также обеспечить повышение уровня цифровизации всех процессов.
По информации Минэкономразвития, наличие существенного количества ошибок и недочетов свидетельствует о неэффективности процесса подготовки как отдельных, так и сводных документов, что говорит о необходимости усиления контроля и координации данных процессов со стороны Росприроднадзора. Сведений о результатах контрольно-надзорной деятельности, а также о величине ущерба за 2017 год на сайте Росприроднадзора нет.
Ирина КРИВОШАПКА
Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.
Основная задача анализа — проведение комплексной оценки уровня внедрения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорную деятельность. Предметом анализа стали, в частности, четко установленные понятия объектов и субъектов контроля (надзора), полнота и корректность данных о распределении объектов по категориям риска (классам опасности); соответствие категорий риска (классов опасности), критериев отнесения к ним подконтрольных объектов, периодичность плановых проверок, а также показателей «динамической модели» требованиям базовой модели; уровень автоматизации процессов, связанных с контрольно-надзорной деятельностью в целом и риск-ориентированным подходом в частности.