Журнал «Эковестник», №1 • 2018 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Экологическая экспертиза в строительстве: нужна ли тотальная реформа нормативов?

XXI век — век не только информационных технологий, но и природных катастроф

XXI век — век не только информационных технологий, но и природных катастроф. Активное потребление ресурсов привело к климатическим изменениям, которые стали реальной угрозой для человечества. В результате многие мировые державы пересмотрели свою политику в сфере экологии и разработали комплекс мер, призванный минимизировать воздействие общества на природу. Законодательно заверенные своды правил регулярно дополняются новыми пунктами, усложняя систему проведения экологической оценки, но проблема остается прежней: качество проверок зачастую далеко от прописанных норм.

Экологическая необходимость

Необходимость соблюдения природоохранных норм не вызывает сомнений ни у физических, ни у юридических лиц. Долгие годы активной пропаганды в СМИ, направленной на массовое переосмысление прежнего отношения к окружающей среде, дают свои результаты. В частности, успешно внедрены проекты по переработке отходов, сохранению чистой воды и лесных массивов. Комплексное решение климатической проблемы изменило фундаментальный подход и к основным сферам жизнедеятельности общества.

Одним из приоритетных направлений как в России, так и в мире является строительство. Это связано с регулярным увеличением потребностей человечества, стремительным научно-техническим прогрессом и ростом сельскохозяйственной деятельности.

Законодательством преду­смотрено несколько причин проведения экологической экспертизы, связанных с предполагаемым пагубным воздействием на окружающую среду. Например, если рассматривается вопрос разработки проектов, правовых актов и федеральных программ или внедряются комплексные схемы и генеральные планы, способные усугубить экологическую ситуацию в указанной местности.

Правовая основа предупреждения отрицательных последствий любой деятельности закреплена в основных нормативных актах: Конституции РФ, а также в ФЗ «Об охране окружающей среды» и «Об экологической экспертизе». В рабочую группу входят штатные и внештатные эксперты, результатом их исследований становится заключение с аргументированными выводами и рекомендациями о допустимости влияния на окружающую среду указанной деятельности.

— Сегодня потребность в экспертизе постоянно растет — этого требует и активное развитие промышленной и социальной инфраструктуры в стране, и то, что пока еще уровень проектирования остается слишком низким, — заявил начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов 28 сентября в ходе обсуждения вопросов повышения эффективности государственной экспертизы проектной документации на строительство и реконструкцию объектов нефтегазодобывающего комплекса. — Эксперты вместе со всеми вносят вклад в строительство инфраструктуры страны. Государственная экспертиза должна восприниматься не как барьер, но как институт, цель которого — обеспечение безопасности строительства и последующей эксплуатации объектов, а также повышение эффективности инвестиций в капитальные вложения. Ведение конструктивного профессионального диалога позволяет нам оперативно формировать общую повестку и эффективно прорабатывать все возникающие вопросы.

Квалифицированные специалисты помогают заказчику выбрать подходящее место для строительства, при этом исключают возможность использования экологически вредных материалов и разрабатывают комплекс мер по снижению опасного влияния объекта на внешнюю среду. В статье 42 Конституции РФ сказано, что каждый гражданин имеет право на экологическую безопасность. В этом случае в проведении качественной оценки заинтересовано не только государство, но и сам человек.

Оценка глазами экспертов

Существует два основных вида экологической экспертизы: государственная (общеобязательная, это комплексный подход к анализу объекта и его деятельности, который проводят уполномоченные государственные органы) и общественная (добровольная, проводится независимыми организациями, преимущественно частными, после государственной регистрации заявления от юридических или физических лиц).

Существенная разница между указанными видами заключения сводится к юридической силе оценки: поставить под сомнение выводы государственных экспертов невозможно, в то время как общественные рекомендации получают юридическую силу после своего утверждения уполномоченным государственным органом.

Процедура проведения экспертиз включает три стадии: проверка наличия необходимых документов на объект, при необходимости создание экспертной комиссии; аналитическая обработка материалов, при необходимости проведение натурного обследования; подготовка экспертного вывода, основанного на обобщении отдельных заключений. Но строго нормированного алгоритма методик, которые специалисты будут использовать при исследованиях, не существует. Эксперты объясняют этот факт уникальностью каждой процедуры, которая зависит от особенностей и сложностей рассматриваемого объекта.

В ряде основных мероприятий фигурируют: выявление уровня радиации, электромагнитных излучений и особенностей микроклимата; определение наличия химических испарений; проверка воздуха и воды на присутствие всевозможных биологических загрязнений.

С каждым годом процедура прохождения проверок становится более открытой. Вся необходимая для экспертизы документация хранится в свободном доступе, а специалисты нередко создают отдельные рекомендации, которые помогают гражданину подготовить материалы к итоговому заключению. Очередным доказательством открытой политики государственной структуры стал ряд дискуссий по вопросу проведения экспертной оценки, прошедших в Новом Уренгое и Тарко-Сале для специалистов нефтегазодобывающего комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа. В ходе совещаний начальник Омского филиала Главгосэкспертизы России Ирина Таран отметила необходимость нового формата коммуникации: «Подобные мероприятия позволяют экспертам Главгосэкспертизы России поделиться своим опытом и наблюдениями, сделанными как в ходе проведения государственной экспертизы проектов, так и по итогам анализа этой работы, что, как показывает практика, крайне важно для заказчиков строительства и проектных организаций. Ведь такие обсуждения позволяют повысить качество разработки проектно-сметной документации, обеспечить безопасность строительства и последующей эксплуатации и тем самым минимизировать возможные риски».

Чиновник не скрывала имеющиеся проблемы в проведении экологической экспертизы, отмечая несовершенство процедуры учета предварительных заявок. Доверительная беседа участников встречи выявила основные нарушения в работе специалистов: фрагментарность исходно-разрешительной документации, расхождение проектных решений с техническими регламентами, конструирование по «аналогам» и многое другое.

Открытый формат обсуждения экологического вопроса является началом нового этапа в проведении экспертиз, уверены специалисты. Теперь каждый участник процедуры напрямую может озвучить свои вопросы и пожелания государственной структуре и незамедлительно получить компетентные ответы. Закрепление формата встреч и их востребованность станут гарантом беспрекословного соблюдения всех прописанных строительных норм.

Новые законы, новые штрафы

В конце 2017 года принят ряд законов, призванных усовершенствовать систему экологической экспертизы. В 2018-м реформа природоохранного законодательства продолжилась. К примеру, до 2017 года все компании, осуществляющие деятельность, связанную с загрязнением окружающей среды, были обязаны до 1 января 2018 года установить систему измерения и учета выбросов вредных веществ. С принятием поправки срок откладывается ровно на год, гласит № 422‑ФЗ от 28 декабря 2017 года. Дополнением этого законопроекта стала отмена обязательного проведения экологической проверки при осуществлении капитального ремонта объектов, расположенных на охраняемых природных территориях.

В № 503‑ФЗ от 30 декабря 2017 года изменены правила, регулирующие оборот отходов на предприятиях, появился новый порядок расчета суммы выплат, которую компания вносит в бюджет в качестве компенсации за негативное воздействие на окружающую среду. Преобразования коснулись принципов расчета рассеивания выбросов вредных веществ, а методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, существовавшая с 1986 года, наконец утратила свою силу.

Примечательны и изменения отчислений экологических платежей и сдачи отчетности. По-прежнему накладывать и взимать штрафы будут представители Росприроднадзора. Но сумма платежей теперь зависит прежде всего от готовности предприятий модернизировать производство и снизить экологический ущерб от своей деятельности. Основной причиной пересмотра выплат стала нереализация планов, разработанных для 2017 года. Основные мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду были связаны со сбором мусора: введение раздельного сбора, переработка отходов и рекультивация мусорных полигонов. В конце года эксперты сделали вывод: реформа провалена, поэтому откладывается на 2019 год.

Теперь правительство готово использовать крайние меры, признав свое бессилие в решении экологических задач.

— Если у нас есть какие-то компании, которые не понимают необходимости модернизации, здесь используется вся мощь государства в виде штрафов, которые будут прогрессивно расти, — заявил специальный представитель Президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорту Сергей Иванов. — В первый год они небольшие, во второй — больше, в итоге будут увеличены в сто раз. И мы это предприятие, если таковое будет, в конечном счете разорим, и это осознанная политика: если ты не хочешь ничего делать, значит, ты должен уйти с рынка и не портить воду, воздух и окружающую среду.

Отсутствие прозрачного и понятного механизма работы экологической экспертизы, многочисленные ошибки при составлении проектов и итоговых отчетов, нежелание подрядчиков менять принципы работы, тем самым увеличивая свои расходы и на время снижая производительность труда, — наглядное свидетельство неисправности всего механизма исследования.

Но судить, как новые изменения отразятся на экологической ситуации в строительной сфере, пока рано. Ясно одно: система требует пересмотра и кардинальных изменений, о чем регулярно заявляют представители экспертных советов. А пока специалисты будут допускать нарушения нормативного расстояния между зданиями и сооружениями, неверное определение идентификационных признаков запроектированных объектов, но главное — продолжат несоблюдение требований законодательства об охране окружающей среды, пожарной, промышленной и санитарной безопасности, тема экологической экспертизы в строительстве будет нести реальную угрозу для всех жителей страны.

Мария ПЛЮХИНА


Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Свежий номер «»

«Эковестник» №2 • 2019

Читать Подписка

Обучение

Всегда рассматриваются актуальные темы. Отмечается высокий профессионализм лекторов и сотрудников.
Начальник бюджетного департамента Министерства финансов Астраханской области Моисеева О.А.

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.