Российская Арктика: какова вероятность катастрофы?

Климатические изменения, происходящие в Арктической зоне, приводят к серьезному ухудшению условий жизни обитателей Крайнего Севера: животных, птиц, а также коренного населения. «Эковестник» разобрался, чем обусловлено глобальное потепление и какие риски оно несет в совокупности с возможными нарушениями требований экологической безопасности.

Грузопоток будет расти

Хозяйственное и военное освоение Арктической зоны Российской Федерации продолжается: здесь реализуются нефтегазовые проекты, растут транзитные перевозки, создаются новые оборонные объекты. Все это сопровождается ростом объемов перевозок и грузового потока по Северному морскому пути. России удалось восстановить и даже превзойти рекорды Советского Союза. Если в советское время максимальный объем был достигнут в 1987 году (6,5 миллиона тонн в год), то в 2017-м грузопоток по СМП вышел на уровень 10,7 миллиона тонн в год; до конца текущего года прогнозируются объемы в 17–18 миллионов тонн, в 2019-м — порядка 25 миллионов тонн в год, а к 2024 году (согласно майским указам Президента РФ) предполагается достижение объемов в 80 миллионов тонн грузов в год.

Одной из главных причин роста перевозок в Арктике стал международный транзит судов. В результате реализации крупных нефтегазовых проектов в Арктической зоне руководство Атомфлота прогнозирует взрывное увеличение грузопотока по Северному морскому пути в 2019–2025 годы. В объемах потока грузов по СМП будут доминировать сжиженный природный газ проекта «Ямал СПГ» и грузоперевозки для строительства «Арктик СПГ‑2».

77_2.png

Солидарны с прогнозами роста грузопотока и в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ. Так, первый заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Денис Храмов, выступивший в начале октября на конференции по судостроению и развитию инфраструктуры разработки континентального шельфа РФ, предупредил о значительном росте грузопотока. По его словам, разработка минерально-сырьевой базы страны обеспечит новые рекордные цифры поставок по Севморпути. Нефтяные и газовые месторождения обеспечили рост потока грузов по СМП на первом этапе, следующая волна увеличения грузопотока будет связана с разработкой угля и других природных ископаемых на Крайнем Севере. Храмов отметил, что рост поставок по Северному морскому пути должен сопровождаться активным строительством современного ледокольного флота и повышением безопасности мореплавания в Арктике.

77_3.png

По данным Минприроды, на территории России потепление происходит быстрее, чем в среднем на планете: среднегодовые температуры в период с 1976 по 2017 год росли на 0,45°C каждые десять лет, тогда как в среднем в мире этот показатель намного ниже — 0,18°C.

Глобальное изменение климата приведет к росту числа смерчей, наводнений и селевых потоков, а также к эпидемиям, неурожаям и нашествию насекомых-вредителей. Минприроды предупреждает о возможном разрушении железных дорог и остановке электростанций.

Готовы ли компании к сюрпризам?

Хотя российские организации заявляют о приверженности наилучшим природоохранным практикам, существующим в настоящее время, закономерно возникает вопрос — не слишком ли велики издержки для хрупких экологических систем при разработке арктических месторождений углеводородов и других полезных ископаемых, а также создании соответствующей инфраструктуры для их добычи, переработки и вывоза?

Безусловно, существуют определенные технологические ограничения для решений, которые можно эффективно использовать в Арктике с минимальными рисками для жизни людей и высокой рентабельностью для реализуемых в регионе проектов, но экологи предупреждают: компании не готовы к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в ледовых условиях. Следовательно, полностью исключить риски аварий в Арктике сегодня нельзя, ведь лед и большие расстояния значительно препятствуют локализации и ликвидации последствий нефтяных разливов. Отмечается также недостаточная доступность оборудования, применяемого для их ликвидации, и медленные темпы биодеградации нефти. В случае если авария произойдет к концу сезона бурения на шельфе арктических морей, времени для строительства скважины для глушения выброса может не хватить, ликвидаторам придется ждать следующего периода навигации. Еще одной сложной задачей, требующей решения, является отсутствие полного и надежного спутникового покрытия в российской части Арктики для поддержки навигации и налаживания коммуникаций.

За последнее время в России предприняты значительные усилия для обеспечения экологической безопасности от возможных разливов нефти при добыче на шельфе. На законодательном уровне определены обязанности организаций, работающих в морских акваториях, которые должны предпринять соответствующие меры по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Компании обязаны выполнять план предупреждения и ликвидации подобных аварий, обеспечить эти операции финансово, а также создать систему наблюдений за состоянием морской среды в районе своей деятельности (в том числе обнаружения разливов), системы связи и оповещения о подобных авариях.

Кроме того, во всех вновь выдаваемых лицензиях в Арктике фиксируется обязанность недропользователя иметь апробированные технологии по ликвидации разливов нефти в ледовых условиях. Минприроды рекомендовало компаниям «Роснефть» и «Газпром», обладающим законодательно закрепленным правом на разработку морских месторождений в российской части Арктики, обеспечить разработку эффективных методов, технологий и оборудования для ликвидации нефтяных разливов в условиях арктического шельфа с привлечением научных коллективов страны.

Последствия ожидаются серьезные

77_4.png

Изменения климата в Арктической зоне принято связывать с парниковым эффектом. Количество выбросов парниковых газов в атмосферу начало расти со стартом промышленной революции в середине XVIII века. Измерения наличия углекислого газа в атмосфере стали вестись с 1850 года, до начала XXI века концентрация углекислого газа выросла с 0,028 до 0,037%. В 1990-х годах решение проблемы выбросов парниковых газов стало одной из главных задач, стоящих перед мировым сообществом. Киотский протокол (1997) и Парижское климатическое соглашение (2016) поставили целью снижение содержания и выбросов углекислого газа в атмосферу. По мнению профессора географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Алексея Ретеюма, потепление в Арктике обусловлено смещением ядра планеты на север, что влияет на дегазацию и таяние льдов. «На сегодняшний день очень важно исследовать все возможные процессы в Арктике, чтобы объективно сопоставить имеющиеся факты, поскольку в результате потепления в Арктике повышается температура в целом на Земле», — отмечает Ретеюм.

Отступление вечной мерзлоты катастрофически скажется на конструкциях промышленных объектов и домов, построенных в Арктической зоне. Уже к 2030 году в Республике Саха (Якутия) прогнозируются серьезные последствия для сооружений, возведенных на вечной мерзлоте. Многие технические сооружения Крайнего Севера (нефте- и газопроводы, терминалы) могут оказаться в серьезной опасности. Особые угрозы несут возведенные здесь хранилища и могильники, которые могут стать так называемыми временными бомбами. Существует опасность смены ландшафта — проникновение в тундру таежных лесов приведет к катастрофическим последствиям для животного мира Арктики. Истончение арктических льдов ведет к изменению среды обитания животных на Крайнем Севере. Ученые уже зафиксировали сокращение ареала белого медведя.

Предсказанные международными экспертами климатические изменения, связанные с парниковым эффектом, могут привести к значительным экологическим, экономическим, социальным и даже политическим последствиям. В прогнозе изменения климата в Арктике, подготовленном Российской академией наук еще в 90-е годы прошлого века, говорится, что эти изменения в Арктической зоне будут выражены особенно ярко, а экологические системы полярных районов окажутся наиболее уязвимыми. В соответствии с построенными моделями особенно сильно потеплеет в материковой части Арктики Российской Федерации и Соединенных Штатов. Сократится зона вечной мерзлоты, снизится снежный и ледовый покров. Среднегодовые температуры в Арктической зоне растут быстрее, чем в целом по планете, примерно в 2–3 раза быстрее, чем меняется глобальный климат. Это приведет к изменениям в России, США и Канаде.

Кроме того, в прогнозах упоминается существенное сокращение ледового покрытия Северного Ледовитого океана в летнее время, а также Гренландского ледяного щита и рост уровня Мирового океана. По информации ученых, кардинальные изменения произошли еще в XX веке. Спутниковые наблюдения, выполненные в 1970–2002 годах, свидетельствуют о сокращении площади ледового покрова примерно на 25%.

Под контролем Минобороны

77_5.png

Как отмечает министр обороны РФ Сергей Шойгу, Арктика является центром территориальных, ресурсных и стратегических интересов ряда государств, что может привести к конфликтам, поэтому защита национальных интересов России в Арктическом регионе — один из приоритетов деятельности Вооруженных сил страны.

В текущем году, по данным Минобороны, в северных широтах находились ледоколы не только России, но и Южной Кореи, Швеции, Германии, США, Китая. Северный флот РФ в настоящее время реализует комплексный план российского военного ведомства по развитию возможностей группировок сил и войск в Арктике на период до 2020 года. Военнослужащие испытывают перспективную военную технику в экстремальных условиях Арктики. При поддержке Русского географического общества проводится комплексная экспедиция подразделения арктической бригады Северного флота на архипелаг Новая Земля, где идет апробация перспективных образцов военной техники и средств навигации.

На побережье Арктического региона ведется строительство военных городков для соединений и воинских частей. По словам Сергея Шойгу, последние два года соединения и воинские части радиационной, химической и биологической защиты неоднократно участвовали в ликвидации последствий животных эпидемий в 12 субъектах России (создание этих подразделений позволило оперативно реагировать на ЧС природного и техногенного характера на территории всех федеральных округов). Показательный пример — ликвидация последствий вспышки сибирской язвы в Ямало-Ненецком автономном округе в 2016 году.

Минобороны РФ отмечает рост рисков нефтяного загрязнения арктических морей РФ в результате интенсификации эксплуатации Северного морского пути. Особо выделяются риски разрушения объектов, расположенных на континентальной многолетней мерзлоте; нарушения режима функционирования дорожно-транспортной инфраструктуры, трубопроводов, зданий, инженерных сооружений добывающих отраслей промышленности. Возможны многочисленные неблагоприятные социально-экономические и экологические последствия из-за загрязнения окружающей среды при авариях на нефте- и продуктопроводах; попадание в среду обитания человека опасных химических, биологических и радиоактивных веществ при разрушении специализированных мест их длительного захоронения. Наиболее уязвимы трубопроводные магистрали, пересекающие различные типы многолетнемерзлых грунтов, по-разному реагирующих на изменение климата. Высокой уязвимостью обладают многие береговые сооружения, расположенные на побережье арктических морей.

Мария Кутузова

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Свежий номер «»

«Эковестник» №2 • 2021

Читать

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.