Журнал «Эковестник», №1 • 2019 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

За отходы ответит «Российский экологический оператор»

Правительству поручено до конца 2019 года создать единую государственную систему учета твердых коммунальных отходов

Мнение экспертного сообщества учли

В этой связи правительству поручено до конца 2019 года создать единую государственную систему учета твердых коммунальных отходов, в которую будут интегрированы модели территориальных схем обращения и региональные сведения об обороте ТКО. Таким образом, в каждом регионе должна появиться система учета ТКО на основе информации весового контроля, поступающей в автоматическом режиме с объектов утилизации и размещения отходов, а также информации об их перемещении.

Еще в середине декабря на совещании, посвященном обращению с твердыми коммунальными отходами, Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев сообщил о планах по созданию публично-правовой компании по комплексному управлению системой обращения с ТКО.

— Такая структура должна заняться экспертизой и мониторингом территориальных схем обращения с отходами и привлечением частных инвесторов. Работу по расчистке свалок мы уже ведем, у нас есть экологический проект «Чистая страна». Наша цель — ликвидировать более 190 несанкционированных свалок, которые возникли в черте городов. Они все известны, все вызывают огромное раздражение, но хочу сказать также, что есть и успешные примеры рекультивации свалок — в Московской области, в некоторых других регионах. Так что на этот опыт нужно обратить внимание, — подчеркнул премьер-министр.

Можно предположить, что вопрос о «Российском экологическом операторе» был решен с учетом мнения экспертного сообщества, работавшего над докладом «Анализ эффективности мер по обеспечению переработки твердых коммунальных отходов и предложения по обеспечению учета мнения граждан Российской Федерации при строительстве объектов, используемых для переработки указанных отходов». Документ, подготовленный по поручению главы государства по результатам встречи с Советом при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека, был опубликован 25 января 2019 года на официальном сайте Общественной палаты РФ. В нем рассматриваются отдельно регуляторные меры, обеспечивающие современную переработку ТКО, начиная с территориальных схем обращения с отходами, и отдельно — финансовые меры, которые должны обеспечить современные способы переработки отходов.

Кроме того, документ содержит главу «Предложения по обеспечению учета мнения граждан при строительстве и эксплуатации объектов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов» и ряд приложений по ситуациям в конкретных районах.

Не загубить на корню

Эксперты полагают, что на данный момент экономическое стимулирование отрасли обращения с отходами фактически не дает результатов. Так, практически не началось строительство новых объектов по обработке и утилизации, а там, где оно предполагается, зачастую не предусмотрены высокотехнологичные решения. Кроме того, отсутствуют меры по стимулированию спроса на продукцию из вторичных ресурсов и вовлечению их в хозяйственный оборот, средства от экологического сбора не направляются на эффективную утилизацию товаров, потерявших потребительские свойства. Ко всему прочему, не гармонизированы нормативные правовые акты, а межведомственная конкуренция между Минприроды, Минстроем и Минпромторгом мешает координации в области регулирования сферы обращения с отходами.

Относительно рекомендаций по решению мусорной задачи предложения экспертов сводятся к тому, что «сложившаяся ситуация требует взять все полномочия, а также исполнение функций по организации обращения с отходами и вторичными ресурсами на федеральный уровень. Для решения проблем переходного периода и дальнейшей стабильной работы отрасли обращения с отходами в качестве путей выхода из ситуации представляется целесообразным создать публично-правовую компанию — некоммерческую организацию, наделенную функциями и полномочиями публично-правового характера и осуществляющую свою деятельность в интересах государства и общества».

В докладе сказано, что по мере строительства инфраструктуры переработки отходов и вторичных ресурсов следует сделать захоронение отходов государственной функцией и передать ее публично-правовой компании. При этом необходимо будет максимально увеличить тариф на захоронение, плату за негативное воздействие на окружающую среду, ввести в нее коэффициент экологической напряженности, чтобы было выгоднее направлять отходы на переработку, а не на захоронение.

Одновременно эксперты предостерегают от монополизации мусорной отрасли, когда речь идет о конкретном районе. Этой теме посвящены заключительные страницы Приложения 4, которое представляет собой доклад «Территориальная схема обращения с отходами в Московской области. Сергиево-Посадский мусороперерабатывающий комплекс — катастрофа, которую нельзя допустить». В частности, там говорится, что, забирая у муниципалитетов возможность решать собственную проблему с отходами, а у бизнеса — находить выгодные решения этой проблемы и перетягивая все эти функции в область жестко централизованного управления, невозможно развивать ответственное отношение ни к отходам, ни к ресурсам. Выходит, ограничивая возможность получения выгоды от переработки вторсырья у уже имеющихся предприятий, государство может погубить зарождающуюся отрасль промышленности на корню. Отсутствие конкуренции за вторсырье приведет к потере его ценности.

Очевидно, требуется пересмотр территориальных схем по обращению с отходами с целью уменьшить объекты и сделать их муниципальными. Финансирование этой деятельности может осуществляться из нескольких источников. Во-первых, из средств экологического и утилизационного сборов внутри муниципалитета по договоренности с предприятиями. Во-вторых, можно использовать деньги федерального сбора, которые поступают от импортеров и производителей, на утилизацию товаров, потерявших потребительские свойства. Кроме того, есть сборы за негативное воздействие на окружающую среду, деньги населения, оплачивающего по тарифам вывоз мусора и средства от продажи вторичных ресурсов.

Профессиональное сообщество рекомендует власти наладить диалог с жителями, обеспечить систему общественного контроля по вопросу обращения с отходами, ввести меры по обеспечению личной ответственности чиновников за принятые решения, обеспечить максимальное сохранение пригодных для фермерства сельских территорий и обеспечить систему экологического мониторинга.

— В России начали действовать новые экологические требования по обращению с ТКО. Более 80 процентов субъектов перешли на новую модель управления. Выбран 241 региональный оператор на 262 зонах деятельности. Приступили к работе 196 регоператоров.

На ход реформы могут негативно повлиять следующие проблемы:

  1. необоснованный пересмотр регионами тарифов и нормативов накопления;
  2. перенос срока начала работы регоператора путем изменения соглашения между субъектом и компанией;
  3. отсутствие дифференцированного подхода при определении нормативов для жителей сельских территорий и мегаполисов;
  4. низкая собираемость платы за ТКО.

Замечу, у регионов есть возможность совместно с федеральным центром за счет конкретных мероприятий снизить плату граждан за ТКО. Что имеется в виду.

  1. Правительством РФ принято решение об освобождении регоператоров от НДС и налога на прибыль.
  2. Сохранены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду на уровне 2018 года.
  3. Определен порядок формирования и изменения перечня объектов размещения ТКО — так называемых санкционированных свалок.

Предварительные расчеты регионов показывают, что эти нормы позволят снизить тариф до 30 процентов от утвержденных на настоящее время значений.


Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Свежий номер «»

«Эковестник» №2 • 2021

Читать

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.