Правительству поручено до конца 2019 года создать единую государственную систему учета твердых коммунальных отходов
В этой связи правительству поручено до конца 2019 года создать единую государственную систему учета твердых коммунальных отходов, в которую будут интегрированы модели территориальных схем обращения и региональные сведения об обороте ТКО. Таким образом, в каждом регионе должна появиться система учета ТКО на основе информации весового контроля, поступающей в автоматическом режиме с объектов утилизации и размещения отходов, а также информации об их перемещении.
Еще в середине декабря на совещании, посвященном обращению с твердыми коммунальными отходами, Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев сообщил о планах по созданию публично-правовой компании по комплексному управлению системой обращения с ТКО.
— Такая структура должна заняться экспертизой и мониторингом территориальных схем обращения с отходами и привлечением частных инвесторов. Работу по расчистке свалок мы уже ведем, у нас есть экологический проект «Чистая страна». Наша цель — ликвидировать более 190 несанкционированных свалок, которые возникли в черте городов. Они все известны, все вызывают огромное раздражение, но хочу сказать также, что есть и успешные примеры рекультивации свалок — в Московской области, в некоторых других регионах. Так что на этот опыт нужно обратить внимание, — подчеркнул премьер-министр.
Можно предположить, что вопрос о «Российском экологическом операторе» был решен с учетом мнения экспертного сообщества, работавшего над докладом «Анализ эффективности мер по обеспечению переработки твердых коммунальных отходов и предложения по обеспечению учета мнения граждан Российской Федерации при строительстве объектов, используемых для переработки указанных отходов». Документ, подготовленный по поручению главы государства по результатам встречи с Советом при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека, был опубликован 25 января 2019 года на официальном сайте Общественной палаты РФ. В нем рассматриваются отдельно регуляторные меры, обеспечивающие современную переработку ТКО, начиная с территориальных схем обращения с отходами, и отдельно — финансовые меры, которые должны обеспечить современные способы переработки отходов.
Кроме того, документ содержит главу «Предложения по обеспечению учета мнения граждан при строительстве и эксплуатации объектов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов» и ряд приложений по ситуациям в конкретных районах.
Эксперты полагают, что на данный момент экономическое стимулирование отрасли обращения с отходами фактически не дает результатов. Так, практически не началось строительство новых объектов по обработке и утилизации, а там, где оно предполагается, зачастую не предусмотрены высокотехнологичные решения. Кроме того, отсутствуют меры по стимулированию спроса на продукцию из вторичных ресурсов и вовлечению их в хозяйственный оборот, средства от экологического сбора не направляются на эффективную утилизацию товаров, потерявших потребительские свойства. Ко всему прочему, не гармонизированы нормативные правовые акты, а межведомственная конкуренция между Минприроды, Минстроем и Минпромторгом мешает координации в области регулирования сферы обращения с отходами.
Относительно рекомендаций по решению мусорной задачи предложения экспертов сводятся к тому, что «сложившаяся ситуация требует взять все полномочия, а также исполнение функций по организации обращения с отходами и вторичными ресурсами на федеральный уровень. Для решения проблем переходного периода и дальнейшей стабильной работы отрасли обращения с отходами в качестве путей выхода из ситуации представляется целесообразным создать публично-правовую компанию — некоммерческую организацию, наделенную функциями и полномочиями публично-правового характера и осуществляющую свою деятельность в интересах государства и общества».
В докладе сказано, что по мере строительства инфраструктуры переработки отходов и вторичных ресурсов следует сделать захоронение отходов государственной функцией и передать ее публично-правовой компании. При этом необходимо будет максимально увеличить тариф на захоронение, плату за негативное воздействие на окружающую среду, ввести в нее коэффициент экологической напряженности, чтобы было выгоднее направлять отходы на переработку, а не на захоронение.
Одновременно эксперты предостерегают от монополизации мусорной отрасли, когда речь идет о конкретном районе. Этой теме посвящены заключительные страницы Приложения 4, которое представляет собой доклад «Территориальная схема обращения с отходами в Московской области. Сергиево-Посадский мусороперерабатывающий комплекс — катастрофа, которую нельзя допустить». В частности, там говорится, что, забирая у муниципалитетов возможность решать собственную проблему с отходами, а у бизнеса — находить выгодные решения этой проблемы и перетягивая все эти функции в область жестко централизованного управления, невозможно развивать ответственное отношение ни к отходам, ни к ресурсам. Выходит, ограничивая возможность получения выгоды от переработки вторсырья у уже имеющихся предприятий, государство может погубить зарождающуюся отрасль промышленности на корню. Отсутствие конкуренции за вторсырье приведет к потере его ценности.
Очевидно, требуется пересмотр территориальных схем по обращению с отходами с целью уменьшить объекты и сделать их муниципальными. Финансирование этой деятельности может осуществляться из нескольких источников. Во-первых, из средств экологического и утилизационного сборов внутри муниципалитета по договоренности с предприятиями. Во-вторых, можно использовать деньги федерального сбора, которые поступают от импортеров и производителей, на утилизацию товаров, потерявших потребительские свойства. Кроме того, есть сборы за негативное воздействие на окружающую среду, деньги населения, оплачивающего по тарифам вывоз мусора и средства от продажи вторичных ресурсов.
Профессиональное сообщество рекомендует власти наладить диалог с жителями, обеспечить систему общественного контроля по вопросу обращения с отходами, ввести меры по обеспечению личной ответственности чиновников за принятые решения, обеспечить максимальное сохранение пригодных для фермерства сельских территорий и обеспечить систему экологического мониторинга.
Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.
— В России начали действовать новые экологические требования по обращению с ТКО. Более 80 процентов субъектов перешли на новую модель управления. Выбран 241 региональный оператор на 262 зонах деятельности. Приступили к работе 196 регоператоров.
На ход реформы могут негативно повлиять следующие проблемы:
Замечу, у регионов есть возможность совместно с федеральным центром за счет конкретных мероприятий снизить плату граждан за ТКО. Что имеется в виду.
Предварительные расчеты регионов показывают, что эти нормы позволят снизить тариф до 30 процентов от утвержденных на настоящее время значений.