Профессиональное сообщество против законопроекта, подготовленного Минэкономразвития РФ
Охота на природу
Профессиональное сообщество против законопроекта, подготовленного Минэкономразвития РФ
В России могут сократить площади особо охраняемых природных территорий (ООПТ), к которым относятся заповедники, национальные парки, природные заказники. Из границ таких территорий Минэкономразвития предлагает исключить земли населенных пунктов, дороги, линии электропередачи и сельхозугодья. Экологи и представители ООПТ уверены: принятие документа в нынешней редакции нанесет непоправимый ущерб системе ООПТ в России.
В ноябре 2018 года на сайте Министерства экономического развития РФ для общественного обсуждения был опубликован проект закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в целях перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию)».
Согласно статье 57 органы исполнительной власти, осуществляющие управление ООПТ федерального или регионального значения, устанавливают границы указанных территорий и могут исключить из них земли, не подпадающие под природоохранную юрисдикцию. Имеются в виду участки, на которых уже расположены населенные пункты, линейные сооружения, производственные здания, объекты недропользования и другие сооружения, нахождение и эксплуатация которых в границах особо охраняемой территории не соответствуют целям ее создания. Кроме того, речь идет и о земельных участках, находившихся в составе ООПТ ранее, используемых сейчас для ведения сельского хозяйства. Наконец, в законопроекте сказано, что исключенные из состава лесничества (лесопарка) или ООПТ подлежат включению в состав зон сельскохозяйственного назначения.
— В представленной редакции законопроект несет серьезную угрозу уникальной системе особо охраняемых природных территорий России, которой в прошлом году исполнилось 100 лет, — говорит руководитель программы по особо охраняемым природным территориям отделения Гринпис в России Михаил Крейндлин.
Автор законопроекта — Минэкономразвития России — подготовил документ в соответствии с поручениями президента 2012 и 2014 годов. Напомним, глава государства просил разработать меры для перехода от системы деления земель на категории к территориальному зонированию, обратив внимание на защиту сельскохозяйственных угодий, земель в границах ООПТ и иных ценных земель.
Как пояснили в Минэкономразвития, разработка положений законопроекта, касающихся заповедных земель в России, ведется исходя из того, что в настоящее время в их границах находится немало объектов, которые не только не связаны с правовым режимом этих земель, но и противоречат ему (например, населенные пункты, магистральные трубопроводы и т. п.). Чиновники уверены, что жители таких населенных пунктов не имеют доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, хотя это гарантировано законами о местном самоуправлении и градостроительной деятельности, а также Конституцией РФ. По их мнению, правовой режим ООПТ не позволяет проводить реконструкцию и ремонт существующих на территории ООПТ магистральных объектов трубопроводного транспорта, даже если необходимость этих работ очевидна для безопасности объектов, населения и природы.
— В этой связи давно возник вопрос о сосуществовании данных объектов и режима ООПТ, который может быть разрешен в рамках указанного законопроекта. В целом законопроект требуется для исключения правовой неопределенности в определении правового режима земельного участка, — заявили в пресс-службе ведомства.
Защитников природы беспокоят несколько моментов. Так, согласно статье 57 с момента принятия этого ФЗ до 1 июля 2023 года органы исполнительной власти, управляющие ООПТ, должны установить их новые границы, исключив из них земли, занятые населенными пунктами, линейными сооружениями, производственными зданиями, объектами недропользования. Кроме того, планируется снова включить в состав зон сельскохозяйственного назначения земельные участки, ранее находившиеся в составе ООПТ, используемые сейчас для ведения сельского хозяйства.
В Приокско-Террасном государственном природном биосферном заповеднике имени Михаила Заблоцкого считают, что вступление закона в силу даст чиновникам право раздробить заповедник на несколько частей, ведь на территории ООПТ находятся деревни Родники и Данки, с севера может проходить магистраль, в центре проходят ЛЭП.
— Если такой законопроект будут реализовывать, от Приокско-Террасного биосферного заповедника ничего не останется. 20 процентов его территории занимают ЛЭП, дороги, их исключение является грубым вторжением в заповедную природу. Наш заповедник был основан в
Если же документ вступит в силу, с севера от заповедника можно будет строить магистраль, это нарушит его биоразнообразие: сегодня здесь насчитывается более 960 видов высших растений, 2 вида зубров, 139 видов птиц, 5 видов пресмыкающихся, 10 видов земноводных и 8 видов рыб.
Младший научный сотрудник Института водных проблем РАН, директор заказника «Журавлиная родина» Ольга Гринченко замечает: как представитель заказника она тесно контактирует с городской администрацией, благодаря чему территорию «Журавлиной родины» — места обитания серебристого журавля — не раз удавалось защитить от соседства с крупными стройками. Все бы ничего, но Талдомский район Московской области ликвидировали, он и государственный заказник «Журавлиная родина» вошли в состав городского округа Талдом, что означает корректировку генерального плана развития территории, на котором, вполне возможно, возникнут новые постройки.
В прошлой версии генплана на полном серьезе рядом с заказником был запланирован спортивный центр, располагался он в месте, где сейчас находится песчано-гравийный карьер, это в двух километрах от границы «Журавлиной родины» к западу. Собирались строить и 15 тысяч дачных участков, от которых шла бы прямая дорога на Москву по западному краю заказника через малопроходимые леса и болота Гослесфонда. Напротив биостанции, через дорогу, мог появиться супермаркет. По мнению Ольги Гринченко, никакое строительство рядом с «Журавлиной родиной» недопустимо, это чревато серьезными последствиями, потерей биологического и ландшафтного разнообразия всего комплекса ООПТ района, потерей охотресурсов.
— Любое строительство грозит нарушением гидрорежима, поскольку на территории района находятся истоки четырех рек, притоков Хотчи, которая является притоком Волги первого порядка. К тому же вмешательство в экосистему заказника грозит деградацией уникальных почв на карбонатной морене, изменением путей перелета птиц и коллапсом электроснабжения района, — заявила она.
Гринпис проанализировал последствия вступления в силу поправок в Земельный кодекс и привел примеры ООПТ, которые понесут наибольший ущерб. При этом пока неясны критерии, по которым власти будут определять объекты, не имеющие природоохранного значения. Непонятно также, какие земли сельскохозяйственного назначения должны исключаться из границ ООПТ и по какому принципу это должно происходить.
— Отсутствие указанных критериев означает необоснованно широкие пределы принятия решений чиновниками, что является коррупциогенным фактором, — подчеркивает Михаил Крейндлин.
Через многие ООПТ проходят ЛЭП и трубопроводы. Пока их функции и использование ограничены законодательством о нацпарках, то есть территории, которые они занимают, нельзя расширить или использовать для других целей. Но если поправки в Земельный кодекс будут приняты, из территории парков удалят и сами дороги, трубопроводы или ЛЭП, и зоны их охраны, то есть полосы шириной по 50 метров с каждой стороны. Кстати, в полосе отвода автодороги также допускается строительство АЗС, торговых центров, и администрации ООПТ уже не смогут никак влиять на этот процесс.
Гринпис приводит в пример национальный парк «Мещера» в Рязанской области: через всю его территорию проходят ЛЭП, а большую часть занимают земли сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов. Что произойдет с ООПТ, если из него исключить все населенные пункты, демонстрирует пример природного парка «Волго-Ахтубинская пойма» в Волгоградской области, входящего в международную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО. По сведениям Гринписа, региональные власти давно планируют исключить из состава природного парка около 17 тысяч уникальных водно-болотных угодий.
Отметим, что сейчас все объекты, расположенные на территории любого ООПТ, предварительно проходят процедуру государственной экологической экспертизы, в ходе которой граждане могут влиять на изменение плана строительства. Если населенные пункты вырежут из границ нацпарков, в них можно будет строить любой объект без экспертизы и общественных обсуждений.
— Соответственно, территории будут разрезаны этими дорогами, животные не смогут пересекать их или будут массово гибнуть под колесами. Единый природный комплекс парка превратится в отдельные небольшие островки, которые быстро утратят свою ценность, — заявили в нацпарке «Волго-Ахтубинская пойма».
Кроме того, новый законопроект позволил бы властям исключать из границ ООПТ объекты недропользования. Опасность заключается в том, что в российском законодательстве это понятие трактуется весьма широко: речь может идти и о лицензионных участках, и о месторождениях, на которых уже ведется разработка или геологоразведка. Под угрозой, по словам Михаила Крейндлина, оказалось пять заповедников («Большой Арктический», «Жигулевский» «Ненецкий», «Тунгусский», «Черные земли»), шесть национальных парков («Бузулукский бор», «Нечкинский», «Нижняя Кама», «Русская Арктика», «Самарская Лука», «Югыд ва») и шесть заказников федерального уровня («Васпухольский», «Верхне-Кондинский», «Елизаровский», «Самурский», «Сарпинский», «Харпинский»). Также законопроект угрожал целостности Быстринского природного парка, входящего в границы объекта всемирного наследия «Вулканы Камчатки», — власти Камчатского края неоднократно пытались разрешить добычу полезных ископаемых на его территории.
Документ Минэкономразвития нуждается в корректировке, говорят опрошенные эксперты, согласны с этим и в самом ведомстве, тем более что вынесенный на общественные обсуждения законопроект, по их словам, лишь промежуточный вариант будущего ФЗ, поскольку в настоящее время существует конфликт между нормами различных отраслей права — земельного, градостроительного, природоохранного.
В Госдуму проект закона пока не поступал, но в профильном комитете с ним уже ознакомились и подчеркивают, что «в таком виде поправки принимать ни в коем случае нельзя».
— Предлагаемая инициатива имеет огромное количество подводных камней. Прежде всего остается совершенно непонятной схема исключения земельных участков и населенных пунктов из границ ООПТ, по сути, она будет произвольной, без экологической экспертизы, без обсуждения, решения будут приниматься на уровне учреждений, осуществляющих управление ООПТ. Велика опасность давления со стороны всевозможных «заинтересантов», — считает глава Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов.
Между тем текст проекта документа активно корректируется. В конце прошлого года из него исключили норму, позволяющую вырезать из ООПТ объекты недропользования. Это, считают в экологическом сообществе, значительный успех, но линейные объекты и населенные пункты все еще должны быть исключены или изъяты для госнужд. При этом в предлагаемой редакции статьи 35 Земельного кодекса прямо написано, что заповедники, национальные и природные парки не могут находиться в границах населенных пунктов.
Вопрос о выводе территорий с населенными пунктами из состава ООПТ активно обсуждается в Минприроды. По словам заместителя директора Росзаповедцентра, подведомственного Минприроды РФ, Ольги Кревер, многие заповедные территории являются градообразующими и вывод земельных участков, занятых населенными пунктами, из состава ООПТ может привести к значительному сокращению общей площади ООПТ, что также представляет большую угрозу заповедной системе.
— Нужно исходить из особенностей режима ООПТ и функциональных зон национального парка, социально-экономической ситуации в регионе, планов развития населенных пунктов и возможности решать вопросы развития и сотрудничества без сокращения территории ООПТ, — заявила Ольга Кревер. — В отдельных случаях выведение населенных пунктов из состава ООПТ просто необходимо, например, в национальных парках «Самарская Лука» и «Русский Север». Возможно, как и в случае перевода заповедников в категорию национальных парков, следует составить «закрытый список», куда войдут территории, где в индивидуальном порядке населенные пункты будут выведены из состава ООПТ. Если у национальных парков есть своя позиция по данному вопросу, они должны представить ее в Минприроды России с описанием наиболее эффективного решения в конкретном случае, их мнение будет принято во внимание при выборе окончательного решения.
Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.
С чего начинались заповедники
На конец 2017 года на территории России действовало 103 государственных природных заповедника общей площадью свыше 27 миллионов гектаров (без учета акваторий). С тех пор создано более 13 тысяч особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения, общая площадь которых составляет 209,5 миллиона гектаров, или более 11% территории всей страны. Общая площадь ООПТ федерального значения составляет 63,3 миллиона гектаров.
Первый на территории России — Баргузинский заповедник — был основан 11 января 1917 года в Бурятии. В последующие годы были созданы Астраханский (1919), Ильменский (1920) и Кавказский (1924). Крупнейшими российскими заповедниками являются: Большой Арктический (более 41 тысячи км²), Командорский (более 36 тысячкм²) и «Остров Врангеля» (более 22 тысяч км²). Самыми небольшими являются: «Белогорье» (более 21 км²), Приокско-Террасный и «Галичья Гора» (оба менее 50 км²). Больше всего заповедников (по количеству) находится на территории Красноярского, Приморского и Хабаровского краев.
Большинство заповедников находятся в подчинении Минприроды, но некоторые — в ведении Российской академии наук (РАН) и других министерств: Дальневосточный морской (Институт биологии моря ДВО РАН), «Кедровая Падь» и Уссурийский (Биолого-почвенный институт ДВО РАН), Ильменский (УрО РАН), «Галичья Гора» (Воронежский государственный университет Министерства образования и науки РФ) и Восточно-Уральский (ПО «Маяк» Федерального агентства по атомной энергии).