Журнал «Эковестник», №1 • 2019 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Вадим Косьянов: «Экология — наука будущего»

Ректор МГРИ — об особенностях подготовки экологов широкого профиля

Не секрет, что от качества образования и уровня подготовленности специалистов, занимающихся проблемами экологии, рационального природопользования и техносферной безопасности, зависит очень многое, в том числе правильность и эффективность решений, принимаемых в природоохранной сфере. Сегодня студентов-экологов в Российской Федерации готовят около 170 вузов, из них 23 — в Московском регионе. Лидирующие позиции по направлениям экологического профиля среди учебных заведений региона занимает Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе (МГРИ), что подтверждается ростом числа студентов на экологическом факультете, высокими проходными баллами для его абитуриентов и стабильным трудоустройством выпускников . Об этом в интервью «Эковестнику» рассказал ректор МГРИ Вадим КОСЬЯНОВ.

— Вадим Александрович, в 2018 году МГРИ отметил столетний юбилей. Расскажите, чем сегодня живет возглавляемый вами университет? Какую роль он играет в формировании кадрового состава российских геологоразведчиков?

— Наш вуз готовит высокопрофессиональных специалистов добывающей и геологоразведочной отрасли, опираясь на единство системы университетского профессионального образования и научных исследований. В основе нашего образования — углубленное изучение фундаментальных дисциплин и практическая подготовка, ориентированная на самые передовые направления науки и технологий. Именно поэтому МГРИ является лидером российского геологического образования, крупнейшим центром научных разработок, который готовит высококлассных специалистов, обладающих всеми современными компетенциями, и тем самым помогает решать стратегические задачи укрепления минерально-сырьевой базы страны.

Лидирующее положение МГРИ по вкладу в развитие геологической отрасли в целом и рациональному недропользованию в частности предполагает необходимость:

  • занимать приоритетные позиции по обоснованию для внедрения в науку и практику ключевых профессиональных компетенций в сети образовательных и производственных партнеров;
  • являться агрегатором инновационных проектов для развития прорывных технологий и новых типов продуктов в области геологоразведки, горном деле и геоэкологии;
  • опираться на портфель конкурентоспособных сетевых образовательных программ по приоритетным направлениям подготовки кадров;
  • возрождать традиции российской геологоразведочной науки на базе высокого уровня образования, создавать комфортные условия обучения и работы студентов и преподавателей;
  • обеспечивать узнаваемость собственного бренда и имиджа в научной и медийной среде.

Эти задачи реализуются в образовательной, научной, воспитательной, кадрово-управленческой деятельности, молодежной политике университета, где ключевой является подготовка выпускников к инновационной деятельности в сфере геологоразведки и экологически обоснованного недропользования.

— Как бы вы оценили состояние минерально-сырьевой базы в России?

— Наша страна обладает огромными природными ресурсами, которые не только являются прочным фундаментом для устойчивого развития отечественной экономики, но и зачастую становятся важнейшими факторами для выстраивания международного сотрудничества. В недрах России сосредоточена четверть мировых запасов природного газа, шестая часть запасов нефти, треть запасов алмазов, пятая часть запасов угля и калийных солей. Российская Федерация занимает второе место по добыче нефти и газа, шестое — по добыче угля.

«Стратегическая цель развития МГРИ вытекает из майского указа Президента РФ 2018 года „О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года“, где определены приоритетные направления осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития страны, в том числе и в подготовке инновационных кадров. Поэтому я убежден, что наши выпускники всегда будут востребованы в отрасли».

В настоящее время крупнейшие отечественные добывающие компании обеспечены запасами в среднем на 20 лет. Анализ показывает, что до 2025 года они будут разрабатывать существующие и перспективные месторождения, однако после этого столкнутся с проблемой восполнения разведанных запасов. Часть проблем удастся решить ускоренным освоением Арктики, Каспийского и дальневосточных морей, территорий Западной и Восточной Сибири, а также применением современных методов извлечения полезных ископаемых на существующих месторождениях.

Согласно Энергетической стратегии России на период до 2030 года целевой уровень добычи нефти и газового конденсата к этому сроку должен составлять 530 миллионов тонн. Начиная с 2025 года для достижения озвученного правительством целевого уровня 500 миллионов тонн потенциала открытых месторождений окажется недостаточно. Поэтому ожидаемый в 2030–2035 годах разрыв можно будет преодолеть только при условии вовлечения в добычу новых, еще неразведанных месторождений. А значит, важнейшим фактором экономической безопасности для России становится кратное опережение прироста разведанных запасов по отношению к объемам добычи.

В ближайшие годы недропользование в нашей стране будет более сегментированным и проектным, что потребует дифференцированных подходов к поиску, разведке и разработке различных видов полезных ископаемых с соблюдением современных экологических требований. При этом необходимо учитывать прежде всего приоритетность работ по высоколиквидным на мировом рынке полезным ископаемым: нефти, природному газу, углю, благородным металлам и алмазам, редкоземельным, цветным и черным металлам. Также потребуется усилить работы по сохранению экологической среды в традиционных и новых перспективных районах. Важнейшая роль в сохранении экологии регионов будет принадлежать выпускникам МГРИ, причем специалистам всех направлений подготовки. Поэтому мы и уделяем много внимания вопросам экологии во всех образовательных программах.

— Давайте поговорим о качестве подготовки специалистов, которым предстоит работать в сфере недропользования. Есть ли какие-то явные пробелы в этом направлении?

— Считаю, сегодня необходимо сконцентрировать внимание на повышении качества образовательной деятельности, основываясь на принципах непрерывного профессионального образования в соответствии с перспективными инновационными, экологическими и экономическими требованиями в вопросах недропользования; на развитии целевых форм подготовки выпускников по договорам с предприятиями; на дополнительном профессиональном образовании и переподготовке, в том числе экспорте образовательных услуг.

«Минерально-сырьевой комплекс страны в основном был создан до начала 90-х годов прошлого века, и хотя он обладает высокой устойчивостью к выживанию в условиях западных санкций по сравнению с другими отраслями экономики, сегодня находится в серьезном кризисе. Выход есть — Россия нуждается в продуманной стратегии развития геологической отрасли, изучения и использования минерально-сырьевой базы, основанной на модели самообеспечения с необходимой долей экспорта и ограниченного импорта. Часть моментов стоит закрепить законодательно, например внесением ряда поправок в статью «О геологическом изучении недр» Федерального закона «О недрах».

Научно-инновационная деятельность нашего университета основывается на активизации научного потенциала, что способствует достижению международной и отраслевой конкурентоспособности проводимых исследований и разработок с позиций экономической и экологической обоснованности, обеспечению их эффективной коммерциализации и внедрению в производство через инжиниринговый центр.

Главными направлениями деятельности центра являются фундаментальные исследования и прикладные разработки в области прикладной геологии, техники и технологии геологической разведки, горном деле, экологии и рациональном природопользовании. Кроме того, он занимается вопросами экономики минерально-сырьевого комплекса. В скором времени на нашей базе будет сформирован отраслевой научно-инновационный центр, в котором вопросы экологии также не будут забыты.

— Как, на ваш взгляд, соотносятся необходимость обеспечения страны полезными ископаемыми и защита окружающей среды?

— Необходимость обеспечения минерально-сырьевыми ресурсами, к сожалению, приводит к ухудшению состояния окружающей природной среды, особенно это заметно в местах интенсивной добычи полезных ископаемых. Негативное воздействие на различные компоненты окружающей среды возможно как в ходе добычи, транспортировки и переработки твердых полезных ископаемых (загрязнение почв и деградация земель, загрязнение водных объектов, нарушение ландшафтов, потеря местообитания биологических видов и др.), так и в результате аварий при добыче и транспортировке нефти, а также на опасных производственных объектах предприятий угольной и горнорудной промышленности. Особый вклад в решение данных проблем вносят специалисты-экологи как на стадии проектирования, так и на стадиях разработки и рекультивации месторождений полезных ископаемых.

— Экологический факультет — самый молодой из факультетов МГРИ. Пользуются ли популярностью специальности, связанные с охраной окружающей среды в недропользовании?

— Официальный день рождения факультета — 9 июля 2009 года, однако подготовка специалистов в области экологии началась в МГРИ в 1993 году с открытия специализации «Геолого-промышленная экология», за которую отвечала кафедра безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды. В 1998 году на вновь созданной кафедре экологии и природопользования началась подготовка специалистов по направлению «Геоэкология», а с 2008 года на кафедре безопасности жизнедеятельности — специалистов по направлению «Инженерная защита окружающей среды».

Начиная с 2011 года в результате перехода на Болонскую систему высшего образования на факультете ведется подготовка студентов по направлениям «Экология и природопользование», профиль «Геоэкология» (бакалавры и магистры), «Техносферная безопасность» (бакалавры и магистры) и аспирантов по направлению подготовки «Науки о Земле» (направленность «Геоэкология»). Традиционно эти направления подготовки очень популярны и востребованы среди абитуриентов. В 2018 году по направлению бакалавриата «Экология и природопользование» конкурс составил 21 заявление на место, по направлению «Техносферная безопасность» — 19 заявлений на место. Это определило и достаточно высокий средний проходной балл — 68,8.

Необходимость в специалистах-экологах отмечается позитивной динамикой по числу студентов. Первый набор студентов-экологов в 1998 году составил всего 25 человек, в 2009 году после организации экологического факультета на нем числилось около 140 студентов. В 2018-м на экологическом факультете по очной, очно-заочной и заочной формам обучались более 500 человек.

Такая популярность экологических специальностей связана в том числе с планомерной профориентационной работой в школах и колледжах Московского региона. Эта работа направлена не только на подготовку школьников к поступлению в вуз, но и на формирование экологической культуры, воспитание экологически грамотных людей, популяризацию экологических знаний, а в конечном итоге на организацию процесса непрерывного экологического воспитания и образования.

— Вы упомянули о том, что на факультете осуществляется подготовка специалистов по двум основным направлениям. Расскажите о них подробнее.

— Первое направление — «Экология и природопользование». Современная экология — универсальная, бурно развивающаяся, комплексная наука, имеющая большое практическое значение для всех жителей нашей планеты. Это наука будущего, и, возможно, само существование человека будет зависеть от ее прогресса. В сложившихся условиях, я имею в виду увеличение численности населения Земли, варварское использование ее природных ресурсов, внедрение новых технологий, рост производства в энергетике, промышленности, антропогенное преобразование природной среды, не обойтись без специалистов, способных решать сложные экологические проблемы. Именно поэтому необходима система подготовки профессионалов нового поколения в области экологии и рационального природопользования.

Высшее профессиональное экологическое образование направлено на подготовку бакалавров по направлению «Экология и природопользование». Они занимаются вопросами охраны окружающей среды и рационального природопользования, такими как: экологическое обоснование и экспертиза проектов, экологическое право, оценка состояния природных ресурсов и экологический мониторинг, проблемы экологии городов, геохимия ландшафтов, оценка воздействия на окружающую природную среду, экологический маркетинг и менеджмент, экологический аудит, определение экономического ущерба от загрязнения окружающей среды.

Наши выпускники могут устроиться на работу в различные государственные и коммерческие организации, федеральные и региональные органы охраны природы и управления природопользованием, проектные и научно-исследовательские институты, изыскательские фирмы, компании, институты, занимающиеся научно-теоретическими исследованиями и практической деятельностью в области геоэкологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды. Многие организации с удовольствием принимают на работу выпускников экологического факультета МГРИ в связи с тем, что экологи являются специалистами широкого профиля, в совершенстве владеют современными теоретическими и практическими методами экологических полевых и лабораторных исследований, умеют использовать в практической деятельности новейшие геоинформационные системы, владеют компьютерными методами обработки полученной информации. В процессе обучения для студентов-экологов предусмотрены три учебные и одна предквалификационная практики, которые проводятся в Москве на природных объектах города, на промышленных объектах Белгородской области и в Крыму.

ev0119_65.png
На экологическом факультете МГРИ учатся студенты из России, Украины, Беларуси, Молдовы, Казахстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Никарагуа, Демократической Республики Конго и других государств. Иностранный контингент студентов составляет 10–11% от общего числа студентов факультета.

К примеру, в Крыму они выполняют экологическое обследование рек и прудов, изучают природно-техногенные процессы (оползни, обвалы, сели), знакомятся с карстовыми процессами в пещере Мраморная на Чатыр-Даге, изучают экологические проблемы полуострова, знакомятся с его историей и природой.

ev0119_66.png
За последние 2–3 года резко возросла популярность направления «Техносферная безопасность», а направление «Экология и природопользование» стабильно популярно на протяжении последних 20 лет.

Второе направление — «Техносферная безопасность». Специалисты, выбравшие его, следят за перспективами технологий защиты человека и природы от последствий промышленной деятельности. Управление техносферной безопасностью предполагает знание не только инструкций и правил по технике безопасности, но и экологического законодательства, мировых стандартов охраны окружающей среды. Постоянное усовершенствование природоохранной деятельности и организация этой работы на предприятиях — вот одна из основных задач инженеров-экологов. Они призваны отслеживать степень загрязнения окружающей среды предприятиями, несущими риски для сохранения природы. Кроме того, они должны контролировать процессы сертификации произведенной продукции с целью минимизации ущерба, наносимого природе деятельностью человека.

Помимо производственных предприятий специалисты в области техносферной безопасности трудятся в министерствах и ведомствах, административных подразделениях государственного и регионального масштабов, в проектных и научных организациях, занятых вопросами сохранения окружающей среды.

— На чем делается акцент при подготовке бакалавров и магистров на факультете?

— Прежде всего на востребованности тех или иных специалистов в области экологии и техносферной безопасности на рынке труда. Мы видим, что в настоящее время востребованы специалисты для проведения инженерно-экологических изысканий, оценки воздействия на окружающую среду, охраны труда и экологической безопасности, мониторинга состояния недр на объектах атомной энергетики. Таким образом, факультет ориентирован на дальнейшее трудоустройство выпускников в организации, занимающиеся инженерно-экологическими изысканиями, мониторингом окружающей среды и недр, а также геоэкологическими исследованиями. В связи с этим в учебном плане много дисциплин, связанных с практической деятельностью на производстве и инженерными изысканиями.

Магистерская программа ориентирована на геоэкологический профиль с приоритетом в области объектного экологического мониторинга, методики геоэкологических исследований, а также экологического воспитания, образования и устойчивого развития.

Что касается магистерской программы по техносферной безопасности, она ориентирована на подготовку магистров для нефтегазовой отрасли.

— Насколько нам известно, научная работа на экологическом факультете ведется по нескольким направлениям. Могли бы вы выделить главные?

— В числе наиболее значимых направлений, во-первых, методика определения природных рисков при проектировании новых и оценке существующих экологически опасных природно-техногенных систем (атомные электростанции, предприятия химической промышленности, полигоны захоронения отходов и т. д.). Направление реализовано для регионов Российской Федерации. Для Москвы подготовлен комплект карт по теме «Экологическая безопасность ЮЗАО города Москвы», проведены экологические исследования для поиска перспективных районов размещения объектов атомной энергетики Калининградской области, проведена оценка интегральных рисков экзогенных геологических процессов на территории Краснодарского края. Сформирован кадастр пунктов и площадок, перспективных для строительства АЭС на территории Российской Федерации. Проведена экспертиза строительства Южной водопроводной системы на территории Московской области, положенная в основу строительства этого объекта.

Во-вторых, по нескольким направлениям ведется разработка методологии урбанизации территорий в условиях перехода к устойчивому развитию. С участием сотрудников факультета составлен атлас геологических карт территории города Москвы и создана АИС как основа освоения подземного пространства столицы. Подготовлена стратегия рекультивации карьеров с целью захоронения ТБО (на примере Егановского и Чулковского), которая положена в основу стратегии управления отходами в Московской области. Проведена оценка экологического состояния ряда объектов природного комплекса Москвы, ставшая основой для создания на их базе особо охраняемых природных территорий.

В-третьих, на кафедре техносферной безопасности ведутся работы по исследованию остаточной газоносности угля. Установлено превалирующее содержание в остаточных газах пропана и бутана, представляющих ещё большую взрывоопасность по сравнению с метаном. Профессором кафедры В. С. Лебедевым была выдвинута гипотеза, что выделяемые из угля тяжелые углеводороды в процессе угледобычи могут играть роль пускового фактора в развитии процессов возгорания и взрывов в угольных шахтах.

Четвертое важное направление — разработка методики оценки качества образования в области устойчивого развития. Нами проведены сравнительные исследования эффективности различных моделей геоэкологического и географического образования на примере нескольких стран (Китай, Монголия, Украина, Россия), подготовлены рекомендации по совершенствованию подготовки обучающихся, включая использование современных технологий обучения.

И пятое приоритетное направление — природопользование и устойчивое развитие территорий. Разработана и апробирована методика оценки антропогенной трансформации ландшафтов на основе изучения этапов освоения территории во взаимосвязи с типами природопользования. Разработаны и внедрены в практику методы оценки эффективности функционального зонирования особо охраняемых природных территорий на основе изучения их биологического разнообразия, методы выбора ключевых участков как способ увеличения репрезентативности данных по биологическому разнообразию особо охраняемых природных территорий. Ведутся исследования по созданию моделей устойчивого функционирования территорий разного типа и ранга для целей управления развития, основанных на анализе требования ООН, системном изучении состояния конкретных территорий, анализе отечественных и зарубежных аналогов.

Первый выпуск студентов-экологов в МГРИ был осуществлен в 2003 году. За все время подготовки специалистов-экологов по специальностям «Геоэкология» и «Инженерная защита окружающей среды», бакалавров и магистров по направлениям «Экология и природопользование» и «Техносферная безопасность» МГРИ окончили более 400 экологов, из них около 80 человек — с красным дипломом. В юбилейном, 2018 году университет закончили один аспирант, 13 магистров и 65 бакалавров.

Выпускники факультета работают в различных регионах РФ и зарубежных странах, в таких крупных и известных государственных и коммерческих научно-производственных организациях и предприятиях, как: ПАО «Газпром», ФГБУ «Гидроспецгеология», АО «Институт Гидропроект», ГУП «Мосгоргеотрест», ФГБУН Институт геоэкологии им. Е. М. Сер­ге­ева РАН, GeologixGroup, ЗАО «Институт „Оргэнергострой“» (и других дочерних организациях Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»), АО «Мосводоканал», ООО «Газпром ПХГ». Часть выпускников, защитив кандидатские диссертации, занимается научной деятельностью.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Свежий номер «»

«Эковестник» №2 • 2021

Читать

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.