Журнал «Эковестник», №1 • 2019 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Экологический сбор: что делят Минфин и бизнес?

С момента введения института расширенной ответственности производителя (РОП), устанавливающего для производителей (импортеров) товаров и упаковки товаров обязанность самостоятельно обеспечить норматив утилизации таких товаров после утраты ими потребительских свойств или уплатить экологический сбор, споры между производителями, переработчиками и регулятором не утихают. Одни сомневаются в необходимости подобного механизма в целом и справедливости перечня подлежащих утилизации товаров и упаковки, другие говорят об изменении размеров нормативов утилизации, у третьих свои представления о ставке экологического сбора.

— По инициативе бизнес-сообщества, обратившегося к власти с просьбой навести порядок с фискальной и иной нагрузкой на бизнес для стабильности и предсказуемости взимания платежей, правительство поручило Министерству финансов РФ решить вопрос о возможности и целесообразности включения ряда квазиналоговых платежей в Налоговый кодекс РФ, — комментирует генеральный директор юридической компании «Дельфи», заместитель председателя Комитета «Деловой России» по природопользованию и экологии Наталья Беляева. — Поскольку за прошедшие три года в адрес Росприроднадзора РФ прозвучало немало обвинений в неэффективности администрирования экологического сбора, а риторика о торговле «актами утилизации» заполонила информационное пространство, предложение Минфина и экспертной группы при Правительстве РФ по квазиналоговым платежам о банальном сборе денег, а именно так выглядит законопроект, было ожидаемым. Несмотря на заверения Минфина о том, что никто не собирается предпринимать поспешных решений и диалог с бизнесом в целях выработки консолидированной позиции будет продолжаться, весь процесс работы экспертной группы при Правительстве РФ направлен не на обсуждение необходимости замены экологического сбора фискальным, по сути, платежом, а на механизм расчета платежа, администрирование которого подлежит безапелляционной передаче в ФНС России. При этом работа экспертной группы, невзирая на то что в нее входят представители основных общественных деловых объединений (РСПП, «ОПОРА РОССИИ», «Деловая Россия»), напоминает сепаратные переговоры, когда публично озвученные намерения власти не спешить с принятием решений по вопросу неналоговых платежей, фактически не имеют с указанными намерениями ничего общего.

Глава «Дельфи» уверена: для достижения успеха, управления изменениями без деструктивных конфликтов, принятия результативных решений и их последующего эффективного внедрения важны взаимное доверие и уважение, сотрудничество и содействие. Если стороны доверяют и уважают друг друга, взаимодействуя как команда, то смогут выстроить совместный процесс принятия решения в целях достижения общего видения. Следовательно, принятие решения по вопросу, только кажущемуся лежащим в плоскости финансов, специалистами в области экономики и налогов, которые при этом игнорируют замечания и предложения от окружающих, не может вызывать доверия. Как следствие, такое решение не будет результативным.

«Иногда самые лучшие сделки — те, от которых ты отказался».

Брайан Трейси, мировой эксперт в области психологии успеха

— Внося в Налоговый кодекс РФ экологический сбор, Правительству РФ, в частности, следует помнить, что сбор — это плата за совершение юридически значимых действий, а в случае с экологическим сбором — плата за утилизацию товаров (упаковки), — поясняет Наталья Беляева. — То есть государству придется обеспечить за полученные денежные средства утилизацию тех товаров (упаковки), за которые их производители (импортеры) заплатили. Сможет ли оно организовать такую утилизацию, если уже сейчас перечеркивает веру бизнеса, вложившего средства в создание объектов инфраструктуры по утилизации, наладившего процессы сбора отходов, возвращение которых в производственный цикл является одним из основных направлений государственной политики в области обращения с отходами?

Волнения бизнес-сообщества вполне обоснованны, ведь экологический сбор со всеми прописанными механизмами экономического стимулирования развития отрасли по переработке отходов, ради которой, собственно, и вводился институт РОП, попросту меняется на фискальный платеж. В подтверждение этого тезиса Беляева представила анализ изменений в положения законопроекта № 02/04/10-18/00084496 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

— Законопроект Минфина России еще сырой, принятие такого документа неприемлемо, — уверена глава юридической компании «Дельфи». — На мой взгляд, необходимо совершенствовать ответственность за неисполнение действующих норм, а не вводить обязательный сбор, противоречащий принципу фискальной нейтральности. Это создает новые административные барьеры для развития отрасли и вовлечения отходов как вторичных ресурсов в хозяйственный оборот. Так, может быть, все-таки стоит не игнорировать протесты бизнеса, а прислушаться к нему и отказаться от нерабочей идеи трансформации экологического сбора в налоговые платежи?

Что изменилось?

Сейчас: Закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

Предлагается: Глава 25.6 «Утилизационный сбор» НК РФ

Субъекты РОП (п. 1 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ)

  1. В связи с тем, что определение плательщика не содержит никаких исключений (в отличие от Закона 89-ФЗ, где указанные лица были обозначены лишь как попадающие под регулирование, т. н. субъекты РОП), то, таким образом, утрачивается право на самостоятельную утилизацию отходов субъектами РОП, равно как и сам механизм РОП.
  2. В главе 25.6 НК РФ речь идет о произведенных и/или реализованных товарах/упаковки, в то время как Закон № 89-ФЗ устанавливает ограничение для регулирования — первичной реализацией товаров/упаковки. Таким образом, НК РФ дает возможность требовать уплаты сбора с каждой реализации, что недопустимо

Плательщики утилизационного сбора (ст. 333.66 НК РФ)

Объекты РОП
(пп. 2, 3 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ)

  1. Появилась новая категория объекта регулирования — упаковка товара для товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению. Вероятно, она избыточна, т. к. понятие упаковки товаров более широкое, чем это. Кроме того, нигде в главе 25.6 НК РФ нет более упоминания о такой категории объектов регулирования (ни ставок, ни нормативов, ни порядка и сроков уплаты сбора).
  2. Понятие группы товаров избыточно, т. к. под регулирование попадает любой товар из группы.
  3. Неясно, что имеется в виду под классификацией товаров/упаковки, т. к. Правительство РФ в настоящее время устанавливает перечень.
  4. Перечень объектов не дает возможности исключить из регулирования те объекты, утилизацию которых в настоящее время субъекты РОП вправе обеспечивать самостоятельно, не оплачивая средствами экологического сбора

Объект обложения сбором (п. 1 ст. 333.67 НК РФ)

Не являются объектами РОП (п. 1.3 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ)

В предложенной редакции НК РФ срок оплаты сбора (оплата для импортеров установлена сразу на границе при ввозе в страну даже без подтверждения ее реализации, что противоречит смыслу положений главы 25.6 НК РФ) не дает возможности воспользоваться установленным исключением. Механизмов возврата уплаченных средств сбора в случае реимпорта ввезенных товаров/упаковки, равно как и права на возврат этих средств, главой 25.6 НК РФ не предусмотрено

Не признается объектом обложения сбором (п. 2 ст. 333.67 НК РФ)

Ставки сбора (п. 5 ст. 24.5 Закона № 89-ФЗ)

В новой редакции уходит изначальный смысл определения ставки экологического сбора как формируемой на основе средних сумм затрат на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию единичного изделия или единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства. Таким образом (вероятно), предлагается зафиксировать стабильную величину взимаемого сбора

Ставки сбора (п. 1 ст. 333.68 НК РФ)

Порядок исчисления и уплаты сбора

(пп. 6–8 ст. 24.5 Закона № 89-ФЗ)

Сумма сбора новыми правилами определяется как произведение ставки сбора и массы товара (или количества единиц товара) и норматива утилизации, установленного на год исчисляемого сбора.

Из определения порядка исчисления сбора следует, что только два параметра могут быть изменены:

  • объект обложения сбора (могут быть выбраны разные величины: либо масса товара, либо его количество (в единицах); при этом не указаны случаи, в которых можно дифференцировать выбор массы или единицы товара;
  • норматив утилизации

Порядок исчисления и уплаты сбора (п. 1 ст. 333.69 НК РФ)

Норматив утилизации
(пп. 1, 11, 12 ст. 24.2 Закона № 89-ФЗ)

Несмотря на то что порядок исчисления и уплаты сбора содержит указание на то, что норматив определяется оплачиваемым периодом, фактически новые правила закрепляют его только для периода 2018–2020 гг. Указания на то, что норматив подлежит пересмотру, в предлагаемой редакции НК РФ нет (ранее было указание на пересмотр раз в три года).

В новой редакции утрачивается изначальный смысл норматива утилизации, который должен пересматриваться раз в три года с учетом экономических условий, потенциальной опасности отходов для здоровья человека и окружающей среды, а также технологической возможности их утилизации. Это прямо противоречит как основным направлениям государственной политики о максимальном вовлечении отходов в переработку, а также о запрете захоронения отходов, содержащих полезные компоненты, подлежащие утилизации, среди которых есть все товары/упаковка, попадающие под расширенную ответственность производителя/импортера.

Таким образом, норматив утилизации перестает быть стимулом развития отрасли переработки, превращаясь в элемент формулы расчета суммы сбора, при этом очевидно меняющийся. Но вот принципа, по которому этот норматив может изменяться, НК РФ в предложенной редакции не содержит, равно как и не содержит определения понятия норматива утилизации

Норматив утилизации (п. 2 ст. 333.69 НК РФ)

Порядок и сроки уплаты сбора (п. 8 ст. 24.5 Закона № 89-ФЗ, пп. 4, 4 (1) постановления Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073)

По новым правилам:

  • производители товаров/упаковки уплачивают сбор по месту нахождения организации / месту жительства ИП;
  • импортеры товаров/упаковки уплачивают сбор при ввозе на территорию РФ.

Таким образом, существенно меняются сроки уплаты сбора для импортеров, которые будут вынуждены оплатить сбор при пересечении границы РФ, противореча смыслу главы 25.6 НК РФ в предложенной редакции, согласно которой объектом обложения сбором являются реализованные в РФ товары /упаковка товаров.

Вопрос, как уплачивается сбор субъектами РОП, являющимися одновременно производителями и импортерами, новыми правилами не урегулирован.

Новыми правилами установлено, что импортеры товаров уплачивают сбор при ввозе на территорию РФ, одновременно п. 4 предлагаемой статьи 333.70 НК РФ устанавливает срок для уплаты сбора в отношении товаров/упаковки, произведенных и (или) реализованных на территории Российской Федерации, до 15 апреля года, следующего за годом исчисления сбора. Сроков для уплаты сбора в отношении упаковки для товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, не установлено

Порядок и сроки уплаты сбора
(пп. 1, 2, 4
ст. 333.70 НК РФ)

Ответственность
за неуплату сбора

(законопроект № 602508-7)

Ответственность за несвоевременное предоставление отчетности или предоставление недостоверных сведений в отчетности, равно как неуплата или неполная уплата или уплата с нарушением срока в настоящее время не установлена действующим законодательством, однако эффективность администрирования сбора заключается не столько в наказании за неисполнение обязанностей, сколько в идентификации субъектов РОП, поскольку единственным в настоящее время механизмом, который позволяет выявлять субъектов РОП, является ввоз товаров в РФ. Производство товаров /упаковки товаров на территории РФ в настоящее время никаким образом не фиксируется

Ответственность за неуплату сбора (п. 4 ст. 3 проекта ФЗ РФ о внесении изменений в НК РФ)

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Свежий номер «»

«Эковестник» №2 • 2021

Читать

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.