Журнал «Эковестник», №1 • 2019 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Отложенный эффект: экономика минус экология

Главной идеологией Европейского союза в настоящее время является циркулярная экономика, предполагающая буквально безотходный круговорот всех ресурсов и максимально чистые воздух, землю и воду. Безусловно, это идеальная цель, но к ней уже стремятся все страны.

Главной идеологией Европейского союза в настоящее время является циркулярная экономика, предполагающая буквально безотходный круговорот всех ресурсов и максимально чистые воздух, землю и воду. Безусловно, это идеальная цель, но к ней уже стремятся все страны.

Об этом рассказал представитель известной зарубежной компании, которая внедряет экологически чистые технологии по переработке бытовых отходов в топливо для электростанций. Признаюсь, в разговоре я была искренне удивлена его реакцией на мой интерес о том, как за рубежом работают вредные предприятия. По словам собеседника, вредные производства в Европе в принципе невозможно построить: если производство потенциально сопровождается негативным влиянием на экологию, то уже на этапе проектирования составляются целые перечни очистительных направлений, иначе этому производству не суждено получить инвестиции ЕС и оно не будет запущено.

Эти рассуждения специалиста заставили меня обратиться к истории развития мировой промышленной индустрии, ее влияния на окружающую среду и проследить борьбу властей с последствиями действий тех, кто руководствовался исключительно экономическими, а не экологическими мотивами ведения бизнеса.

Накопленный вред с последствиями

Степень того, насколько производство может быть вредным, зависит не только от самого предприятия, но и от руководства страны или отдельно взятого региона, которые в стратегиях развития предусматривают мероприятия по охране окружающей среды и готовности финансировать эти направления.

Все промышленные революции, пережитые человечеством, независимо от роста благосостояния людей влекли за собой загрязнение окружающей среды. В некоторых экономически развитых странах качество воздуха и воды в ходе эволюционного развития становилось даже опасным для здоровья.

По информации международного экологического объединения Bellona, еще в 1960-е годы в одну из крупнейших рек Европы — Рейн — сливался такой объем отходов предприятий угольной, сталелитейной, химической, автомобильной промышленности, расположенных на берегах, а также канализационные стоки прилегающих городов, что погибала рыба, а пробы воды показывали отсутствие кислорода на протяжении десятков километров реки.

Ограничение сбросов правительство инициировало лишь после катастрофы 1986 года, когда в результате аварии на химическом предприятии в Базеле, в Швейцарии, в реку попало столько химикатов, что людям, живущим рядом, рекомендовали несколько дней не выходить из дома. Почти через год власти приняли закон о спасении Рейна: все страны, расположенные на берегах реки должны были сделать все возможное не просто для очистки реки, а для того, чтобы туда вернулся лосось, очень чувствительная к загрязнению рыба. К слову, лосось вернулся в реку на два года раньше срока.

Аналогичная ситуация была в Великобритании в 1952 году. Массовое использование угля в домохозяйствах и дизельного топлива в транспорте вызвали сильнейший смог над Лондоном, который стоял на протяжении пяти дней и привел к смерти от удушья и респираторных заболеваний 12 тысяч человек. Эта трагедия стала для властей сигналом для принятия нового экологического законодательства, согласно которому все электростанции Британии вынесли за границы городов, печи начали топить более чистым углем, газом и электричеством, в городах же были ограничены территории, где запрещено сжигание любого сажесодержащего топлива.

Война с выбросами

В 1972 году в ФРГ принят закон об удалении отходов, а в 1974 году — закон об охране окружающей среды от экологически вредных выбросов. В Нидерландах впервые начали следить за сбросами предприятий еще в конце XIX века (закон о фабриках 1875 года, закон о зловредности 1896 года). Япония приняла комплексный закон о контроле загрязнения окружающей среды в 1967 году. В результате количество вредных выбросов существенно сократилось.

Однако в 2000-х в рамках очередной промышленной революции, освоения новейших цифровых технологий, внедрения робототехники и искусственного интеллекта стало очевидно, что промышленные гиганты с их растущими вредными выбросами влияют уже на весь остальной мир, ввиду чего эта тема стала поводом для формирования единого законодательства, регулирующего вредное воздействие промышленности на экологию.

Статистика демонстрирует, что с 2007 года Китай обошел США по объему выбросов парниковых газов, в 2014 году на долю Китая приходилось 27% мировых выбросов. Есть информация, что ежегодно около 1,2 миллиона ранних смертей в Китае спровоцированы крайне низким качеством воздуха.

По сведениям официальных источников Китая, 60% грунтовых вод и 16% почв в стране сильно загрязнены (20% сельскохозяйственных земель). Развитая угольная промышленность и сильное скопление автомобилей в городах привели к тому, что средняя концентрация твердых частиц в воздухе Китая в пять раз превышает рекомендованный ВОЗ уровень, а в январе 2013 года концентрация твердых частиц в Пекине превысила рекомендованный ВОЗ уровень в 35 раз.

После выступлений экологов и двухгодичного обсуждения внутри правительства Китая, в 2014 году была принята новая версия закона об окружающей среде, премьер-министр Ли Кэцян объявил войну выбросам. Новый закон полностью изменил подход к охране окружающей среды — отныне стимулирование экономического развития должно было сопровождаться постоянным повышением экологических показателей. С 2014 года правительство Поднебесной обязало около 15 тысяч предприятий, включая государственные, отчитываться в виде открытых данных о воздействии на окружающую среду.

Закон также ужесточил ответственность за нарушение экологии, а именно был отменен прежний максимум штрафа и введена уголовная ответственность чиновников за сокрытие нарушений.

Кроме того, в конце 2015 года правительство ввело трехлетний мораторий на разработку новых угольных месторождений и запланировало закрытие тысячи небольших месторождений, тем самым рассчитывая сократить выработку угля на один миллиард тонн в год. Было приостановлено строительство новых нефтеперерабатывающих, сталелитейных, цементных заводов и тепловых электростанций; закрыты любые сильно загрязняющие водные ресурсы заводы.

Тогда же в стране была введена система градации степени загрязненности воздуха. Оранжевый сигнал означает высокую степень загрязненности производства и предусматривает временное прекращение работы предприятия. При наивысшей степени (красный сигнал) вводятся ограничения на перемещение транспортных средств. Пока рано подводить итоги, но уже известно, что средняя концентрация твердых частиц в атмосфере Китая в 2015 году снизилась по сравнению с предыдущим годом на 10%.

Инвестиции в чистую энергию

Несмотря на то что Китай остается крупнейшим в мире производителем парниковых газов, страна решила ребалансировать энергетику и начала использовать чистую энергию. В 2017 году власти Поднебесной инвестировали в возобновляемые источники энергии 279,8 миллиарда долларов (примерно половина всего мирового финансирования ВИЭ). Об этом сообщается в докладе, опубликованном Bloomberg New Energy Finance и Центром финансирования устойчивой энергетики под управлением Программы ООН по окружающей среде и Frankfurt School of Finance and Management.

Инвестиции Китая в ВИЭ, исключая крупные гидроэнергетические проекты, выросли на 30% по сравнению с 2016 годом и стали на треть больше, чем в США. При этом две третьих общих инвестиций Китая в чистую энергетику было сделано в сектор солнечной энергии, что прибавило 53 гигаватта мощности — объем, способный обеспечить более 38 миллионов домов. Финансирование ветропроектов составило почти треть инвестиций Китая.

Приоритеты обозначены

Европейские государства нацелились на совместную охрану окружающей среды еще в конце 1990-х годов. Принятый в 1997 году Киотский протокол (международное соглашение, дополнительный документ к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (1992), принятое в Киото (Япония) в декабре 1997 года) обязал развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов. В 2015 году эти инициативы были продолжены и расширены: страны, входящие в число прежних подписантов Киотского протокола, и новые участники нацелились на то, чтобы к 2020 году сократить количество углекислого газа в атмосфере. Один из способов — использование возобновляемых источников энергии.

Как сообщили Euronews, в сентябре 2018 года Европейская комиссия одобрила пакет финансирования отрасли в размере 3,5 миллиарда евро. Эти деньги будут потрачены на создание офшорных ветрогенераторов в Северном море, у бельгийского побережья. Таким образом, Бельгия пытается повысить свой статус в качестве страны — производителя «чистой энергии». В то же время бельгийцы, как и их соседи из Германии, ищут пути отказа от ядерной зависимости. Цель — достигнуть отметки в 13% потребления из ВЭИ.

Китай активно использует ВИЭ не только в качестве источников энергии, но и как способ борьбы с загрязнением воздуха. Став крупнейшим в мире производителем солнечной энергии в 2016 году, страна увеличила свои фотоэлектрические мощности до 78 гигаватт, и даже некоторые неработающие угольные шахты Китай превратил в плавучие солнечные фермы. Таким образом, около 20% потребляемой энергии в Китае производят ВИЭ.

США по-своему отнеслись к инициативам Евросоюза. Парижское соглашение было принято в декабре 2015 года, а спустя два года президент США Дональд Трамп заявил о выходе страны из этого соглашения к 2020 году. Но, несмотря на это, власти Калифорнии намерены по-прежнему придерживаться заявленных в этом документе целей. Более того, они готовы полностью перейти на чистую энергию к 2045 году. Соответствующий закон, сообщили ВВС, подписал губернатор штата Джерри Браун.

ev0119_80.png
По словам калифорнийского сенатора Кевина де Леона, предложившего столь амбициозную цель, «закон направит жесткое и прямое обращение Вашингтону и остальному миру о необходимости сократить уровень загрязняющих веществ, которые влияют на наших детей и всю планету». «Независимо от того, нравится это президенту США Дональду Трампу или нет, Калифорния является мировым лидером в области возобновляемых источников энергии», — заявил сенатор.

По плану к 2030 году чистая энергия должна обеспечивать 60% потребностей штата, к 2045 году — 100%, при этом 60% должно приходиться на солнечную, ветряную, геотермальную и маломасштабную гидроэнергетику, а оставшиеся 40% — вырабатываться при помощи АЭС, крупных ГЭС и установок, использующих природный газ, но не выпускающих в атмосферу СО2.

Экологическое законодательство США и в прежние годы подвергалось трансформации. Например, осуществление представленного в 2013 году правительством США плана «Чистая энергия», по которому к 2030 году США должны снизить объемы выбросов парниковых газов на 32% к уровню 2005 года, было приостановлено Верховным судом США. План должен был установить ограничения по объему выбросов парниковых газов в атмосферу для электростанций, работающих на угле (1305 фунтов/МВт) и природном газе (771 фунт/МВт), а также включал другие меры по снижению загрязняющих выбросов в атмосферу, что должно было привести к улучшению качества воздуха в городах и снижению количества смертей и респираторных заболеваний. Против принятия плана активно выступали представители компаний угольной промышленности и штатов, в которых угольная отрасль наиболее развита.

Торговля промышленными стоками

Для одних стран серьезной проблемой является загрязненность воздуха, у других гораздо большее беспокойство вызывает плохое качество воды. Индия, пожалуй, наиболее подверженная таким негативным явлениям страна. По информации Bellona со ссылкой на организацию WatеrAid, 80% водных массивов Индии загрязнены. За последние несколько лет количество рек, признанных загрязненными, увеличилось больше чем в два раза — со 121 до 275. Причины — неочищенные канализационные стоки и сбросы кожевенных и текстильных производств. Известно, что только на Ганге работают 764 предприятия, сбрасывающие ежедневно 501 миллион литров отходов в день в реку и ее притоки.

Правительство Индии пытается разработать и принять действенные меры для снижения уровня загрязненности. В настоящее время предприятиям предписано установить автоматизированную систему учета выбросов, и большая часть компаний последовала этому указу: по данным января 2016 года, это сделали 514 предприятий из 761. Остальные сыграли против себя — Министерство окружающей среды приостановило их деятельность.

Уже нескольких лет в Индии идет разработка масштабного проекта по внедрению системы нулевых жидких стоков (Zеro Liquid Dischargе). Эта система предполагает полный цикл их очистки, в результате которого из загрязненной воды максимально извлекаются все компоненты, которые можно далее использовать в производстве, а воду можно очистить до безопасных характеристик. Отходы от этого минимальны, они преобразуются в твердый остаток, за счет чего многократно уменьшается объем выбросов, а объем жидких отходов снижается до нуля. Правительство Индии готовит несколько пилотных проектов на предприятиях, расположенных в бассейне реки Ганг. Предполагается, что проекты затронут текстильные, кожевенные, фармацевтические и химические производства.

Помимо этого, власти Индии совместно с Массачусетским технологическим институтом (США) разрабатывают схему торговли промышленными стоками. Пробный проект запустят в штате Гуджарат, одном из самых промышленно-развитых индийских штатов. Предполагается, что каждому из 110 производств, использующих общее очистное сооружение, будет выдано разрешение на выброс определенного количества стоков. Предприятия смогут торговать разрешениями между собой. Главное — уменьшить общий сброс сточных вод, а не устанавливать единые лимиты для всех. Внедрение такого рыночного механизма позволит предприятиям самостоятельно выбрать наиболее дешевые и эффективные способы снижения выбросов.

Уменьшая выбросы, Индия обеспечивает и развитие ВИЭ. Для уменьшения выбросов парниковых газов от сжигания угля, доля которого в энергобалансе Индии составляет около 70%, в 2015 году был удвоен специальный налог на использование угля (со 100 рупий (1,6 доллара США) до 200 рупий (3,2 доллара США) на один кубический метр угля). Эти налоги аккумулируются в специальном государственном фонде и являются потенциально прямыми инвестициями в солнечные электростанции.

Бороться за экологию, насильственно закрывать производственные предприятия, наносящие вред окружающей среде, целенаправленно пропагандировать экологически чистые направления деятельности или готовить жителям Земли убежища на других планетах — какой из этих путей выбирать государствам, политикам, бизнесу и общественности, они решат сами. Главное, в стремлении повысить экономический уровень страны, достичь роста производства и благосостояния граждан руководители государств должны помнить и о том, что любая самая развитая экономика может быть разрушена экологической катастрофой, истоки которой, возможно, будут иметь отложенный эффект в перспективе, но заметить их можно уже сейчас.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Свежий номер «»

«Эковестник» №3 • 2019

Читать Подписка

Обучение

Всегда рассматриваются актуальные темы. Отмечается высокий профессионализм лекторов и сотрудников.
Начальник бюджетного департамента Министерства финансов Астраханской области Моисеева О.А.

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.