В современном мире постепенно возрастает понимание глобальной экологической взаимозависимости, а также осознание того, что такие негативные последствия, как, например, глобальное потепление, способны стать угрозой общепланетарного масштаба. В странах Латинской Америки к угрозам, связанным с изменением климата, традиционно относятся с большим вниманием. Среди стран региона передовые позиции в области защиты окружающей среды занимает Республика Чили. Эта страна ввиду своего географического положения крайне подвержена различным природным катастрофам, прежде всего землетрясениям, лесным пожарам и цунами, количество которых с каждым годом возрастает. Кроме того, угрозы, связанные с вырубкой лесов, загрязнением воздуха, эрозией почв и нехваткой воды, заставляют чилийское руководство акцентировать внимание на проблематике защиты окружающей среды. То, что борьба с изменением климата является одним из приоритетных направлений политики Чили, подтверждается количеством и масштабом преобразований, предложенных правительством в этой области.
Базовым документом при реализации экологической политики страны является Национальный план по противодействию изменениям климата на период
Одним из центральных звеньев плана стал комплекс мер по снижению уровня загрязнения воздуха прежде всего в столице страны, предусматривающий
Большое внимание в документе уделено внедрению современных экологических стандартов при строительстве, совершенствованию практики проектирования и возведения мостов, автострад, жилых и промышленных зданий и сооружений. Предусмотрены шаги, направленные на увеличение доли возобновляемых источников энергии, повышение энергоэффективности и расширение применения передовых энергетических технологий, включая технологии использования ископаемых видов топлива.
Планируется реформирование и укрепление сети метеорологических мониторинговых станций на всей территории страны, что позволит своевременно обнаруживать потенциальные угрозы, оценивать их воздействие на окружающую среду и здоровье людей.В дополнение к Национальному плану действий по противодействию изменению климата принято 14 региональных планов.
Чили имеет репутацию передовой страны в области сохранения и защиты окружающей среды. Ее руководство стремится сохранить природные богатства, увеличить площади природоохранных территорий, развивать экологический туризм.
Знаковым событием стало подписание в 2017 году закона о создании сети парков Патагонии, что позволило увеличить площадь охраняемых государством земель со статусом заповедника до 4,5 миллиона гектаров (эквивалентно 21,2% территории страны). Для сравнения: территория Швейцарии составляет всего лишь 4,2 миллиона гектаров. В рамках практической реализации этого проекта созданы три новых национальных парка — Pumalín, Melimoyu и Patagonia, значительно расширены три существовавших парка — Hornopirén, Corcovado и Isla Magdalena, реорганизованы две природоохранные территории — Reserva Nacional Alacalufes и Reserva Nacional Cerro Castillo, получившие статус национальных парков. Таким образом, удастся сохранить не только отдельные виды растений и животных, относящихся к категории редких и находящихся под угрозой исчезновения, но и уникальные экосистемы, сформировавшиеся на территории Патагонии.
Примечательно, что упомянутая инициатива была широко признана в мире не только как «зеленый проект», но и как туристическое направление: в 2017 году ряд авторитетных изданий, в том числе газета New York Times, включили сеть парков в ежегодные списки лучших мест для посещения на планете. По данным чилийских властей, каждый год более 100 тысяч туристов приезжают в Патагонию, что делает ее наряду с пустыней Атакама наиболее посещаемым у иностранных туристов регионом страны.
Отдельного упоминания заслуживает деятельность Чили по защите Мирового океана. По словам бывшего министра иностранных дел страны Эральдо Муньоса, главные вызовы, с которыми сталкивается человечество в данной сфере, — закисление океана, загрязнение пластиком, нерегулируемый законом рыбный промысел. Для борьбы с ними правительство считает важным уделять повышенное внимание участкам океана, находящимся в суверенной юрисдикции. Самым эффективным методом их защиты, убеждены в Сантьяго, является создание морских охраняемых районов (МОР), которые позволяют не только сохранять биоразнообразие, но и проводить научные исследования.
В пределах таких районов проведение конкретных видов деятельности либо ограничивается, либо запрещается для того, чтобы достичь определенных целей, направленных на сохранение, защиту и мониторинг морских экосистем, а также управление промыслом. При этом в МОР необязательно исключается проведение промысла, исследований или других видов деятельности человека; наоборот, чаще всего они представляют собой районы многоцелевого назначения. Ученые могут использовать такие районы для изучения относительного воздействия промысла и других факторов, влияющих на общее состояние и здоровье морских экосистем, в том числе последствий изменения климата.
За последние три года в территориальных водах Чили учреждено четыре новых МОР (вокруг архипелагов Хуан-Фернандес и мыса Горн, острова Пасхи, а также природного парка Наска-Десвентурадас). Примечательно, что созданная вокруг острова Пасхи охраняемая зона площадью 720 тысяч квадратных километров стала не только самой большой в Латинской Америке, но и одной из крупнейших в мире. Общая площадь чилийских МОР превышает один миллион квадратных километров, что является пятым показателем в мире после США, Австралии, Новой Зеландии и Новой Каледонии. Таким образом, площадь морских охраняемых районов в Чили составляет уже 46% исключительной экономической зоны страны (до 2014 года этот показатель был равен 15%).
Рассматривая чилийскую экологическую политику, стоит отметить значительные успехи, достигнутые в области использования альтернативной энергетики. Чили обладает неисчерпаемыми источниками энергии ветра, воды, солнечной и геотермальной энергии, которые активно используются на всей территории страны. Доля их использования за последние четыре года выросла с 6 до 17% главным образом за счет создания крупных парков ветряной энергии в северной части страны и повсеместного использования солнечных батарей. В первую очередь речь идет о малонаселенных городах и поселках на севере, куда нерентабельно проводить линии электропередачи.
Несмотря на заметный прогресс, власти страны не намерены останавливаться на достигнутом. Согласно дорожной карте по энергетической политике, разработанной Министерством энергетики Чили, глобальной целью деятельности ведомства в этой области провозглашено увеличение доли возобновляемых источников энергии до 20% к 2020 году и до 70% к 2050 году.
В настоящее время чилийский энергетический рынок является одним из самых активных в стране, превосходя даже горнодобывающий сектор, который традиционно считается привлекательным для иностранных инвесторов. Согласно исследованию New Energy Finance Climascope, подготовленному консалтинговой компанией Bloomberg New Energy Finance совместно с Межамериканским банком развития, Чили заняла первое место в мире по инвестиционной привлекательности отрасли альтернативной энергетики в 2018 году. По оценкам экспертов, за последние несколько лет инвестиции в проекты по развитию нетрадиционных источников энергии увеличились более чем вдвое и достигли рекордной суммы 3,5 миллиарда долларов США. Особо следует отметить, что в отличие от других стран в Чили финансирование подобных проектов осуществляется преимущественно частными компаниями.
Накопленный чилийцами опыт в области охраны окружающей среды может быть полезен с точки зрения развития российско-чилийских отношений. Так, для профильных российских ведомств крайне интересными представляются чилийские практики открытия парков ветряной энергии, в том числе с прицелом на развитие ветроэнергетического потенциала Камчатки, Сахалина, Ставрополья и других регионов. Кроме того, чилийские наработки в вопросах правового регулирования деятельности МОР можно было бы использовать при создании охраняемых районов в российских территориальных водах, например открытого в декабре 2017 года заповедника «Восток Финского залива», а также для борьбы с нелегальным промыслом морепродуктов. По оценкам экспертов, только на Дальнем Востоке нашей страны ущерб от браконьерства ежегодно составляет более 1 миллиарда долларов США. В этом смысле уместно обратиться к опыту островов Хуан-Фернандес, являющихся всемирно признанным примером успешной организации устойчивой ловли омаров.
Со своей стороны, России, безусловно, тоже есть что предложить. Учитывая политику Чили в области развития альтернативной энергетики, большой интерес представляет российский опыт создания и эксплуатации Кислогубской приливной электростанции. Электростанции данного типа широко не используются в мире прежде всего из-за высокой стоимости и ограниченной доступности мест с достаточно высокими приливными диапазонами. Тем не менее ПЭС имеют огромный потенциал для будущего производства электроэнергии, поскольку приливы более предсказуемы, чем, например, энергия ветра или солнечная энергия, а современные технологические усовершенствования конструкции демонстрируют, что экономические и экологические издержки в ближайшем будущем могут быть снижены до конкурентоспособного уровня. Интересным представляется накопленный в России опыт по строительству биогазовых электростанций, в качестве сырья для которых используются в том числе отходы пищевого производства.
Роман НАСИБОВ
Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.