Журнал «Эковестник», №2 • 2019 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Минприроды строит новую экологическую реальность

Глава ведомства Дмитрий Кобылкин призвал коллег принять участие в этом процессе

Всего за несколько десятилетий Россия прошла огромный путь: от ускоренного освоения природных богатств до ответственного отношения к природе. Не осталось ни одного человека, кого не интересует качество воды или воздуха, состояние почв или сохранение лесов, животного мира. «Мы живем в переломный момент: именно нам предстоит сформировать новую экологическую политику, сделав ее передовой», — заявил министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин в ходе расширенного заседания Коллегии Министерства природных ресурсов и экологии РФ, посвященного итогам работы в 2018 году и приоритетам деятельности на 2019-й. Мероприятие состоялось в Москве 15 апреля.

Каркас есть. Что дальше?

Специальный представитель Президента РФ Сергей Иванов считает, что 2018 год был во многом знаменательным: обновилась команда профильного министерства, утвержден национальный проект «Экология», активно внедряются проектные методы управления.

— Основные задачи на ближайшие шесть лет получили предельно емкое и конкретное выражение в паспорте нацпроекта: четко определены приоритеты —так называемые федеральные проекты, прописаны временные рамки и необходимые мероприятия, а также результаты, которых нужно достичь. Назначены ответственные должностные лица, скрупулезно просчитаны требуемые финансовые ресурсы, при этом финансовая нагрузка понятным образом распределена между государством и бизнесом. Решение накопленных годами проблем, реабилитация уникальных природных объектов и территорий будут оплачиваться в основном из бюджетов разных уровней, а внедрение наилучших доступных технологий, предупреждение и ликвидация последствий возможного экологического ущерба возложены на плечи предпринимательского сообщества. Это абсолютно справедливо, — говорит Сергей Иванов. — На реализацию нацпроекта запланирована значительная сумма — 4 триллиона рублей. В этой связи ключевая задача министерства — обеспечить эффективное использование выделяемых ресурсов, ассигнований и жесткое соблюдение установленных сроков выполнения мероприятий. Одновременно с этим важно постоянно мониторить сам рабочий процесс и при необходимости оперативно вносить коррективы.

Спецпредставитель президента убежден: имеющееся законодательное обеспечение соответствует высоким стандартам.

— Основной каркас экологических законов принят. Теперь главное — реализовать их на практике. Призываю Минприроды более плотно работать с законодателями обеих палат Федерального собрания с тем, чтобы необходимые поправки в федеральные законы принимались в кратчайшие сроки. Недопустимо рассматривать некоторые инициативы годами, — подчеркнул он.

Еще одним важным вектором является взаимодействие с гражданским обществом.

— Внимание к природоохранной тематике постоянно растет. Мощный импульс, который мы дали, успешно проведя в стране Год экологии, оказывает мобилизующее влияние на наших сограждан — все больше появляется различных «зеленых» объединений, инициативных групп, волонтеров и добровольцев. В настоящее время среди приоритетов общественной деятельности — помощь особо охраняемым территориям, благоустройство дворов и улиц, защита лесов, очистка берегов водоемов, эколого-информационная работа и просвещение населения, выявление фактов нарушения природоохранного законодательства, — комментирует Сергей Иванов. — Минприроды должно не только всячески содействовать активистам и общественникам, но и выступать в качестве «застрельщика» при проведении мероприятий с привлечением гражданского общества. На мой взгляд, такой симбиоз позитивно влияет на «зеленое» движение и повышает эффективность природоохранной деятельности, делая окружающую нас среду более комфортной и безопасной.

На лидирующих позициях

Об итогах работы в прошлом году и приоритетах на текущий рассказал председатель коллегии, министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин. В частности, отмечено, что Россия сохраняет лидирующие позиции по ресурсам, запасам и добыче полезных ископаемых, востребованных мировым рынком.

09.png

— Минерально-сырьевой комплекс дает 40 процентов доходов федерального бюджета. При этом расходы государства на воспроизводство минерально-сырьевой базы составляют менее полпроцента казны. При условии стабильности частных вложений это нормальная мировая практика. Однако в нашей стране участие компаний в геологоразведке сильно зависит от стоимости полезных ископаемых, — уточнил глава ведомства.

В последние годы объем геолого-разведочных работ вырос на 20%. Инвестиции в 2018-м составили 400 миллиардов рублей (в 2017-м аналогичный показатель достиг 311,8 миллиарда рублей). За счет компаний-недропользователей на баланс поставлено 55 месторождений углеводородного сырья. Впервые учтены данные 120 месторождений твердых полезных ископаемых (золота, алмазов, угля, полиметаллов и неметаллов).

В 2018 году получен прирост запасов питьевых подземных вод в Татарстане, Якутске, Приморском крае. Большой пласт работ проделан на полуострове Крым. Это направление остается одним из ключевых в деятельности министерства.

10.png

Дмитрий Кобылкин напомнил: в конце прошлого года Правительство РФ утвердило Стратегию развития минерально-сырьевой базы РФ до 2035 года, где приведена оценка текущей ситуации и поставлены новые задачи для преодоления имеющихся вызовов.

— Сегодня на государственном балансе числятся запасы около 200 видов полезных ископаемых. 43 из них — наиболее важные: нефть, природный газ, уран, медь, никель, золото, алмазы и другие, — уточняет министр. — С точки зрения обеспеченности мы их разделяем на три группы: первая обеспечена запасами на длительную перспективу; вторая группа с запасами до 15 лет; третья включает дефицитные виды — это зона особой ответственности государства и бизнеса. Бюджетные средства планируем направлять на выполнение региональных геолого-разведочных работ, формирование поискового задела и государственное информационное обеспечение. Мы должны вернуть российскую геофизику. Огромные массивы данных утекли за рубеж. Нам предстоит воссоздать утерянные сведения, развивая собственные технологии. Я убежден: мы можем это сделать. У нас для этого все есть, самое главное — опыт и специалисты.

Для дальнейшего наращивания внебюджетных инвестиций в геологоразведку ведомство предлагает ряд мер: от вычета на геолого-разведочные работы из налогооблагаемой базы до возможности выдачи лицензии единственному участнику аукциона. Подготовлены соответствующие законопроекты, направленные на стимулирование развития технологий добычи трудноизвлекаемых запасов нефти.

Проект на десятилетия вперед

Дмитрий Кобылкин подчеркнул: нет равных России по работе в Арктике — это территория абсолютных инноваций с максимальным соблюдением экологических требований. То же предстоит проделать «по открытию» Мирового океана: добыча полезных ископаемых со дна — будущий горизонт.

— Кроме того, в 2018 году нам удалось сделать то, чего ждали 19 лет. С министром нефти и энергетики Норвегии мы подписали Соглашение о сейсморазведке на шельфе Баренцева моря. Теперь в так называемой десятикилометровой серой зоне урегулирован порядок сбора сейсмоданных на потенциальных месторождениях нефти и газа на континентальном шельфе своего государства вплоть до и вдоль линии разграничения, — отмечает министр. — В целом усилия по регулированию геолого-разведочной отрасли планируем сконцентрировать на двух направлениях: снижении административных барьеров и ускорении согласования и предоставления в пользование участков недр. Кстати, заявительный принцип показал высокую эффективность: рост активности недропользователей за пять лет (с 2014 по 2018 год) выражается в двух тысячах выданных лицензиях.

Во исполнение поручения Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева Минприроды совместно с Министерством развития Дальнего Востока и Арктики рассмотрело возможности расширения заявительного принципа на участки недр, содержащих ресурсы полезных ископаемых категорий Р1 и Р2 (высоких категорий). Это кратно увеличит вложение средств инвесторов и повысит экономические показатели региона.

— Планируем более широко использовать проектный метод. Контроль и надзор призваны обеспечить соблюдение недропользователями лицензионных обязательств. Считаем, что при необоснованном затягивании ввода месторождений в разработку целесообразно применение меры ответственности в виде досрочного прекращения права пользования недрами, — уточняет Дмитрий Кобылкин. — Для задач наращивания запасов минерального сырья важным является снижение нагрузки на окружающую среду за счет внедрения механизмов наилучших доступных технологий и рационального использования недр. Компании постепенно включаются в эту работу, за что хочу выразить благодарность их руководителям.

Министр напомнил о произошедшей смене руководства АО «Росгеология», сегодня идет процесс формирования новой стратегии, основой которой может стать комбинированная модель интеграции сервисных услуг, обеспеченных научными компетенциями, и партнерство с крупнейшими недропользователями. Это партнерство может стать ключевым для будущего геологоразведки.

— Наша основная задача — сформировать новую устойчивую бизнес-модель и стратегию. Комбинированная бизнес-модель должна опираться на прогнозируемость госзаказа, а также на интеграцию сервисных услуг в партнерстве с крупнейшими недропользователями и компаниями РФ, — говорит генеральный директор — председатель правления АО «Росгеология» Сергей Горьков. — Особое внимание будет уделено нашей работе как в Арктике, так и на зарубежных рынках, тем более «Зарубежгеология» имеет хороший объем информации, накопленный в советский период, и определенные наработки, сделанные уже за последние годы. Конечно, необходимо дальше совершенствовать нашу эффективность, в первую очередь эффективность бизнес-процессов. Будем заниматься развитием кадров, повышать компетенции, опираясь на опыт старшего поколения. Уверен, в ближайший год «Росгеология» сможет показать существенный качественный рост в своем развитии.

Дмитрий Кобылкин подчеркнул: прорывной подход в геологоразведке необходим России для решения задачи по превращению Северного морского пути в новую транспортную магистраль. К 2024 году грузопоток должен быть увеличен до 80 миллионов тонн в год. На текущий момент основу грузов по Севморпути составляют СПГ, нефть, конденсат, твердые полезные ископаемые, уголь. Увеличение грузопотока возможно при своевременном вводе в действие всех планируемых проектов, в том числе инфраструктурных.

— Развитие Арктического региона — проект на многие десятилетия вперед, и все это время он будет влиять на благосостояние жителей нашей страны. Важная роль в этом принадлежит науке и точности прогнозов. С научными экспедициями у нас в целом сложилось хорошее партнерство, но Росгидромет объективно недофинансирован и требует пересмотра текущей стратегии. Без вложений в инфраструктуру серьезных результатов достичь невозможно, — заявил глава ведомства.

По пути перемен

Безусловным приоритетом является экология. Ключевые цели и задачи закреплены в указе Президента РФ. Серьезность намерений подтверждается стартом нацпроекта.

— В нацпроекте мы выделили пять ключевых направлений: «Отходы», «Воздух», «Вода», «Технологии», «Биоразнообразие». В каждом из них поставлены серьезные вопросы, требующие системных шагов. Часть задач —очень амбициозные, мы уже пошли по пути перемен, — комментирует Дмитрий Кобылкин. — Сегодня у всех на слуху реформа по обращению с отходами. В рамках нацпроекта выделено три блока. Особенность этих проектов в том, что затронутые в них проблемы копились не одно десятилетие. По части объектов — нет готовых решений. Главным событием прошлого года считаю старт федерального проекта «Комплексная система обращения с ТКО». Этот вопрос беспокоит практически каждую семью, что вполне объяснимо: в год в России образуется 70 миллионов тонн отходов. У нас практически исчерпаны мощности полигонов, нет инфраструктуры по переработке мусора, нормы СанПиН давно требуют пересмотра. При этом ежегодный рост коммунальных отходов составляет три процента. На переработку отправляется в среднем 5–7 процентов, остальное захоранивается. Ключевая цель — сформировать современную отрасль, включая условия для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов.

Большая часть задач возложена на публично-правовую компанию «Российский экологический оператор». Ответственным за создание эффективной системы контроля и учета движения отходов I и II классов опасности определен «Росатом». Федеральный проект направлен на решение двух задач: создание единой системы управления и контроля сферы обращения с отходами I–II классов опасности и построение необходимой современной инфраструктуры.

Осенью 2018 года началась реализация проекта «Чистая страна», в рамках которого предстоит ликвидировать 191 свалку в границах городов и 75 наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда. Работы будут выполнены в 57 субъектах. В текущем году — в 13 регионах.

Проблемным остается вопрос ликвидации накопленного ущерба на Байкальском целлюлозно-бумажном комбинате (БЦБК) Иркутской области, где с прошлого века скопилось больше шести миллионов тонн отходов производства. Реализация мер по ликвидации негативного воздействия возложена на Правительство Иркутской области.

— Ситуация затянута, есть вопросы к эффективности расходования средств. Сегодня мы проводим аудит по всем направлениям. По итогам будет представлен план работ, — говорит Дмитрий Кобылкин. — БЦБК — лишь часть огромной работы. Своим вниманием мы задушили Байкал в объятиях. При этом надо признать: заметных шагов в улучшении экологического состояния озера либо выработки взвешенного подхода развития туристической отрасли нет. Именно туризм стал самым мощным фактором загрязнения природы побережья Байкала, так как условия для его сохранения на объектах рекреации не созданы. Очистные сооружения не справляются с очисткой сточных вод и не достигают установленных нормативов допустимых сбросов. Не организована работа по приему, обезвреживанию судовых отходов. Всего на Байкальской природной территории расположено 1418 объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. За последние два года надзорные мероприятия показали, что ни одно сооружение не достигает установленных нормативных значений. В ряде случаев их износ составляет от 60 до 90 процентов.

Очевидно, данные проблемы требуют комплексного решения, направленного на внесение изменений в федеральный закон, исключающих сбросы сточных вод в озеро Байкал от промышленных объектов, объектов ЖКХ и рекреации, либо предполагающего иное их использование; пресечение фактов незаконного возведения объектов на прибрежных территориях; снижение загрязнения за счет трансграничной реки Селенга, поверхностного стока и загрязнения через атмосферный воздух; разработку и внедрение справочника НДТ «Очистка сточных вод».

В продолжение темы сохранения уникальных водных объектов министр упомянул о планах по оздоровлению Волги. В проекте участвует 14 субъектов, территории которых прилегают к берегам реки и ее основным притокам. Большая часть работ будет направлена на модернизацию технологий очистки стоков загрязнителей. Вторым этапом должна стать очистка остальных притоков реки.

В реализации проекта «Сохранение уникальных водных объектов» участвует 42 региона, основные усилия будут направлены на расчистку русел, ликвидацию мелководий, очистку берегов от мусора. Отдельным направлением является строительство очистных сооружений.

Сложная работа предстоит по сохранению подземных водных ресурсов. В прошлом году министерство детально занималось решением вопроса воды для вододефицитных регионов и сделало вывод, что проблема даже не в отсутствии воды, а в потерях в сетях — в некоторых регионах они достигают 60%.

Другая важная задача — повышение качества питьевой воды в рамках федерального проекта «Чистая вода». Доля сельского населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения к 2024 году должна вырасти до 90,8%, городского — до 99%. В ходе разработки проекта выяснилось, что по статистике в ряде регионов качество питьевой воды удовлетворительное, а по факту люди недовольны (в Кабардино-Балкарской Республике, Курской и Мурманской областях, Краснодарском крае).

В этом году субъекты проводят оценку текущего состояния централизованных систем водоснабжения. По результатам будет сформирован сводный перечень первоочередных объектов. Следующим этапом станет модернизация и строительство. Исполнителями проекта выступают Минстрой России и Роспотребнадзор.

Воздух будет чистым

Серьезным вызовом для федеральных органов власти, регионов и промышленных предприятий является реализация федерального проекта «Чистый воздух». Держатель паспорта данного проекта — Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Выполнение мероприятий проекта позволит к 2024 году снизить совокупный объем вредных выбросов в атмосферный воздух в Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Норильске, Омске, Челябинске, Череповце и Чите более чем на 20% в сравнении с 2017 годом, а также достигнуть кардинального снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха.

— Мы ставим амбициозные задачи, которые предстоит решить за короткий срок, — заявила руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Светлана Радионова, отметив, что уже создан проектный офис «Чистый воздух» — инструмент успешного управления проектом, обеспечения его результативности, центр оптимальных решений и лучших практик для осуществления проекта. Проектный офис совместно с научным сообществом разрабатывает инвестпроекты по снижению загрязнения атмосферного воздуха на основе новых и инновационных технологий с привлечением заинтересованных инвесторов.

Кроме того, по словам Светланы Радионовой, совершенствование природоохранной деятельности на местах планируется осуществлять через развитие института общественных инспекторов. В ближайшее время будет создан единый инспекторский реестр и проведена полная ревизия их деятельности. Во всех 12 городах будут организованы специальные подразделения Росприроднадзора.

Векторы нацпроекта

Одним из пунктов майского указа президента в части экологии является применение наилучших доступных технологий всеми объектами значительного негативного воздействия на окружающую среду. С этой целью сформирован проект «Внедрение НДТ». Ответственными за его реализацию назначены Минприроды и Минпромторг.

13.png

Для подготовки перехода промышленности на НДТ проведена масштабная работа — создана необходимая нормативная база, получены комплексные экологические разрешения. Для реформирования системы ограничения негативного воздействия на окружающую среду принят закон о поэтапном оснащении предприятий I категории системами автоматического контроля выбросов и сбросов. Для перехода на новую систему регулирования принят закон о сокращении предельного срока проведения экологической экспертизы с трех до двух месяцев с возможностью его продления по заявлению заказчика.

Стратегическим ресурсом России являются леса

— Это не просто отрасль промышленности, это наши легкие. 20 процентов всего запаса лесных ресурсов планеты принадлежит России. По разным причинам накопилось много вопросов: от лесопожарной безопасности и незаконных рубок до дефицита посадочного материала. Узкие места в лесном хозяйстве не перекрывают успешные показатели суммарных доходов от использования лесов, — отмечает Дмитрий Кобылкин. — Последнее время много говорим о создании нового Лесного кодекса. Очень важно, чтобы, занимаясь регулированием отрасли, мы в первую очередь определились с целью, поняли потребности регионов. Перемены назрели давно, осуществить их — наша совместная задача.

В рамках нацпроеката усилия будут сконцентрированы на повышении эффективности противопожарных служб через оснащение их специальной техникой, а также на программе восстановления лесов.

За рамками нацпроекта ведется работа по борьбе с незаконными рубками. Министр считает, что пришло время инициировать введение уголовной ответственности за участие в сговоре и правонарушениях с черными лесорубами.

В отдельное направление выделено сохранение биоразнообразия. В предыдущие годы удалось значительно увеличить количество особо охраняемых природных территорий. Теперь на повестке дня другая задача — обеспечить их развитие и усилить охранные функции. Для повышения эффективности системы охраны внесен ряд важных изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», который расширил полномочия госинспекторов. Ведется работа по сохранению отдельных видов животных.

14.png

Важная часть нацпроекта — федеральный проект «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма». В качестве первоочередной задачи обозначено утверждение границ ООПТ. Внесение соответствующих сведений в ЕГРН позволит эффективно развивать данные территории, обеспечивать охрану, пресекать самозахваты. Что касается развития экологического туризма, Минприроды привлекло к этой работе представителей бизнеса. Проекты государственно-частного партнерства уже формируются.

Ведомства объединяют усилия

О значимости межведомственного сотрудничества говорили руководители соответствующих ведомств. Так, министр энергетики РФ Александр Новак упомянул, что от взаимодействия Минэнерго и Минприроды зависит развитие топливно-энергетического комплекса России, раскрытие его потенциала.

— Ключевая задача нашей совместной работы — создать стимулы для более эффективного использования природных ресурсов, — отмечает глава Минэнерго. — Сегодня запасы нефти в России составляют почти 30 миллиардов тонн, но около половины из них нерентабельны в текущей финансовой и фискальной системе, в том числе в силу ухудшающихся геологических параметров, дороговизны современных технологий. При этом качество новых запасов, которые ставятся на баланс, продолжает ухудшаться: большая часть новых запасов находится в малых месторождениях, относится к трудно извлекаемым категориям, что делает разработку этих месторождений более дорогой по сравнению с традиционной добычей.

15.png

Разработка ресурсов в Арктике, насчитывающих около 13 миллиардов тонн нефти и 54 триллиона кубометров газа, зависит также от обеспечения достаточных стимулов для инвестиций и своевременного логистического обеспечения по конкурентоспособным тарифам.

— Для достижения этой цели Правительством РФ утверждена дорожная карта по стимулированию добычи нефти, в рамках которой наши министерства проводят инвентаризацию существующих запасов нефти, экономической целесообразности их разработки с целью определения необходимости дополнительного стимулирования их разработки, то есть задача — сделать больший объем запасов рентабельным. В случае принятия решения о стимулировании дополнительные инвестиции могут составить до 600 миллиардов рублей в год, — уточнил Новак.

Кроме того, добавил он, идет работа по созданию стимулов для выделения этана и использования его как сырья для нефтехимии. Это сделает более рентабельной разработку запасов «жирного» газа, позволит максимизировать стоимость запасов.

Значимым направлением сотрудничества ведомств является работа над выстраиванием платформы для дальнейшей цифровизации нефтегазовой отрасли. Единая база геологической информации и информации, полученной при бурении, оцифровка кернов даст «пищу» для обучения искусственного интеллекта, позволит снизить себестоимость добычи и повысить скорость принятия решений.

Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров назвал работу, которую возглавляемое им ведомство ведет вместе с Минприроды РФ, крайне непростой.

— Это связано прежде всего с тем, что нам приходится сопрягать, с одной стороны, рациональное использование богатой сырьевой базы России, с другой — снижение экологической нагрузки на окружающую среду и сокращение накопленного ущерба. В таком ключе наши ведомства взаимодействуют по ряду стратегических направлений. В частности, проведена большая работа с профессиональными объединениями, бизнесом по формированию нормативной базы для перехода промышленности на НДТ. Аналогичным образом нам предстоит разработать нормативы качества окружающей среды, состыковав будущую систему квотирования выбросов с требованиями НДТ. Тем самым сможем избежать рисков замедления экономического роста в реальном секторе, — заявил руководитель Минпромторга. — В рамках другого направления, предусмотренного в нацпроекте «Экология», нужно оперативно доработать территориальные схемы обращения с ТКО и на их основе сформировать межрегиональную и федеральную схемы. Это даст возможность консолидировать заказ на оборудование для мусороперерабатывающей отрасли. Соответственно, предприятия экологического машиностроения смогут выстроить свои инвестиционные планы так, чтобы максимально удовлетворить эту потребность — такую задачу поставил президент на недавней встрече с членами правительства.

Обеспечить баланс интересов

По мнению председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николая Николаева, реализация нацпроекта «Экология» позволит исправить ошибки и недоработки, ранее допущенные в сфере природопользования. В качестве примера депутат привел ситуацию с отходами Байкальского ЦБК.

— Это уже притча во языцех — те самые восемь миллионов тонн отходов БЦБК. Я очень надеюсь, что «Росгеология» и «ВЭБ.РФ» совместно решат данную проблему. Конечно, для этого необходима помощь депутатского корпуса с точки зрения совершенствования законодательства — всегда можете на нас рассчитывать, — заявил парламентарий. — При этом все проблемы важно решать с учетом интересов граждан. Если говорим о Байкале и недоработках, которые были совершены ранее, то, конечно, нужно помнить о людях. Существующие нормы не только не дают возможности построить завод на берегу озера, что хорошо, но эти же нормы не дают возможности построить очистные сооружения. Надеюсь, в рамках федерального проекта «Сохранение озера Байкал» будет выработана взвешенная позиция и ситуация будет исправлена.

16.png

Депутат убежден: одним из ключевых вопросов сегодня является обеспечение открытости информации о природных ресурсах, без чего невозможно эффективное выполнение нацпроектов.

— Если не будем понимать, что происходит, не сможем объективно оценить результаты совершенных усилий. Большую роль играет внедрение электронных торгов при распределении природных ресурсов, мы уже внесли соответствующие изменения в Лесной кодекс. Сейчас готовы законопроекты в части внедрения электронных торгов и в земельные отношения — здесь нужно действовать оперативно, — подчеркнул парламентарий.

17.png

Член Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Ольга Тимофеева акцентировала внимание на том, что баланс между экономикой и экологией найти довольно сложно, зачастую деньги превалируют.

Любой принимаемый закон, отмечает депутат, испытывает давление: будь то закон о наилучших доступных технологиях, о «лесной амнистии», об ответственном обращении с животными. Такая же ситуация сейчас вокруг законопроекта о курортах и законопроекта о квотировании выбросов в атмосферу. Сам президент в ходе ежегодного послания Федеральному собранию 20 февраля 2019 года признал, что «влиятельные лоббисты стараются всячески притормозить этот законопроект».

Есть прецеденты, когда профильные комитеты высказывают противоположную позицию по законопроектам. Так, например, было с законом о «лесной амнистии».

— Мы поменяли регламент, дали возможность ответственному комитету и комитету-соисполнителю выступать на пленарном заседании. Год назад, под занавес парламентской сессии, была предпринята попытка продавить антиэкологичные поправки в Лесной и Земельный кодексы через Комитет по транспорту и строительству и через Комитет по аграрным вопросам. Поправки предусматривали приоритет документации по планировке территории и градостроительного планирования над проектной документацией лесных участков и лесным планированием. Такие поправки могли нивелировать все уже введенные ограничения в отношении строительства на землях лесного фонда. Возник реальный риск застройки лесов, — говорит Ольга Тимофеева. — То же самое часто происходит на уровне подзаконных актов. Наша с вами задача — обеспечивать баланс интересов.

Нужно прислушаться к экспертам

Председатель Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов попросил Минприроды услышать позицию экспертов и зоозащитников, представителей кинологических федераций при подготовке подзаконных актов к Закону «Об ответственном обращении с животными».

— Нам в комитет сотнями поступают предложения, замечания экспертов и общественников к проектам подзаконных актов к данному закону. Вместе с предложениями часто приходят жалобы на то, что в Минприроды их не услышали, на министерскую рабочую группу не пригласили, предложения не рассмотрели. Надо советоваться с экспертами, слышать их, уважать позицию, спорить, если не согласны, но никак не выставлять за дверь. Рассчитываю на то, что соответствующие поручения министра будут зафиксированы по итогам коллегии и двери Минприроды будут также открыты для экспертов, общественников и зоозащитников, как для них открыты двери нашего комитета. Это единственный путь, который может застраховать министерство от ошибок при подготовке подзаконных актов. Это же касается не только вопросов защиты животных, но и других чувствительных, резонансных вопросов. Тот же «63-й приказ», разрешающий сливать в Байкал загрязненные воды с меньшей степенью очистки, чем сегодня. Резонанса вокруг него можно было избежать, согласовав предварительно позиции с учеными и экспертами, выступившими против принятия приказа в нынешнем виде, и скорректировав показатели с учетом их позиции.

В завершение заседания Дмитрий Кобылкин обратился к коллегам:

— Перед министерством, службами и агентствами стоят серьезные задачи. Важную роль в их достижении играют сами жители. Они наши проводники по многим вопросам. Активно участвуя в совместной работе, мы настраиваем систему максимально приближенно к реальности. Я благодарю президента, Председателя Правительства России, каждого из вас за поддержку и личное участие в решении экологических задач — вместе мы строим новую реальность. В стране появляется все больше экологически ответственных граждан, компаний. Дело не в том, что это модно, это жизненно необходимо. Призываю вас стать активным участником этой непростой, но очень интересной работы. Предлагаю вам вместе с нами пройти этот путь.

Елена ВОСКАНЯН

Сергей Иванов, специальный представитель Президента РФ:

— На реализацию нацпроекта запланирована значительная сумма — 4 триллиона рублей. В этой связи ключевая задача министерства — обеспечить эффективное использование выделяемых ресурсов, ассигнований и жесткое соблюдение установленных сроков выполнения мероприятий. Одновременно с этим важно постоянно мониторить сам рабочий процесс и при необходимости оперативно вносить коррективы.

Дмитрий Кобылкин, министр природных ресурсов и экологии РФ:

— Россия богата ресурсами. Много их или мало? Хватит ли их будущим поколениям? Мне часто задают эти вопросы. Скажу лишь, что, если мы ничего не изменим в ближайшее время, ситуация по отдельным направлениям может стать критической.

В 2018 году в целом совершенствовалась законодательная база контрольно-надзорной деятельности, обеспечено внедрение риск-ориентированного подхода. Минприроды начинает масштабную работу по реализации механизмов «регуляторной гильотины» в нормативном регулировании контрольно-надзорной деятельности. Также ведомство укрепляет контрольную функцию.

В 2018 году продолжилась инвентаризация лесов. Сегодня она составляет 55% от всех лесов России. Полностью работа будет выполнена к 2020 году с использованием данных дистанционного зондирования Земли.

Светлана Радионова, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования:

— Совершенствование природоохранной деятельности на местах планируется осуществлять через развитие института общественных инспекторов. В ближайшее время будет создан единый инспекторский реестр и проведена полная ревизия их деятельности.

Александр Новак, министр энергетики РФ:

— От взаимодействия Минэнерго и Минприроды зависит развитие топливно-энергетического комплекса, раскрытие его потенциала. Нашими ведомствами ведется совместная работа над выстраиванием платформы для дальнейшей цифровизации нефтегазовой отрасли. Единая база геологической информации и информации, полученной при бурении, оцифровка кернов дадут ту самую «пищу» для обучения искусственного интеллекта, позволят снизить себестоимость добычи и повысить скорость принятия решений.

Денис Мантуров, министр промышленности и торговли РФ:

— Нужно оперативно доработать территориальные схемы обращения с ТКО и на их основе сформировать межрегиональную и федеральную схемы. Это даст возможность консолидировать заказ на оборудование для мусороперерабатывающей отрасли.

Ольга Тимофеева, член Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды:

— В Госдуме три профильных комитета — законодатели готовы вместе донастраивать механизмы охраны и использования природных ресурсов. Хочу подчеркнуть: мы — ваши союзники. Год экологии — 2017-й — стал для нас «репетицией». Но сегодня от нас ждут новых, прорывных результатов.

Владимир Бурматов, председатель Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды:

— Надо советоваться с экспертами, слышать их, уважать позицию, спорить, если не согласны, но никак не выставлять за дверь. Рассчитываю, что соответствующие поручения министра будут зафиксированы по итогам коллегии и двери Минприроды будут также открыты для экспертов, общественников и зоозащитников, как для них открыты двери нашего комитета.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами
Свежий номер «»

«Эковестник» №2 • 2021

Читать

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.