Журнал «Эковестник», №2 • 2019 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Нацпроект «Экология»: планы и реальность

Этот проект считается одним из трех самых дорогих: на его реализацию планируется потратить более 4 триллионов рублей. Причем почти 80% средств должно быть привлечено из так называемых внебюджетных источников, то есть инвестировано бизнесом.

Главные направления

— Нам предстоит реализовать 11 федеральных проектов по пяти ключевым направлениям: «Отходы», «Воздух», «Вода», «Технологии» и «Биоразнообразие и сохранение лесов», перестроив многие сферы жизни, — заявил министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин на встрече с депутатами верхней палаты парламента.

Безусловно, все проекты важны для экологической системы России, однако ввиду запуска реформы по обращению с ТКО особенно пристальное внимание сегодня уделяется направлению «Отходы». Главная задача здесь — создать современную отрасль промышленности, в том числе предприятия для переработки вторичного сырья. Данное направление, в свою очередь, разделено на три проекта: «Чистая страна», «Комплексная система обращения с ТКО» и «Инфраструктура обращения с отходами I–II классов опасности», каждый из них имеет паспорт, где отражены планируемые к достижению показатели и сроки реализации.

Цель проекта «Чистая страна» — минимизировать экологический ущерб, нанесенный окружающей среде. В этом году работы будут проводиться в 13 регионах, которые должны получить специальные субсидии из центра (со всеми, кроме Челябинска, заключены соглашения).

В настоящее время идут работы на полигонах в Нижегородской области.

— К апрелю 2020 года, — говорит Дмитрий Кобылкин, — планируем завершить работы на полигонах «Белое море», «Черная дыра», «Игумново». Для контроля качества в каждом регионе будет создана система общественного и экспертного надзора.

Главное по «Воде» — экологическое оздоровление Волги, Байкала, Телецкого, Ладожского озер и ряда других объектов.

В рамках федерального проекта «Чистый воздух» предусматривается сокращение вредных выбросов в атмосферу в 12 крупных промышленных городах страны: к 2024 году они должны быть снижены на 20% по отношению к уровню 2017 года.

Предусмотрены мероприятия по модернизации производств, энергетики, объектов ЖКХ и общественного транспорта. Одна из первоочередных задач — разработка единой системы сводных расчетов загрязнений и введение информационной системы анализа качества воздуха с учетом составляющих, которые больше всего вредят здоровью. До сентября планируется завершить подписание соглашений с регионами и предприятиями, ответственными за снижение вредных выбросов в атмосферу. В 2019 году также начнется модернизация и развитие государственной сети наблюдения и мониторинга за качеством воздуха.

По словам Дмитрия Кобылкина, направление «Биоразнообразие и сохранение лесов» включает в себя задачу по сохранению лесов: в три раза должен быть сокращен ущерб от лесных пожаров (с 32,3 миллиарда рублей в 2018 году до 12,5 миллиарда рублей к 2024-му) и одновременно налажено устойчивое лесовоспроизводство. Для этого свыше 21 миллиарда рублей направлено на приобретение лесопожарной техники и оборудования (из них 3,55 миллиарда рублей будет выделено в 2019-м). К концу года парк лесопатрульной техники пополнится на 555 единиц, а число лесных инспекторов увеличится на 1,9 тысячи человек.

Ожидается, что в текущем году будет реализован ряд проектов по формированию инфраструктуры, которая способствует развитию экологического туризма на особо охраняемых природных территориях. Это позволит к 2024 году увеличить туристический поток до четырех миллионов человек. Направление «Биоразнообразие и сохранение лесов» включает и реинтродукцию редких видов животных.

«Наилучшие доступные технологии» — не просто термин, а целая индустрия

Поэтому внедрение «наилучших доступных технологий» (НДТ) — пятого направления проекта «Экология», выделенного Дмитрием Кобылкиным, требует масштабной доработки нормативно-правовой базы.

Если посмотреть на мировой опыт: специалисты промышленно-развитых стран начали заниматься разработкой концепции НДТ и комплексных экологических разрешений (КЭР) с 70-х годов прошлого века. В Европейском союзе крупные предприятия ключевых отраслей экономики обязаны получать КЭР и работать в соответствии с требованиями НДТ с 1996 года. Основными документами по регулированию и внедрению НДТ являются справочники, разработанные отдельно для каждой отрасли. Есть информация, что в ЕС на данный момент действует более трех десятков справочников.

В России переход предприятий к работе в соответствии с требованиями НДТ и контроль за воздействием деятельности предприятий на окружающую среду прописан в Законе «Об охране окружающей среды» в редакции от 2014 года.

Планируется, что внедрение НДТ будет проходить за счет внебюджетных средств. Однако бизнес не может вкладывать деньги, пока полностью не прописана нормативно-правовая база. Именно эта мысль была лейтмотивом многих выступлений, прозвучавших на форуме «Национальный проект „Экология“: задачи бизнеса и государства», который прошел в рамках Недели российского бизнеса — 2019.

Несмотря на то что базовый закон о НДТ принят пять лет назад, у отечественной промышленности до сих пор нет полного представления о том, как будет работать новая система регулирования. Это касается, в частности, порядка установления технологических нормативов и отнесения технологии к НДТ, разработки программ повышения экологической эффективности и применения налоговых льгот для экологически эффективных производств, а также требования к автоматическим системам непрерывного контроля выбросов и сбросов.

Президент РСПП Александр Шохин озвучил ряд практических вопросов, решения которых в первую очередь ждет бизнес. Это вопросы, связанные с отменой двойной классификации отходов, введением системы автоматического контроля выбросов и вбросов, целесообразностью включения экологического и утилизационного сборов в Налоговый кодекс.

Специальный представитель Президента РФ Сергей Иванов считает, что продуктивность идеи Минфина по поводу экологического налога вызывает вопросы и брать плату с тех, кто не загрязняет окружающую среду, «профанация»:

— Я не за налоги, а за плату. Я не противник Минфина, но налоги должны касаться всех или почти всех, а негативное воздействие на экологию оказывает не вся промышленность — это сырьевики, металлурги, но не сфера ИT.

В этой связи спецпредставитель президента считает принципиально важным, чтобы предприятия занимались утилизацией части отходов и упаковок, используя инструменты РОП (расширенная ответственность производителя). Он также предлагает улучшить администрирование действующих платежей и многократно повысить штрафы за негативное воздействие на экологию, если предприятие не принимает мер по улучшению ситуации.​

Руководитель Росприроднадзора Светлана Радионова солидарна с Сергеем Ивановым: по ее мнению, следует увеличить вдвое штрафы за экологические правонарушения для крупных промышленных предприятий. Сегодня штрафы за самые серьезные экологические правонарушения составляют от 20 до 250 тысяч рублей.

28.png

Первый заместитель председателя Комитета РСПП по экологии и природопользованию, генеральный директор компании «ЕвроХим» Игорь Нечаев в контексте перехода на НДТ уточнил позицию бизнес-сообщества примерно так: необходимо ускорить ведение всех недостающих нормативно-правовых актов. Плюс принять законопроект, который исключит требование о проведении экологической экспертизы материалов заявки на получение комплексного экологического разрешения.

«Безусловно, Минприроды России и Росприроднадзор активно работают над улучшением ситуации, но сделать нужно еще очень много, причем за очень короткий срок. Европа, к слову, внедряла НДТ более 20 лет, у нас же для этого осталось менее пяти. Профессиональное сообщество надеется, что в рамках недавно объявленного Председателем Правительства РФ внедрения механизма „регуляторной гильотины“ данная работа даст реальные результаты», — считает Игорь Нечаев.

Срыв недопустим

Первые итоги реализации нацпроекта «Экология» обсуждали 23 апреля на заседании проектного комитета под руководством куратора нацпроекта, заместителя Председателя Правительства РФ Алексея Гордеева.

По словам Дмитрия Кобылкина, в настоящее время подготовлены необходимые нормативно-правовые акты по доведению денежных лимитов из федерального бюджета до регионов. Паспорта 8 из 11 федеральных проектов согласованы и заведены на площадку Минфина в систему «Электронный бюджет». Задержка трех федеральных проектов («Комплексная система обращения с ТКО», «Чистая вода», «Сохранение озера Байкал») связана с техническими процессами и будет устранена в ближайшее время.

Параллельно продолжается процесс утверждения методик расчетов показателей по проектам (всего предстоит утвердить порядка 40 методик).

— При необходимости проектный комитет будет собираться еженедельно по возникающим актуальным вопросам, чтобы исключить возможность срыва сроков исполнения поручений президента и председателя правительства, особенно в части разработки и принятия необходимой нормативно-правовой базы, соответствующих методик и погружения паспортов федеральных и региональных проектов в систему «Электронный бюджет», — заявил Алексей Гордеев.

Участники совещания отметили: соответствующие поправки в федеральный закон об отходах производства и потребления и Федеральный закон «О государственной корпорации „Росатом“» будут в ближайшее время внесены в Госдуму. Вероятно, они будут приняты уже в весеннюю сессию, что позволит скорректировать и полноценно запустить реализацию федерального проекта «Создание инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I–II классов опасности».

Елена МИШИНА

«Наилучшие доступные технологии — технологии производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемые на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности их применения».

Определение из Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон

„Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Свежий номер «»

«Эковестник» №2 • 2019

Читать Подписка

Обучение

Всегда рассматриваются актуальные темы. Отмечается высокий профессионализм лекторов и сотрудников.
Начальник бюджетного департамента Министерства финансов Астраханской области Моисеева О.А.

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.