Журнал «Эковестник», №2 • 2019 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Власть и бизнес: непростая наука — услышать друг друга

В конце прошлого года законодатель разрешил некоторым регионам, в том числе Санкт-Петербургу и Севастополю, перенести срок вступления в мусорную реформу. «Эковестник» узнал, как к ней готовятся администрации обозначенных городов.

В Петербурге бизнес прибыльно работает с ТКО

В марте в Северной столице состоялся XIX Международный форум «Экология большого города». Главные вопросы для обсуждения традиционные: ЖКХ, благоустройство территорий, управление отходами и охрана окружающей среды. Остановимся на двух площадках форума, где власть, бизнес и экологи излагали свои позиции в отношении настоящего и будущего мусорной реформы в Петербурге.

Так, представители компаний делились опытом работы с ТКО на круглом столе «Развитие системы раздельного накопления и переработки отходов от населения: трудности и перспективы», организованном ассоциацией «РазДельный Сбор» в рамках проекта «Экодвор» в Санкт-Петербурге.

Заместитель директора по развитию компании ООО «ПКФ „Петро-Васт“» Оксана Шумейко рассказала о схеме раздельного сбора ТКО в шаговой доступности от домов в нескольких районах города. Предприниматели готовы развивать проект: бесплатно устанавливать контейнеры и вывозить мусор при условии, что в близлежащих домах достаточно квартир и если жильцы или домоуправители согласятся сохранять и ремонтировать контейнеры.

Считает перспективным данный рынок председатель совета директоров Группы компаний «Нэорециклинг» Роман Казаков. Эта компания сотрудничает с крупными банками, отелями, предприятиями и частными лицами по раздельному сбору и вывозу на переработку макулатуры и пластика с маркировкой «1» (PET\PETE). Два других направления деятельности — утилизация электронных отходов техники, утратившей потребительские свойства, и получение щепы из древесных отходов.

Директор по маркетингу ООО «Эволюция биогазовых систем» (ООО «Эвобиос») Дмитрий Оснач представил биореактор, который за сутки превращает органику в компост и биогаз. Особенность данного решения в том, что доля метана в биогазе составляет более 80%, это значит, его можно использовать для выработки тепловой и электрической энергии практически без вредных выбросов в атмосферу. Стоимость получаемой таким образом электроэнергии сопоставима со стоимостью электроэнергии, вырабатываемой традиционными электростанциями.

— По нашим оценкам, от пяти до десяти процентов всей электроэнергии, потребляемой петербургским общественным электротранспортом, включая метро, можно получить за счет переработки пищевых отходов, — уточнил Дмитрий Оснач.

В резолюции круглого стола сказано, что для успеха мусорной реформы необходимо на федеральном уровне решить вопрос о демонополизации рынка обращения с ТКО вплоть до отмены института единого регионального оператора. Кроме того, нужны экономические стимулы для активной организации раздельного сбора мусора в шаговой доступности от магазинов, школ и многоквартирных домов. В создании инфраструктуры раздельного сбора должны участвовать управляющие компании, муниципальные органы власти и торговые сети. Также следует ввести раздельные тарифы на вывоз несортированных и сортированных отходов. Кроме того, в договорах на вывоз ТКО должен по умолчанию применяться тариф по факту, а не по нормативу. Наконец, должна работать программа по информированию и просвещению населения.

Приведем слова депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга Михаила Амосова, подводящие итог круглого стола: «Мы цивилизованны не менее европейцев, но государство должно создать условия, чтобы наша цивилизованность проявилась».

Власть Северной Пальмиры не планирует переход на раздельный сбор...

Заместитель председателя Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга Кирилл Пащенко изложил позицию исполнительной власти города в рамках панельной дискуссии «Переработка твердых коммунальных отходов: в поисках концептуальных решений». По его словам, смешанные отходы города приблизятся к отметке два миллиона тонн в год до момента, когда появится совершенная структура по переработке ТКО. В связи с этим мощность Завода по механизированной переработке бытовых отходов (МПБО-2) планируется увеличить до уровня, гарантирующего переработку названного объема. Кирилл Пащенко уточнил: «В барабаны на входе будут попадать смешанные отходы, которые затем должны разделяться на органическую и неорганическую части».

Между тем город пока не принял окончательного решения относительно количества сортировок: возможно, будет организовано две сортировки на площадках МПБО-2 в Янине и на Волхонке, а возможно, несколько в черте города. Плюс последнего решения — в снижении нагрузки на автомобильные дороги и уменьшении затрат жителей на вывоз мусора в отдаленные районы.

В комитете полагают, что первоочередной задачей является изъятие из общей массы опасных фракций отходов: батареек, ртутьсодержащих изделий и т. п., в том числе путем сбора опасных отходов в определенных местах в специальные терминалы и в курсирующие по городу экомобили.

— Работу по организации раздельного сбора следовало бы начать с разделения ТКО на органические и неорганические отходы. Дополнительно придется заняться отделением макулатуры, — говорит Кирилл Пащенко. — Региональный оператор, отвечающий за процесс обращения отходов в городе, и бизнес должны обсудить затраты на создание инфраструктуры. Нужно учитывать, что способ сбора макулатуры имеет особенности: нужна сухая и чистая, поэтому мы не можем собирать ее на контейнерных площадках в открытые баки. Придется подыскать место, где жители многоквартирных домов смогут складировать макулатуру. В любом случае останется часть ТКО, которую придется захоранивать на территории Ленинградской области. Наша цель — отправлять на полигоны не более 25 процентов от общего количества ТКО.

...а в Севастополе разделяют мусор более десяти лет

На фоне противоречивой информации из Петербурга реалии и планы Севастополя относительно мусорного вопроса выглядят не только оптимистичными, но и вполне «зелеными».

По словам начальника Главного управления природных ресурсов и экологии города Сергея Самойлова, региональный оператор по обращению с ТКО появился в Севастополе в конце 2017 года, за год до определенного законодательством срока.

— Это связано с отсутствием многолетних сложившихся обстоятельств и сложностей, характерных для остальной части Российской Федерации, поскольку наш субъект является одним из самых молодых, — комментирует чиновник. — Во-вторых, в городе существует только один объект для размещения отходов, что требует повышенного внимания, но упрощает разработку территориальной схемы по обращению ТКО. Особую роль сыграла высокая квалификация рядовых специалистов отрасли.

Система раздельного сбора ТКО начала функционировать в Севастополе при активной поддержке большей части населения еще десять лет назад. Органы власти сделали акцент на информационной политике, в частности на проведении мероприятий просветительского характера в школах и дошкольных учреждениях.

В настоящее время на контейнерных площадках внутригородских муниципальных образований города установлены емкости для сбора твердых отходов, сетки для сбора макулатуры и полиэтиленовой тары. Кроме того, в Севастополе функционирует система сбора у населения ртутьсодержащих отходов и батареек.

— Безусловно, систему раздельного сбора необходимо развивать, — продолжает Сергей Самойлов. — Особенно это касается переработки вторичного сырья и реализации полученных из него продуктов. Если по макулатуре проблемы незначительные, то по пластику и стеклу серьезные из-за малоразвитой инфраструктуры по переработке этого сырья на полуострове Крым. Для их устранения нужны экономические стимулы: налоговые льготы для предприятий, перерабатывающих вторичное сырье и реализующих продукцию из него. Кроме того, не стоит отказываться от внедрения системы оборотной тары.

Что касается современных заводов по переработке мусора, их строительство запланировано в соответствии с подпрограммой «Развитие благоустройства города Севастополя» государственной программы «Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя» на внебюджетные средства.

— Проектная мощность комплекса будет равна среднегодовому образованию ТКО в Севастополе, а доля извлекаемых вторичных ресурсов — порядка 70 процентов. Таким образом, сможем перерабатывать все образующиеся в городе ТКО, — уточняет Сергей Самойлов. — Данный комплекс позволит организовать полный цикл переработки, включая сортировку, максимально возможное извлечение ценных компонентов и размещение так называемых хвостов на полигоне.

51.png

Основные сложности в построении нового сектора экономики, по мнению чиновника, связаны с недостатком частных вложений в строительство предприятий по сортировке и переработке ТКО и неготовностью компаний закупать полученные вторичные ресурсы. Есть сложности и с логистикой, их город рассчитывает разрешить благодаря введению в строй железнодорожной части Крымского моста.

Елена НЕПОМЯЩАЯ

Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с ТКО, от 2016 года и Стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года от 2018 года не предусматривают создания в Северной столице экотехнопарков.

По данным Министерства природных ресурсов и экологии РФ, на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Законом № 89‑ФЗ в начале 2019 года перешло 62 региона.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами
Свежий номер «»

«Эковестник» №3 • 2019

Читать Подписка

Обучение

Всегда рассматриваются актуальные темы. Отмечается высокий профессионализм лекторов и сотрудников.
Начальник бюджетного департамента Министерства финансов Астраханской области Моисеева О.А.

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.