Журнал «Эковестник», №2 • 2019 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Что мешает очистить Байкал?

Если нормативы приказа № 63 не будут скорректированы, некоторые цели нацпроекта останутся недостижимыми

Проблематика сохранения экологии Байкала остается одной из самых актуальных в экологической повестке России. Эксперты-экологи заявляют: необходимы новые стандарты, которые включали бы в том числе строительные нормы по современному возведению очистных сооружений. Реально ли реализовать данную инициативу на практике, разбирались участники выездного заседания Комитета Государственной думы по экологии и охране окружающей среды и межфракционной рабочей группы «Байкал» Госдумы.

74.png

Журнал «Эковестник» обратился за комментарием к участнику заседания, члену рабочей группы при Минприроды России по вопросам государственно-частного партнерства в рамках реализации национального проекта «Экология», генеральному директору юридической компании «Дельфи», заместителю председателя Комитета по экологии «Деловой России» Наталье Беляевой.

— На выездном заседании на тему «О ходе реализации ФЦП “Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012–2020 годы” и национального проекта “Экология”» рассматривались вопросы строительства очистных сооружений, а также проект поправок к приказу Минприроды РФ № 63 «Об утверждении нормативов предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал и перечня вредных веществ, в том числе веществ, относящихся к категориям особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера Байкал». Насколько обоснованны прозвучавшие критические замечания относительно законопроекта?

— С момента принятия приказа № 63, утвержденного Минприроды России в марте 2010 года, на Байкальской природной территории не было построено и введено в строй ни одного очистного сооружения, которое соответствовало бы требованиям этого документа.

Сегодня очистка ведется только на объектах, построенных в 1975–1980 годах по старым отраслевым нормативам. Эти сооружения требуют серьезной модернизации, но она невозможна в рамках действующих завышенных требований по экологическим и строительным нормативам.

Дискуссия на выездном заседании сформировалась после эмоционального выступления представителей научного сообщества, которые раскритиковали поправки в приказ МПР, отметив, что снижение требований к показателям нормативов может иметь негативные последствия. В частности, директор Лимнологического института СО РАН Андрей Федотов заявил, что предложения Минприроды не учитывают уникальность байкальской экосистемы и низкую минерализацию воды.

Приказ № 63, изданный девять лет назад, неоднократно подвергался критике со стороны хозяйствующих субъектов в связи с тем, что выполнить его требования невозможно, так как стоки должны соответствовать «дистиллированной воде». Ученые, в свою очередь, настаивали на применении на Байкале самых современных технологий очистки сточных вод и говорили о необходимости дополнительных научных исследований, чтобы спрогнозировать, как даже небольшое изменение в составе стоков может повлиять на хрупкую байкальскую экосистему.

С требованием внести изменения в данный приказ для того, чтобы можно было построить новые современные очистные сооружения, выступил глава Республики Бурятия Алексей Цыденов. Он убежден: в действующем приказе содержатся объективно недостижимые нормативы — технологий, которые позволили бы их достигнуть, нет ни в России, ни в мире. Без приведения этих показателей к реальным условиям не обойтись — в нацпроекте «Экология» запланировано строительство 21 очистного сооружения, но эта инициатива так и останется на бумаге, если приказ не претерпит изменений. Кроме того, глава Бурятии обратил внимание на то, что ученые, критикующие поправки в документ, молчат о том, что по ряду показателей изменения будут более строгими, а именно усилят критерии контроля.

Нельзя одной рукой запрещать, создавая ситуацию, в которой все боятся что-то сделать, поскольку за это потом могут наказать, а другой — бороться за нарушение этих запретов. Фактически никто не агитирует нарушать, но почему-то желающих построить очистные сооружения полностью на отечественных технологиях в заявленные сроки с согласованным бюджетом, необходимой разрешительной документацией сегодня нет.

— В прошлом году АО «Росгеология» сообщило, что за собственные средства проводит опытно-промышленные работы с целью уточнить содержимое десяти переданных карт-шламонакопителей. Пробы твердых и жидких отходов были отправлены на лабораторные анализы в Центр лабораторного анализа и технических измерений (ЦЛАТИ) для получения заключения о реальном составе отходов БЦБК. Есть ли какие-то предложения по изменению ситуации на Байкале от других компаний?

— Некоторые компании заявляют, что готовы решить проблему Байкальского ЦКБ, потому что «Росгеология» борется с удалением накопленного экологического вреда БЦКБ, а не самого Байкала. Однако никто из них не имеет на руках данных, которыми уже располагает «Росгеология», и не может достоверно утверждать, что имеющаяся (предлагаемая) технология применима, а уж тем более может быть адекватной по затратам. Кроме того, поступающие предложения основаны не на готовности компаний провести полный цикл работ, скорее речь идет о продаже самой технологии и оборудования.

Безусловно, вопрос о возможности решения проблемы Байкала сопряжен с несколькими составляющими. На первый план выходят затраты и результативность. Вопрос в том, нужна ли будет кому-либо продукция, полученная после утилизации, а также насколько снизится вред и каковы долгосрочные перспективы проводимых работ.

— Возможно, необходимы решения на государственном уровне?

— Такие регионы, как Байкал, бесспорно, требуют усиленной защиты со стороны государства, но под словом «защита» я подразумеваю не только контроль за соблюдением норм и правил, установленных из принципа «запретить все во имя сохранения», но и финансовую поддержку. Строительство очистных сооружений, как это происходит сейчас, из расчета недостижимых показателей прокуратура посчитает напрасной тратой денег. А строительство очистных с применением импортных технологий игнорируется по причинам дороговизны и ориентиров на импортозамещение. В итоге получается, как обычно: громко взывая к необходимости защищать, все боятся принимать непопулярные решения.

Беседовала

Ирина КРИВОШАПКА

Понравился материал? Поделитесь с коллегами
Свежий номер «»

«Эковестник» №3 • 2019

Читать Подписка

Обучение

Всегда рассматриваются актуальные темы. Отмечается высокий профессионализм лекторов и сотрудников.
Начальник бюджетного департамента Министерства финансов Астраханской области Моисеева О.А.

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.