Потребность в новых видах транспорта и топлива способствует созданию экологичной транспортной инфраструктуры
С увеличением количества автомобилей в мире, общее число которых превысило миллиард еще несколько лет назад, продолжает расти нагрузка на окружающую среду. Потребность в новых видах транспорта и топлива стала своего рода катализатором для стран, начавших изучать самые современные методы, технологии и разработки, способствующие созданию новой транспортной инфраструктуры. Россия не исключение. Наиболее массовое распространение и развитие получили такие технологии, как электромобили и техника на сжиженном и компримированном природном газе.
Сегодня в нашей стране более 150 тысяч автомобилей работают на природном газе, около трети из них грузовики, десятая часть — автобусы. Освоен выпуск свыше 200 моделей автомобильной техники на газомоторном топливе; действуют 387 газозаправочных станций на природном газе, 300 принадлежит ПАО «Газпром». Специальный представитель Президента РФ по взаимодействию с Форумом стран — экспортеров газа, председатель Совета директоров ПАО «Газпром» Виктор Зубков сообщил, что ежегодно «Газпром» строит в России около 40 заправок, предназначенных для автомобилей на природном газе, но их загрузка пока не превышает 27%.
Министр энергетики РФ Александр Новак отмечает: в мировом масштабе природный газ — наиболее доступная альтернатива традиционным нефтяным видам горюче-смазочных материалов. Использование газа активно развивается в нескольких десятках стран, в том числе Иране, Пакистане, Бразилии, США, Германии, Италии.
— После 2040 года темпы экологизации рынка моторного топлива значительно увеличатся, потребление природного газа существенно вырастет, — говорит министр. — Метан не требует дополнительной обработки перед использованием — газ может идти по трубе прямиком на АГНКС (автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию). Что касается экологичности, в отличие от бензина или дизеля при работе двигателя на природном газе нет выделения диоксида серы, сажи, бензпирена, снижены выбросы углекислого газа, оксидов азота. За счет «чистого» состава топлива срок службы автомобиля увеличивается в среднем в полтора раза. При этом автомобили на газомоторном топливе (ГМТ) отличаются высокой степенью безопасности использования. Кроме того, газ примерно в три раза дешевле традиционного топлива — бензина или дизеля.
В России стимулирование использования газа как топлива началось в 2013 году, когда идея дальнейшего распространения ГМТ была поддержана на уровне Президента РФ. Вот уже несколько лет действует программа субсидирования из федерального бюджета затрат на приобретение газомоторной техники, а в 50 субъектах реализуются региональные программы развития этого рынка.
Александр Новак сообщил, что в качестве наиболее перспективного сегмента для перевода на ГМТ на первом этапе видится общественный транспорт и транспорт ЖКХ — предприятия с госучастием уже утвердили программы по переводу служебного транспорта на использование природного газа. В перспективе такое топливо могут использовать на автомобильном, водном и железнодорожном транспорте, а также для карьерной и сельскохозяйственной техники.
— Анализ производственных мощностей существующей и создаваемой газозаправочной инфраструктуры, как, впрочем, и потенциал транспортного машиностроения, позволяет значительно ускорить темпы развития рынка газомоторного топлива, — убежден Александр Новак. — К 2030 году объем реализации природного газа в качестве моторного топлива может увеличиться до 10,6 миллиарда кубометров, в том числе сжиженный природный газ (СПГ) — до 5,2 миллиарда. К этому же сроку в качестве газозаправочной инфраструктуры для частных автовладельцев в городах планируется ввести 2300 объектов КПГ/СПГ, а на федеральных магистралях для дальнемагистральных грузовиков, автобусов, карьерной техники, судов, локомотивов — дополнительно 70 криоАЗС.
Достижение амбициозных целей невозможно без комплексного подхода: необходимо расширять инфраструктуру и доступный модельный ряд техники на ГМТ, популяризировать газ в качестве топлива. В этом случае Россия как крупнейший производитель газа в мире сможет качественно реализовать безграничный потенциал голубого топлива внутри страны и в полной мере использовать национальное богатство с пользой для экологии и благосостояния граждан.
Директор Департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Министерства промышленности и торговли РФ Денис Пак уверен: отечественные автопроизводители в любой момент готовы в разы увеличить производство газомоторной техники и электромобилей. Все зависит от желания регионов закупать такую технику и от совершенствования газозаправочной инфраструктуры. В свою очередь, заместитель министра энергетики РФ Антон Инюцын считает, что, «чем больше мы строим инфраструктуры, тем больше каждая построенная единица в отдельности начинает загружаться, поскольку, если вы не будете иметь возможности заправить транспорт газом, никогда не купите соответствующий автомобиль».
Действительно, есть смысл строить АГНКС в непосредственной близости от автопарков — таким образом, инвестор имеет гарантии устойчивого сбыта газа. Первоначальные вложения в заправочную инфраструктуру будут существенными, но Антон Инюцын отмечает: «Если мы хотим в ближайшее время кратно увеличить сеть и создадим тем самым спрос на ГМТ-транспорт, нужно субсидировать этот процесс. Минэнерго будет выходить в правительство с инициативой о субсидировании до
Москва уже сделала первый шаг в будущее — городские службы такси переводят на метан в качестве топлива, первая партия экологичных машин вышла на маршруты в 2018 году. Проект реализуется в сотрудничестве компаний BERITAXI и «Газпром газомоторное топливо». На природный газ планировалось перевести порядка 200 единиц техники. Газовое оборудование установлено в рамках маркетинговой программы «Первый раз — первый газ» на условиях аренды. В планах компании «Газпром газомоторное топливо» на 2019 год переоборудование еще тысячи автомобилей в десяти таксопарках Москвы.
— Использование природного газа в качестве моторного топлива — часть транспортной стратегии Москвы, — уточняет генеральный директор компании «Газпром газомоторное топливо» Михаил Лихачев. — Один из крупнейших сегментов транспорта столицы, который может быть переведен на метан, — службы такси. Сейчас в таксопарках города эксплуатируется 150 тысяч автомобилей. Со своей стороны мы готовы обеспечить все необходимые условия для эффективной эксплуатации экологичного транспорта.
Промышленные предприятия также заинтересованы в применении газомоторного топлива в новых проектах. Группа компаний «Совкомфлот», принадлежащая государству, разместила на судостроительном комплексе «Звезда» в Приморском крае заказ на строительство трех танкеров-продуктовозов нового поколения, которые будут использовать газомоторное топливо (СПГ) в качестве основного. Танкеры предназначены для транспортировки нефтепродуктов и газового конденсата и будут отфрахтованы ПАО «НОВАТЭК» на основании долгосрочных тайм-чартерных договоров.
По сравнению с традиционными видами топлива использование СПГ позволяет существенно снизить объем выбросов в атмосферу: оксидов серы (SOx) — на 100%, оксидов азота (NOx) — на 76%, углекислого газа (CO2) — на 27%, низкодисперсных частиц — на 100%.
А осенью 2018 года ГК «Совкомфлот» разместила на ССК «Звезда» заказ на строительство двух нефтеналивных танкеров типоразмера «Афрамакс» (дедвейт 114 тысяч тонн), использующих газомоторное топливо.
Практически параллельно с популяризацией газомоторного топлива стали говорить о другой альтернативе — электричестве, которое также может использоваться в качестве топливного элемента в транспорте. Созданием сети зарядных станций для электромобилей (ЭЗС) государство занялось еще в 2012 году. Этот вектор поддержало ПАО «Россети», заложив в свою долгосрочную стратегию такой раздел, как «Электротранспорт». Согласно документу наиболее востребованным с точки зрения перспективы роста является сервис по созданию инфраструктуры для электротранспорта, который позволяет значительно повысить загрузку сетей, особенно в крупных городах.
К 2020 году суммарная распределенная мощность электротранспорта в Москве может составить около 200 мВт, а это 2% от объема располагаемой мощности в московском регионе. До 2030 года прогнозируется семикратный рост электротранспорта (до 2100 машин). Поддержка развития электротранспорта также осуществляется госкомпаниями при сотрудничестве с региональными властями: например, ПАО «Россети» и ПАО «Мосэнерго» развернули программы по формированию зарядочной инфраструктуры.
Соглашение о стратегическом сотрудничестве в сфере развития зарядной инфраструктуры для электромобилей на полях Петербургского международного экономического форума — 2018 подписали ПАО «МОЭСК» и ООО «Современные конверсионные технологии» (СКТ). СКТ планирует размещать и эксплуатировать инновационные зарядные станции российского производства «ФОРА» в Москве и Московской области, заниматься их сервисным обслуживанием и ремонтом, а МОЭСК обеспечит технологическое присоединение зарядных станций к электрическим сетям столичного региона.
Компании совместно будут развивать сеть централизованного мониторинга и управления, что позволит удаленно обеспечить программное обновление ЭЗС, сбор и хранение телеметрических данных, управление процессом при возможной неисправности. Планируется разработка мобильного приложения, которое упростит пользователям поиск и построение оптимального маршрута до зарядных станций, определение текущего статуса станции (занята/свободна) и обеспечит иные удобные пользовательские функции.
— Шесть лет назад рынок зарядной инфраструктуры в России полностью отсутствовал, — отмечает генеральный директор ПАО «МОЭСК» Петр Синютин. — Мы с чистого листа создали сеть зарядных станций в Москве и области (МОЭСК-EV) и показали всем потенциальным участникам рынка, что такая возможность есть. Привлекаем к развитию зарядной инфраструктуры партнеров, осуществляя при этом технологическое подключение ЭЗС.
Для Москвы и области ООО «СКТ» планирует поставить порядка 100 зарядных электростанций. По словам главы компании Алексея Фомичева, с таким сильным партнером, как МОЭСК, создается и внедряется инфраструктурное решение, которое будет способствовать развитию новой концепции автомобильной промышленности и более эффективному использованию энергоресурсов. Уже определены возможности для роста доли рынка транспортных средств на новых энергоносителях, а также их технологическое и территориальное масштабирование.
Летом 2018 года в московском районе Марьино (ЮВАО) в сети «МОЭСК-EV» в рамках реализации проекта «Умный квартал», курируемого правительством Москвы, открыта новая зарядная станция для электромобилей стандарта Mode 3 мощностью 22 кВт. Она стала первой ЭЗС, установленной в жилом районе.
— Высокая статистика пользования ЭЗС говорит о востребованности услуги в этом районе: за первые 1,5 месяца работы зарядной станции потребление составило 538,4 кВт∙ч, что больше, чем на самой популярной зарядной станции сети «МОЭСК-EV», «быстрой» ЭЗС, — комментирует заместитель главного инженера по инновациям и проектной деятельности ПАО «МОЭСК» Геннадий Сиденко. — Это «звонок» для девелоперов и управляющих компаний — настало время создавать места и устанавливать зарядные станции на придомовых территориях и в подземных паркингах многоквартирных домов, давая возможность жителям переходить на экологически чистые виды транспорта.
В Стратегии развития автомобильной промышленности на период до 2020 года, утвержденной Минпромторгом России, отмечен ряд возможных мер по стимулированию электротранспорта в стране. Среди них можно выделить государственное финансирование различных НИОКР, нацеленных на производство электромобилей на внутреннем рынке, создание пилотных проектов. Также предлагаются меры по стимулированию потребителей: развитие заправочной инфраструктуры, предоставление возможности использования электромобилями выделенных полос движения, бесплатная парковка, обнуление ставки утилизационного сбора на
В 2018 году стало известно о внесении в Госдуму закона об освобождении электромобилей от транспортного налога. Однако Минэнерго РФ убеждено: льготная или бесплатная электроэнергия будет противоречить поставленной правительством задаче минимизации всех видов перекрестного субсидирования в электроэнергетике. К тому же это даст необоснованные преференции владельцам зарядок по отношению к другим потребителям, нарушив принципы конкуренции. Вероятно, имеется в виду, что стоимость этой электроэнергии будет переложена в конечный тариф на электроэнергию для населения. Хотя пока еще низкий спрос на электрокары предполагает, что надбавка едва ли будет заметной. В то же время клиенты электрозаправок благодаря новой субсидии, напротив, получат ощутимую скидку, тем самым повысив спрос на электромобили.
В сфере частного бизнеса платные электрозаправки до сих пор устанавливали только некоторые автодилеры электрокаров, а также топливная компания «Татнефть». Кроме того, бесплатные электро-АЗС есть у «Роснефти» и «ЛУКОЙЛа», а также у производителя электрокаров Tesla. В настоящее время 14 АЗС «ЛУКОЙЛа» оборудованы станциями зарядки для электромобилей. В компании считают, что дальнейшее развитие сети в первую очередь зависит от ее востребованности.
На сегодняшний день электромобили признаны одним из самых экологичных видов транспорта с точки зрения их эксплуатационных характеристик. Однако, несмотря на предпринимаемые в настоящее время шаги в развитии сети электрозаправочных станций, их количество даже в крупных городах по-прежнему очень мало, чтобы покрыть предполагаемую потребность в зарядке аккумуляторов электромобилей. Так считают эксперты ассоциации «Глобальная энергия». Кроме того, по их мнению, важно учитывать географическое положение России и связанные с этим климатические и инфраструктурные особенности, такие как низкие температуры воздуха, малая продолжительность светового дня, транспортная загруженность городов — эти факторы способствуют быстрому разряду аккумуляторов электромобилей.
В то время пока Россия обсуждает льготы и послабления для владельцев электрокаров в целях дальнейшего развития, в мире такой транспорт становится все более популярным. По оценкам Международного энергетического агентства, в 2020 году общее количество электромобилей в мире приблизится к 20 миллионам, это около 1,7% от глобального автопарка.
Пока одни увлекаются большим транспортом на ГМТ и электричестве, другие развивают идеи превращения детских игрушек в средства передвижения для взрослых. В 2017 году в США появился шеринг электровелосипедов и электросамокатов. За полгода количество людей, которые начали использовать персональный электротранспорт, выросло на 3,8%. Крупнейшие сервисы по краткосрочной сдаче в аренду электросамокатов Bird и Lime за полтора года пришли в 40 американских городов и начали работать во Франции, Германии, Испании и Израиле. К маю 2018 года они сдавали напрокат
Такой транспорт удобен для коротких городских поездок, поскольку занимает мало места на парковках и в потоке движения, не застревает в пробках; его можно пронести с собой в метро или автобус, что делает его удобным для быстрого преодоления «последней мили» — расстояния от станции метро или остановки автобуса до дома. Прогресс в производстве компактных батарей позволяет персональному электротранспорту проезжать без подзарядки до 45 километров. А его максимальной скорости — 45 км/ч достаточно для активной городской жизни.
Кроме того, персональный электротранспорт сокращает нагрузку на окружающую среду. Один из шеринговых сервисов подсчитал, что за шесть миллионов поездок на его самокатах в атмосферу выброшено на 2,2 тысячи тонн углекислого газа меньше по сравнению с автопоездками. Кстати, сейчас мощный электросамокат можно купить за
Хотя и у этого транспорта есть недостатки. Города плохо приспособлены к массовому использованию персонального электротранспорта: мегаполисы рассчитаны на автомобили, поэтому водители электротранспорта предпочитают передвигаться по тротуарам, из-за чего нередко сбивают пешеходов. Проблемы создает и то, что законодательно использование персонального электротранспорта в большинстве стран никак не регулируется: от его водителей не требуют получать права, носить шлем, соблюдать специальные правила движения. И, наконец, появилась новая экологическая угроза. В связи с ростом количества использованных и выброшенных батарей для электросамокатов, неэффективностью их утилизации и переработки из старых батарей в атмосферу нередко попадал токсичный свинец. Поэтому в отдельных странах стали открывать производства, перерабатывающие батареи с гарантией экологической безопасности.
Использование инновационных разработок в транспорте должно прежде всего отвечать на вопрос: зачем? Кардинальные изменения в сфере транспорта и топлива должны быть обусловлены переменами в сознании участников отрасли и потенциальных потребителей о том, что чистые технологии рассчитаны на повышение значимости общественного отношения к экологическим проблемам и экономии ресурсов. Только тогда можно говорить о большом экономическом эффекте при использовании таких технологий для страны и актуальности для пользователей в обычной жизни.
Ирина КРИВОШАПКА
— Вопрос замещения традиционных видов моторных топлив альтернативными обсуждается все чаще на фоне роста цен на нефтепродукты и усугубления экологического кризиса. Газомоторное топливо и электромобили могут способствовать решению проблемы загрязнения окружающей среды по причине вредного воздействия автотранспорта. Однако, несмотря на то что в России предусмотрена программа господдержки перехода к «чистому» автотранспорту, есть ряд факторов, препятствующих этому процессу.
Объективными предпосылками роста интереса к газомоторному топливу (ГМТ) является его низкая стоимость по сравнению с нефтяным. Согласно нашим оценкам, стоимость компримированного природного газа составляет около 50 процентов, а сжиженного углеводородного газа — 75 процентов от стоимости бензина. Примечательно, что при более низкой цене за топливо достигается практически равная энергоотдача. Также переход на газомоторное топливо обеспечит улучшение экологической ситуации в больших городах. В выхлопах автотранспорта, работающего на ГМТ, вредных веществ в пять раз меньше по сравнению со средствами передвижения с бензиновым двигателем. К тому же при переводе транспорта с бензина на газ шумовое воздействие на человека снизится вдвое.
Несмотря на наличие значительного объема запасов природного газа, Россия не входит в число стран — лидеров по использованию газового транспорта. Государство пытается стимулировать этот процесс: согласно решению Правительства России недавно было выделено 1,5 миллиарда рублей субсидий производителям техники на газомоторном топливе для обеспечения реализации 1,5 тысячи автомобилей в текущем году. Однако, по нашему мнению, есть несколько оснований, препятствующих массовому переходу к транспорту с газовым двигателем. Одно из них — это неразвитая инфраструктурная сеть. Газомоторной технике требуется более частая дозаправка, соответственно, возникает потребность в плотной сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) и сервисных центров.
Индия, Китай, Франция, Германия, Нидерланды, Великобритания, Норвегия уже объявили о запрете на продажу автомобилей с дизельными и бензиновыми двигателями в горизонте
2025–2040 годов. Таким образом, потенциал дополнительного рынка природного газа как моторного топлива будет равен100–250 миллиардам кубометров, а доля России достигнет порядка30–75 миллиардов.
Объем реализации природного газа на АГНКС по сравнению с прошлым годом вырос на 4%, до 624 миллионов кубометров (в 2013 году этот показатель достигал отметки 400 миллионов кубометров).
Михаил Иванов, директор Департамента станкостроения и инвестиционного машиностроения Министерства промышленности и торговли РФ:
— В будущем все больше видов транспортных средств будет переводиться на сжиженный природный газ (СПГ). Кстати, это один из приоритетных видов топлива в части освоения арктического пояса. Сейчас звучат предложения о том, чтобы переводить на СПГ авиацию, таким образом, можно экономить до 30 процентов расходов по доставке авиационного топлива в удаленные районы. Комплексы по сжижению природного газа будут эффективно работать с точки зрения технологического процесса даже в естественной среде арктического пояса. При этом сжиженный природный газ может составить конкуренцию тем же электрокарам — количество автотранспорта, работающего на СПГ, как показывает статистика, увеличивается.
Мы следим за тенденциями развития глобального рынка СПГ, стараемся развивать соответствующие ресурсы и компетенции. Однако играет роль и то, что Россия существенно отличается от европейских стран с точки зрения доступности природных ресурсов, их стоимости, и вопросы использования СПГ или электрических силовых установок, допустим, в автотранспорте должны рассматриваться под другим углом, прежде всего с точки зрения экономики и инфраструктуры.
При переводе автомобилей на природный газ до десяти раз снижается объем вредных выбросов в атмосферу, в три раза сокращаются топливные затраты — стоимость одного кубометра метана на автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях «Газпрома» в Москве составляет 17,5 рубля.
Денис Корниенко, член правления, заместитель генерального директора по коммерческим вопросам «Газпром газомоторное топливо»:
— Для России природный газ — самая эффективная альтернатива дорожающим нефтяным видам топлива. Во-первых, наша страна — лидер по запасам природного газа: 32,9 триллиона кубических метров хватит на
75–80 лет при сохранении темпов и объемов добычи. Во-вторых, есть базовая газозаправочная инфраструктура и линейка техники на природном газе. В-третьих, переход на метан поддерживается на всех уровнях: государственном и коммерческом.Ключевое преимущество использования природного газа в качестве моторного топлива — его доступная цена, 16 рублей за кубометр в среднем по России. Сегодня природный газ занимает 0,9 процента на топливном рынке страны, по нашим прогнозам, эта доля может вырасти до десяти процентов к 2035 году.
Ускоренному развитию рынка газомоторного топлива будет способствовать утверждение и реализация проекта концепции подпрограммы «Развитие рынка газомоторного топлива» государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики» и проекта плана мероприятий по развитию рынка газомоторного топлива до 2024 года, подготовленных Минэнерго России. Согласно указанным документам компаниям, которые будут строить объекты газозаправочной инфраструктуры, предполагается компенсировать от 25 до 40 процентов расходов. На эти цели предлагается выделить около 40 миллиардов рублей. Еще 67,5 миллиарда пойдет на поддержку роста автопарка на газе. Всего затраты на развитие рынка газомоторного топлива могут составить 175 миллиардов рублей за шесть лет.
Со своей стороны «Газпром газомоторное топливо» реализует комплекс мер поддержки для физических и юридических лиц, рассматривающих установку газобаллонного оборудования на имеющийся транспорт. Автовладельцы могут взять оборудование в аренду или получить топливную карту с бесплатным объемом природного газа — EcoGas. За последние четыре года для работы на природном газе было переоборудовано 10 323 единицы техники.
Важно, чтобы с развитием идей о транспорте будущего сформировалась инфраструктура городов под новый транспорт и адекватные правила его безопасности.
Екатерина Грушевенко, эксперт Центра энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО:
— На данный момент альтернативный транспорт не является востребованным в России. Причин для этого много. Во-первых, неразвитая заправочная сеть, как АГНКС, так и ЭЗС. Во-вторых, отсутствие большого ассортимента автопарка. К примеру, электромобили официально представлены в России буквально двумя-тремя далеко не бюджетными моделями, остальные авто ввозятся серыми дилерами или покупаются подержанными из Японии. Легковые автомобили на природном газе также представлены очень узкой линейкой. Лучше дело обстоит со средне- и крупнотоннажными авто. В-третьих, отсутствие объективных стимулов для перехода на альтернативные виды топлива. Для большинства обычных потребителей при среднем пробеге в 16,5 тысячи километров в год эксплуатация электромобиля или газового автомобиля становится невыгодной, поскольку их высокая стоимость не покрывает более низких (по сравнению с бензином или дизельным топливом) затрат на топливо.
Для коммерческого использования и для нужд общественного транспорта природный газ в текущих условиях мог бы стать неплохой альтернативой (как по стоимости, так и с точки зрения экологии), однако здесь все упирается в неразвитую сеть АГНКС. Важно также понимать, что переход на альтернативный транспорт не является основной целью, как правило, его необходимость вызвана экологической политикой или необходимостью диверсифицировать потребление из-за нехватки ресурса. В России переход на газ или электричество позволил бы смягчить напряженный баланс нефтепродуктов по бензину и высвободить дополнительные объемы нефти на экспорт. Также в стране нет единой экологической политики, направленной на декарбонизацию, например как в странах ЕС, что также не стимулирует потребителей переходить на другие виды топлива.
Что касается электротранспорта, который был бы с точки зрения экологии (в регионах, где электричество вырабатывается из природного газа) намного выгоднее для мегаполисов, то помимо экологических стимулов спрос на электромобили дестимулируется отсутствием поддержки со стороны государства. Наш анализ показал, что спрос на электромобили растет в тех странах, где есть серьезная государственная поддержка этой отрасли. Более того, в России практически нет своего производства комплектующих для ЭМ (главным образом батарей), что приводит к их неконкурентоспособности по сравнению с традиционными ДВС. Аналогично дело обстоит и с водородным транспортом, который сейчас в мире начинает набирать достаточно сильные обороты: нет технологий в промышленном масштабе, нет поддержки со стороны государства. Таким образом, для развития альтернативного транспорта в России необходим комплекс мер: от стимулирования потребителей и производителей такого транспорта до создания экологического законодательства.
Наибольшее влияние на продажи электромобилей на данный момент оказывает отмена ввозной пошлины, так как она приводит к снижению стоимости автомобиля на
15–17% (для грузовых и легковых автомобилей соответственно), но распространяется только на юридических лиц и автомобили с сертификатом ОТТС.
В первом полугодии 2018 года число электромобилей в стране увеличилось более чем на 700 единиц, или на 40%. По данным аналитического агентства «Автостат», на 1 июля 2018 года в России было зарегистрировано уже 2,5 тысячи электрокаров, за полгода до этого их насчитывалось чуть менее 1800.
Мнение
Михаил Лифшиц, председатель Совета директоров АО «РОТЕК»:
«Электробус должен завоевать себе место под солнцем»
Столица пытается идти в ногу со временем, но спешка и следование модным трендам не всегда дают желаемый результат. Весной 2018 года Москва закупила 200 электробусов и планирует увеличение их парка на несколько лет вперед. Казалось бы, экологи, годами убеждавшие столичных чиновников в необходимости повышения экологических стандартов, должны быть довольны. Но результаты запуска электробусов оказались неоднозначными. Так что же пошло не так? Почему московские власти, по сути, стали заложниками этой жаркой экологической дискуссии?
Нужно признать два факта, на первый взгляд противоречащих друг другу: во-первых, системы электрического движения — это будущее транспорта. Во-вторых, 100% экологически чистых электромобилей и электробусов на сегодняшний день просто не существует. Как ни парадоксально, но электробус в его нынешнем виде — один из самых «грязных» видов транспорта.
Сжигать топливо для его движения все равно придется, хоть и вдоль МКАД, где расположены основные тепловые станции Московской энергосистемы. С учетом КПД генерации электроэнергии, потерь в сетях, эффективности зарядных устройств, аккумуляторов и электромоторов, в движение конвертируется только
17–26% изначальной энергии топлива. Сравните: современный дизельный двигатель обладает КПД на уровне 40%. Действительно, загазованность центральных районов удастся снизить, но экология города в целом от этого не улучшится — 65% электроэнергии в стране генерируется путем сжигания природного газа, нефтепродуктов и угля.Едва ли смещение очага выбросов на несколько километров можно назвать заботой об экологии. К тому же в качестве электролита в дорогостоящих аккумуляторах электробусов используется опасная для природы химия, поэтому после выработки ресурса их нужно специально утилизировать, тратя на это немалые средства. В итоге получается, что электробус — уже не такое экологичное решение, как казалось сначала.
Лишь отвязав электротранспорт от сети, питаемой сжигаемыми углеводородами, мы сможем сделать его более или менее чистым, сократив вредные выбросы в атмосферу.
Современные солнечные модули, которые уже доказали свою эффективность в ряде проектов, помогут городской инфраструктуре максимизировать энергетическую автономность. При этом никакие многогектарные солнечные парки строить не придется. Они могут понадобиться только тогда, когда закончатся крыши... а теперь еще и стены. Сейчас же все это пространство попросту не используется. Новые гибкие модули, генерирующие ток даже при пасмурной погоде из рассеянного и отраженного света, могут гармонично вписаться в городской ландшафт, а их монтаж прост и дешев даже в домашних условиях. Будущее за децентрализацией энергетики, предполагающей уход от громадных площадей и мощностей. Солнечные модули и интеллектуальные сети смогут сделать практически каждый городской объект активным участником рынка электроэнергии. Именно тогда и электротранспорт сможет раскрыть свой потенциал, реально снизив количество потребляемого на ТЭЦ топлива.
Максим Загорнов, президент Российской ассоциации малой энергетики, «Деловая Россия»:
— По оценкам экспертов, в ближайшие 20 лет газ будет единственным ископаемым топливом, доля которого среди первичных энергоносителей будет только расти. При этом наибольшее влияние на объемы потребления газа окажут энергетика и транспорт. На недавно прошедшем Гайдаровском форуме было озвучено, что к 2040 году потребление газа на транспорте вырастет на 160 процентов — это довольно весомый показатель. А учитывая, что Россия сегодня уверенно занимает лидирующую позицию на мировом рынке по запасам и добыче газа, развитие газозаправочной инфраструктуры становится стратегической государственной задачей, в которую будут приходить большие инвестиции.
Если заглядывать далеко вперед, уверен, ставка также будет сделана и на такие виды транспортного топлива, как водород, биотопливо, батареи. Причем последние с учетом новых технологических решений, надеюсь, сделают электромобили по-настоящему эффективными. В настоящий момент главными минусами электротранспорта являются большие габариты машин и долгое время зарядки аккумуляторов. Но прогресс не стоит на месте — появилась информация о создании мощных станций, на которых время заряда батарей снижено до 30, а то и 10 минут.
Большие перспективы, на мой взгляд, и у биотоплива, причем как в малой энергетике, так и транспортной отрасли. Однако ключевым здесь является вопрос, какой продукт будет взят за основу создания биотоплива. Если, например, целлюлоза или несъедобные растения, то никакой конкуренции с производством продуктов питания не возникнет. Тогда данное направление будет развиваться без особых рисков для человечества. Главное — пробовать. И помнить, что когда запасы ископаемого топлива будут исчерпаны, победит самый дешевый и доступный альтернативный энергоресурс.
Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.