Журнал «Эковестник», №3 • 2019 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Восстановление памятников архитектуры должно стать выгодным делом

Как сберечь культурное наследие?

— Василий Федорович, в последнее время на государственном уровне — в выступлениях президента и вице-премьера — часто звучит тема сохранения культурного наследия. Теперь не только общественники занимаются спасением уходящих памятников истории и архитектуры. Поддерживать историко-архитектурное достояние нации, возрождать усадьбы и облагораживать заброшенные промышленные территории стало делом престижа и для представителей бизнеса. С чем, на ваш взгляд, связан рост интереса к этой теме?

— Мы на самом деле наблюдаем всплеск интереса к культурному наследию. Это не случайно, ведь данная тема напрямую связана с нашим окружением и той средой, в которой мы живем. И это не только городская среда, в которой архитектура играет ключевую роль и для которой присутствие рядом руин или отреставрированного исторического здания является одной из составляющих ее рыночной стоимости, что очевидно. Это также касается культурного наследия, расположенного за пределами столичных городов и крупных районных центров: усадеб, заброшенных промышленных построек в малых и моногородах.

В данный момент особой популярностью пользуются городские усадьбы и дворцы. Окупаемость расходов после их реставрации или восстановления происходит относительно быстро, а имиджевый фактор для владельца такого объекта очевиден. А вот тема загородного наследия в России практически не звучит.

При этом, если посмотреть на европейский опыт работы с наследием, невольно задаешься вопросом: каким образом европейцам удается спасать гигантские замки, виллы, расположенные преимущественно в глубинке? Они не только процветают, но и зачастую приносят солидный доход своим владельцам.

— Наверное, все упирается в законодательство? Преференции, налоговые льготы для владельцев, государственная поддержка — все это есть там и нет у нас, в России.

— До недавнего времени так и было. Но в 2018 году на Международном культурном форуме в Санкт-Петербурге произошло знаковое событие: принято решение о начале тесного взаимодействия с частным сектором путем передачи памятников архитектуры в частную собственность. Таким образом, удастся привлечь частные инвестиции к сохранению культурного наследия России.

Государство в лице вице-премьера Ольги Голодец пообещало поддержку в виде создания инфраструктуры вокруг заброшенных и удаленных от крупных центров загородных усадеб (речь идет о федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019–2025 годы)». — Прим. ред.). Также в рамках национального проекта «Культура» был разработан ведомственный проект «Возрождение исторических усадеб», инициатором которого является министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский, а координатором — АУИПИК. Одна из основных задач рабочей группы проекта — внесение изменений в законы о приватизации, в кадастровый кодекс, налоговое законодательство, подготовка законодательных актов. Все это направлено на формирование благоприятного инвестиционного климата и создание таких условий, когда приобретать и восстанавливать памятники архитектуры станет выгодным и прибыльным делом.

В настоящее время в едином реестре зарегистрировано почти 180 тысяч объектов культурного наследия общей площадью 300 миллионов квадратных метров, а сколько их стоит неучтенных! На реставрацию одного квадратного метра требуется порядка 70 тысяч рублей, следовательно, необходимый объем инвестиций в сферу сохранения ОКН достигает 2,1 триллиона рублей. Частные инвестиции — это действительно настоящая возможность спасти наши памятники.

— Вы упомянули проект «Возрождение исторических усадеб». Почему именно этот тип архитектурного наследия правительство сочло приоритетным и важным для сохранения?

— Такой выбор неслучаен. Как я уже говорил, городские памятники более или менее сохраняются, для малых и исторических городов и поселений разработаны и действуют различные программы, храмами занимаются церковь и общественные организации, а вот усадьбы, особенно если они заброшены, руинированы и заросли бурьяном и борщевиком, вызывают тревогу.

Не многие задумываются над тем, что русская дворянская усадьба — это уникальное явление, не только повлиявшее на русскую культуру XVIII–XIX веков, но и сформировавшее привычный всем культурный ландшафт — тот самый образ России, который был воспет русской поэзией, запечатлен в живописи и литературе.

Исторические усадьбы России — это своего рода воспоминание о детстве нации и генетически привычный для населения нашей страны пейзаж. Дворянская усадьба как жилой и хозяйственный комплекс вотчинника возникла в период русского Средневековья. Само название «усадьба», согласно толковому словарю В. И. Даля, уходит корнями в XVI век к термину «уса́дище». Так именовался господский дом на селе со всеми строениями, садом, огородом. Привычный для нас облик — дом, сад или парк, лесные угодья — загородные усадьбы стали приобретать начиная со времен Петра I и достигли своего расцвета в конце XIX столетия. К этому времени разновидностей такого рода владений было великое множество: это и небольшие сельские хозяйства, и дворцово-парковые ансамбли, и роскошные загородные резиденции, и сельскохозяйственные и промышленные комплексы. Таким образом, некогда всего лишь небольшие владения — вотчины претерпели значительную эволюцию.

Старожилово.jpg

XX век привнес колоссальные изменения в усадебную культуру.Владения были национализированы или заброшены и разорены. Единичные случаи сохранения усадеб через их музеефикацию или приспособление под социально значимые объекты помогли некоторым памятникам истории уцелеть. Но сегодня, очевидно, необходимо создавать совершенно иные модели и формировать новые условия взаимодействия государства и частного собственника, то есть инвестора.

Одним из сложнейших вопросов, помимо упомянутых инвестиционного климата и условий владения исторической недвижимостью, является вопрос исторических границ каждой отдельно взятой усадьбы. Ведь помимо мощного инвестиционного ресурса она является важнейшей культурной составляющей исторической территории. Дворянская усадьба всегда представляла собой некое единство архитектурного ансамбля и пейзажа — это единый культурный ландшафт. Поэтому применение ландшафтного подхода при формировании усадебного лота для передачи его частному собственнику — необходимое условие для восстановления усадьбы. Даже если усадьба разрушена или находится на грани исчезновения, сохранившиеся фрагменты строений и парков или садов по-прежнему составляют неотъемлемую часть пейзажа. Это историческая составляющая любого современного ландшафта.

vadimrazumov_20190814_188053.jpg

Нужно учитывать специфику

— Как быть, если от усадьбы остались только руины или фундаменты, а парк и сад превратились в непроходимые дебри? Зачем инвестору вкладываться в такую территорию?

— Принимая во внимание значимость историко-культурного ландшафта, в качестве возможного варианта видится создание на базе таких территорий историко-культурных заповедников с последующим развитием туристско-рекреационных зон. Это позволит не только сохранить наследие и обеспечить досуг наших граждан, но и воспитывать их эстетическое и даже патриотическое мироощущение.

Не случайно отечественный востоковед Николай Александрович Невский отмечает, что среда обитания (ландшафт) является исторической базой, на которой в качестве надстройки формировалось мировоззрение человека, в том числе эстетическое. Другими словами, «мировоззрение человека питается окружающей средой».

Принимая во внимание специфику загородной усадьбы, полноценная хозяйственная деятельность на ее территории возможна только в рамках исторически сложившегося имущественного комплекса.

— Учитывает ли это обстоятельство агентство при работе со своими памятниками?

— Конечно. При разработке проектной документации на памятники архитектуры агентством проводятся работы по системному оформлению и кадастровому учету всех объектов культурного наследия, входящих в усадьбу, и всех земельных участков, то есть прорабатывается вся историческая территория памятника.

Агентство располагает возможностью осуществления всего комплекса работ, необходимых для формирования земельного участка и кадастрового учета усадеб.

Основная проблема, с которой в первую очередь сталкивается потенциальный собственник, заключается в том, что в настоящее время значительная часть объектов культурного наследия, входящих в состав усадеб, учтена в кадастре без границ, земельные участки усадеб также большей частью либо не сформированы, либо сформированы в границах, не соответствующих исторически сложившемуся землепользованию.

В рамках кадастровых работ, осуществляемых агентством, проводится формирование земельных участков в соответствии с границами памятников. Таким образом, происходит возврат к исторически сложившемуся землепользованию, что позволяет, с одной стороны, вернуться к истокам и частично воспроизвести ранее осуществлявшуюся в усадьбе хозяйственную деятельность, с другой — вдохнуть новую жизнь в усадьбу, осуществляя ее использование в соответствии с актуальной экономической моделью. Кадастровый учет и оформление прав на усадьбы, проводимые агентством, являются первой ступенью к возрождению данных объектов культурного наследия.

Сложное творческое дело

— Василий Федорович, поскольку возглавляемое вами агентство занимается не только усадьбами, какие объекты культурного наследия вы могли бы отметить как наиболее перспективные?

— Не бывает перспективных или неперспективных памятников, все зависит от менеджмента, навыков работы с памятником, умения обнаружить и оживить нематериальную составляющую: его историю, историю семей, создававших родовые гнезда даже на окраине империи или в глуши, — у всего есть свои смыслы.

Обратимся к заброшенным промышленным объектам, которые, где бы они ни находились, местное население и власти стремятся снести, чтобы застроить освободившуюся территорию современными строениями — жилыми, офисными, развлекательными.

Но ведь часто такие здания тоже памятники, а иногда и уникальные, аналогов которым не найти нигде в мире. В Европе с 70-х годов прошлого века успешно приспосабливают подобные объекты под культурные, социально значимые цели: арт-пространства, библиотеки, дома культуры, коворкинги и антикафе, отели и кинотеатры. Создают индустриальные музеи, где представлены не только промышленные механизмы и станки ушедшей индустриальной эпохи, но и оставшиеся в прошлом технологии, о которых сейчас и в книгах не прочитаешь, а ведь для постиндустриального поколения все это интереснейший и единственный источник информации о былой эпохе. Но что мы видим у нас? Основная проблема работы с заброшенными промышленными территориями на самом деле кроется в их экологии. Радиация, токсичные отвалы сырья, промышленного мусора — все вызывает опасения и негативную реакцию на такие территории. Но и этот ресурс можно использовать: применив известные на Западе технологии по очистке, оздоровлению и ревитализации промзон, можно создавать уникальные площадки для обучения и досуга, развития технологий и искусств. В данном случае наследие выступает драйвером развития совместных проектов Минкультуры и природоохранных органов. Это еще одно перспективное направление в сотрудничестве, которое необходимо развивать сегодня.

Кстати, морские форты в Кронштадте или Владивостоке — их историко-культурный ландшафт, органично вписанный в водное пространство, обладает невообразимым потенциалом для развития туристско-рекреационного направления. Развитие этого направления может стать перспективным вектором сотрудничества Минкультуры и Минприроды России.

— Поддерживает ли местное население подобные инициативы?

— Граждане часто не осознают ценность той среды обитания, в которой они находятся, стремясь заменить «старье» «современными, модными» торгово-развлекательными центрами из стекла-бетона-пластика. Да и местные власти могут не видеть скрытых возможностей памятников.

Михайловская_дача.jpg

В России мало подобного опыта, в основном в столицах, в регионах к этому следует добавить информационный голод и нехватку тематических и отраслевых знаний. Следовательно, должна вестись серьезная просветительская работа, деликатная и кропотливая, включающая и популяризацию, и агитацию, и привлечение самого местного населения к сложному, но творческому делу сохранения памятников, возрождения культурно-исторического ландшафта, восстановления экологии исторического места.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами
Свежий номер «»

«Эковестник» №2 • 2021

Читать

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.