Для сжиженных углеводородных газов нормативная база по пожарной безопасности имеется, пусть и со своими пробелами и несовершенствами. А вот более перспективные технологии с использованием сжиженного природного газа фактически оказались в серой зоне отсутствия норм и требований. Такая ситуация невыгодна никому.
В первую очередь, конечно, недостаточность регулирования ставит под угрозу общество. Возможные аварии в результате небезопасного обращения СПГ могут иметь тяжелые последствия. Тушение и даже локализация пожаров СПГ является сложной технической задачей, к решению которой большинство пожарных подразделений не подготовлено в должной мере. В любом случае предупреждение пожара — более эффективный путь, чем борьба с ним. В том числе и поэтому государство должно быть заинтересовано в скорейшем заполнении пробелов в нормативно-техническом регулировании для обеспечения пожарной безопасности объектов газомоторной отрасли.
Также недостаток нормирования негативно сказывается и на экономической эффективности всей отрасли, хоть это и может показаться спорным на первый взгляд. Но в действительности производители оборудования, проектировщики, организации, осуществляющие перевозку, хранение и продажу газомоторного топлива, владельцы транспортных средств на ГМТ — все заинтересованы в понятных правилах игры. Потому что в отсутствие таких правил затраты на обеспечение пожарной безопасности становятся труднопрогнозируемыми и, как мы увидим дальше, в итоге более масштабными, чем они могли бы быть.
Обзор практических трудностей следует начать с того, что действующие нормы регламентируют размещение заправочных пунктов с выдачей СПГ только на территории предприятий, чьи транспортные средства будут заправлены СПГ в качестве топлива. Размещение КриоТЗП с выдачей СПГ вне транспортных предприятий противоречит на сегодняшний день действующим нормам и требует разработки дополнительных компенсирующих технических решений по противопожарной защите.
Исходя из нашего значительного опыта работы с объектами по реализации ГМТ, можно выделить две наиболее актуальные проблемы, характерные для их проектирования и строительства: противопожарные расстояния и применение модульных установок.
При размещении КриоТЗП должны быть соблюдены противопожарные расстояния до соседних объектов (железные и автомобильные дороги, различные жилые и общественные здания, соседние предприятия), а также до зданий на самом транспортном предприятии. На практике это ведет к необходимости выделения значительной площади земли для строительства заправочного пункта и соответствующего увеличения затрат. Да и выбор подходящих свободных земельных участков при этом сильно сужается.
Более того, по действующим нормам (СП 326.1311500.2017 «Объекты малотоннажного производства и потребления сжиженного природного газа. Требования пожарной безопасности») противопожарные расстояния от оборудования КриоТЗП определяются в зависимости от вместимости резервуаров для хранения СПГ, начиная с объема до 25 м3 включительно. Получается, что при применении резервуаров объемом 5 м3 или 10 м3 противопожарные расстояния применяются те же, что и для резервуаров объемом 25 м3. Хотя очевидно, что при одинаковом давлении емкость меньшего размера не представляет той же опасности, что и резервуар объемом 25 м3.
Другой пример — определение противопожарных расстояний до соседних объектов от резервуаров с давлением выше чем 0,8 МПа. В своей практике эксперты МПЦ регулярно участвуют в проектировании объектов с размещением резервуаров с давлением до 1,6 МПа. Это обусловлено необходимостью заправки транспортных средств «теплым» СПГ, когда это требует топливная система транспортных средств. Но в действующем своде правил такое оборудование не рассматривается.
Получается, что обоснование противопожарных расстояний для каждого КриоТЗП требует индивидуального обоснования, что в свою очередь ведет к затягиванию и удорожанию проектирования и строительства.
Следующая проблема, которую хотелось бы отметить, — это применение модульных установок выдачи СПГ. Международный опыт свидетельствует о возможности и целесообразности применения такого оборудования. Но к настоящему моменту противопожарная защита таких модулей нормативно не проработана, данная ситуация автоматически приводит к вынужденным отступлениям от действующих требований и опять же к индивидуальной разработке и обоснованию компенсирующих мероприятий.
Так, зона хранения СПГ с резервуаром и колонка выдачи СПГ должны размещаться в разных функциональных зонах с соблюдением противопожарных расстояний между ними. Как быть, когда резервуар для хранения СПГ и колонка выдачи СПГ находятся в едином технологическом комплексе, то есть на одной платформе? Действующие нормы не дают ответа на данный вопрос.
Конечно, значительную часть подобных проблем наши специалисты успешно решают, находя наиболее подходящие технические решения. Тем не менее разработка компенсирующих мероприятий по всем перечисленным отступлениям от действующих норм как для КриоАЗС, так и для КриоТЗП осуществляется на сегодняшний день расчетно-аналитическим методами. Здесь тоже есть свои трудности. Еще не собраны достоверные статистические данные по отказам элементов оборудования СПГ. Расчетные методики не адаптированы под особенности данного вида топлива и не учитывают все тонкости соответствующих технологических процессов. Все это дает возможность надзорным органам подвергать сомнению достоверность расчетов. Соответственно, возможности согласования оптимальных технических решений ограниченны, что является препятствием для развития применения газомоторного топлива в различных вариациях.
Мы видим решением этой проблемы проведение дальнейших научных исследований и проведение натурных испытаний, экспериментальное подтверждение значений опасных факторов пожара, а также совершенствование расчетных методик. На практике это будет означать:
Дальнейшая научно-исследовательская и нормативно-творческая работа должна быть нацелена на:
Проблемы нормативно-технического регулирования газомоторной отрасли не ограничиваются рассмотренными примерами, даже когда мы говорим только о пожарной безопасности. Помимо недостаточных норм для проектирования и строительства заправочных пунктов можно выделить еще несколько областей для развития правовой базы. Так, в настоящее время:
Как мы видим, газомоторной отрасли предстоит пройти еще длинный и непростой путь совершенствования нормативной базы. Оптимизм внушает активная деятельность Национальной газомоторной ассоциации в этом направлении.
Создание современной нормативной базы — объективно достаточно длительный процесс. Следует понимать, что нормативное регулирование отстает и будет далее отставать от развития газомоторных технологий. В основном это происходит из-за того, что с целью получения максимального преимущества от использования СПГ в качестве ГМТ идет постоянный поиск экономически эффективных технологий реализации и применения этого продукта.
Для сокращения этого разрыва можно и нужно задействовать механизмы саморегулирования рынка. В этой ситуации мы предложили ассоциации параллельно с полноценным нормотворческим процессом проработать идеологию обеспечения пожарной безопасности отраслевой инфраструктуры и способы ее реализации. В частности, уже сегодня можно внутренними решениями ассоциации закрепить подходы к оценке пожарной опасности технологических процессов, связанных с обращением газомоторного топлива. На основании такой оценки в каждом конкретном случае должны приниматься решения о достаточности уже принятых противопожарных решений или необходимости их дополнения.
Мы верим, что благодаря усилиям ассоциации в целом и ее наиболее активных участников газомоторная отрасль в нашей стране способна в скором будущем не только преодолеть существующие барьеры, но и стать источником экспорта технологий и лучших практик для всего мира
Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.