Журнал «Эковестник», №3 • 2019 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Место экологических карт в разрабатываемом Географическом атласе для учителей

Механизм реализации Концепции развития географического образования в Российской Федерации требует обеспечить в рамках освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования непрерывность географического образования посредством преемственности содержания курсов «Окружающий мир» и «География», «География России» и «Экономическая и социальная география мира». При этом, на наш взгляд, важное место занимает решение задачи по методической подготовке и изданию новых, отвечающих современных требованиям атласов обучающегося и учителя. В настоящее время в России такого издания нет, а последняя советская версия Географического атласа для учителей средней школы вышла в 1986 году.

В этой связи стоит необходимость разработки концепции полиграфической версии Географического атласа учителя, учитывающей базовые положения Концепции развития географического образования в Российской Федерации. Работы по созданию концепции данного атласа проводятся на факультете картографии и геинформатики Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК) в рамках реализации гранта Русского географического общества «Разработка концепции полиграфической версии Географического атласа учителя» (№ 24/2018-И от 27 июля 2018 года).

За время, прошедшее с момента выхода последней советской версии атласа для учителя, стали активно развиваться такие отрасли, как, например, экологическое (геоэкологическое) картографирование, которые до 1985 года находились на этапе зарождения. Фактически картография откликнулась на содержательные изменения, произошедшие в географии (Экологическая карта России, 1997; Эколого-географическая карта Российской Федерации, 1996; Экологический атлас России, 2002; и др.).

Современное экологическое картографирование возникло и развилось на базе теоретических установок и методических приемов, относящихся к разным направлениям тематического картографирования. Первоначально оно возникло в рамках геоботанического картографирования как фитоэкологическое картографирование, основной объект которого — условия существования растений, их взаимосвязи со средой. Его основоположниками является французская школа экологического картографирования растительности. Французские геоботаники в 70-е годы XX века ввели термин «экологическая карта». В СССР близкие по содержанию работы проводились под руководством В. Б. Сочавы в Институте географии СО АН СССР. Так, еще в 1977 году была выпущена Корреляционная эколого-фитоценотическая карта Азиатской России масштаба 1:7 500 000. По мнению Сочавы (1978), экологические карты как карты экосистем должны отражать их критические компоненты и основные связи между животными и растениями. Человек в экосистему не входит. Она картируется как одна из составляющих среды человека, а не как среда в целом со многими ее компонентами, поэтому в отношении последнего расширять содержание экологических карт нет надобности.

Результаты взаимодействия человека и природы, в том числе и последствия этого взаимодействия, рассмотрены в рамках медико-биологических исследований. В этой связи стали разрабатываться карты природных условий жизни населения. Исследования О. Р. Назаревского с соавторами получили картографическое выражение на изданной в 1984 году Карте оценки природных условий жизни населения СССР. На ней отражена оценка отдельных элементов природных условий по типичным местностям, выделены зоны природных условий жизни населения, показана степень их благоприятности в сравнении с условиями средней полосы европейской части СССР.

Развитию экологического картографирования в немалой степени способствовала общественнополитическая обстановка в СССР в конце 80-х годов XX века, когда резко возрос интерес широкой общественности к экологическим проблемам в стране, возникли и развивались общественные экологические организации. На этом этапе экологические карты рассматривались в качестве научного обеспечения программ и действий экологического движения в стране.

Необходимость экологического картографирования была признана на государственном уровне: в постановлении Верховного Совета СССР «О неотложных мерах экологического оздоровления страны» ставилась задача создания экологических карт территории СССР и его крупных регионов. В 1993 году Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ приняло обширную программу по экологической безопасности России, в которой значительное место уделено экологическому картографированию.

Следующим этапом развития экологического картографирования, в результате чего оно выделилось в самостоятельную отрасль тематического картографирования, была разработка комплексных экологических карт. Первой из них стала Карта наиболее острых экологических ситуаций СССР масштаба 1:8 000 000, созданная в Институте географии АН СССР под руководством Б. И. Кочурова в 1989 году. Она вызвала огромный интерес в научных кругах и широких слоях общественности, была опубликована в научных и популярных изданиях, вошла в национальные доклады по состоянию окружающей среды СССР и России за 1989, 1990 и 1991 годы.

На этой карте были показаны ареалы экологических ситуаций различных степеней остроты, возникших в результате негативных изменений экологически значимых свойств ландшафтов, важных для человека и его хозяйственной деятельности. Антропоцентрический подход и оценочность — главные принципы составления данной карты.

Эколого-географическое картографирование изначально зародилось в рамках картографирования природопользования и охраны окружающей среды, которые стали разрабатывать с конца 60-х годов XX века. Они отражали хозяйственное использование территорий, антропогенное воздействие на природу, состояние окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, природоохранные мероприятия и т. д.

Другое концептуальное направление комплексного экологического картографирования, возникшее в это же время, разрабатывалось А. Г. Исаченко (1993). Он уходил от какой-либо оценки и опирался на экологические типы ландшафтов, которые выделяются на основе экологического потенциала и по основным последствиям антропогенного вмешательства. Дополнительными элементами содержания являются очаговые техногенные воздействия и специфические естественные и антропогенные экологические аномалии (эколого-географические карты Севера Европейской России, масштаб 1:4 000 000, бассейна Ладожского озера (масштаб 1:1 500 000 и др.). Дальнейшее развитие этого направления, как уже отмечалось, связано с работами Исаченко.

Концептуальные исследования связаны с семинаром по экологогеографическому картографированию Сибири, организованным в 1986 году в Иркутске Институтом географии СО АН СССР. Именно здесь была выдвинута задача разработки теоретико-методических принципов эколого-географического картографирования и дана одна из первых его научных трактовок как интегрального направления современного развития различных отраслей тематической картографии (Руденко, Бочковская, 1992).

Признанным центром экологического картографирования является географический факультет МГУ. Среди его разработок выделяются Эколого-географическая карта России масштаба 1:4 000 000 (1996) совместно с Институтом географии СО РАН и НИИ географии СПбГУ и первый научно-справочный Экологический атлас России, вышедший в свет в 2002 году.

Развитие экологического картографирования в начале 90-х годов XX века протекало в направлении массовой разработки комплексных экологических карт более крупных масштабов, создаваемых широким кругом научных и производственных учреждений во многих регионах России. В основном эти карты построены с применением ландшафтного подхода, показывают размещение отдельных видов использования земель, источников загрязнения, нередко с количественными характеристиками. Как правило, на них отражено также состояние отдельных компонентов окружающей среды (Экологическая карта Ленинградской области, 1990).

Середина 90-х годов XX века отмечена многочисленными разработками теоретических концепций, принципов и методов в области регионального атласного картографирования (Закруткин и др., 1999). Различаясь в деталях, все они предусматривают сходную структуру атласов, которые состоят из нескольких блоков, посвященных природным и антропогенным факторам, влияющим на экологическую обстановку, состоянию компонентов окружающей среды, здоровью населения. Как правило, проводится и интегральная оценка экологической ситуации.

К настоящему времени сформировались научные школы, создавшие на базе собственных концепций многочисленные картографические произведения. В их числе — школа экодиагностики и экологического картографирования, развивающаяся в Институте географии РАН. Здесь под руководством Кочурова подготовлена серия экологических карт разного масштаба, охватывающих территорию всей России, территории отдельных ее регионов, областей, краев, а также других стран (США, Китай). В 2002 году подготовлены интегральная комплексная карта экорегионов России и карта, отражающая экологические и социально-экономические ситуации, сложившиеся в России на рубеже XX и XXI веков.

В связи с формированием и развитием экологической географии появилась серия карт, ранее не входивших в традиционные географические атласы. К их числу относятся карты, отражающие состояние окружающей среды того или иного региона, карта экологических ситуаций, экологическая карта России и т. п.

Результаты экологического картографирования в настоящее время нашли отражение в системе географического и экологического образования. Экологические карты внедрены в школьный курс географии как на общенациональном (федеральном), так и на региональном уровнях, включены в школьные атласы, в связи с чем они должны найти свое место в разрабатываемом Географическом атласе учителя. В частности, в рамках разрабатываемой концепции полиграфической версии Географического атласа для учителей в его структуру предлагается включать экологические карты, отражающие состояние природной среды и ее составляющих, в первую очередь России и ее отдельных регионов. Для разделов, характеризующих материки, предлагается включить комплексную экологическую карту, отражающую общее состояние окружающей природной среды.

Литература

1. Географический атлас: для учителей средней школы. М.: ГУГК, 1986.

2. Закруткин В. Е. и др. Экологический атлас Ростовской области: структура, содержание и методика оценки ситуации // Известия РАН. Сер. геогр. 1999. № 1.

3. Исаченко А. Г. Введение в экологическую географию. СПб., 2003.

4. Исаченко А. Г. Экологическая география России. СПб., 2001.

5. Исаченко А. Г. Экологическая география Северо-Запада России: в 2 ч. СПб., 1995.

6. Кочуров Б. И., ШишкинаД.Ю., Антипова А. Н., Костовская С. К. Геоэкологическое картографирование: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Б. И. Кочурова. М.: Издательский центр «Академия», 2009.

7. Руденко Л. Г., Бочковская А. И. Становление и развитие эколого-географического картографирования // География и природные ресурсы. 1992. № 3.

8. Сочава В. Б. Введение в учение о геосистемах. Новосибирск: Наука, 1978.

9. Экологическая карта России. М.: ГУГК, 1997.

10. Экологический атлас России. СПб.: Издательский дом «Карта», 2002.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами
Свежий номер «»

«Эковестник» №4 • 2020

Читать

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.