Журнал «Эковестник», №3 • 2019 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Чисто по-шведски. Как создать общество без экологических проблем

ВИЭ как государственный приоритет

Швеция активно включилась в реализацию Стратегического плана 2050 — инициативы Евросоюза, разработанной на конференции ООН по климатическим условиям в 2010 году в Канкуне в Мексике. На этой конференции промышленно развитые страны обязались достичь к 2050 году нулевых нетто-выбросов парниковых газов. Для этого государствам необходимо модернизировать энергетические и транспортные системы, снизить выбросы и потребление энергии, увеличить долю возобновляемых источников энергии, в частности обеспечить к 2030 году транспортный сектор средствами, работающими не на ископаемом топливе. Правительство Швеции также приступило к выполнению этой долгосрочной программы. В плане реформ на 2018–2020 годы особое место занимает раздел «Стимулирование перехода на возобновляемые источники энергии» — приоритетное направление в экологической политике страны. Для этих целей предусмотрено, в частности, увеличение объема инвестиций в использование возобновляемых видов энергии, а также стимулирование производства и использования биотоплива.

Швеция — одна из первых стран в мире, которая еще в 1991 году ввела «углеродный налог». Все предприятия страны (а здесь развиты химическая, металлургическая промышленность, транспортная инфраструктура) платят за каждый сжигаемый литр ископаемого топлива и, соответственно, за каждую тонну выброшенного в атмосферу углекислого газа. А вот использование возобновляемых источников (например, биотоплива на основе отходов деревообрабатывающей промышленности, бытовых отходов, торфа) налогами не облагается. Так, производители солнечной энергии освобождены почти от всех налогов: платежи в бюджет для них снижены с 2017 года на 98%.

Уже сейчас Швеция — одна из стран в Евросоюзе с наибольшим количеством возобновляемых источников энергии (более 48%). Например, в транспортном секторе страны 20% топлива — возобновляемое (это биогаз, биодизель, биоэтанол). Правительство Швеции использовало разные способы стимулирования автовладельцев к переходу на биотопливо. Один из них — введение системы «бонус-малус», суть которой заключается в увеличении налогообложения автомобилей с высоким уровнем выбросов углекислого газа и введении бонусов для водителей транспортных средств с низким выбросом CO2 .

Просмотр статьи доступен для подписчиков журнала.

Подписаться на журнал

Понравился материал? Поделитесь с коллегами
Свежий номер «»

«Эковестник» №4 • 2019

Читать Подписка

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.