Ввод в строй Белорусской АЭС затягивается
Ввод в строй Белорусской АЭС, вероятно, состоится позже заявленных сроков. Местные власти видят в затянувшейся стройке повод для требования «смягчить условия платежей по предоставленному Россией кредиту» на ввод АЭС.
Цитируя президента Республики Беларусь Александра Лукашенко, новостной портал «БелТА» сообщил, что эта проблема обсуждалась с Президентом РФ Владимиром Путиным во время встречи 7 февраля 2020 года в Сочи, и именно российский лидер предложил Александру Лукашенко «найти взаимоприемлемое решение», чтобы не доводить дело до штрафов. РБК приводит слова источника в «Росатом», который отметил, что в рамках проекта «построено уже почти все... Первый блок — на 97%, второй — примерно на 75%».
БелАЭС — первый и крупнейший проект российско-белорусского сотрудничества в атомной энергетике. Инвестиционный план по строительству атомной электростанции в составе двух энергоблоков общей мощностью около 2400 МВт предполагает ввод в промышленную эксплуатацию первого энергоблока
АЭС в декабре 2019 года, второго — в июле 2020 года.
Проект осуществляется совместными усилиями Российской Федерации в лице генерального подрядчика АО «Инжиниринговая компания «АСЭ» (входит в структуру ГК «Росатом») и Республикой Беларусь, на территории которой строится станция; заказчик — республиканское унитарное предприятие «Белорусская атомная электростанция».
Почти завершен
Как рассказал в опубликованном на сайте ведомства интервью (minenergo.gov.by/) министр энергетики Республики Беларусь Виктор Каранкевич, в 2018 году строительно-монтажные работы производились на 130 объектах, это основные объекты первого и второго энергоблока, а также общестанционные здания. Монтаж технологического оборудования первого энергоблока в основном завершен, выполняются пусконаладочные работы. На втором энергоблоке смонтированы корпус реактора и оборудование реакторной установки,начат монтаж основного технологического оборудования. Заключены контракты на изготовление оборудования, осуществляется его поставка на площадку строительства станции.
Финансирование проекта осуществляется за счет кредитных средств, предоставленных Россией. Согласно генеральному контракту генподрядчик несет полную ответственность за выполнение работ, предусмотренных генеральным контрактом, «под ключ». Проблемные вопросы взаимодействия с российской стороной, возникающие в процессе строительства АЭС, ежемесячно рассматриваются в ходе заседаний оперативных штабов.
В 2019 году, помимо ввода первого энергоблока Белорусской АЭС, также предусматривались: загрузка топлива в ядерный реактор первого энергоблока, его включение в энергосистему и постепенный выход на проектную мощность.
По своей значимости проект АЭС не имеет аналогов в Республике Беларусь: впервые здесь были применены повышенные опоры 330 кВ, что позволило проложить линии электропередачи над лесными массивами, уменьшив ширину просеки в четыре раза. Таким образом,заблаговременно реализована новая схема энергосистемы, позволяющая обеспечить поступление выработанной на Белорусской АЭС электроэнергии в любой регион страны.
И все же, основная цель строительства атомной станции — повышение энергобезопасности страны за счет замещения импортируемого из России природного газа.
Не по правилам
К слову, Литва, вблизи границ которой строится станция, неоднократно настаивала на необходимости ее закрытия. Советник президента Литвы Миндаугас Линге считает, что «правительству не следует уходить от ответственности с решением вопросов Белорусской АЭС в Островце, их надо поднимать и в международном масштабе». В интервью радиостанции Ziniuradijas он уточнил, что «интерес Литвы согласно сформулированной президентом позиции —в том, чтобы АЭС не начала действовать».
По его словам, важно не забывать, что БелАЭС — геополитический проект, который ставит под угрозу национальную безопасность Литвы. К тому же, в балтийской республике на законодательном уровне принят закон, запрещающий экспорт электроэнергии из государств, где действуют «небезопасные» АЭС.
Речь идет о требованиях соблюдения правил, в том числе относительно подбора и согласования с соседними странами площадки будущего объекта. Литва заявила, что Беларусь нарушила эти соглашения в начале строительства БелАЭС. Если основа проекта является нелегитимной, весь проект можно считать таким же.
Полная прозрачность
Наряду с этим вокруг проекта стали появляться самые невероятные версии компромиссной перспективы АЭС. Например, поступило предложение от одного из литовских чиновников о том, чтобы сделать из Белорусской АЭС газовую электростанцию. Проект превращения АЭС в Островце в теплофикационную станцию, работающую на газе, наверняка устроил бы Литву.
Однако, специалист в сфере атомной энергетики, бывший глава Института энергетики Юргис Вилемас назвал это предложение абсурдным и слишком запоздалым,ведь оборудование на строящейся атомной станции невозможно перестроить под газовое топливо.
Виктор Каранкевич рассказал, что Беларусь неоднократно предлагала Литовской Республике провести консультации на уровне экспертов, а также отвечала на их вопросы.
«Литовской стороне были переданы предложения о проведении двусторонних консультаций по вопросам, возникшим после отчета об оценке воздействия на окружающую среду Белорусской АЭС он в интервью. По просьбе Литвы был передан отчет о воздействии Белорусской АЭС на окружающую среду. Также было официально предложено провести в Вильнюсе консультации с общественностью и госорганами Литвы. Ответа на предложения белорусской стороны не последовало. Тогда мы организовали встречу с общественностью Литвы на территории республики. А также подготовили и направили в Австрию, Польшу, Литву, Латвию, Украину проект программы после проектного анализа (ППА)», — сказал Виктор Каранкевич.
Это означает, по его словам, что Республика Беларусь готова предоставить заинтересованным странам интересующую их информацию по экологической и радиологической обстановке в период эксплуатации Белорусской АЭС. Только Литва отказалась продолжать сотрудничество в рамках ППА. Другие страны отметили, что получили полную и компетентную информацию по запрашиваемым вопросам и уже вовлечены в следующий этап контроля — Программу после проектного анализа БелАЭС.
Специалисты и эксперты МАГАТЭ называют реализуемый проект современным и безопасным. Кроме того, проведенная оценка воздействия на окружающую среду показала, что нет предмета для беспокойства и в части экологии.
«Несмотря на негативное отношение литовских властей к возведению Белорусской АЭС, министерство энергетики нацелено на профессиональный и конструктивный диалог с Литвой по вопросам строительства станции в Островце. Безопасность АЭС является для нас приоритетом. Создана система надзора за строительством АЭС, включающая как ведомственный, так и государственный надзор. Международные эксперты и специалисты, в том числе Всемирной организации операторов атомных станций и МАГАТЭ, которые посещали площадку строительства, отмечали, что наш проект реализуется успешно, в соответствии с международными требованиями и рекомендациями», — подчеркнул министр энергетики РБ.
Отвечая на вызов, связанный с отходами ядерного топлива, Виктор Каранкевич рассказал, что в настоящее время проект Стратегии обращения с отработанным ядерным топливом (ОЯТ) Белорусской АЭС, в котором рассматриваются три возможных варианта, дорабатывается и будет направлен в правительство Беларуси на утверждение.
Для реализации принятого приоритетного варианта обращения с ОЯТ с российской стороной будет подготовлено межправительственное соглашение. Реализация мер, предусмотренных проектом стратегии, позволит обеспечить технически надежные, экономически приемлемые, экологически безопасные решения по обращению с ОЯТ Белорусской АЭС к моменту ввода ее в эксплуатацию.
Мнение
Алексей Хохлов, руководитель направления «Электроэнергетика» Центра энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО: «Белорусская АЭС кардинально отличается от Чернобыльской станции — начиная от реакторной технологии (ВВЭР вместо РБМК) и заканчивая системами безопасности. Дизайн станции соответствует требованиям поколения 3+ и учитывает анализ аварии на АЭС Фукусима. Атомные станции с реакторами такого типа сейчас сооружаются «Росатомом» в разных странах мира (Турция, Финляндия, Венгрия, Египет, Китай, Индия, Бангладеш, Иран) — всего 36 блоков. Белоруссия и «Росатом» неоднократно заявляли о безопасности сооружаемой станции, в реализацию проекта также вовлечены эксперты МАГАТЭ. Пока серьезных оснований для свертывания проекта сооружения Белорусской АЭС не просматривается».
Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.