Журнал «Эковестник», №2 • 2020 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Программа повышения экологической эффективности: краткая инструкция по применению

С 1 января 2019 года российская промышленность начала переходить на новое технологическое нормирование, основанное на принципах наилучших доступных технологий (НДТ).

Как получить КЭР

Если ранее для осуществления хозяйственной деятельности основным предприятиям необходимо было оформлять достаточно большой пакет разрешительной документации (как минимум разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух; лимиты на выбросы загрязняющих веществ; разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду; нормативы образования отходов и лимитов на их размещение), то теперь появился абсолютно новый документ — комплексное экологическое разрешение (КЭР).

В первую очередь с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года с заявкой на получение КЭР обязаны обратиться три сотни промышленных объектов I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет более 60%. Перечень таких объектов утвержден приказом Минприроды от 18 апреля 2018 года № 154 [1].

Порядок выдачи КЭР, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва был утвержден постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2019 года № 143 [2]. В 2019 году 16 пилотных предприятий I категории получили КЭР, обеспечив тем самым выполнение основного целевого показателя федерального проекта «Внедрение наилучших доступных технологий», являющегося частью национального проекта «Экология».

Заявка на получение КЭР должна содержать информацию, установленную пунктом 3 статьи 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7‑ФЗ «Об охране окружающей среды» [3] (далее — ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Если предприятие полностью соответствует требованиям природоохранного законодательства, для получения КЭР ему необходимо обратиться с заявкой в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Форма заявки утверждена приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 11 октября 2018 года № 510 «Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения» [4]. Однако не для всех предприятий такая ситуация будет возможной.

Дорожная карта предприятия

В случае невозможности соблюдения технологических показателей, нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов в обязательном порядке разрабатывается и утверждается программа повышения экологической эффективности (далее — Программа).

Программа разрабатывается на объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, который эксплуатируется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, по результатам сопоставления технологических показателей, характеризующих каждую из применяемых там технологий, с показателями НДТ, описанных в соответствующих информационно-технических справочниках по НДТ, а также сопоставления нормативов допустимых выбросов и сбросов высокотоксичных веществ и веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), рассчитанных для каждого источника выбросов и сбросов загрязняющих веществ, с фактическими величинами выбросов, сбросов указанных загрязняющих веществ.

Следует отметить, что Программа не разрабатывается в отношении объектов капитального строительства, относящихся к объектам I категории и планируемых к вводу в эксплуатацию, поскольку при проектировании необходимо сразу учитывать требования действующего законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно приказу Минприроды от 17 декабря 2018 года № 666 «Об утверждении правил разработки программы повышения экологической эффективности» [5] в Программу включаются мероприятия по реконструкции, техническому перевооружению объектов, в том числе мероприятия, в отношении которых осуществляется государственная поддержка хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, предусмотренные пунктом 4 статьи 17 ФЗ «Об охране окружающей среды» [3]. При этом под техническим перевооружением понимается комплекс мероприятий по замене устаревшего и физически изношенного оборудования новым, а под реконструкцией — переустройство зданий, строений, сооружений на действующих объектах, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции объектов капитального строительства при одновременном улучшении условий охраны окружающей среды. Мероприятия, направленные на обеспечение эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, устройств природоохранного значения, в Программу включать нельзя.

Дополнительно к проекту Программы разрабатываются обосновывающие материалы согласно пункту 10 правил разработки Программы, утвержденных приказом Минприроды России от 17 декабря 2018 года № 666 [5].

Срок реализации Программы составляет семь лет, а для объектов, эксплуатируемых градообразующими организациями и федеральными государственными унитарными предприятиями или открытыми акционерными обществами, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (товаров), выполнение работ, оказание услуг и имеют стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, — 14 лет.

Таким образом, Программа представляет собой своеобразную дорожную карту предприятия по достижению требований современного законодательства в области охраны окружающей среды.

Системное толкование норм ФЗ «Об охране окружающей среды» [3] позволяет сделать вывод о том, что для одного объекта негативного воздействия на окружающую среду, поставленного на государственный учет в соответствии со статьей 69.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» [3], необходимо разработать только одну Программу.

Решение примет комиссия

Проект Программы до ее утверждения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем подлежит одобрению межведомственной комиссией по рассмотрению и одобрению программ повышения экологической эффективности (далее — Межведомственная комиссия, Комиссия). Это коллегиальный орган, координирующий деятельность заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и органов исполнительной власти субъектов РФ по рассмотрению и одобрению проектов программ. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2015 года № 999 «О межведомственной комиссии по рассмотрению программ повышения экологической эффективности» ее создает Министерство промышленности и торговли РФ [6].

Члены Межведомственной комиссии — представители региональных органов исполнительной власти принимают участие в работе Комиссии, если проект Программы разработан для объекта I категории, расположенного на территории данного субъекта. В целом указанное постановление [6] достаточно четко регламентирует процедуру взаимодействия юридического лица или индивидуального предпринимателя (далее — заявитель), разработавшего проект Программы, и Межведомственной комиссии. При этом стоит отметить, что порядок рассмотрения и одобрения проекта Программы как ведомственный акт должен быть разработан и утвержден приказом Минпромторга России. В настоящее время он существует лишь в проекте, но, надеемся, в скором времени будет принят.

В процессе рассмотрения и одобрения проекта Программы Межведомственная комиссия осуществляет анализ включенных в проекты программ перечней мероприятий на предмет их достаточности для поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов и сбросов, технологических нормативов и проводит определение соответствия технологических процессов, оборудования, технических способов, методов, применяемых на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, НДТ.

До 2020 года процесс получения КЭР и процесс одобрения проекта Программы в Межведомственной комиссии возможно было проводить параллельно, поскольку к заявке на получение КЭР необходимо было прикладывать только проект Программы. Это позволяло существенно оптимизировать процесс получения новой разрешительной документации. Однако последние изменения в ФЗ «Об охране окружающей среды» [3], внесенные в конце 2019 года, такую возможность исключили. В действующей редакции статьи 31.1 [3] речь идет о необходимости предоставления именно Программы, одобренной Межведомственной комиссией и утвержденной юридическим лицом.

Если предприятие полностью соответствует требованиям природоохранного законодательства, для получения КЭР ему необходимо обратиться с заявкой в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природо-­­­пользования.

Сгладить последствия данных изменений частично получилось за счет реализации в государственной информационной системе промышленности, созданной в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25 июля 2015 года № 757 «О порядке создания, эксплуатации и совершенствования государственной информационной системы промышленности» [7] (далее ­— ГИСП, информационная система), сервиса по рассмотрению проектов программ, который позволит избежать необходимости физической подачи проекта Программы в бумажном виде. На практике это колоссально ускорит процесс взаимодействия заявителя и Комиссии, так как и рассмотрение, и одобрение проекта Программы (то есть сам процесс голосования) осуществляются в электронном кабинете Межведомственной комиссии. Для работы в указанной информационной системе необходимо будет соблюсти лишь два простых условия: пройти несложную процедуру регистрации (как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) и иметь усиленную квалифицированную цифровую подпись.

На момент написания настоящей статьи Межведомственной комиссией было рассмотрено уже более десяти проектов программ. Семь из шестнадцати заявок на получение КЭР в 2019 году содержали в себе одобренную Комиссией программу повышения экологической эффективности.

Срок рассмотрения проекта Программы Межведомственной комиссией не может превышать два месяца и может быть продлен по обращению заявителя, но не более чем на два месяца. При этом законодательно не предусмотрена процедура отзыва проекта Программы, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в процессе рассмотрения захотел внести в нее изменения или полностью пересмотреть.

После направления заявителем на рассмотрение в информационной системе проект Программы проходит проверку по формальным признакам (на предмет соответствия требованиям Правил разработки программы повышения экологической эффективности). В случае положительных результатов проверки комплекта документов формируется электронный кабинет голосования, в котором размещается проект Программы, обосновывающие материалы к нему, заключение экспертной организации, содержащее информацию о проведенной предварительной оценке проекта Программы повышения экологической эффективности. Дополнительно проект Программы размещается в открытом доступе на официальном сайте Минпромторга России для обеспечения возможности ознакомления с ним всех заинтересованных лиц.

После проведения анализа всех материалов по проекту Программы члены Комиссии принимают решение о его одобрении или об отказе в одобрении путем проведения электронного голосования. О результатах рассмотрения проекта Программы в электронный кабинет заявителя направляется соответствующее уведомление.

Практика рассмотрения и одобрения проектов программ с использованием государственной информационной системы промышленности продемонстрировала, как удачное техническое решение может оптимизировать процессы взаимодействия государственных органов и промышленности. Полагаем, что доработка соответствующего сервиса информационной системы впоследствии позволит оцифровывать данные, заявляемые предприятиями, и, используя их в обезличенном виде, не только получать статистику в целях принятия регулирующих решений, но и на основе анализа таких данных прогнозировать объемы суммарных выбросов, сбросов загрязняющих веществ, динамику и тенденции технологического развития промышленности как составляющей макроэкономической системы.

На момент подготовки настоящей статьи Межведомственная комиссия рассмотрела уже более десяти проектов программ. Семь из шестнадцати заявок на получение КЭР в 2019 году содержали одобренную Комиссией Программу повышения экологической эффективности.

Логичным и рациональным продолжением первых шагов перевода взаимодействия промышленности и органов государственной власти в онлайн-формат может стать организация всего процесса получения разрешительной документации (КЭР) на платформе ГИСП.

Список литературы

1. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 18 апреля 2018 года № 154 «Об утверждении перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов».

2. Порядок выдачи комплексных экологических разрешений, их переоформления, пересмотра, внесения в них изменений, а также отзыва был утвержден постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2019 года № 143.

3. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7‑ФЗ, «Собрание законодательства РФ», 14 января 2002 года, № 2, статья 133.

4. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 11 октября 2018 года № 510 «Об утверждении формы заявки на получение комплексного экологического разрешения и формы комплексного экологического разрешения».

5. Приказ Минприроды России от 17 декабря 2018 года № 666 «Об утверждении правил разработки программы повышения экологической эффективности».

6. Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2015 года № 999 «О межведомственной комиссии по рассмотрению программ повышения экологической эффективности», «Собрание законодательства РФ», 28 сентября 2015 года, № 39, статья 5414.

7. Постановление Правительства РФ от 25 июля 2015 года № 757 «О порядке создания, эксплуатации и совершенствования государственной информационной системы промышленности», «Собрание законодательства РФ», 3 августа 2015 года, № 31, статья 4691.

Арина ВОЛОСАТОВА, заместитель директора ФГАУ «НИИ ЦЭПП» (Бюро наилучших доступных технологий),

Валерия МОРОКИШКО, начальник отдела проектного управления и взаимодействия с органами государственной власти ФГАУ «НИИ ЦЭПП» (Бюро наилучших доступных технологий)

Понравился материал? Поделитесь с коллегами
Свежий номер «»

«Эковестник» №2 • 2021

Читать

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.