Журнал «Эковестник», №2 • 2020 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

«Зеленые» поправки

24.06.2020

Изменение Основного закона страны — Конституции — всегда очень серьезный процесс. Несмотря на то что положения этого документа носят весьма общий характер, на самом деле суть закрепленных норм состоит в декларации основных направлений политической, экономической и правовой систем, основ правового статуса государства и личности, их прав и обязанностей. О том, какие важные дополнения по экологической тематике должна включать Конституция РФ, рассказывает генеральный директор юридической компании «Дельфи», заместитель председателя Комитета по природопользованию и экологии «Деловой России» Наталья БЕЛЯЕВА.

Если раньше в Конституции была всем известная норма о праве каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, то поправками, принятыми Государственной думой РФ (речь идет о Законе Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». — Прим. ред.), перечень «зеленых» гарантий расширен.

К таким изменениям относятся:

  • обязанность Правительства РФ осуществлять меры, направленные на снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
  • сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;
  • создание условий для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;
  • проведение в России единой социально ориентированной государственной политики в области охраны окружающей среды;
  • установление основ федеральной политики и федеральных программ в области экологического развития страны.

«Важно сделать так, чтобы декларации, красиво описанные в поправках к Конституции, не стали очередными декорациями, этакими потемкинскими деревнями, которые не приведут к достижению заявляемых целей».

Стоит отметить, что упомянутые изменения не являются декларацией чего-то планируемого, скорее это констатация того, что уже сейчас происходит в нашем обществе.

В 2014 году началась масштабная перестройка природоохранного законодательства. Пристальное внимание к экологии было вызвано совокупностью факторов: ростом численности населения и потребления, исчерпаемостью ресурсов и изменением климата, ростом свалок за счет захоронения отходов. Именно эти факторы стали предпосылками для переосмысления действующей экономической модели. Ранее внедренная линейная экономика была нацелена на удовлетворение быстро растущих потребностей общества без оглядки на сохранение природных факторов существования человека (экология, климат и пр.). Из-за бездумного потребления природных ресурсов в угоду растущему спросу за очень короткий срок мы растратили значительные запасы, некоторые из которых не подлежат возобновлению. Потребление, равно как и производство, породило огромное количество отходов, с которыми никто и не думал что-то делать. Отходы, все же вовлекаемые в использование (макулатура, металл), скорее были исключением из общей парадигмы, чем правилом. Страна взяла курс на экономику замкнутого цикла, выстраиваемую по принципу «производство — потребление — утилизация». То есть ранее свозимые на многочисленные свалки отходы могут и должны стать новым сырьем для производства продукции, а используемые первичные ресурсы расходоваться разумно.

Однако помимо деклараций, красиво описанных поправками к Конституции, важно сделать так, чтобы они не стали очередными декорациями, этакими потемкинскими деревнями, которые не приведут к достижению заявляемых целей.

За полтора года после старта мусорной реформы мы столкнулись с тем, что экологическое воспитание, образование и просвещение населения, способные обеспечить устойчивое развитие общества в целом, зачастую не находят применения в жизни. Как можно учить детей бережно и с любовью относиться к природе и ее богатствам, не создавая условий для реализации ими полученных знаний? Как они, становясь в будущем специалистами в разных областях, смогут руководствоваться полученными знаниями при принятии управленческих и иных решений, если не будут верить в эти знания и не будут видеть реальный результат от их использования? Процессы образования должны идти с одновременным созданием соответствующей среды.

Еще один важный вопрос: как можно декларировать обязанность правительства осуществлять меры по снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, если уже сейчас, споткнувшись об ошибки, допущенные при внедрении институтов региональных операторов и расширенной ответственности производителя, стоя на пороге негативных сценариев, вызванных пандемией коронавируса, мы готовы поставить на «стоп» любые изменения?

Нужно ли думать об экологии, если остановка предприятий, сокращение производства в связи со снижением торговой активности, отмена поставок сырья и комплектующих приводят к сокращению сотрудников или снижению уровня оплаты их труда? Да, потому что в условиях глобального перепроизводства, которое мы наблюдаем во всем мире, снижающегося спроса и покупательной способности населения единственным разумным способом сохранить баланс является внедрение принципов устойчивого развития. Речь идет об уже упомянутой экономике замкнутого цикла: вовлечение в производство вторичных ресурсов, стоимость которых ниже первичных и не так зависима от курсовых колебаний, позволит снизить себестоимость продукции. Следовательно, удастся сохранить рабочие места и создать новые; сократить потребление первичных ресурсов и связанные с этим расходы; снизить негативное влияние на окружающую среду (уменьшить выбросы, сбросы, количество образуемых отходов); сократить расходы населения на оплату услуг регоператоров, предоставив последним возможность снизить свои потери за счет реализации собираемого вторсырья; сократить размещение отходов на полигонах страны и, как следствие, рост их образования.

Идя на поводу тех, кто не хочет ничего менять, из-за того что изменения лишь кажутся негативными, мы отсрочим принятие решений, которые еще необходимо будет внедрить. А это негативно скажется на ожиданиях населения страны, которому Конституцией гарантировано то, что никак не наступает, — благоприятная окружающая среда.

«Как можно декларировать обязанность правительства осуществлять меры по снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, если уже сейчас, споткнувшись об ошибки, допущенные при внедрении институтов региональных операторов и расширенной ответственности производителя, стоя на пороге негативных сценариев, вызванных пандемией коронавируса, мы готовы поставить на „стоп“ любые изменения?»


Понравился материал? Поделитесь с коллегами
Свежий номер «»

«Эковестник» №2 • 2021

Читать

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.