В настоящее время ученые из 19 стран мира принимают участие в крупнейшей за всю историю полярных исследований экспедиции MOSAiC. Дрейфующая среди льдов команда изучает последствия изменения климатических условий на Крайнем Севере. Экспедиция повторяет маршрут норвежского путешественника Фритьофа Нансена на судне «Фрам» в
Планирование крупнейшей климатической экспедиции в Арктику заняло восемь лет. Даже пандемия коронавируса, закрывшая границы многих стран, не помешала ученым-полярникам выполнить уникальные исследования.
В сентябре 2019 года из норвежского города Тромсе вышел немецкий научно-исследовательский ледокол Polarstern — он сопровождает российское судно «Академик Федоров» в центральной части Арктики и будет дрейфовать во льдах ориентировочно до октября текущего года. Вокруг ледокола развернуты мониторинговые станции, изучающие состояние климата и ледовой обстановки.
В июле к международной экспедиции в рамках проекта MOSAiC (Multidisciplinary drifting Observatory for the Study of Arctic Climate — мультидисциплинарная дрейфующая обсерватория для изучения климата в Арктике) присоединилось судно «Академик Трешников», отправившееся в Арктику из Санкт-Петербурга. Ученые из Арктического и антарктического научно-исследовательского института уже выполнили ряд исследований физических процессов арктической климатической системы в Центральной Арктике.
Снабжением международной полярной экспедиции MOSAiC занимается российский ледокол «Капитан Драницын», установивший два рекорда по проведению работ в северных широтах для дизель-электрических судов. «Капитан Драницын» — первый в мире дизель-электрический ледокол, достигший самой высокой точки в Арктике, 88 градусов 36 минут северной широты, в зимний период, а также проведший уникальную бункеровку (заправку судна) тяжелым топливом на широте 84 градуса 46 минут с другого ледокола, «Адмирал Макаров».
В экспедиции MOSAiC участвуют более 600 человек из 19 стран, объединенных общей целью — понять процессы климатических изменений, происходящих в Арктике. Несмотря на ограничения, связанные с эпидемией, пересмотр графика ряда исследований, к моменту публикации ученым удалось получить уникальные данные и провести целый ряд работ. Многим из них хватит полученной информации для выполнения НИР на протяжении как минимум ближайшего десятилетия. Можно отметить и важный для научного сообщества факт сотрудничества: исследователи, работающие в рамках MOSAiC, помогают в сборе данных коллегам, не попавшим в экспедицию из-за пандемии.
Изучая быструю динамику ледовых изменений, ученые столкнулись с «новой Арктикой» и ее чрезвычайно сложными проблемами. Данные, собранные в ходе экспедиции, помогут разобраться, как влияют происходящие климатические изменения на Северный Ледовитый океан. Так как современные условия сильно отличаются от тех, которые наблюдались здесь
Проблема сокращения площади льда в Северном Ледовитом океане затрагивает не только тех, кто живет в Арктике (хотя именно здесь формируются многие метеорологические явления, имеющие глобальные последствия). Изменения климатических моделей на Крайнем Севере приводят к экстремальной погоде: аномальной жаре, засухе и сильным лесным пожарам. По мере таяния льда темная морская вода поглощает больше солнечного света, что способствует дополнительному повышению температуры и усилению таяния. В результате льда становится все меньше. Ученые хотят понять, как происходят эти изменения.
Одна из исследовательских групп в рамках MOSAiC изучает поведение снега: как он накапливается зимой, как тает летом, как его перемещает ветер. Еще одно исследование посвящено взаимодействию солнечного света с морским льдом. Это крупнейший из когда-либо проводившихся экспериментов с морским льдом, ведь задача ученых — оценить полный годовой цикл.
Необычные снимки цветущего Ледовитого океана сделаны спутниками летом 2020 года с орбиты Земли: из-за раннего таяния льда в воде появилось много фитопланктона. К слову, маршрут Северного морского пути (СМП) оказался полностью свободным ото льда на месяц раньше обычного (если исходить из зарегистрированных поставок) — танкер с природным газом направился в восточном направлении по СПМ в Азию из порта Сабетта 18 мая. При этом в 2019 году большая часть СМП была свободна ото льда в течение 93 дней, что является самым продолжительным периодом за десятилетия спутниковых измерений. В середине же июля ледовое покрытие океана было на самом низком уровне за всю историю наблюдений с 1979 года.
Ранние модели климатических изменений предсказывали полное исчезновение ледового покрова в Северном Ледовитом океане к 2100 году, но оказалось, что потепление в Арктике идет гораздо более быстрыми темпами, чем в других регионах. Согласно последним оценкам, это может произойти и раньше: построены модели с расчетами достижения критической ситуации со льдом в 2050 и даже 2030 году. К тому же в
За последние 30 лет темпы потепления на Крайнем Севере были вдвое выше, чем в остальном мире. Особенно драматичным таяние льда в текущем году оказалось в море Лаптевых, у берегов центральной части России. Беспрецедентное тепло, окутавшее большую часть Сибири в первой половине года, привело к росту лесных пожаров. Из-за жары теплые речные потоки, впадая в арктические моря, разрушили прибрежный лед раньше, чем обычно. 20 июня температура в Верхоянске (67 градусов северной широты) поднялась до 38 градусов Цельсия. Всемирная метеорологическая организация подтвердила: это самая высокая температура, когда-либо официально зарегистрированная к северу от полярного круга.
Исследование, опубликованное проектом World Weather Attribution, показало, что сибирская жара первой половины 2020 года может быть обусловлена изменениями климата. Тогда температура в Сибири была более чем на пять градусов выше средних значений. Согласно выводам климатологов, рекордная «волна сибирской жары» связана с антропогенным воздействием на климат. Без вмешательства человека подобные «рекорды» могут происходить раз в 80 тысяч лет и даже реже, тогда как сегодня эти явления обусловлены выбросами парниковых газов.
Аномальные температуры, зафиксированные минувшим летом, стали одной из причин сильных пожаров в Сибири: к концу июня здесь сгорело примерно 1,15 миллиона гектаров леса, что привело к выбросам в атмосферу около 56 миллионов тонн углекислого газа. Ускорилось и таяние вечной мерзлоты, влекущее опасность разрушения критически важной инфраструктуры в Арктике.
Парниковые газы, выделяемые в результате пожаров и таяния вечной мерзлоты, а также снижение отражательной способности планеты от потери снега и льда еще больше нагревают Землю. Эксперты отмечают, что такого количества углекислого газа в атмосфере планеты не было в течение пяти миллионов лет.
Выбросы от лесных пожаров достигли Северного Ледовитого океана, затемнили поверхность льда и увеличили интенсивность таяния. По информации Службы мониторинга атмосферы Коперника, шлейф дыма от лесных пожаров, обнаруженный спутниками, простирался от Сибири до Северного полюса в начале июля, а еще один шлейф в середине июля достиг Шпицбергена.
В результате лесных пожаров за полярным кругом выбросы углекислого газа с 1 по 15 июля были самыми большими за 18 лет спутниковых наблюдений.
В результате в первой половине июля в Северном полушарии прекратились некоторые крупномасштабные погодные явления. Над Центральной Арктикой сформировался мощный купол высокого давления, что привело к продолжительному периоду «чистого неба» и повышению интенсивности таяния ледового покрова.
Арктические экосистемы чрезвычайно чувствительны к антропогенным воздействиям, поэтому вопросы защиты окружающей среды являются ключевыми при развитии региона. Очевидно, что Арктика нуждается в постоянном мониторинге, а для понимания происходящих там процессов нужна оперативная и объективная информация. Ее сбором сейчас и занимаются участники экспедиции MOSAiC.
Мария КУТУЗОВА
Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.
В ходе экспедиции не обошлось без «сюрпризов» в виде арктического шторма, случившегося в ноябре прошлого года — тогда температура воздуха опустилась до —45 градусов Цельсия, и любопытных белых медведей, не раз пытавшихся атаковать исследователей. Участникам MOSAiC пришлось организовать антимедвежью охрану: животных отгоняли от установленного оборудования и людей с помощью сигнальных ракет и других шумовых раздражителей — снежных машин, а иногда и вертолета. Дополнительные проблемы создали таяние и растрескивание льда — ученым пришлось импровизировать, используя для передвижений лодки и мостики.