Журнал «Эковестник», №3 • 2020 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

«Зеленый» камуфляж Как противостоять гринвошингу?

Президент России Владимир Путин в ходе Послания Федеральному собранию в 2019 году дал поручение правительству создать защищенный бренд отечественной «зеленой» продукции. В настоящий момент в соответствии с поручением главы государства в нашей стране проводится масштабная работа, направленная на устойчивое развитие сельского хозяйства и создание современных отраслей производства «зеленой» продукции. Речь идет о целом комплексе мер, включая разработку национальных стандартов, оказание производителям содействия в переходе на интегрированное производство.

Иллюзия экологичности

По результатам ряда социологических исследований, проведенных в том числе ВЦИОМ, спрос на органическую продукцию в России в несколько раз превышает предложение и растет быстрее общемирового. Около 60% граждан выбирают полезную, натуральную, здоровую продукцию. Вместе с тем в последнее время значительная часть этого неудовлетворенного спроса компенсируется за счет гринвошинга. Это явление известно скорее узкому кругу экопроизводителей, но они уже бьют тревогу.

Если разобраться, гринвошинг — это маркетинговый ход, когда продукция ложно позиционируется как «зеленая», или экологичная. Термин возник из комбинации двух слов — green («зеленый», «экологичный») и whitewashing («отбеливание репутации»). Открыл гринвошинг и, собственно, придумал данный термин американский биолог и журналист Джей Вестервельд в 1980-е годы. Во время исследовательской поездки по островам Фиджи он столкнулся с необычным маркетинговым подходом администрации крупного отеля, когда клиентам рекомендовали повторно использовать полотенца и постельное белье, чтобы снизить вред, наносимый коралловым рифам. На самом деле таким образом сотрудники отеля экономили на расходах на стирку.

Сегодня гринвошинг стал обязательной частью маркетинговой политики целого ряда производителей. Многие крупные компании умело маскируют свою продукцию под «эко», «био» и «органик», при этом добросовестным производителям все труднее завоевывать место на рынке. В настоящее время на рынке товаров и услуг можно встретить множество товаров, для продвижения которых используют приемы гринвошинга. Самые распространенные из них: маркировка особыми красивыми (но нигде не зарегистрированными) знаками, окрашивание упаковки в зеленый цвет, использование слова «зеленый» в названии продукции, изображение листьев или дерева на упаковке и так далее. Еще один прием гринвошинга — размытые, общие и бездоказательные утверждения в описании продукции: «полностью натуральный», «чистый» и, конечно, приставки «эко» и «био».

По мнению директора Экологического союза, члена совета директоров Всемирной ассоциации экомаркировки (GEN), руководителя центрального органа системы экологической сертификации «Листок жизни» кандидата биологических наук Юлии Грачевой, необоснованные заявления об экологичности продукции недопустимы. При этом сегодня наказать недобросовестных производителей или непрофессиональных специалистов по маркетингу практически невозможно: в России в отличие от большинства развитых государств пока не разработан закон, регламентирующий использование понятия «экологичный» на упаковке товара. Это значит, что до тех пор, пока он не появится, разные игроки рынка имеют возможность трактовать данный термин и сходные с ним по-своему, а значит, и обвинить в нарушении кого-либо невозможно.

Покупателя вводят в заблуждение

Вместе с тем существует ряд международных рекомендательных документов — руководств, на них можно опираться добросовестным производителям, которые хотят избежать гринвошинга. Это рекомендации ООН по информированию потребителя, рекомендации Международной торговой палаты, стандарт ИСО 14021 касательно самодеклараций производителя. Все эти документы говорят о том, что экологические заявления должны быть четкими, достоверными, проверяемыми и желательно подтвержденными независимой стороной (органом по сертификации).

«Зеленый» камуфляж (англ. greenwashing, по аналогии с whitewash — «отбеливание»). Иногда гринвошинг — форма экологического маркетинга, в которой обширно применяется «зеленый» пиар и методы с целью ввести потребителя в заблуждение относительно целей организации или производителя в экологичности продукции или услуги, представить их в благоприятном свете.

Казалось бы, гринвошинг — безобидный маркетинговый прием, способ продвижения товара. Однако он наносит большой вред и природе, и экономике государств. С учетом глобальных экологических трендов компании заинтересованы в использовании приставки «эко» на этикетке своего товара для повышения продаж. При этом пока одни компании действительно становятся экологичными, проходят экосертификацию, предоставляют своим покупателям честную информацию, другие просто используют «эко» как маркетинговый прием.

Введенный в заблуждение покупатель безосновательно переплачивает за неэкологичный товар и поддерживает спекулянта и обманщика, а не экологически ответственного производителя. В итоге место экологически ответственного бизнеса занимают предприятия, продолжающие загрязнять воздух, водоемы, использующие опасные для здоровья компоненты в составе своей продукции, не предпринимающие усилий, чтобы сократить потребление ресурсов и решить проблему отходов производства.

Часть стратегии

Сегодня в нашей стране в связи с поручением главы государства началась работа по введению государственного регулирования в сфере «зеленой» продукции, созданию необходимой инфраструктуры для оценки ее соответствия.

В 2019 году было разработано шесть национальных стандартов ГОСТ Р на «зеленую» продукцию. Разработкой занимались специалисты Роскачества совместно с Научно-исследовательским институтом охраны атмосферного воздуха, Научно-исследовательским институтом по удобрениям и инсектофунгицидам имени профессора Я. В. Самойлова (АО «НИУИФ») и другими учреждениями. Работа велась согласно утвержденной правительством дорожной карте по созданию отечественных защищенных брендов экологически чистой сельхозпродукции. Это одна из ключевых мер, которые призваны разделить понятия экологической и органической продукции и избавить потребителей от гринвошинга.

«Органическая продукция — это экологически чистая сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, производство которых соответствует требованиям, установленным настоящим Федеральным законом».

Из Федерального закона от 3 августа 2018 года № 280‑ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

По словам заместителя руководителя Роскачества Елены Саратцевой, разработка стандартов на «зеленую» продукцию необходима для создания системы интегрированного сельского хозяйства.

— Утвержденные стандарты — большой шаг в направлении сокращения негативного влияния производства и потребления на окружающую среду, климат, природные ресурсы и здоровье человека, — комментирует представитель Роскачества. — Новые стандарты являются частью стратегии по развитию интегрированного сельского хозяйства и повышению качества отечественной пищевой продукции в целом, в том числе с целью роста экспортной конкурентоспособности российских «зеленых» брендов. При разработке российских ГОСТов учитывался европейский и международный опыт стандартизации в сфере «точного» сельского хозяйства, а также регламенты Евросоюза 66/2010 «Об Экологическом знаке Европейского Союза».

С 1 января 2020 года в России вступил в силу закон об органической продукции, который устанавливает определение этого понятия, а также требования к производству органической продукции, ее хранению, транспортировке и маркировке. Это пока первые шаги в данном направлении, но они очень важны — еще два года назад в нашей стране не было четкого определения понятия «органическая продукция», хотя товары с таким наименованием уже были в продаже.

Подход от обратного

Усовершенствование законодательства, а именно внесение поправок в законы, касающиеся экологических терминов и их применения, — в ситуации с гринвошингом процесс основополагающий. При этом уже сегодня на российском рынке есть инструменты развития экорынка, которые действуют от обратного: не наказывают гринвошинг, а поощряют добросовестных производителей экотоваров.

— В настоящее время гарантией того, что на полке магазина не гринвошинг, а настоящий экотовар, для потребителя является экомаркировка, — поясняет Юлия Грачева. — Данный инструмент рекомендован ООН и предполагает, что за настоящим, честным экомаркетингом стоит производство продукции, которая наносит минимальный вред окружающей среде на всех стадиях жизненного цикла. Такой знак производитель может поставить на товар, если соблюдает прозрачные экологические стандарты и проходит оценку соответствия в независимых органах по экологической сертификации. Подобная сертификация носит добровольный характер, а гарантией достоверности и надежной проверки является обязательная аккредитация органа по сертификации в Росаккредитации. Использование такого знака без разрешения органа по сертификации запрещено — за этот вид гринвошинга нарушителя возможно привлечь к суду.

К сожалению, доверие потребителей к добровольной экосертификации в России подрывает набирающий популярность новый вид гринвошинга — псевдоэкомаркировки, возникший из-за фактического отсутствия контроля работы сертифицирующих органов. Аккредитация для органов по сертификации — требование обязательное, но его выполняют единицы, так как нет системы контроля за соблюдением этого требования.

Чтобы понять, является ли продукт действительно органическим, необходимо проверить его сертификат и то, кем он выдавался. При этом название товара на упаковке должно совпадать с тем, которое указано в сертификате; название компании, на чье имя выдан сертификат, должно совпадать с наименованием производителя на упаковке; сертификат должен быть действующим.

Эксперты считают, что продолжать борьбу с гринвошингом можно и нужно с помощью формирования общественного мнения.

Олеся ПЕНКИНА

Понравился материал? Поделитесь с коллегами
Свежий номер «»

«Эковестник» №2 • 2021

Читать

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.