Избавиться от старья — самый простой способ очистить пространство. Но как быть, если речь идет не просто о мелком хламе, который отправят на соответствующие свалки, а, например, об электронике? Статистика показывает, что мировой рекорд по отходам электроники был зафиксирован в 2019 году — более семи килограммов на каждого жителя Земли. Цифры более чем угрожающие, и в перспективе они будут только расти, если не сформировать правила и порядок утилизации такого мусора.
Существует ли в России направление по утилизации электроники или это часть процесса переработки и упаковки промышленных отходов, есть ли правовое поле в этой теме и за какие нарушения можно ответить перед законом? Эти вопросы мы задали генеральному директору юридической компании «Дельфи», заместителю председателя Комитета по экологии и охране окружающей среды Деловой России Наталье БЕЛЯЕВОЙ.
— Несмотря на такую постановку вопроса, соответствующую убежденности многих людей, что утилизация электроники — ноу-хау, не существовавшее до реформы отрасли обращения с отходами, практика утилизации электротехники появилась задолго до всех нововведений, — комментирует эксперт. — Этим занимались и продолжают заниматься металлисты, или электронщики, как они сами друг друга называют. Такая деятельность в России ничем не отличается от того, как это делают наши зарубежные соседи. Как и с любым другим отходом в любой другой стране, все по классике упирается в стандартную историю спроса. Какое сырье нужно потребителю — такое в приоритете у переработчика.
По словам Натальи Беляевой, утилизация электротехники — сложный процесс, который развивается по мере изменения технологических, информационных и финансовых возможностей. Тем не менее периодически всплывают дискуссии о том, кого можно называть утилизатором, что он должен делать с электроникой и что получать, предлагая тем самым необходимость устанавливать уровни предела, процент извлекаемости, обозначить конечный продукт, получаемый после утилизации.
— Это не больше, чем демагогия, — считает спикер. — Если указывать, что и как делать, получится, что будет создана модель, препятствующая появлению новых решений, технологий, так как они не будут вписываться в установленные рамки. Вместо всего этого необходимо «создавать» потребителя, то есть спрос на продукты переработки, формировать условия наибольшего благоприятствования для вторичного сырья и производства с его использованием.
Пока устойчивый спрос существует только на то, что максимально привлекает металлистов, — драгоценные металлы. Это та золотая жила, ради которой электроника собирается и утилизируется как в России, так и в Евросоюзе. В конце жизненного цикла электронного изделия ценность «хай-тека» падает практически до нуля, остается только стоимость материалов. Содержимое выброшенных в 2019 году электронных отходов в виде драгоценных, редких металлов и другого полезного сырья оценено в 57 миллиардов долларов.
Содержащие цветные и драгметаллы части так называемого электронного лома шредируются (способ, позволяющий измельчить материалы на мелкие кусочки). Как правило, от лома отделяются платы с радиодеталями, черный металл, алюминиевые сплавы, провода и детали, содержащие медь. В большинстве случаев происходит ручная первичная разборка изделий. Однако остальные фракции не представляют особого интереса, так как на них нет спроса либо потребитель не знает о существовании таких фракций. Пластик в электронике, составляющий около
По данным Глобального мониторинга электронных отходов ООН за 2020 год, электронные отходы прирастают самыми быстрыми темпами —
В мире для переработки собирается около 9,3 миллиона тонн (17,4%), по России данных нет. Но это опять-таки не значит, что утилизации в нашей стране не существует, как и 17,4% не демонстрируют, что весь объем электроники утилизирован на все 100%.
— Добросовестные утилизаторы есть и всегда были, — уверена Наталья Беляева. — Но остаются вопросы. Что в принципе подразумевается под добросовестностью? Это те, которые действительно делают, а не говорят, что делают? Или это вопрос о признании их утилизаторами контролирующими органами? Существует системная проблема: из-за отсутствия единой позиции у контролирующих органов, что есть утилизация, постоянно возникают недопонимания, и игрокам этого рынка присваивается неоднозначный статус «неопознанного летающего объекта».
Стоит отметить, что опасность электроники нельзя сравнивать с ТКО. Если сейчас пластик стал врагом № 1 и все внимание приковано к нему, то почему-то никто не изучает опасность и ненадежность других отходов. Стремительный рост отходов бывшей в употреблении техники тоже вызывает беспокойство.
— Данные по России говорят, что бытовая техника и электроника в общем объеме отходов занимают незначительную долю — примерно
Ирина КРИВОШАПКА
Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.