Журнал «Эковестник», №4 • 2020 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Руслан Эдельгериев: «Многие решения, которые сегодня представляются радикальными, завтра становятся реальностью»

С каждым годом зеленая повестка усиливается: государства берут на себя новые обязательства и делают последовательные шаги на пути к безуглеродному будущему. Россия не отстает: наша страна присоединилась к Парижскому соглашению, развивает возобновляемые источники энергии и не просто смотрит в сторону водородной энергетики, но и рассчитывает занять лидирующие позиции в данном направлении. Об актуальной сегодня климатической повестке, целях России в данном направлении, возможностях озеленения энергобаланса и необходимости снижения экологической нагрузки на планету рассказал советник Президента РФ, специальный представитель Президента РФ по вопросам климата, председатель редакционного совета журнала «Эковестник» Руслан ЭДЕЛЬГЕРИЕВ.

Между предлогами «на» и «до» существенная разница

— Руслан Сайд-Хусайнович, 4 ноября Президент РФ Владимир Путин подписал указ № 666 «О сокращении выбросов парниковых газов», в соответствии с которым правительству поручено разработать стратегию социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов (ПГ) до 2050 года и обеспечить к 2030 году сокращение выбросов ПГ до 70 процентов относительно уровня 1990 года.

После публикации указа появились неоднозначные комментарии. К примеру, член Межведомственной рабочей группы по экономическим аспектам охраны окружающей среды и регулирования выбросов парниковых газов при Минэкономразвития России, член рабочей группы по реализации на территории города Москвы пилотного проекта по сокращению выбросов ПГ Михаил Юлкин считает, что «новый указ президента о сокращении выбросов ПГ — это карт-бланш на их увеличение без малого на 40 процентов от текущего уровня, что прямо противоречит духу и букве Парижского соглашения, на который указ ссылается». Он аргументирует это тем, что «если брать 1990 год за 100 процентов, то цель выйти к 2030 году на 70 процентов — это, безусловно, сокращение. Однако сегодня выбросы ПГ у нас находятся на уровне 52 процентов от выбросов 1990 года. С этой точки зрения цель выйти к 2030 году на 70 процентов от уровня 1990 года — это что угодно, но точно не сокращение выбросов». Как бы вы это прокомментировали?

Государства должны показывать людям пример климатически ответственного поведения, в том числе связанного с экономией энергоресурсов.

— Мне бы хотелось отметить два момента. Первое. Отдельные эксперты при прочтении указа президента обращают внимание только на цифру 70, интерпретируя соответствующее положение указа № 666 таким образом, что правительству ставится задача достичь этой целевой цифры, но на самом деле это не так. В указе четко сказано, что «сокращение до 70 процентов», то есть, другими словами, эксперты «забывают», что между предлогами «на» и «до» имеется существенная разница. Предлог «до» предоставляет правительству весьма существенную гибкость. И второе соображение, более важное. В соответствии с указом Правительство РФ должно разработать и утвердить стратегию социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. Поскольку, как было отмечено выше, предлог «до» предоставляет правительству гибкость, именно в стратегии на основании анализа прогнозных данных по развитию различных секторов экономики и по сокращению выбросов в этих секторах должно быть дано обоснование средне- и долгосрочным целям с указанием механизмов их достижения.

— Расскажите, пожалуйста, каким образом Россия выполняет свои обязательства по Парижскому соглашению? Что сделано за прошедший год — с момента подписания нашей страной документа?

— Работа ведется по целому ряду направлений. Помимо уже упомянутого нами указа считаю важным отметить разработанный и утвержденный Правительством России в начале этого года национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года. Кроме того, разработан проект стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, завершается работа над законопроектом о регулировании выбросов парниковых газов.

Хотел бы акцентировать внимание на той работе, которая в настоящее время проводится во исполнение принятого решения о формировании регионального пилотного проекта торговли выбросами парниковых газов на Сахалине. В рамках этого проекта мы рассчитываем разработать комплексную систему регулирования выбросов парниковых газов, предполагающую формирование новых инвестиционных потоков, направляемых в первую очередь на реализацию проектов повышения энергетической эффективности, а также других климатических проектов. Здесь же можно говорить о том, как много у нас сделано в последние годы и в секторе возобновляемой энергетики.

Эффективное решение проблем сохранения нашей климатической системы невозможно без организации международного взаимодействия и сотрудничества. Мы рассчитываем на диалог со всеми заинтересованными странами, в первую очередь с нашими основными торговыми партнерами — странами ЕС, первые шаги, направленные на организацию такого диалога, который носил бы долгосрочный и взаимовыгодный характер, в этом году нами уже сделаны.

2.jpg

Альтернативы зеленому курсу нет

— Сегодня в глобальном масштабе много говорится про энергопереход, некоторые страны взяли устойчивый курс на безуглеродную экономику. Александр Новак, будучи министром энергетики РФ, отмечал, что Российская Федерация готова вносить вклад в климатическую повестку, но не стоит сбрасывать со счетов традиционные источники энергии: «Нельзя говорить только о возобновляемых источниках энергии, о будущем безуглеродной экономики, в то время как потребности мировой экономики все-таки во многом зависят от углеводородов. Очевидно, что только зеленая генерация — солнце и ветер — не сможет ни к 2050 году, ни в более далекой перспективе удовлетворить всю потребность в энергии. В отдельных регионах или конкретных странах, возможно, удастся перейти на безуглеродную энергетику, но такой путь подходит не для всех». Каково ваше мнение на этот счет?

— Господин Новак, безусловно, прав — в ближайшие годы и даже в ближайшие как минимум два десятилетия ископаемая энергетика сохранит свое доминирующее положение. В наибольшей степени это утверждение справедливо для природного газа, потребление которого в соответствии с прогнозом Международного энергетического агентства (сценарий реализации заявленных странами мер по сокращению выбросов парниковых газов) будет продолжать расти как минимум до 2030 года, а также для нефти, в отношении которой прирост потребления будет не столь значительным. Поэтому для России, как страны — крупнейшего в мире экспортера углеводородов, курс на отказ от производства и экспорта углеводородов является не только бессмысленным, но и, с точки зрения экономики, губительным.

Вместе с тем надо понимать, что в будущем для всех нас, для всей цивилизации, если мы будем всерьез решать проблему сохранения нашей климатической системы, альтернативы курсу на построение в долгосрочной перспективе низкоуглеродной экономики и развитию возобновляемой энергетики нет. Изменения климата во многих регионах происходят очень быстро, поэтому уже сегодня страны и энергокомпании, даже ценой существенного роста своих затрат, думают о дне завтрашнем и принимают решения о развитии ВИЭ. Соответственно, нет ничего удивительного в том, что при прогнозируемом в 2020 году падении глобального спроса на энергоресурсы в пять процентов в секторе ВИЭ прогнозируется рост потребления энергии (около одного процента), а если говорить о 2030 годе, то рост потребления энергии от ВИЭ в тех же прогнозах МЭА будет эквивалентен суммарному росту потребления энергии в нефтяном и газовом секторах, а также в атомной промышленности. Соответственно, вопросы обеспечения диверсификации нашей экономики и энергетики, я считаю, наряду с уже упомянутыми мной целями и механизмами по сокращению выбросов должны найти отражение в стратегии до 2050 года.

— Одним из актуальных трендов является развитие водородной энергетики. Недавно вы заявили, что Россия обладает значительным потенциалом для развития такой энергетики и может составить конкуренцию ведущим мировым игрокам в этом секторе. Почему, имея значительный потенциал, наша страна ранее не развивала это направление столь активно? Что нужно сделать уже сегодня для того, чтобы занять свое место на мировом рынке?

— Основная причина в том, что спрос на водород начал существенно расти буквально в последние несколько лет, и в первую очередь это вызвано объективной необходимостью снижения негативного воздействия человека на климатическую систему. И это притом что первые технологические разработки получения водорода увидели свет еще в первой половине XIX века. Соответственно, очень быстро меняются и прогнозы по инвестициям. В период с ноября 2019 по март 2020 года прогноз по инвестициям к 2030 году вырос в два с половиной раза (до 8,2 ГВт), причем более половины будущего спроса приходится на Европу. Но водородный бум охватил не только ее, в течение последних двух лет различного рода решения о развитии водородной энергетики приняты в целом ряде стран — в Австралии, Китае, Индии, Южной Корее, США, Канаде, странах Латинской Америки.

В отношении второй части вопроса — у нас действительно значительный потенциал развития водородной энергетики, и с целью его реализации российское правительство уже приняло решение: в октябре этого года вышло распоряжение № 2634 об утверждении плана мероприятий по развитию водородной энергетики до 2024 года. По сути, ответы на ваши вопросы в полном объеме содержатся и в этом плане — от мероприятий по стимулированию и господдержки развития отрасли до разработки высокотехнологичных решений и формирования производственного потенциала и реализации пилотных проектов, — и в утвержденной в этом году правительством Энергостратегии РФ, предусматривающей рост экспорта водорода к 2035 году до двух миллионов тонн.

— В Европе есть достаточно радикальная точка зрения: если получать водород, то в идеале зеленый — не из угля и даже не из природного газа, а с использованием технологии электролиза, когда электричество для электролиза будет поступать от ВИЭ. Понятно, что многое зависит от экономики и себестоимости процесса. Как вы считаете, стоит ли сейчас России вкладывать средства в разработку таких технологий, или, может быть, стоит дождаться, пока они появятся в других странах? И не получится ли такая же ситуация, как с зеленой энергетикой, в развитие которой направлены огромные средства, но пока ее вклад в энергобаланс ЕЭС России совсем незначительный?

— Жизнь устроена так, что многие решения, которые сегодня представляются радикальными, очень быстро, буквально завтра становятся реальностью. 20–30 лет назад мало кто мог предполагать столь бурный рост возобновляемой энергетики. Считалось, что доля зеленой энергии в общем объеме производимой электроэнергии в принципе по соображениям технологической безопасности не может превышать 15–20 процентов. Однако сегодня 40 процентов для стран Европы — уже реальность. Десять лет назад мало кто всерьез рассуждал о климатической нейтральности стран, даже в отдаленной перспективе. Это казалось невозможным физически. Ну, действительно, как можно в принципе отказаться от углеводородов, к которым мы все так привыкли? Сегодня это реальность, целый ряд стран и регионов, включая страны ЕС, Южную Корею, Великобританию, Норвегию, Китай, приняли решения о выходе к 2050–2060 годам на траекторию климатической нейтральности. Очевидно, в ближайшие годы список этих стран будет только расти.

Такая же история и с радикальностью зеленого водорода. Стратегический курс на зеленый водород уже принят ЕС. Предполагается, что суммарные инвестиции в развитие этой «радикальной» технологии к 2050 году составят от 180 до 470 миллиардов евро, в то время как на развитие «нерадикальной», ископаемой низкоэмиссионной водородной энергетики, которая станет промежуточным этапом на пути перехода ЕС к углеродной нейтральности, будет направлено от 3 до 18 миллиардов евро.

То, что российское правительство уже приняло решение о развитии водородной энергетики, — это и есть ответ на вопрос в отношении необходимости вкладывать средства, время и ресурсы в разработку водородных технологий.

Но позвольте оставить без подробного ответа последний вопрос, касающийся эффективности направления «огромных» средств в развитие альтернативной энергетики и доли ВИЭ в энергобалансе России. Здесь смотря с чем сравнивать. Если с Китаем, весьма активно развивающим это направление на протяжении последних двух десятилетий и являющимся мировым лидером в области ВИЭ, то наши «огромные» средства превращаются в лучшем случае в «весьма скромные», в связи с чем и доля ВИЭ в российском энергобалансе не превышает упомянутый вами один процент.

3.jpg

Задача государства — установить правила игры

— В 2020 году Всемирный день экологического долга наступил 22 августа. По словам президента аналитического центра Global Footprint Network, подсчитывающего ежегодный ущерб, наносимый планете, Матиса Вакернагеля, фиксируются катастрофические последствия жизнедеятельности человека: от глобального потепления до исчезновения некоторых видов живых организмов и целых экосистем. Помогут ли системные изменения в энергопотреблении предотвратить глобальные климатические изменения?

— Системные изменения уже происходят, и, конечно, они помогут. Государства должны показывать людям пример климатически ответственного поведения, в том числе связанного с экономией энергоресурсов. Практически все страны сегодня разрабатывают или уже разработали свои низкоуглеродные стратегии, и там содержится чаще всего целый комплекс мер, направленных на снижение негативного воздействия на климатическую систему, включая предоставление прямых субсидий на развитие низкоуглеродных технологий, в частности ВИЭ. Задача государства — в установлении правил игры, в том числе предусмотренных Парижским соглашением, целевых показателей сокращения выбросов и увеличения поглощения парниковых газов.

Сейчас реализация целого ряда глобальных масштабных проектов происходит не по приказу сверху, а из-за сильнейшего давления снизу, со стороны обычных граждан и организаций, требующих реального вклада в борьбу с климатическими изменениями, максимальной прозрачности климатической информации и принятия стратегических решений, обеспечивающих снижение нагрузки на климатическую систему. Во многом благодаря этому уже не первый год мы являемся свидетелями постепенного вытеснения из мирового энергобаланса ископаемой энергетики и ее замены на возобновляемую энергетику. Важно, что не только правительства, но и пенсионные фонды, крупнейшие инвестиционные банки, нефтяные и энергетические компании добровольно сокращают свои инвестиции в проекты развития ископаемой энергетики. Так, в 2014 году, за год до принятия Парижского соглашения, суммарные активы институциональных инвесторов, заявивших о выводе активов из ископаемой энергетики, составляли 52 миллиарда долларов, а к концу 2018-го эта цифра выросла более чем в 100 раз, до 6,24 триллиона долларов, притом что количество таких компаний-инвесторов приблизилось к одной тысяче.

— Как, на ваш взгляд, можно снизить экологическую нагрузку на планету и реально ли это на практике?

— Я считаю, что реально не только просто изменить или снизить, необходимо минимизировать влияние человека на экологию и климат. Причем сделать это можно без ущерба, во благо для самих людей, повышая в целом уровень их жизни.

Важно отметить, что решение климатической проблемы позволяет внести вклад в решение целого ряда других проблем, связанных с улучшением качества жизни человека, включая ликвидацию нищеты, голода, обеспечение работой, недорогой энергией, чистой водой и так далее. Для того чтобы мы с вами и миллиарды других людей могли на себе почувствовать эти изменения, государства ООН приняли решение об установлении так называемых целей в области устойчивого развития (таких целей 17, а соответствующих этим целям задач — 169). В России еще в 1996 году президент утвердил концепцию перехода страны к устойчивому развитию, которая была направлена на обеспечение баланса в решении социально-экономических задач, а также задач по сохранению благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала для удовлетворения потребностей людей. В настоящее время меры, направленные на достижение ЦУР в Российской Федерации, интегрированы в национальные проекты и другие стратегические и программные документы, в том числе в доктрины, государственные программы, концепции. Эти документы по своему содержанию обобщают все цели устойчивого развития.

Цель одна — сохранить экологию

— Глава «Роснано» Анатолий Чубайс призывает принять в России жесткие законодательные меры в области регулирования выбросов СО2. По его мнению, новый закон должен вводить квоты и плату за сверхнормативные выбросы. Даже небольшая плата, полагает он, заставит бизнес считать деньги и активизирует работу компаний по мониторингу выбросов парниковых газов, что создаст спрос на энергоэффективные решения. Что вы думаете по этому поводу?

— Плата за выбросы парниковых газов — стандартная мировая практика и один из наиболее эффективных механизмов, позволяющих достигнуть целей Парижского соглашения. Речь идет не только о долгосрочных целях ограничения роста приземной температуры. Напомню, что одной из задач Парижского соглашения является, цитирую, «укрепление глобального реагирования на угрозу изменения климата в контексте устойчивого развития и усилий по искоренению нищеты, в том числе посредством приведения финансовых потоков в соответствие с траекторией в направлении развития, характеризующегося низким уровнем выбросов и сопротивляемостью к изменению климата». Никакого другого инструмента, помимо того, о котором говорит Анатолий Чубайс, мир не придумал. Десятки стран и регионов мира идут по этому пути, причем, замечу, проходят его не только без ущерба для развития своих экономик, но создавая, в том числе за счет использования «углеродной платы», экономические стимулы для бурного развития инновационных и низкоэмиссионных технологий.

Вместе с тем здесь возникает целый ряд проблем и вопросов, связанных с необходимостью выравнивания конкурентных условий для работающих на рынках компаний, и есть риск попасть под международные меры углеродного регулирования (другими словами, под необходимость платить пограничный углеродный налог, пропорциональный углеродному следу своей продукции) для стран-экспортеров, не установивших плату за выбросы парниковых газов на национальном уровне. Это реальность, с которой нам придется столкнуться начиная с 2023 года. Есть предварительные оценки, в соответствии с которыми в случае отсутствия в России платы за выбросы парниковых газов сумма средств, поступающих из нашей страны в бюджет ЕС от пограничного углеродного налога, может составить к 2030 году до 50 миллиардов евро. Считаю, что Россия способна выстроить такую систему регулирования, при которой и плата за выбросы будет по объему не столь значимой, и саму плату можно будет использовать не для модернизации энергетики и экономики стран ЕС, а для развития чистой экономики и энергетики здесь, в России.

— Готовы ли, по вашему мнению, страны, забыв о различных разногласиях, действовать сообща в плане реализации экологических, и в том числе климатических, целей? С кем может скооперироваться Россия?

— Государства уже действуют сообща, чему свидетельствует Парижское соглашение. Конечно, у каждой страны свои интересы, которые необходимо отстаивать на всех уровнях климатических переговоров, свои подходы к выполнению взятых по Парижскому соглашению обязательств. Но главное, что цель одна — сохранить экологию и удержать прирост глобальной средней температуры ниже двух градусов Цельсия. Для ее достижения страны должны сотрудничать, об этом сказано не только в Парижском соглашении, но и в Рамочной конвенции об изменении климата, — страны должны обеспечивать максимально прозрачный режим обмена информацией, решать вопросы, связанные с максимально широким распространением инновационных технологических решений, снимать существующие инвестиционные барьеры.

К сожалению, пока зафиксированные в этих международных договорах декларации о необходимости сотрудничества не всегда совпадают с тем, что мы имеем на практике. Россия может и будет сотрудничать со всеми государствами, разделяющими такие подходы, тем более с нашими традиционными партнерами — странами ЕС, Китаем, другими развитыми и развивающимися странами, а также с Соединенными Штатами, если эта страна, как обещал избранный президент, вернется в Парижское соглашение.

Необходима мобилизация усилий

— Пандемия COVID-19 оказала значительное влияние на все отрасли. Несмотря на многие негативные моменты, есть и позитивные — вода в каналах Венеции стала прозрачной, чего там не видели лет 60; в берлинских парках начали вить гнезда редкие птицы, не залетавшие раньше в городскую черту. В Париже, Мадриде, Лондоне и Риме экологи отмечали необычайно низкую концентрацию вредных веществ в атмосфере. И это лишь несколько примеров. Как вы считаете, насколько пролонгированным будет эффект от пандемии для окружающей среды, учитывая, что сейчас мир вошел во вторую волну? Можно ли как-то продлить этот эффект?

— Конечно можно, даже нужно продлить и как минимум надолго зафиксировать этот эффект. Многие страны уже заявили о том, что пандемия при всех ее крайне неблагоприятных, а порой и страшных последствиях стала шансом для перехода мировой экономики на новый путь развития, связанный с формированием новых подходов к инновациям, защите окружающей среды, экономическому росту. Вопрос в том, есть ли политическая воля у стран воспользоваться этой возможностью. От этого зависит, насколько пролонгированным будет эффект. Здесь еще много вопросов и самых разнообразных трудностей, которые нам необходимо будет преодолеть, в том числе связанных с полной ликвидацией многочисленных барьеров в части развития международного информационного, инвестиционного и экономического сотрудничества в области защиты окружающей среды и климата.

Я считаю, что реально не только изменить или снизить, необходимо минимизировать влияние человека на экологию и климат.

— Руслан Сайд-Хусайнович, в этом номере «Эковестника» мы подводим итоги года. Какие главные события 2020-го вы могли бы отметить?

— Безусловно, пандемия коронавируса стала в самом худшем смысле этого слова «ньюсмейкером» 2020 года и изменила образ жизни каждого из нас. В результате пандемии потеряно не только более миллиона жизней во всем мире, многие страны столкнулись с самым серьезным за последние десятилетия экономическим кризисом, и сейчас наша задача заключается в том, чтобы найти пути выхода из него. Пандемия сказалась и на климатической повестке: вирус наглядно показал, что для решения глобальных проблем необходима мобилизация усилий каждого из нас. Даже в условиях замедления деловой активности мы достигли рекордных концентраций парниковых газов в атмосферном воздухе. Вместе с тем считаю, что этот кризис, как и любой другой, создает возможности для модернизации и обновления экономики. Нам всем нужно приложить усилия для обеспечения всеобъемлющего перехода к низкоуглеродному развитию на благо нашей страны и всей планеты.

— На решении каких вопросов и на каких направлениях, на ваш взгляд, нужно сконцентрировать внимание в следующем году?

— Ключевым направлением национальной климатической политики является формирование нормативной базы регулирования выбросов парниковых газов и долгосрочного целеполагания в области низкоуглеродного развития. Надеюсь, что ряд важнейших документов увидит свет уже в следующем году. Одним из главных событий также станет 26-я Конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата, которая состоится в ноябре. Результаты переговорного процесса предопределят в том числе направления работы по дальнейшей координации международных усилий по сдерживанию роста температуры на планете. Необходимо в первую очередь завершить разработку принципов использования рыночных механизмов, предусмотренных статьей 6 Парижского соглашения, для сокращения мировой эмиссии выбросов парниковых газов наиболее эффективными способами.

— Руслан Сайд-Хусайнович, благодарю вас за беседу. Позвольте от редакции журнала «Эковестник» поздравить вас с днем рождения, пожелать вам успехов, крепкого здоровья и всего самого наилучшего!

Беседовала Елена ВОСКАНЯН

Понравился материал? Поделитесь с коллегами
Свежий номер «»

«Эковестник» №2 • 2021

Читать

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.