Журнал «Эковестник», №4 • 2020 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Амирхан Амирханов: «Нарушать требования природоохранного законодательства должно быть невыгодно»

Несмотря на то что в 2020 году в связи со сложной эпидемиологической обстановкой были отменены плановые проверки и ограничена возможность проведения внеплановых проверочных мероприятий, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования продолжала работать с поступающими обращениями и жалобами от граждан и организаций. О выявляемых нарушениях и приоритетных направлениях работы ведомства «Эковестнику» рассказал заместитель руководителя Росприроднадзора Амирхан АМИРХАНОВ.

Без экологического мониторинга не обойтись

— Амирхан Магомедович, каким был 2020 год для сферы экологии и охраны окружающей среды? На решении каких задач было сконцентрировано ваше внимание?

— Год, конечно, был тяжелый во многих направлениях, в том числе связанных с охраной окружающей среды, сложилась непростая ситуация. К примеру, были резко сокращены все проверочные мероприятия, включая плановые проверки по линии Генеральной прокуратуры.

Если говорить о конкретных событиях, в первую очередь я бы отметил катастрофическую аварию на нефтехранилище в Норильске, которая привела к серьезным проблемам, включая загрязнение озерно-речной системы Пясино. Такой аварии в нашей Российской Арктике не было за всю ее историю: шесть тысяч тонн нефтепродуктов попало в грунт, еще 15 тысяч тонн — в воду. Оценив масштаб нанесенного ущерба, Росприроднадзор выдвинул требования к собственнику ТЭЦ-3 — «Норильскому никелю» по принятию мер для устранения последствий разлива, по закону он обязан это сделать. Сегодня на судебном рассмотрении находится наш иск к «Норникелю». Надеемся, что здравый смысл восторжествует и компания возместит ущерб, нанесенный экосистеме.

Причиной такого рода событий является невнимание бизнеса к состоянию инфраструктуры и энергообъектов, эксплуатируемых многие десятилетия. Кроме того, в данном случае нужно было учитывать и особенности региона, а именно мерзлотные проявления. Могу сказать однозначно: мы это дело так не оставим. Уже сформирован проект плана мероприятий с участием органов власти и Академии наук под контролем соответствующих органов надзора, в том числе нашего. Исполнение этих мероприятий будет обеспечивать Правительство Красноярского края.

По поручению Президента РФ мы уже занялись проверкой подобных объектов по всей Российской Арктике, а их — несколько сотен. Продолжим эту работу в следующем году.

Также у всех на слуху экологическая катастрофа, произошедшая на Камчатке. «Красный прилив» — давно известное природное явление, оно не является редкостью, в том числе в наших водах. В основном мы сталкиваемся с ним в пресных водоемах и на суше, когда водоем начинает цвести. В морской же среде дополнительным фактором является наличие сине-зеленых водорослей и прочих микроорганизмов, выделяющих токсины. Предотвратить подобные ситуации можно с помощью мониторинга, но в России нет единой системы экологического мониторинга. Это серьезная проблема, учитывая масштаб нашей страны, разные географические пояса и большое количество экосистем.

Одним из положительных аспектов уходящего года является реализация указа Президента № 204 по национальным проектам. Мы начали эту работу в 2019 году, а в 2020-м ее продолжили. В частности, под пристальным вниманием Росприроднадзора — федеральный проект «Чистый воздух».

Впервые в связи принятием изменений в Конституцию РФ поставлена задача по улучшению качества среды проживания людей, что напрямую связано с состоянием воздуха, воды, почвы, земель, растительного и животного мира. Органы власти обязаны учитывать эти аспекты при составлении планов своей работы. Если вернуться к Норильску, там почти 1200 квадратных километров территории загрязнено тяжелыми металлами и изменено хозяйственной деятельностью. В этой связи необходима долгосрочная программа экологической реабилитации норильского промышленного узла. А ведь в России не один такой промузел, все они нуждаются в постоянном экологическом санировании, снижении накопленного вреда и принятии надлежащих мер. Поэтому нам необходимо в плановом порядке выделять ресурсы для этой работы.

Установленные действующей редакцией КоАП РФ штрафы за нарушения в области охраны окружающей среды являются сравнительно невысокими. Росприроднадзор последовательно выступает за их увеличение.

Кроме того, Россия находится в активной фазе реализации так называемой мусорной реформы, связанной с обращением с отходами. В этом направлении имеются большие сдвиги: в частности, определен федеральный оператор по отходам I и II классов опасности — «Росатом», которому теперь предстоит решать вопросы по утилизации, безопасному хранению и захоронению опасных отходов.

Следующий важный вопрос касается Усолья-Сибирского, которое многие годы было притчей во языцех. Напомню: предприятие химической промышленности «Усольехимпром» стало очагом экологического бедствия в Усолье-Сибирском. На промплощадке находится крупный очаг ртутного загрязнения, оставшийся после ликвидации в 1998 году цеха ртутного электролиза. Данная территория будет реабилитирована и рекультивирована, что позволит устранить опасность.

Задача аналогичного плана поставлена и по бывшему Байкальскому целлюлозно-бумажному комбинату в городе Байкальске. К ее решению мы плотно приступили в 2020 году. На промышленной площади предприятия накоплено свыше 6,5 миллиона тонн отходов производства целлюлозы, плюс большая линза загрязненных подземных вод постепенно разгружается в Байкал.

Регулярно идут совещания с правительством по решению этих и многих других задач, и у меня нет сомнений — нам удастся с ними справиться.

— Вы сказали, что одной из проблем является отсутствие в нашей стране единой системы экологического мониторинга. Ведется ли работа по созданию этой системы? Кто должен заниматься таким мониторингом?

— За оценку состояния и мониторинг окружающей среды отвечает Росгидромет, который ведет системные наблюдения по всей стране. Согласно законодательству, субъекты Российской Федерации могут создавать свои системы мониторинга окружающей среды, в том числе экологического, но они должны быть частью общей системы, находящейся под контролем Росгидромета и Минприроды России. Наше ведомство является надзорным органом и не занимается мониторингом, но мы также остро ощущаем необходимость единой системы. Правительство уже дало Минприроды соответствующие поручения, работа идет.

Воздух станет чище

— Насколько сильно пандемия COVID-19 повлияла на работу специалистов Росприроднадзора?

— Ситуация с пандемией внесла коррективы в сроки выполнения задач по организации проведения сводных расчетов по выбросам в 12 городах, участвующих в федеральном проекте «Чистый воздух». К настоящему моменту расчеты завершены, утверждены и доведены до органов Роспотребнадзора. На основании этих данных будут установлены квоты выбросов определенных веществ в 12 городах. На самом деле это очень непростой эксперимент, ведь речь идет о деятельности крупных предприятий — «Норникеля», РУСАЛа, НЛМК и многих других. Мы с осторожностью подходим к данному вопросу, чтобы, с одной стороны, во исполнение задачи, поставленной президентом и федеральным проектом «Чистый воздух», обеспечить качественный воздух для людей, с другой — чтобы производства продолжали функционировать, создавая рабочие места и пополняя бюджет. Считаем, что реализация данного проекта станет для нас полезным опытом, который сможем в дальнейшем использовать в других городах.

30.jpg

— Что еще удалось сделать в рамках проекта «Чистый воздух»?

— Напомню, что данный федеральный проект направлен на улучшение экологической обстановки и снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 12 крупных промышленных центрах: Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Норильске, Омске, Челябинске, Череповце и Чите. Целью реализации проекта является снижение совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в городах-участниках на 902 тысячи тонн, или на 22 процента по отношению к уровню 2017 года. В период 2017–2019 годов нам удалось снизить уровень загрязнения атмосферного воздуха в семи городах — участниках федерального проекта: в Красноярске с «очень высокого» до «высокого»; в Липецке с «повышенного» до «низкого»; в Магнитогорске с «очень высокого» до «высокого»; в Медногорске с «повышенного» до «низкого»; в Нижнем Тагиле с «высокого» до «повышенного»; в Челябинске с «очень высокого» до «повышенного»; в Череповце с «повышенного» до «низкого».

Совокупный объема выбросов загрязняющих веществ снижен во всех городах, кроме Норильска, при этом к концу 2022 года планируется снижение валовых выбросов в Норильске на 75 процентов по сравнению с 2017 годом за счет комплекса мероприятий по модернизации Медного и Надеждинского металлургических заводов Заполярного филиала ПАО «ГМК „Норильский никель“».

В каждом из 12 городов ведется большая работа, которая, мы уверены, даст результаты.

Штрафы необходимо увеличивать

— Насколько часто в этом году выявлялись нарушения природоохранного законодательства и с чем они были связаны?

— Несмотря на ограничения в проведении проверочных мероприятий в 2020 году, введенные в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 года № 438, которыми были отменены плановые проверки и ограничена возможность проведения внеплановых проверочных мероприятий, Росприроднадзор проверяет поступающие обращения и жалобы от граждан и организаций, по возможности осуществляя проверочные мероприятия без взаимодействия с юридическими лицами — в форме рейдов, а также проводя административные расследования.

В случае, если факты нарушения законодательства в области охраны окружающей среды подтверждаются, виновные лица привлекаются к ответственности, предусмотренной Кодексом об административных правонарушениях.

Если рассматривать причину направления жалоб — это зачастую вопросы по несанкционированным свалкам, навалам. Есть обращения, связанные с жалобами на деятельность конкретных субъектов хозяйственной деятельности, достаточное количество жалоб проходит по направлению обращения с животными, причем здесь не только вопросы в компетенции службы, безусловно, жалобы касаются качества атмосферного воздуха, водных объектов.

Так, в рамках рассмотрения обращений граждан о нарушениях требований природоохранного законодательства со стороны АО «Аванта» при проведении земляных работ (навалов грунта) в береговой полосе реки Битца на территории Московской области в сентябре 2020 года Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям с привлечением специалистов аккредитованной лаборатории ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО», а также совместно с представителями Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области произведен плановый (рейдовый) осмотр в береговой полосе реки.

По результатам рейда АО «Аванта» привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 8.2, части 1 статьи 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Кроме того, после поступления экспертного заключения ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» управлением будет произведен расчет ущерба с дальнейшим предъявлением требования виновному лицу.

Также, например, в июле 2020 года по факту поступления информации о возгорании на территории полигона ТКО «Восточный» в Советском районе города Казани Республики Татарстан, эксплуатирующей организацией которого является ООО «УК „ПЖКХ“», Волжско-Камским межрегиональным управлением Росприроднадзора с привлечением специалистов ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» осуществлен плановый (рейдовый) осмотр территории данного полигона.

В ходе осмотра установлено, что полигон эксплуатируется с нарушением требований природоохранного законодательства. Специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» отобраны пробы атмосферного воздуха, почвы, грунтовых, подземных вод, поверхностных вод реки Крутовка. По результатам проведенных управлением мероприятий ООО «УК „ПЖКХ“» привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 8.2, статье 8.1, статье 8.4 КоАП РФ.

ООО «УК „ПЖКХ“» выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выполнение которого находится на контроле управления.

Также на территории Удмуртской Республики, Волгоградской области, Владимирской области устанавливались факты нарушения территориальных схем обращения с отходами субъектов Российской Федерации в части потоков движения отходов.

— Как вы считаете, нужно ли ужесточать наказание за нарушение природоохранного законодательства? Если да, то в каких случаях?

— Установленные действующей редакцией КоАП РФ штрафы за нарушения в области охраны окружающей среды являются сравнительно невысокими, поэтому Росприроднадзор последовательно выступает за их увеличение — нарушать требования законодательства для природопользователей должно быть невыгодно. Важно предусмотреть повышение административных санкций по статье КоАП РФ, связанной с неисполнением в установленный срок нарушений.

Росприроднадзор стремится к максимальной открытости

— Есть ли какие-то проблемные регионы, где фиксируется больше всего нарушений природоохранного законодательства?

— Промышленные предприятия во всех без исключения регионах России так или иначе наносят вред компонентам окружающей среды. Есть так называемый перечень 300 наиболее крупных загрязнителей, которые определены приказом Минприроды России от 18 апреля 2018 года № 154 «Об утверждении перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов.

Для отнесения регионов к проблемным недостаточно базироваться только на количестве выявленных нарушений, требуется комплексная оценка с использованием других официальных данных. Например, для оценки качества атмосферного воздуха в рамках выполнения федерального проекта «Чистый воздух» нами используются исключительно официально публикуемые данные Росгидромета.

— На сайте Росприроднадзора проводится опрос, участники которого могут рассказать об экологических проблемах в регионах. Какая работа будет проводиться по результатам опроса?

— Росприроднадзор старается быть максимально открытым для поднадзорных предприятий и общества и использует для получения обратной связи все доступные для этого ресурсы. Благодаря этому мы зачастую оперативно получаем информацию о нарушениях экологического законодательства и имеем возможность незамедлительно на нее отреагировать.

Действительно, в настоящее время на нашем официальном сайте размещен опрос, посвященный выявлению основной экологической проблематики регионов Российской Федерации. В опросе, который продлится до середины декабря, уже поучаствовали порядка 1600 человек.

Согласно промежуточным итогам в числе наиболее волнующих респондентов вопросов: загрязнение атмосферного воздуха, проблемы с вывозом и утилизацией отходов, вырубка и деградация лесного массива, сокращение площади зеленых насаждений в населенных пунктах.

По завершении опроса его результаты будут проанализированы. Комментарии и предложения, поступившие в формате свободного ответа, будут рассмотрены на предмет наличия возможных нарушений требований экологического законодательства. Если это будут вопросы в пределах компетенции Росприроднадзора, то, безусловно, они попадут в работу территориальным органам. Проблематика, которая выходит за пределы полномочий Росприроднадзора, будет проанализирована и направлена в соответствующие надзорные органы для рассмотрения и принятия мер.

Ответственность утилизаторов нужно усиливать

— Сегодня много говорится о необходимости усиления расширенной ответственности производителей. Что вы думаете по этому поводу?

— В настоящее время под руководством заместителя Председателя Правительства РФ Виктории Абрамченко разрабатывается проект концепции совершенствования института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки товаров (РОП). Для его разработки создана рабочая группа и пять рабочих подгрупп. В состав подгрупп вошли представители органов исполнительной и законодательной власти, ассоциаций, предприятий.

Росприроднадзор возглавляет подгруппу «Администрирование расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки», предложения по результатам работы которой направлены в Правительство РФ для формирования проекта концепции.

31.jpg

По вопросу применения мер административной ответственности к участникам РОП Росприроднадзор считает ужесточение существующих мер административной ответственности преждевременным, однако полагает необходимым усиление ответственности утилизаторов, в том числе установление административной ответственности. В случае невнесения, внесения не в полном объеме и (или) непредставления расчета суммы экологического сбора в установленные сроки в качестве меры воздействия осуществляется взыскание задолженности по уплате экологического сбора, в том числе в судебном порядке.

— В связи с пандемией остро встал вопрос утилизации медицинских изделий, тех же масок, которые все мы вынуждены использовать. Как обстоит ситуация сегодня?

— Отношения в области обращения с медицинскими отходами регулируются Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Этим законом и соответствующим постановлением Правительства РФ установлено разделение медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания.

Если одноразовые защитные маски и перчатки после их использования будут отнесены к медицинским отходам, то они подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

При этом в Федеральный классификационный каталог отходов включена подгруппа отходов при обезвреживании медицинских отходов. Эти виды отходов не относятся к медотходам, а являются отходами после обезвреживания медицинских отходов, что регулируется нормами Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

Учитывая сложившуюся эпидемиологическую обстановку в Российской Федерации в связи распространением новой коронавирусной инфекции, которая привела к введению масочно-перчаточного режима, который может продлиться длительное время, вопрос отдельного сбора медицинских масок и перчаток у жилых домов требует дополнительной проработки с точки зрения как нормативного регулирования и организационных мероприятий для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, экологической безопасности, так и финансовой нагрузки.

Дополнительно рекомендации для населения по сбору использованных масок и перчаток были даны Роспотребнадзором в марте текущего года.

— В настоящее время создается много различных ассоциаций, которые занимаются экологическими вопросами. Какова роль таких ассоциаций, нужны ли они, на ваш взгляд?

— Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89‑ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что производители и импортеры товаров имеют право на основании договора поручить обеспечивать выполнение нормативов утилизации ассоциации, созданной производителями товаров, импортерами товаров в целях обеспечения выполнения нормативов утилизации.

При этом законодательно не определены требования, которым должны соответствовать данные ассоциации, а также их ответственность в случае невыполнения нормативов утилизации. Росприроднадзор считает возможным как исключение ассоциаций импортеров и производителей из числа исполнителей РОП, так и их сохранение. В случае же сохранения института ассоциаций импортеров и производителей полагаем, что необходимо ввести дополнительные требования к ним по аналогии с саморегулируемыми организациями, а также установить ответственность ассоциаций за выполнение нормативов утилизации.

Работы предстоит много

— Амирхан Магомедович, на решении каких вопросов Росприроднадзор планирует сконцентрировать внимание в следующем году?

— Наша миссия заключается в обеспечении экологической безопасности, повышении эффективности экологического надзора в стране. Стратегия развития Росприроднадзора предусматривает несколько разных аспектов, без которых решить эту задачу невозможно. Обозначу самые крупные.

Первая цель — совершенствование законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.

Вторая — повышение эффективности контрольной и надзорной деятельности. Сегодня мы изучаем и пересматриваем подходы, применявшиеся прежде к осуществлению в стране риск-ориентированного надзора. Эта норма была сформулирована несколько лет назад и касается прежде всего объектов негативного воздействия на окружающую среду. Речь идет об изменении принципов планирования и проведения проверок всех видов природопользователей — и юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей. Мы продолжим работу по формированию перечней объектов НВОС исходя из категорий риска. Сейчас готовим предложения относительно внедрения риск-ориентированного надзора в рамках государственного геологического надзора за недропользователями, надзора в области обращения с животными.

Один из важных аспектов данной цели — методологическое сопровождение контрольно-надзорной деятельности, а именно: обучение инспекторского состава, разработка института наставничества для наших молодых инспекторов, разработка различных методик исчисления вреда, причиненного объектам природы. К слову, по воде и почвам такие методики есть, и мы ими руководствуемся, а вот методика по воздуху пока в стадии разработки. Кроме того, в зоне нашей компетенции — разработка методических рекомендаций по охране краснокнижных видов флоры и фауны в РФ, а также справочные материалы по ним.

Значимый аспект нашей деятельности — профилактика нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе путем проведения публичных слушаний для поднадзорных организаций. Большое внимание уделяем освещению нашей деятельности в СМИ и социальных сетях — граждане должны знать, к чему могут привести неправомерные действия в отношении эксплуатируемых или используемых ими объектов.

Наша миссия заключается в обеспечении экологической безопасности, повышении эффективности экологического надзора в стране.

Также занимаемся научно-исследовательской работой, касающейся надзора. Например, такой вроде бы простой вопрос, как определение плотности ТКО на полигонах, при проведении проверок имеет большое значение, поскольку от этого зависят перспективы дальнейшей эксплуатации свалки или полигона. Или вопрос касательно расчета выбросов вредных веществ в атмосферу. Здесь речь идет не только о предприятиях, но и о тех же полигонах ТКО — там, где выбросы в атмосферу довольно существенные, они должны учитываться, когда мы предъявляем претензии к тем, кто эксплуатирует подобного рода объекты.

Третья цель — совершенствование разрешительно-учетной деятельности. Сегодня мы оказываем 17 государственных услуг по выдаче различных видов разрешений. Взять, к примеру, разрешение на ввоз в страну ядовитых веществ. Как правило, речь идет о промышленных объемах, которые эшелонами ввозятся для разработки рудных месторождений. Здесь требуется оптимизация, чтобы привести все это к единому окну и для получения разрешения не требовалось бы обходить множество кабинетов.

Еще одна важная задача — переход на реестровую модель лицензирования деятельности по обращению с отходами. Надеемся, ее удастся реализовать уже в январе 2021 года. Сейчас мы работаем над актуализацией формы 2-ТП (отходы), что позволит собирать объективную статистическую информацию по обращению с отходами, а также сделать ее доступной для природопользователей.

Кроме того, в числе наших целей: реализация госпрограмм федеральных проектов, цифровизация службы, диалог с гражданским обществом и международное сотрудничество. Словом, работы предстоит много.

— Многие страны отмечают положительное влияние ограничительных мер, связанных с эпидемиологической обстановкой, на окружающую среду: где-то значительно улучшилось качество воздуха, а где-то в водоемах вода стала прозрачной, и туда начала возвращаться рыба. Может быть, вы знаете, фиксировались ли подобные случаи в России?

— Это на самом деле поразительная информация. Что касается России, весной в связи с пандемией в субъектах Федерации проводились мероприятия по ограничению охоты, ведь, как правило, охота представляет собой групповой выезд. Мы считаем, это было правильное решение, которое также привело к увеличению количества мигрирующих птиц, добравшихся до мест постоянного гнездования в нашу тундровую зону и Арктику. Большее количество пернатых стало на крыло — такие данные есть по ряду видов. До конца эта ситуация не проанализирована, но она имеет место быть, и у нас появилась пища для размышлений.

Беседовала Елена ВОСКАНЯН

Понравился материал? Поделитесь с коллегами
Свежий номер «»

«Эковестник» №2 • 2021

Читать

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.