Журнал «Эковестник», №4 • 2020 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Нужно усиливать не наказание, а контроль. Почему состояние водных объектов в России пока оставляет желать лучшего?

13.12.2020

По запасам пресной воды Россия занимает второе место в мире — наши запасы составляют 4500 кубических километров. Но распределение водных ресурсов с географической точки зрения неравномерно: 70% населения страны проживает в местах, где водных ресурсов недостаточно. К тому же ухудшение экологической ситуации сказывается как на запасах воды, так и на ее качестве.

Антропогенная нагрузка высока

Сегодня россияне расходуют 268 миллиардов литров воды в год, хотя в начале прошлого века, в 1900 году, на всех хватало 450 миллионов литров жидкости. Рост потребления воды, суммарно увеличившийся во всем мире в этот период в 60 раз, обусловлен развитием промышленности и сельского хозяйства.

Не только в России, но и во всем мире остро стоит вопрос с состоянием водных ресурсов, особенно пресных водоемов. В основном на их состояние оказывают влияние два фактора: изменение климата и человеческая деятельность.

Существует множество причин загрязнения водоемов. При этом они связаны не только с выбросами токсичных отходов промышленными предприятиями и другой деятельностью человека, но и с природными явлениями. Вулканические извержения или процесс гниения мертвых животных также могут нарушить естественные условия водной среды. В качестве иллюстрации вспомним экологическую катастрофу в Авачинском заливе на Камчатке, случившуюся летом этого года. Ключевой причиной гибели фауны ученые назвали цветение водорослей, а не человеческий фактор.

Если на природные явления человек повлиять не может, то снизить антропогенную нагрузку на природу, и в частности на водные ресурсы, просто обязан.

Рейтинг антропогенных факторов загрязнения водных ресурсов, на мой взгляд, выглядит так:

  • промышленные отходы: очистные сооружения значительной части предприятий не отвечают современным экологическим требованиям;
  • канализационные воды: в сточных водах больших городов скапливается значительное количество остатков человеческой жизнедеятельности и средств бытовой химии. Все это, порой без должной очистки, сливается в реки региона;
  • утечки нефти: как пример — экологическая катастрофа в Норильске, последствия которой с учетом особенностей северного климата еще предстоит оценить;
  • сельское хозяйство: химические и натуральные удобрения помещают в верхние слои почвы, откуда при дожде они попадают в грунтовые воды;
  • атмосферное загрязнение: городской смог при попадании в дождевые облака трансформируется в кислотные осадки;
  • твердые отходы: во время отдыха на природе до 78% людей оставляют за собой неорганический мусор, значительная часть которого оказывается в водоемах.

Выход есть

Очевидно, что для изменения ситуации необходимы усилия с двух сторон — общества и государства.

Законодательным актом, определяющим основные средства регулирования и использования водных ресурсов, является Водный кодекс Российской Федерации. В частности, он запрещает проектирование прямоточных систем технического водоснабжения, сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке и обезвреживанию, изъятие водных ресурсов в объеме, оказывающем негативное воздействие на водный объект. Прописана и ответственность хозяйствующих субъектов. На основании пункта 4 статьи 15 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7‑ФЗ «юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды...». Но очевидно, что меры государственного контроля за наличием подобного плана и, главное, выполнением мероприятий должным образом не реализуются. Видимо, речь должна идти не об усилении наказания, а о контроле за исполнением требований действующего законодательства.

75.jpg

Это, так сказать, рамочные требования, реализация которых должна носить безусловный характер. Но проблемы охраны водных ресурсов имеют и региональные особенности. Так, например, в плотно заселенном Подмосковье владельцы частных домов получают воду из скважин, которые в нарушение требований закона бурятся не на положенные по закону и по разрешительным документам 36, а на 80 и более метров. Впрочем, скважины такой глубины стали бурить не случайно. Недостаточная очистка канализационных стоков в том же Подмосковье привела к тому, что сейчас вода, добытая на глубине 36 метров, непригодна даже для технического использования, а ведь еще 10–15 лет назад мы пили воду из колодца глубиной 5–7 метров.

Каким видится выход из этой ситуации? Дать домохозяйствам разрешение на бурение скважин свыше 36 метров без оформления лицензий. При этом следует оборудовать водозаборные устройства счетчиками и установить разумный лимит, свыше которого вода будет отпускаться по более высоким тарифам. Таким образом, люди обеспечат себя качественной питьевой водой, а государство получит средства, в том числе и на экологические мероприятия.

Предупредить легче, чем вылечить

В большинстве стран мира в качестве одного из рычагов управления водопользованием применяются различные системы платы за воду. Принцип, на базе которого определяется денежное выражение цены на воду, заключается в возмещении затрат на строительство и эксплуатацию водохозяйственных объектов, а также на оплату труда и амортизационные отчисления.

За рубежом существуют следующие виды платы:

  • за забор поверхностных вод;
  • за забор воды из систем общественного водоснабжения, то есть сборы за питьевую воду;
  • за сброс сточных вод в зависимости от их качества.

В последние десятилетия активно развивается использование воды в системах оборотного водоснабжения. И если в России вода в промышленном производстве осуществляет три-четыре оборота, есть примеры семи-восьми оборотов в ходе производственных циклов промышленных объектов.

Следует отметить, что на государственном уровне весь комплекс экологических проблем осознается. Большие надежды возлагаются на национальный проект «Экология», содержащий очень важные мероприятия, успешная реализация которых позволит сделать серьезный шаг в охране природы, и в частности водных ресурсов. За счет программы «Чистая страна» создается новая государственная система мониторинга «Наша природа». Она включает сведения о незаконных свалках мусора, которые требуется ликвидировать. Позже оставлять запросы об экологических проблемах сможет каждый житель РФ.

Предполагается, что за счет проекта «Экология» повысится объем перерабатываемых ТКО. К 2024 году планируется перерабатывать по 36 миллионов тонн мусора ежегодно. Следовательно, объем перерабатываемых ТКО может увеличиться до 80%.

В рамках программы «Чистая вода» планируется обновление систем водоснабжения, постройка современных водоочистных станций с применением экологически безопасных и эффективных технологий. К 2024 году количество модернизированных водоканалов возрастет на 20%.

Все это чрезвычайно важные и нужные мероприятия, но без контроля государства, без ответственности руководителей предприятий, без изменений в массовом сознании граждан они не могут быть полноценно реализованы.

На одном из заседаний Госсовета по вопросам экологического развития Президент РФ Владимир Путин сказал, что если и дальше мы будем довольствоваться полумерами, то к 2050 году выбросы достигнут критического предела — значит, будущим поколениям достанется среда, непригодная для жизни. Уже сейчас загрязнения и выбросы нужно сокращать как минимум в два раза.

Очевидно, что в реализации национального проекта «Экология», как ни в одном другом, большая роль отводится роли граждан, воспитанию в них бережного отношения к природе. Переработка отходов невозможна без раздельного сбора мусора. Отходы человеческой деятельности не должны попадать в русла рек без должной очистки. Выходы на природу не должны сопровождаться захламлением прибрежных зон.

В последние годы в нашей стране развиваются общественные и волонтерские экологические движения, которые на постоянной основе проводят акции по очистке прибрежных зон, по выявлению и пресечению несанкционированных свалок мусора, а также ведут активную просветительскую деятельность среди населения. Это свидетельствует о росте самосознания граждан, желании участвовать в природоохранных мероприятиях. Такие инициативы нужно приветствовать и поддерживать. Исследования показывают, что для запуска социальных изменений необходимо накопление критической массы единомышленников и вовлечение в волонтерское движение не менее 5% активного населения.

Сегодня сохранение экологии — это синоним сохранения здоровья нации, как настоящего, так и будущего поколений. По аналогии с медициной: предупредить легче и дешевле, чем лечить. Поэтому сегодня и государство, и каждый гражданин должны понимать: от разумного и бережного отношения к природе, к водным ресурсам зависит и экономическое, и социальное благополучие страны.

Сергей МАЛИКОВ, эколог, эксперт по водным объектам, член Экспертного совета при Комитете СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию

Понравился материал? Поделитесь с коллегами
Свежий номер «»

«Эковестник» №2 • 2021

Читать

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.