Журнал «Эковестник», №1 • 2018 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Экологическая повестка Госдумы

14.01.2019

Глава профильного комитета Госдумы Владимир Бурматов обозначил ключевые векторы работы на осеннюю сессию.

Отпуск председателя Комитета по экологии и охране окружающей среды Государственной думы РФ Владимира Бурматова в этом году, по его словам, был условным — летом депутаты занимались мониторингом и подведением итогов так называемой мусорной реформы. Работа оказалась колоссальной по объемам, ведь Россия поделена на 241 мусорную зону, в каждой установлены свои нормативы сбора и утилизации мусора, также различается взимаемая с населения и промышленности плата за эти услуги.

Законодательство по обращению с твердыми коммунальными отходами было модернизировано в конце 2017 года — тогда Госдума приняла целый пакет инициатив, которые вывели Россию в число лидеров в регулировании этой области среди других мировых держав. В частности, законодательно был оформлен раздельный сбор мусора, введена норма обязательного согласования с населением территориальных схем размещения отходов, усилена роль регионов и муниципалитетов в этой сфере, уточнен порядок расходования средств экологического сбора.

На данный момент к новому порядку обращения с твердыми коммунальными отходами полностью перешли шесть регионов: Ивановская и Астраханская области, Карелия, Мордовия, Чечня и Севастополь. В семи субъектах (Алтай, Татарстан, Рязанская, Воронежская, Пермская, Пензенская и Еврейская автономная области) не определены региональные операторы, а в Москве даже не объявлены конкурсные процедуры.

При этом, по информации, предоставленной субъектами РФ, «плата за мусор» вырастет в разы. Так, в одном из районов Красноярского края плата за вывоз мусора увеличится с 231 рубля до 13 тысяч рублей, в ЯНАО — с 63 рублей до 2 тысяч рублей, а в Ингушетии в среднем по региону тариф вырастет в 18 раз. В ходе пресс-конференции, состоявшейся 7 сентября в МИА «Россия сегодня», Владимир Бурматов подчеркнул, что расследованием тарифного беспредела займется ФАС.

Согласно принятому законодательству власти впредь обязаны отчитываться и согласовывать с гражданами размещение пунктов сбора, утилизации и хранения отходов, однако по стране продолжают прокатываться волны протеста населения из-за неисполнения законодательства. Регионы этого не делают, тогда как на разработку новых схем размещения и утилизации мусора, не прошедших публичные слушания, из бюджета потрачено уже порядка половины миллиарда рублей.

Одним из главных вопросов для комитета является защита качества атмосферного воздуха: в весеннюю сессию приняты поправки, обязывающие предприятия-загрязнители устанавливать на трубы автоматические приборы контроля, а осенью предполагается рассмотреть законопроект о так называемых сводных расчетах, позволяющий проводить мониторинг выбросов не только на территории предприятий, но и в жилом секторе. Этот законопроект внесен Челябинской областью. Одновременно может быть рассмотрен аналогичный законопроект, вносимый правительством. Таким образом, депутатам предстоит выбрать из двух документов наиболее эффективные предложения, позволяющие создать в России оптимальную систему мониторинга качества атмосферного воздуха и снизить уровень загрязнения в мегаполисах. Росприроднадзор намерен создать специальный информационный портал, на который в автоматическом режиме будут поступать данные о химическом составе выбросов вредных веществ и соединений с каждой трубы промышленных предприятий в воздушную атмосферу и воду. Также станут доступными данные по концентрации и химическому составу выбросов.

— Предприятия больше не смогут переводить стрелки и обвинять друг друга, потому что будет понятно, с какой трубы произошло загрязнение. Счетчики, предназначенные для моментальной фиксации и передачи информации в Росприродназор, являются полностью автоматическими, человек не сможет вмешиваться в их работу. Таким образом, мы идем по пути открытости и создания прозрачной системы экологических данных, — заявил Владимир Бурматов.

В рамках осенней сессии депутаты рассмотрят 13 законопроектов. В частности, громкий законопроект о нефтеразливах. Глава профильного комитета напомнил: ежегодно в России происходит до 10 тысяч нефтяных разливов, что наносит значительный ущерб состоянию окружающей среды. Парадокс в том, что в нашей стране законодательно отрегулированы технологически сложные проекты по добыче углеводородного сырья на шельфе, и нефтяники соблюдают самые передовые нормы по так называемому нулевому сбросу, но в традиционных регионах российской нефтегазодобычи на суше продолжают происходить многочисленные разливы нефти. Законодательный пробел будет ликвидирован в виде официально зафиксированного обязательства нефтяных компаний резервировать финансовые средства на ликвидацию таких разливов. Кроме того, нефтяникам придется в обязательном порядке и на постоянной основе проводить учения по ликвидации последствий потенциальных аварий. Весной законопроект прошел первое чтение, по нему поступило значительное количество замечаний. В ходе доработки документа депутаты намерены ужесточить его в пользу экологической безопасности и защиты окружающей среды.

Еще один важный законопроект — «Об экологическом надзоре» осенью должен пройти второе и третье чтения. Он нацелен на повышение статуса экологического контроля, что весьма актуально, ведь сегодня ряд предприятий пользуются законодательной лазейкой, возникшей из-за того, что их деятельность подпадает под надзор как региональных, так и федеральных властей (Росприроднадзор не может проверить такие предприятия, в случае если аналогичную проверку уже проводили местные власти). После утверждения законопроекта Росприроднадзор, обладающий соответствующими лабораториями, оборудованием и специалистами, будет проверять все предприятия, на которых функционируют объекты первой категории опасности вне зависимости от проверок местных властей.

Также в рамках осенней сессии Госдума рассмотрит законопроект «Об экологической информации». По словам Владимира Бурматова, это критически важная для России законодательная инициатива:

— В нашей стране отсутствует четко очерченный круг информации, к которой должны иметь беспрепятственный доступ все граждане, в том числе эксперты, экологи, общественные организации. Сейчас любой хозяйствующий субъект, прикрываясь коммерческой тайной, фактически блокирует доступ к экологической информации. В результате невозможно понять ни реальные объемы выбросов, ни ситуацию с состоянием окружающей среды. Мы считаем, что граждане имеют право получать информацию о качестве почвы, радиационном фоне и состоянии окружающей среды.

Мария Кутузова

Понравился материал? Поделитесь с коллегами
Свежий номер «»

«Эковестник» №2 • 2021

Читать

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.