Журнал «Эковестник», №1 • 2018 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Территории особого внимания чистят небо и воздух

В 2016 году Федеральная служба по надзору в сфере природопользования сформировала перечень территорий особого внимания ведомства, в который вошли 15 городов

В 2016 году Федеральная служба по надзору в сфере природопользования сформировала перечень территорий особого внимания ведомства, в который вошли 15 городов: Норильск, Магнитогорск, Красноярск, Омск, Челябинск, Дзержинск, Липецк, Череповец, Новокузнецк, Нижний Тагил, Братск, Медногорск, Новочеркасск, Чита и Асбест. Эти территории не просто нуждаются в улучшении экологической обстановки — многие из них давно ассоциируются с неблагоприятными условиями для жизни людей, ввиду чего ведомство осуществляет здесь особый режим надзора за проведением природоохранных мероприятий на федеральном и региональном уровнях. А все предприятия, находящиеся на этих территориях, обязаны выполнять реальные мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Новый вид партнерства

В 2017 году, объявленном в Российской Федерации Годом экологии, на каждой из территорий особого внимания Росприроднадзора были реализованы природоохранные мероприятия. В частности, дан старт новым экологическим программам и новой форме ГЧП, а именно экологическому партнерству. Несмотря на то что источником финансирования экологических мероприятий в России является федеральный бюджет, в большей мере все же привлекаются внебюджетные средства.

Несмотря на одинаковое пристальное внимание ко всем городам, вошедшим в перечень, Росприроднадзор и общественность особенно следят за Красноярском с его «режимом черного неба» и Челябинском, где регулярно фиксируются неблагоприятные метеорологические условия (в 2017 году они наблюдались в течение 127 дней).

Стоит отметить, что начатая работа не ограничивается Годом экологии — мероприятия по 33 соглашениям будут реализовываться до 2025 года. Более того, в соответствии с пунктом 4.1.1 решения коллегии Росприроднадзора «О результатах экологического надзора и обеспечении экологической безопасности в рамках подведения итогов Года экологии и задачах на 2018 год» от 20 апреля 2018 года № 1-рк, перечень ТОВ актуализирован и дополнен новыми требованиями.

Цель — сократить выбросы

Как сообщили в пресс-службе ведомства, Росприроднадзор планирует продолжить практику подписания соглашений о реализации природоохранных мероприятий с крупными компаниями. Вместе с тем указом Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года» определено 12 крупных промышленных городов, характеризующихся наиболее высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, в которых необходимо достичь сокращения выбросов не менее чем на 20% уже к 2024 году. В этот список вошли практически все территории особого внимания Росприроднадзора.

Так, в мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ от металлургических предприятий Норильска включены предприятия Заполярного филиала ПАО «ГМК „Норильский никель“».

Ожидается, что улучшить экологическую обстановку и сократить объем выбросов на 1,6 тысячи тонн помогут такие направления, как комплекс непрерывного конвертирования медных штейнов, реконструкция производства элементарной серы (Медный завод), комплекс по утилизации диоксида серы (Надеждинский металлургический завод).

Серьезный вклад в улучшение экологической обстановки в виде сокращения объема выбросов на 2,7 тысячи тонн внесут реализуемые АО «Газпромнефть — ОНПЗ» проекты: «ТСБ-2. Внедрение системы герметизации налива на эстакаде тит. 509», «Строительство АУТН-1. Вывод из эксплуатации эстакады налива т.380 ТСБ-1», а также строительство блока очистки газов регенерации каталитического крекинга.

В рамках государственно-частного партнерства Росприроднадзор подписал 62 соглашения с 47 компаниями на общую сумму 158 миллиардов рублей. Данные соглашения предусматривают реализацию 254 мероприятий на территории 43 субъектов, что позволит сократить выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 145,5 тысячи тонн в год, сброс загрязненных сточных вод в водные объекты на 183,5 миллиона кубометров в год; уменьшить негативное воздействие отходов производства и потребления на 565 тысяч тонн в год. Наиболее крупные соглашения подписаны с компаниями «Металлоинвест», «Роснефть», «Газпром», Магнитогорским и Новолипецким металлургическими комбинатами, Сибирской генерирующей компанией, группами СУЭК и РУСАЛ.

Таким образом, к 2024 году совокупный объем вредных выбросов в атмосферу в крупных промышленных центрах может снизиться более чем на 49% от того же объема в 2017 году (4074,84 тысячи тонн). Основной акцент будет сделан на сокращении выбросов в наиболее загрязненных городах (Чита, Братск, Магнитогорск, Новокузнецк, Красноярск, Челябинск, Норильск). К примеру, при реализации комплексного плана в Красноярске снижение выбросов от транспорта составит 15,9 тысячи тонн, от промышленных предприятий (ОК «РУСАЛ», АО «СУЭК») — 9,52 тысячи тонн, от теплоэнергетических предприятий — 21,46 тысячи тонн от общего валового выброса 190,7 тысячи тонн по состоянию на 2017 год. После внедрения плана в Челябинске вредные вещества от транспорта будут уменьшены до 1,5 тысячи тонн, от промышленных предприятий (ПАО «Мечел», АО «ЧЭМК», ООО «ЭНЕРГОПРОМ-ЧЭЗ», ПАО «Фортум», ПАО «Челябинский цинковый завод», АО «Турбодеталь») — до 75,9 тысячи тонн? от теплоэнергетических предприятий — до 0,6 тысячи тонн от общего валового выброса до 316,8 тысячи тонн по состоянию на 2017 год.

Между тем в Челябинске наблюдается положительная динамика: в рамках Года экологии Росприроднадзор заключил соглашения с крупными промышленными предприятиями (ПАО «ЧТПЗ», ООО «Мечел-Кокс» и другими), которые предусматривают реализацию перечня природоохранных мероприятий, в том числе техническое перевооружение предприятий, что позволит улучшить экологическую обстановку в городе.

К настоящему времени завершено формирование паспорта национального проекта «Экология», включающего комплекс мероприятий, в том числе касающихся вредных выбросов. Параллельно Минприроды России и Росприроднадзор (в рамках реализации указа Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 в составе работ по подготовке национального проекта «Экология») разрабатывают федеральный проект «Чистый воздух». Он включает комплексные планы мероприятий по улучшению экологической обстановки и снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для 12 крупных промышленных центров — в зоне повышенного внимания Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита. Основные мероприятия этих планов нацелены на сокращение загрязняющих веществ, выбрасываемых в воздух, и распределены на четыре группы: снижение выбросов от транспорта, промышленных и теплоэнергетических предприятий, а также мероприятия по градостроительству и расширению транспортной сети.

Не обходится и без серьезных разбирательств: так, Росприроднадзор принимает меры административного реагирования в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и безусловным соблюдением Федерального закона № 294‑ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Из последних громких дел 2017–2018 годов можно назвать приостановление Росприроднадзором деятельности объектов ООО «Химпром» в Омске за превышение выбросов, а в Челябинске Росприроднадзором за систематические нарушения было отозвано разрешение на выбросы у АО «Автомобильный завод „Урал“».

Перспективные отрасли и реформы

В 2018 году вступил в силу закон, предусматривающий запрет на захоронение отдельных видов отходов. На данный момент создана вся нормативно-правовая база, необходимая для введения в действие новой системы обращения с ТКО. Кроме того, до 1 января 2019 года регионы должны перейти на новую систему обращения с отходами и выбрать региональных операторов.

Как пояснили в Росприроднадзоре, в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89‑ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89‑ФЗ) приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами являются утилизация и обезвреживание отходов.

20_2.png

В этой связи в законодательство по обращению с отходами внесены изменения; в частности, в Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 458‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» и в Федеральный закон от 31 декабря 2017 года № 503‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Эти документы направлены на реформирование системы обращения с отходами, в том числе ТКО, и фактически разделили обращение с отходами производства и потребления на два института: обращение с отходами в субъектах РФ в рамках реализации территориальных схем и деятельности региональных операторов и установление расширенной ответственности производителей и импортеров товаров. Окончательный срок перехода на новую систему в области обращения с отходами установлен Законом № 503‑ФЗ (от 1 января 2019 года).

Очевидно, реформа предстоит глобальная и предусматривает создание отрасли обращения с ТКО зам­кнутого цикла (раздельный сбор, транспортировка, обработка, утилизация и размещение); поэтапное введение запрета на поступление ТКО на объекты размещения (полигоны) без предварительной обработки и утилизации, а также проведение мероприятий, направленных на повышение экологической культуры и мотивации участия населения в раздельном сборе ТКО и потреблении биоразлагаемых тары и упаковки.

В ближайшем будущем импортерам и производителям товаров, вероятно, придется следовать принципу расширенной ответственности — на них планируют возложить обязанности по обеспечению утилизации части отходов и упаковки от них, образующихся в результате потребления такой продукции. Главная цель регулятора — стимулировать возвращение в оборот отходов, подлежащих использованию в качестве вторичных ресурсов, в том числе тех, которые сегодня захоронены на полигонах и свалках без извлечения ценных компонентов и к тому же причиняют вред природе, ухудшают здо­ровье и качество жизни людей, наносят ущерб экономике в целом.

Помимо этого, в целях расширения ответственности производителей утвержден перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, а захоронение запрещается (распоряжение Правительства РФ от 25 июля 2017 года № 1589-р, вступившее в силу с 1 января 2018 года, за исключением пунктов 68–182 перечня, утвержденного данным распоряжением. Пункты 68–109 перечня № 1589-р вступают в силу с 1 января 2019 года, пункты 110–182 перечня № 1589-р вступают в силу с 1 января 2021 года).

Этот список начнет действовать поэтапно: с 1 января 2018 года — в отношении отходов черных и цветных металлов, аккумуляторных батарей; с 2019 года — в отношении отходов шин и покрышек, макулатуры, стеклобоя; с 2021 года — в отношении бытовой и электронной техники. К слову, перечень содержит так называемые чистые виды отходов, захоронение которых запрещено, а, учитывая их компонентный состав, наиболее целесообразной представляется утилизация.

20_3.png

Организацию деятельности по накоплению (в том числе раздельному), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, утверждение порядка накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления), а также регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора, возьмут на себя уполномоченные субъекты Российской Федерации.

Напомним: порядок проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов конкурсного отбора региональных операторов по обращению с ТКО, требования к участникам конкурсного отбора, критерии такого отбора, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсном отборе утверждены постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2016 года № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами».

20_4.png

В ближайшем будущем Росприроднадзор планирует сконцентрировать внимание на решении задач по проводимой в России реформе надзорной деятельности и реализации ряда мероприятий, включая реформу контрольно-надзорной деятельности, переход на риск-ориентированный подход, обеспечение автоматизированного контроля на источниках негативного воздействия на окружающую среду и дистанционного контроля с использованием дистанционного зондирования Земли из космоса и беспилотных летательных аппаратов. Кроме того, в личном кабинете природопользователя на сайте Росприроднадзора появится возможность прохождения самообследования на соответствие требованиям природоохранного законодательства, а также проведения комплекса мероприятий, направленных на профилактику экологических правонарушений.

Граждане стали активнее

Росприроднадзор активно взаимодействует с общественностью и уделяет особое внимание информации, поступающей от граждан. Количество обращений россиян ежегодно растет, что говорит о повышении социальной активности наших соотечественников.

Существенным развитием механизмов взаимодействия с гражданским обществом стало вступление в силу в 2018 году приказа Минприроды России от 12 июля 2017 года № 403 «Об утверждении порядка организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды».

Также Росприроднадзор совместно с Минприроды России реализует масштабный проект по созданию федеральной системы «Наша природа», интегрированной с Общероссийской картой свалок. Данная система позволит гражданам в режиме онлайн сообщать о местах несанкционированного размещения отходов, а органам государственной власти максимально оперативно реагировать на такие обращения. Кроме того, при Росприроднадзоре функционирует Общественный совет, на повестку которого выносятся наиболее актуальные вопросы деятельности службы.

Ирина КРИВОШАПКА

Понравился материал? Поделитесь с коллегами

Свежий номер «»

«Эковестник» №2 • 2021

Читать

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.