Журнал «Эковестник», №2 • 2019 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Росприроднадзор: новые амбициозные цели

Их достижение будет обеспечено в том числе благодаря переходу на риск-ориентированный подход

11–12 апреля в Москве состоялось расширенное заседание Коллегии Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). В мероприятии приняли участие представители Администрации Президента РФ, Аппарата Правительства РФ, Государственной думы, Совета Федерации, Счетной палаты, Генеральной прокуратуры, научных и общественных организаций, а также руководители региональных управлений Росприроднадзора.

Нет ничего невозможного

— Основы государственной политики в области экологического развития России, утвержденные президентом в 2012 году, получили развитие в майском указе и национальном проекте «Экология». В 2019-м в стране стартовала не только реформа системы обращения с отходами, но и начало формироваться абсолютно новое, ответственное отношение государства и населения к экологии, окружающей нас среде, — заявил министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин, открывая заседание. — По всем направлениям поставлены высокие планки по показателям и результатам, которые должны быть достигнуты к 2024 году. Природоохранной системе предстоит совершить настоящий рывок в технологиях, инфраструктурном развитии, неуклонно исполняя взятые обязательства и требования закона. В этой связи усиливается роль контрольно-надзорной деятельности.

Глава ведомства подчеркнул: 2018 год был непростым для Росприроднадзора, но произошедшие перемены помогут решить сложнейшие задачи нацпроекта, оперативно реагировать на сигналы от общественных инспекторов.

— Немаловажно, что вы строите работу не формально по контрольным точкам, а конструктивно, системно, формируя эффективное взаимодействие надзорного блока, всех уровней власти, бизнес-сообщества и граждан, — отметил Дмитрий Кобылкин.

Руководитель Федерального агентства водных ресурсов Дмитрий Кириллов подчеркнул: перед профильными структурами поставлена новая масштабная задача — успешно реализовать нацпроект.

— Это задача сложна как по своей реализации, так и с точки зрения ответственности и ожиданий населения относительно решения экологических проблем. Если будем работать слаженно, ничего невозможного для нас не будет, — уверен он.

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике Валерий Селезнев заметил, что экологов, энергетиков и в целом природопользователей объединяет бережное отношение к окружающей среде.

31-1.png

— Мы тесно взаимодействуем с природоохранными органами. Тем более основные тренды, которые сейчас учитываются при принятии решений о строительстве объектов энергетики, предполагают проведение необходимых мероприятий для сохранения природного баланса и снижения вредного воздействия на окружающую среду. В предыдущие годы проделана большая работа по улучшению показателей экологической надежности предприятий, в частности это касается внедрения наилучших доступных технологий. Но предстоит сделать еще больше — в угольной и нефтяной отраслях остается много темных пятен. Для их устранения предпринимаются соответствующие шаги. Так, в прошлом году принят закон, позволяющий полностью контролировать и перекладывать ответственность на лесопользователей по лесовосстановлению. Во втором чтении ждет нас решение вопроса по ликвидации последствий и предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов, — сказал Валерий Селезнев.

Нагрузка на инспекторов возрастет

Председатель Общественного совета при Росприроднадзоре Юлия Шабала отметила: учитывая объем задач, которые стоят перед Росприроднадзором в рамках реализации нацпроекта «Экология», и реформы контрольно-надзорной деятельности, а также увеличившуюся роль ведомства в системе государственной экологической политики, серьезно возрастет нагрузка на инспекторский состав ведомства. Однако новые функции на данный момент не компенсированы дополнительной штатной численностью инспекторов и повышением уровня зарплаты.

В этой связи Общественный совет обратился к заместителю Председателя Правительства РФ Алексею Гордееву, курирующему нацпроект, с просьбой рассмотреть возможность соразмерного увеличения штатной численности Росприроднадзора и его территориальных органов в целях эффективного выполнения возложенных на них полномочий.

Что касается деятельности совета в прошлом году, на пяти заседаниях рассмотрено 26 вопросов, по каждому из них приняты решения и подготовлены соответствующие заключения. Вся информация о результатах, заключения, планы заседаний — в открытом доступе.

Значимыми итогами совместной деятельности в 2018 году Юлия Шабала считает меры по охране реки Волги, реформированию государственной экологической экспертизы, а также нормативное обеспечение работы общественных экологических инспекторов. В частности, с учетом предложений экспертов совета Минприроды разработало порядок организации деятельности общественных инспекторов, а Росприроднадзор издал приказ об удостоверениях народных контролеров. В результате 34 гражданам присвоен статус общественного инспектора с выдачей удостоверения. Совместно с ОНФ проводилось обучение активных граждан для участия в общественном экологическом контроле.

— Вместе с тем пока не определены порядок взаимодействия общественных и государственных инспекторов, система проверки их квалификации, регулярной аттестации. В настоящее время привлекаем наших экспертов для решения этих задач, — подчеркнула она.

Среди приоритетных направлений на ближайшую перспективу были выделены: реализация так называемой регуляторной гильотины, федерального проекта «Чистый воздух», внедрение предприятиями систем автоматического контроля выброса загрязняющих веществ.

Проверок стало меньше

На основных итогах деятельности Росприроднадзора в 2018 году остановился заместитель руководителя службы Амирхан Амирханов.

— Прошлый год был непростым — в условиях возросшего количества полномочий и урезанной штатной численности перед Росприроднадзором ставились новые масштабные задачи: переход на новую систему обращения с ТКО, внедрение новой системы нормирования, основанной на НДТ, запуск нацпроекта «Экология» и многие другие. Достаточно обширной была география вопросов, требующих оперативного реагирования, так называемых горячих точек, в которых экологические риски реализовались в виде инцидентов со сверхнормативным загрязнением и даже в виде официальных ЧС по экологическим факторам, — сказал Амирхан Амирханов, отметив, что поставленные перед службой задачи были выполнены на достаточно высоком уровне.

Достигнуты плановые показатели государственной программы РФ «Охрана окружающей среды»; в рамках начала реализации федерального проекта «Чистый воздух» проведены масштабные работы в соответствующих субъектах РФ; решены вопросы по утверждению необходимых руководящих документов для дальнейшей проектно-ориентированной работы. Обеспечено выполнение мероприятий, предусмотренных приоритетным проектом «Оздоровление Волги», в том числе проведена инвентаризация, сформированы перечни объектов негативного воздействия, а также появилась электронная карта загрязнения волжского бассейна. Кроме того, службой внедрен риск-ориентированный подход при осуществлении государственного экологического надзора. Планы проверок на 2019 год сформированы с учетом категории опасности объектов. 80% планируемых проверок проводятся в отношении объектов чрезвычайно высокого риска.

Всего в 2018 году проведено 29 334 проверки, проверено 9293 субъекта (для сравнения: в 2016 году проверено 16 436 субъектов, в 2017-м — 10 635 субъектов). Уменьшение количества проверяемых субъектов объясняется заданным вектором реформы контрольно-надзорной деятельности, направленной на сокращение количества надзорных мероприятий, а также применением риск-ориентированного подхода при планировании такой деятельности в дальнейшем.

Выявлено 17 430 нарушений, устранено только 4570. При этом сумма взысканных штрафов превышает показатели предыдущих периодов (наложено штрафов на сумму 1278 миллионов рублей, взыскано 1011 миллионов рублей). Данная статистика является отражением проведенных отраслевых проверок, в том числе проверок морских портов, водопользователей волжского бассейна, озера Байкал и других. Плата за НВОС составила 13 038 миллионов рублей, возмещение вреда — 39 миллионов рублей.

— Применяемый алгоритм работы, связанный с исчислением размера вреда, причиненного окружающей среде, требует существенного пересмотра и переформатирования. Соответствующие разъяснения будут доведены до территориальных органов в кратчайший период, — сообщил Амирхан Амирханов.

Кроме того, в предыдущем году наработана первая практика взаимодействия с общественными инспекторами по охране окружающей среды — выдано более 300 удостоверений; от инспекторов поступило почти 100 материалов, по которым проведено 60 совместных надзорных мероприятий, в результате выявлено 146 нарушений, наложено штрафов и рассчитано ущерба на сумму свыше 14 миллионов рублей. Наибольшая активность была проявлена в Южном, Центральном и Приволжском федеральных округах.

33.png

Замруководителя Росприроднадзора отметил ряд проблем, негативно сказывающихся на эффективности деятельности службы. В первую очередь непропорционально высокую нагрузку на работников, дублирование отдельных функций и полномочий по осуществлению надзора; наделение службы новыми полномочиями, связанными в том числе с принятием закона «Об ответственном обращении с животными» без увеличения штатной численности. При этом количество поступающих обращений за последние годы увеличилось более чем в пять раз.

Другая серьезная проблема — имеющиеся изъяны нормативно-правового регулирования, которые существенно усложняют деятельность как надзорных органов, так и поднадзорных субъектов.

Личная ответственность каждого сотрудника

Ключевые векторы деятельности на 2019 год обозначила руководитель Росприроднадзора Светлана Радионова. Основное внимание, по ее словам, будет сконцентрировано на выполнении майских указов Президента РФ, а именно реализации нацпроекта «Экология». Тем более ведомство является администратором федерального проекта «Чистый воздух», а также ответственным участником проектов «Чистая страна», «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», «Оздоровление Волги».

— Мы создаем проектные офисы и в рамках проектной работы осуществляем такие функции, как оздоровление Волги, охрану озера Байкал и реализацию государственной программы «Охрана окружающей среды», рассчитанной до 2024 года, — отметила Светлана Радионова.

Подробно она остановилась на проекте «Чистый воздух», который охватит 12 самых проблемных, с точки зрения экологии, городов: Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Читу. Проект предусматривает реализацию 101 мероприятия, 49 из них запланированы на 2019 год. Цель — сократить количество выбросов в атмосферу не менее чем на 20% в период до 2024 года. В результате 90% граждан, проживающих в этих городах, должны быть удовлетворены качеством атмосферного воздуха.

На реализацию задуманного государство планирует потратить 500 миллиардов рублей: 102 миллиарда будет направлено из федерального бюджета, 16 миллиардов поступит из консолидированных бюджетов субъектов РФ и 381 миллиард рублей планируется привлечь из внебюджетных источников.

Подразделения Росприроднадзора, на территории которых находятся субъекты РФ: города — участники проекта «Чистый воздух», получат дополнительную штатную численность и соответствующий инспекторский состав для реализации этих полномочий. На территории данных городов будут созданы территориальные проектные офисы, куда войдут как сотрудники ведомства, так и представители общественности. Каждый неравнодушный гражданин будет иметь возможность высказать свое мнение.

— В послании президента было указано, что те, кто не в состоянии выполнять стоящие перед ними задачи, не верит в успешное исполнение майских указов, должны поискать себе другое место работы, — заявила Светлана Радионова.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования наделена большим количеством полномочий, в том числе возможностью проведения плановых и неплановых проверок, рейдовых осмотров. Так, с привлечением общественности ведется активная работа по выявлению мест несанкционированного размещения отходов, принимаются меры по их ликвидации. В 2018 году инспекторы территориальных органов Росприроднадзора провели 4117 рейдов, в ходе которых выявлено 39 111 мест несанкционированного размещения отходов, из них ликвидировано 75% (28 900). В результате рейдовых осмотров возбуждено 8520 дел.

Упомянула Светлана Радионова и о плановых проверках: благодаря переходу на риск-ориентированный подход их количество с 2013 года уменьшилось втрое, до 1948 в 2018 году.

При этом часть полномочий передана субъектам РФ: Росприроднадзор заключил соответствующие соглашения с Москвой, Московской областью, Республикой Татарстан, Севастополем, Республикой Крым. Контроль за эффективностью осуществления переданных полномочий проходит в соответствии с приказом Минприроды России от 22 октября 2018 года № 530 не реже одного раза в два года.

В настоящее время Росприроднадзор оказывает 39 видов госуслуг. Наиболее популярные: услуги по государственной экологической экспертизе; выдаче разрешений на выбросы; выдаче разрешений на сбросы; по лицензированию деятельности по обращению с отходами I–V классов опасности; выдача разрешений СИТЕС.

— Перед Росприроднадзором стоят амбициозные задачи: необходимость успешной реализации национальных и федеральных экологических проектов; реализация своих полномочий, определенных законодательством, и дальнейшее совершенствование деятельности службы. Коллеги, нам предстоит колоссальная работа. Каждый из работников Росприроднадзора несет личную ответственность за реализацию изменений, необходимых для достижения стоящих перед нами задач, и мы сделаем все для того, чтобы граждане почувствовали эти изменения и начали уважать Росприроднадзор, — подчеркнула Светлана Радионова.

Елена ВОСКАНЯН

В 2018 году проведено почти 30 тысяч проверок, проверено 9293 субъекта. Выявлено 17 430 нарушений, устранено 4570. Сумма взысканных штрафов превышает показатели предыдущих периодов: наложено штрафов на сумму 1278 миллионов рублей, взыскано 1011 миллионов рублей.

После перехода на риск-ориентированный подход количество плановых проверок уменьшилось втрое.

Юлия Шабала, председатель Общественного совета при Росприроднадзоре:

31-2.png

— Наша задача — не обеспечить контроль контролеров, а донести позицию общества, обсудить с участием центрального аппарата ведомства наиболее волнующие граждан вопросы.

Совершенствование природоохранной деятельности на местах планируется осуществлять через развитие института общественных инспекторов. В ближайшее время будет создан единый реестр общественных инспекторов и проведена полная ревизия их деятельности, что позволит превратить этот механизм в реально полезный инструмент, оказывающий помощь Росприроднадзору.

Светлана Радионова, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования:

— В Основные направления деятельности Правительства РФ включены кардинальные меры по пересмотру института обязательных надзорных требований — так называемая регуляторная гильотина. По сути, это означает создание новой нормативной базы. Жду предложений от всех управлений.

Дмитрий Кобылкин, министр природных ресурсов и экологии РФ:

34-1.png

— Немаловажно, что Росприроднадзор строит работу не формально по контрольным точкам, а конструктивно, системно, формируя эффективное взаимодействие надзорного блока, всех уровней власти, бизнес-сообщества и граждан.

Светлана Радионова, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования:

34-2.png

— В послании президента было указано, что те, кто не в состоянии выполнять стоящие перед ними задачи, не верит в успешное исполнение майских указов, должны поискать себе другое место работы.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами
Свежий номер «»

«Эковестник» №2 • 2021

Читать

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.