Казалось бы, в этом событии нет ничего неожиданного: Российская Федерация активно участвовала в разработке соглашения, и именно делегация нашей страны инициировала включение в него статьи о роли лесов как поглотителей парниковых газов. Однако новость о присоединении к Парижскому соглашению вызвала большой резонанс в общественно-политическом пространстве.
Напомним: Россия подписала Парижское соглашение еще в апреле 2016 года вместе со 194 странами. Тогда предполагалось, что решение о его ратификации будет принято в
Неожиданностью стал тот факт, что Россия объявила о принятии Парижского соглашения, а не о ратификации через парламент. Это стало поводом для дискуссий.
— Российская Федерация приняла Парижское соглашение без какой-либо серьезной общественной дискуссии и без получения согласия Госдумы, — заметил генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Хотя в законодательстве уточняется: если ратифицируемое соглашение предполагает изменения нормативной базы, оно требует ратификации в парламенте. Как мы понимаем: нормативная база меняться будет, но почему-то это никого не остановило при принятии столь важного решения.
К слову, в справке к постановлению указывается, что «соглашение не содержит предусмотренных российским законодательством оснований для ратификации».
— Одно из оснований — необходимость в связи с выполнением страной обязательств по соглашению вносить изменения в российское законодательство — применимо к Парижскому соглашению, хотя оно не требует этого напрямую, — уточнила преподаватель кафедры международных комплексных проблем природопользования и экологии МГИМО Екатерина Близнецкая. — Так, уже почти год правительство работает над проектом федерального закона «О государственном регулировании выбросов и поглощений парниковых газов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Разработка закона и внесение документа на обсуждение в Госдуму негласно связывались с ратификацией соглашения. Тем не менее, каким бы ни был предшествовавший внутриполитический контекст, для всего мира отныне Россия — полноправный участник Парижского соглашения.
23 сентября Дмитрий Медведев провел совещание с вице-премьерами, на котором обсуждались, в частности, национальные интересы России в процессе участия в соглашении по климату.
— В случае реализации угрозы изменения климата мы столкнемся с разрушением экологического баланса, повышением рисков для успешного развития ключевых отраслей, в том числе сельского хозяйства. Самое главное — это угроза безопасности людей, которые живут в условиях мерзлоты ввиду возможного увеличения количества стихийных бедствий, — отметил глава кабинета министров. — Мы уже ведем работу в этой сфере в рамках национального проекта «Экология», в том числе по сокращению выбросов, загрязняющих воздух, по восстановлению лесов. Теперь нам предстоит учесть и меры по выполнению международных обязательств, цель которых — сократить объемы выбросов парниковых газов.
Заместитель Председателя Правительства РФ Алексей Гордеев убежден: с принятием Парижского соглашения Россия получила возможность полноправного участия в формировании современной глобальной климатической повестки.
— Любые вводимые меры экологического регулирования должны формулироваться с максимальным учетом национальных интересов страны. Этот принцип закладывается в основу нормативных правовых документов, разрабатываемых сейчас на национальном уровне. Базовым документом станет федеральный закон о государственном регулировании выбросов парниковых газов, проект которого уже разработан Министерством экономического развития РФ. Планируем принять его в течение года. Также до конца года должен быть разработан проект стратегии долгосрочного развития с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. Такие обязательства берут на себя все страны, придерживающиеся вектора низкоуглеродного развития, — подчеркнул Гордеев. — Кроме того, Минэкономразвития разрабатывает проект национального плана адаптации отечественной экономики к неблагоприятным изменениям климата.
26 сентября Комитет Государственной думы РФ по энергетике провел круглый стол на тему «Парижское соглашение: экономико-правовые аспекты влияния на ТЭК». Председатель Комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный считает, что принятие соглашения подтверждает климатически ответственное поведение России.
— Сегодня 44 процента выбросов парниковых газов в мире производят четыре страны — Китай, США, Индия и Бразилия. На долю России, идущей в этом списке пятой, приходится всего три процента эмиссии. При этом наша страна является мировым лидером по снижению выбросов с показателем 49 процентов за период
75% выбросов парниковых газов в России приходится на четыре отрасли — электрогенерацию, нефтегазодобычу, транспортный сектор и металлургию, причем во всех секторах, кроме транспорта, происходит заметное снижение общих объемов выбросов. Среди основных драйверов изменения выбросов парниковых газов в нашей стране: тенденции развития экономики, изменение структуры ВВП, сдвиги в структуре топливного баланса, повышение энергоэффективности.
— Общий энергобаланс Российской Федерации является «чистым»: в нем доминируют природный газ, атомная энергия и гидроэнергетика. Кроме того, мы вносим существенный вклад в глобальное снижение эмиссии парниковых газов, распространяя по миру безуглеродные технологии, например в области атомной энергетики, — отметил глава комитета.
В ходе дискуссии депутаты пришли к выводу о том, что сначала нужно разработать стратегию климатической политики, затем — систему оценок, после чего приступать к созданию конкретных законодательных актов с учетом возможностей и задач отечественной экономики и энергетики.
Однако ряд экспертов считают, что снижение выбросов парниковых газов по сравнению с
— Мы давно работаем на этом треке — еще с 1992 года, когда подписали рамочную конвенцию ООН по изменению климата. За прошедшие годы в части сокращения выбросов парниковых газов сделано немало, но это скорее результат структурной перестройки экономики
Для того чтобы снижать выбросы ПГ и обеспечивать рост экономики, требуются новые сценарии развития промышленного производства, в основе которых — переход на низкоуглеродные стратегии.
— В Парижском соглашении есть очень важные пункты, в которых скрывается тот самый «дьявол в мелочах», — уточняет Лариса Корепанова. — Например, цитирую, «приведение финансовых потоков в соответствие с траекторией в направлении развития, характеризующегося низким уровнем выбросов и сопротивляемостью к изменению климата». Это означает вывод инвестиций, финансов из отраслей, где промышленное производство сопровождается выбросом парниковых газов. Следовательно, инвестиции из сектора добычи ископаемого углеводородного топлива, а также энергетического и транспортного секторов, использующих это топливо, должны переводиться в безуглеродную энергетику и транспорт. Основой такого подхода должны стать энергоэффективность, энерго- и ресурсосбережение. Доходы, получаемые углеродоемкими отраслями, должны перераспределяться в пользу низкоуглеродных отраслей и видов деятельности. Например, крупнейшие пенсионные фонды Скандинавских стран уже заявили о выводе своих финансовых активов из угольных и нефтегазовых компаний. Эта четкая мировая тенденция хорошо показывает, что ждет нашу промышленность, если мы не перестроимся на низкоуглеродные стратегии.
Участие России в Парижском соглашении окажет положительное влияние на экономику страны, поможет освободиться от нефтяной зависимости, ускорит технологическую модернизацию, увеличит долю несырьевого экспорта и повысит энергоэффективность. Также ратификация документа поможет привлечь иностранные инвестиции в российскую экономику и будет способствовать развитию «зеленых» технологий.
О том, что Россия готова участвовать в глобальном переходе к новой экономике, заявил и председатель Комитета Госдумы РФ по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов. На пресс-конференции в МИА «Россия сегодня», посвященной ратификации Парижского соглашения по климату, он отметил, что, присоединившись к соглашению, Россия демонстрирует последовательную политику в отношении снижения нагрузки на климат. По словам депутата, наша страна рассчитывает в рамках этого соглашения реализовывать тренд по повышению энергоэффективности экономики и технологической модернизации промышленности. Но есть определенные технические задачи, которые придется решать в рамках соглашения.
— На сегодняшний день Россия является мировым экологическим донором, на ее территории сосредоточено 20 процентов лесов планеты. Как мы помним, именно лесные массивы — легкие планеты — поглощают углекислый газ. С нашей точки зрения, российские леса во многом дискриминированы при проведении соответствующих международных расчетов. Например, их поглощающая способность по существующим международным методикам в пять раз ниже, чем у лесов Германии, или в два раза ниже, чем у лесов Финляндии и Швеции. Это связано с тем, что эта поглощающая способность рассчитывается только для лесов, в которых ведется хозяйственная деятельность (так называемые управляемые леса). В России есть огромные объемы лесов, где не ведется хозяйственной деятельности, но они также выполняют свою работу по поглощению парниковых газов. Поэтому необходимо формировать единую систему и методологию оценки масштабов выбросов, — заявил Владимир Бурматов.
Исполнение соглашения потребует разработки и последующей реализации широкого спектра задач от разных ведомств. Например, каждые пять лет Российская Федерация должна представлять в Секретариат Рамочной конвенции ООН об изменении климата доклад о своем вкладе в сокращение антропогенных выбросов парниковых газов, заявлять цели и планы по адаптации к воздействиям изменения климата. Причем каждый следующий период должен демонстрировать увеличение продуктивности.
Также один раз в два года Россия обязуется представлять в Секретариат РКИК ООН отчеты с информацией о проводимой климатической политике, достигнутых результатах в сокращении выбросов парниковых газов, прогнозных оценках выбросов и поглощения, оценке уязвимости к изменениям климата. Эти отчеты будут содержать и планируемые меры по адаптации к изменениям климата, оценку их эффективности.
Татьяна Митрова, директор Центра энергетики Московской школы управления «Сколково»:
— Изменение климата представляет собой реальную глобальную угрозу со значительными негативными последствиями, в том числе и для России. Согласно Национальному докладу о кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом, за
В связи с этим мы полностью поддерживаем содержание Парижского соглашения и его ратификацию со стороны России и считаем, что наша страна должна активно и всесторонне участвовать в работе по реализации обозначенных в нем целей и задач на федеральном, региональном, муниципальном, общественном, корпоративном уровнях, а также со стороны населения.
Другими словами, мы предлагаем рассматривать предмет Парижского соглашения как стратегическую задачу, а не как враждебную нашей стране идеологию, неизбежную обузу или скрытую опасность, тем более его реализация будет оказывать нарастающее влияние на глобальные рынки, потребительские предпочтения, финансовые потоки и конкуренцию как между странами, так и между корпорациями.
При этом считаем необходимым рассматривать Парижское соглашение комплексно, не редуцируя его предмет до безусловного и немедленного сокращения выбросов парниковых газов любой ценой, поскольку само соглашение:
В связи с этим постановку национальных целей в области борьбы с изменением климата (Nationally Determined Contributions — определяемые на национальном уровне вклады в глобальное реагирование на изменение климата) и разработку планов социально-экономического развития России необходимо осуществлять в комплексе с их взаимной увязкой, учитывая национальные особенности и условия нашей страны. Тем более что именно стратегия низкоуглеродного развития, по нашему мнению, может обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста России в долгосрочной перспективе.
В качестве первого шага постановки такой цели можно принять уже озвученную цель по ограничению антропогенных выбросов парниковых газов в Российской Федерации к 2030 году уровнем в
На данном этапе необходимо разработать национальный план по достижению этой цели (в рамках Стратегии низкоуглеродного развития либо отдельного документа), включая прогноз динамики выбросов, состав мероприятий по их снижению, их стоимость и источники финансирования. По результатам такого анализа, возможно, удастся пересмотреть вклад России в сторону повышения его амбициозности — например, по дальнейшему сокращению объемов выбросов к 2050 году от текущего уровня. Для последующей реализации национального плана и мониторинга его эффективности будет необходимо создать систему учета выбросов и поглощений парниковых газов.
Помимо действий, непосредственно направленных на достижение целей Парижского соглашения, по нашему мнению, требуется разработка и реализация мер для адаптации экономики страны к глобальному Энергетическому переходу (возможно, также в рамках Стратегии низкоуглеродного развития). Согласно Прогнозу развития энергетики мира и России, подготовленному Московской школой управления «Сколково» и ИНЭИ РАН в 2019 году, в перспективе до 2040 года во всех сценариях объем энергетического экспорта из России не будет значительно расти. Даже в наиболее благоприятном с точки зрения экспортной конъюнктуры консервативном сценарии российский энергетический экспорт к 2040 году будет лишь на 1% выше текущего уровня в объемных показателях и на 45% — в денежном выражении. В сценарии энергоперехода к 2040 году не только экспорт в объемных показателях сократится на 15%, но и выручка — на 17%.
Все это будет происходить в условиях увеличения производственных затрат по мере перехода на более сложные запасы. Несовершенство в стране институциональной среды и высокая стоимость заемного капитала сдерживают инвестиции в экономику и вместе с замораживанием цен на природный газ (следовательно, и энергетический уголь) фактически блокируют технологический прогресс в работающей на внутренний рынок части энергетики России. Снятие данных ограничений позволит кратно нарастить инвестиции в энергоэффективность и ускорить темпы экономического роста. Отдельно нужно отметить высокий потенциал водородных технологий, развитие которых может стать ключевым элементом Стратегии низкоуглеродного развития России.
Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.
Климатическая политика должна быть интегрирована в стратегию развития страны
Ирина Золотова, директор Центра отраслевых исследований и консалтинга Финансового университета при Правительстве РФ:
— В настоящее время в стране отсутствует четко выстроенная система по достижению взятых на себя обязательств в части объемов выбросов парниковых газов в размере 75% от уровня 1990 года в 2020 году и 70% от уровня 1990 года в 2030 году при максимальном учете поглощающей способности российских лесов. Более того, очевидно, что как различна доля отраслей в общем объеме выбросов парниковых газов (на ТЭК приходится свыше 75%, в том числе вклад электроэнергетики —20–25%), так и должны и будут различаться вклады отдельных видов деятельности в общий объем сокращения парниковых газов. Задавать единый ориентир в 70–75% для всех отраслей экономики неверно.
Вопросы климата являются межотраслевой, кросс-секторальной задачей, и, следовательно, климатическая политика должна быть интегрирована в стратегию развития страны, в рамках которой в том числе должны быть сформированы цели, направления и соответствующий набор мер.
В соответствии с Парижским соглашением Россия должна утвердить Стратегию долгосрочного развития с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, это крайне важная текущая задача. Также должны быть приняты или скорректированы взаимоувязанные долгосрочные перспективные ведомственные и отраслевые программы, включающие вопросы экологической повестки. В части электроэнергетики это пересмотр критериев модернизации и введения соответствующих показателей экологичности и эффективности.
В этой связи в условиях отсутствия общей сбалансированной государственной политики и долгосрочной стратегии развития страны принятие обсуждаемого сегодня законопроекта о государственном регулировании выбросов парниковых газов является преждевременным, по крайней мере, в части обозначенных дополнительных мер, включая введение сборов за выбросы парниковых газов. Необходимо оценить эффективность данного механизма для России, в том числе с учетом мирового опыта и отраслевой специфики. Так, например, по данным ОЭСР, производство электроэнергии во всем мире является одним из наименее облагаемых соответствующим налогом видов деятельности. Введение сбора за выбросы парниковых газов приведет к дополнительным затратам российских электроэнергетиков от нескольких десятков до нескольких сотен миллиардов рублей. Кто будет это компенсировать? Потребители через тариф? Бюджет?
Необходимость реализации основных мер рассматриваемого законопроекта в части введения системы мониторинга и государственного учета выбросов парниковых газов является, бесспорно, важной и правильной задачей, которая должна быть решена в короткие сроки. Соответствующая статистика будет являться в том числе важным элементом, базисом для принятия стратегических управленческих решений в рамках рассматриваемого вопроса.