Журнал «Эковестник», №4 • 2019 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Парижское соглашение как новая стратегия глобального развития

Теперь полноправный участник

Казалось бы, в этом событии нет ничего неожиданного: Российская Федерация активно участвовала в разработке соглашения, и именно делегация нашей страны инициировала включение в него статьи о роли лесов как поглотителей парниковых газов. Однако новость о присоединении к Парижскому соглашению вызвала большой резонанс в общественно-политическом пространстве.

Напомним: Россия подписала Парижское соглашение еще в апреле 2016 года вместе со 194 странами. Тогда предполагалось, что решение о его ратификации будет принято в 2019–2020 годах, после завершения государствами работы по согласованию правил выполнения соглашения. В декабре 2018 года на Конференции Сторон РКИК ООН в Польше эти правила были приняты. По мнению ряда экспертов, в них нет принципиально неприемлемых для нашей страны требований.

Неожиданностью стал тот факт, что Россия объявила о принятии Парижского соглашения, а не о ратификации через парламент. Это стало поводом для дискуссий.

— Российская Федерация приняла Парижское соглашение без какой-либо серьезной общественной дискуссии и без получения согласия Госдумы, — заметил генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Хотя в законодательстве уточняется: если ратифицируемое соглашение предполагает изменения нормативной базы, оно требует ратификации в парламенте. Как мы понимаем: нормативная база меняться будет, но почему-то это никого не остановило при принятии столь важного решения.

К слову, в справке к постановлению указывается, что «соглашение не содержит предусмотренных российским законодательством оснований для ратификации».

— Одно из оснований — необходимость в связи с выполнением страной обязательств по соглашению вносить изменения в российское законодательство — применимо к Парижскому соглашению, хотя оно не требует этого напрямую, — уточнила преподаватель кафедры международных комплексных проблем природопользования и экологии МГИМО Екатерина Близнецкая. — Так, уже почти год правительство работает над проектом федерального закона «О государственном регулировании выбросов и поглощений парниковых газов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Разработка закона и внесение документа на обсуждение в Госдуму негласно связывались с ратификацией соглашения. Тем не менее, каким бы ни был предшествовавший внутриполитический контекст, для всего мира отныне Россия — полноправный участник Парижского соглашения.

Риски высоки

23 сентября Дмитрий Медведев провел совещание с вице-премьерами, на котором обсуждались, в частности, национальные интересы России в процессе участия в соглашении по климату.

— В случае реализации угрозы изменения климата мы столкнемся с разрушением экологического баланса, повышением рисков для успешного развития ключевых отраслей, в том числе сельского хозяйства. Самое главное — это угроза безопасности людей, которые живут в условиях мерзлоты ввиду возможного увеличения количества стихийных бедствий, — отметил глава кабинета министров. — Мы уже ведем работу в этой сфере в рамках национального проекта «Экология», в том числе по сокращению выбросов, загрязняющих воздух, по восстановлению лесов. Теперь нам предстоит учесть и меры по выполнению международных обязательств, цель которых — сократить объемы выбросов парниковых газов.

Заместитель Председателя Правительства РФ Алексей Гордеев убежден: с принятием Парижского соглашения Россия получила возможность полноправного участия в формировании современной глобальной климатической повестки.

— Любые вводимые меры экологического регулирования должны формулироваться с максимальным учетом национальных интересов страны. Этот принцип закладывается в основу нормативных правовых документов, разрабатываемых сейчас на национальном уровне. Базовым документом станет федеральный закон о государственном регулировании выбросов парниковых газов, проект которого уже разработан Министерством экономического развития РФ. Планируем принять его в течение года. Также до конца года должен быть разработан проект стратегии долгосрочного развития с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. Такие обязательства берут на себя все страны, придерживающиеся вектора низкоуглеродного развития, — подчеркнул Гордеев. — Кроме того, Минэкономразвития разрабатывает проект национального плана адаптации отечественной экономики к неблагоприятным изменениям климата.

На пути к новой экономике

26 сентября Комитет Государственной думы РФ по энергетике провел круглый стол на тему «Парижское соглашение: экономико-правовые аспекты влияния на ТЭК». Председатель Комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный считает, что принятие соглашения подтверждает климатически ответственное поведение России.

— Сегодня 44 процента выбросов парниковых газов в мире производят четыре страны — Китай, США, Индия и Бразилия. На долю России, идущей в этом списке пятой, приходится всего три процента эмиссии. При этом наша страна является мировым лидером по снижению выбросов с показателем 49 процентов за период 1990–2017 годов. Для сравнения: Евросоюз, занимающий второе место, за этот же период сократил эмиссию парниковых газов на 24,5 процента, — уточнил парламентарий.

75% выбросов парниковых газов в России приходится на четыре отрасли — электрогенерацию, нефтегазодобычу, транспортный сектор и металлургию, причем во всех секторах, кроме транспорта, происходит заметное снижение общих объемов выбросов. Среди основных драйверов изменения выбросов парниковых газов в нашей стране: тенденции развития экономики, изменение структуры ВВП, сдвиги в структуре топливного баланса, повышение энергоэффективности.

— Общий энергобаланс Российской Федерации является «чистым»: в нем доминируют природный газ, атомная энергия и гидроэнергетика. Кроме того, мы вносим существенный вклад в глобальное снижение эмиссии парниковых газов, распространяя по миру безуглеродные технологии, например в области атомной энергетики, — отметил глава комитета.

Климатическая политика должна быть интегрирована в стратегию развития страны

Ирина Золотова, директор Центра отраслевых исследований и консалтинга Финансового университета при Правительстве РФ:

— В настоящее время в стране отсутствует четко выстроенная система по достижению взятых на себя обязательств в части объемов выбросов парниковых газов в размере 75% от уровня 1990 года в 2020 году и 70% от уровня 1990 года в 2030 году при максимальном учете поглощающей способности российских лесов. Более того, очевидно, что как различна доля отраслей в общем объеме выбросов парниковых газов (на ТЭК приходится свыше 75%, в том числе вклад электроэнергетики — 20–25%), так и должны и будут различаться вклады отдельных видов деятельности в общий объем сокращения парниковых газов. Задавать единый ориентир в 70–75% для всех отраслей экономики неверно.

Вопросы климата являются межотраслевой, кросс-секторальной задачей, и, следовательно, климатическая политика должна быть интегрирована в стратегию развития страны, в рамках которой в том числе должны быть сформированы цели, направления и соответствующий набор мер.

В соответствии с Парижским соглашением Россия должна утвердить Стратегию долгосрочного развития с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, это крайне важная текущая задача. Также должны быть приняты или скорректированы взаимоувязанные долгосрочные перспективные ведомственные и отраслевые программы, включающие вопросы экологической повестки. В части электроэнергетики это пересмотр критериев модернизации и введения соответствующих показателей экологичности и эффективности.

В этой связи в условиях отсутствия общей сбалансированной государственной политики и долгосрочной стратегии развития страны принятие обсуждаемого сегодня законопроекта о государственном регулировании выбросов парниковых газов является преждевременным, по крайней мере, в части обозначенных дополнительных мер, включая введение сборов за выбросы парниковых газов. Необходимо оценить эффективность данного механизма для России, в том числе с учетом мирового опыта и отраслевой специфики. Так, например, по данным ОЭСР, производство электроэнергии во всем мире является одним из наименее облагаемых соответствующим налогом видов деятельности. Введение сбора за выбросы парниковых газов приведет к дополнительным затратам российских электроэнергетиков от нескольких десятков до нескольких сотен миллиардов рублей. Кто будет это компенсировать? Потребители через тариф? Бюджет?

Необходимость реализации основных мер рассматриваемого законопроекта в части введения системы мониторинга и государственного учета выбросов парниковых газов является, бесспорно, важной и правильной задачей, которая должна быть решена в короткие сроки. Соответствующая статистика будет являться в том числе важным элементом, базисом для принятия стратегических управленческих решений в рамках рассматриваемого вопроса.

В ходе дискуссии депутаты пришли к выводу о том, что сначала нужно разработать стратегию климатической политики, затем — систему оценок, после чего приступать к созданию конкретных законодательных актов с учетом возможностей и задач отечественной экономики и энергетики.

Однако ряд экспертов считают, что снижение выбросов парниковых газов по сравнению с 1990-ми годами — результат тотального разрушения экономики в те годы. Такого мнения придерживается, в частности, заместитель директора Департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии Министерства экономического развития РФ Лариса Корепанова. На пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» она отметила, что подписание и принятие условий Парижского соглашения носит большей частью имиджевый характер и означает участие России в глобальном переходе к низкоуглеродному развитию, к новой, «зеленой» экономике в мировом масштабе.

— Мы давно работаем на этом треке — еще с 1992 года, когда подписали рамочную конвенцию ООН по изменению климата. За прошедшие годы в части сокращения выбросов парниковых газов сделано немало, но это скорее результат структурной перестройки экономики 1990-х годов, вследствие которого мы потеряли огромные объемы промышленного производства, — отметила она.

Для того чтобы снижать выбросы ПГ и обеспечивать рост экономики, требуются новые сценарии развития промышленного производства, в основе которых — переход на низкоуглеродные стратегии.

— В Парижском соглашении есть очень важные пункты, в которых скрывается тот самый «дьявол в мелочах», — уточняет Лариса Корепанова. — Например, цитирую, «приведение финансовых потоков в соответствие с траекторией в направлении развития, характеризующегося низким уровнем выбросов и сопротивляемостью к изменению климата». Это означает вывод инвестиций, финансов из отраслей, где промышленное производство сопровождается выбросом парниковых газов. Следовательно, инвестиции из сектора добычи ископаемого углеводородного топлива, а также энергетического и транспортного секторов, использующих это топливо, должны переводиться в безуглеродную энергетику и транспорт. Основой такого подхода должны стать энергоэффективность, энерго- и ресурсосбережение. Доходы, получаемые углеродоемкими отраслями, должны перераспределяться в пользу низкоуглеродных отраслей и видов деятельности. Например, крупнейшие пенсионные фонды Скандинавских стран уже заявили о выводе своих финансовых активов из угольных и нефтегазовых компаний. Эта четкая мировая тенденция хорошо показывает, что ждет нашу промышленность, если мы не перестроимся на низкоуглеродные стратегии.

Участие России в Парижском соглашении окажет положительное влияние на экономику страны, поможет освободиться от нефтяной зависимости, ускорит технологическую модернизацию, увеличит долю несырьевого экспорта и повысит энергоэффективность. Также ратификация документа поможет привлечь иностранные инвестиции в российскую экономику и будет способствовать развитию «зеленых» технологий.

Серьезные обязательства

О том, что Россия готова участвовать в глобальном переходе к новой экономике, заявил и председатель Комитета Госдумы РФ по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов. На пресс-конференции в МИА «Россия сегодня», посвященной ратификации Парижского соглашения по климату, он отметил, что, присоединившись к соглашению, Россия демонстрирует последовательную политику в отношении снижения нагрузки на климат. По словам депутата, наша страна рассчитывает в рамках этого соглашения реализовывать тренд по повышению энергоэффективности экономики и технологической модернизации промышленности. Но есть определенные технические задачи, которые придется решать в рамках соглашения.

— На сегодняшний день Россия является мировым экологическим донором, на ее территории сосредоточено 20 процентов лесов планеты. Как мы помним, именно лесные массивы — легкие планеты — поглощают углекислый газ. С нашей точки зрения, российские леса во многом дискриминированы при проведении соответствующих международных расчетов. Например, их поглощающая способность по существующим международным методикам в пять раз ниже, чем у лесов Германии, или в два раза ниже, чем у лесов Финляндии и Швеции. Это связано с тем, что эта поглощающая способность рассчитывается только для лесов, в которых ведется хозяйственная деятельность (так называемые управляемые леса). В России есть огромные объемы лесов, где не ведется хозяйственной деятельности, но они также выполняют свою работу по поглощению парниковых газов. Поэтому необходимо формировать единую систему и методологию оценки масштабов выбросов, — заявил Владимир Бурматов.

Исполнение соглашения потребует разработки и последующей реализации широкого спектра задач от разных ведомств. Например, каждые пять лет Российская Федерация должна представлять в Секретариат Рамочной конвенции ООН об изменении климата доклад о своем вкладе в сокращение антропогенных выбросов парниковых газов, заявлять цели и планы по адаптации к воздействиям изменения климата. Причем каждый следующий период должен демонстрировать увеличение продуктивности.

Также один раз в два года Россия обязуется представлять в Секретариат РКИК ООН отчеты с информацией о проводимой климатической политике, достигнутых результатах в сокращении выбросов парниковых газов, прогнозных оценках выбросов и поглощения, оценке уязвимости к изменениям климата. Эти отчеты будут содержать и планируемые меры по адаптации к изменениям климата, оценку их эффективности.

Стратегическая задача, а не враждебная идеология

Татьяна Митрова, директор Центра энергетики Московской школы управления «Сколково»:

— Изменение климата представляет собой реальную глобальную угрозу со значительными негативными последствиями, в том числе и для России. Согласно Национальному докладу о кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом, за 1990–2017 годы, скорость потепления в России превышает среднюю по миру в два раза. Об этом также уже неоднократно заявлял Президент РФ Владимир Путин.

В связи с этим мы полностью поддерживаем содержание Парижского соглашения и его ратификацию со стороны России и считаем, что наша страна должна активно и всесторонне участвовать в работе по реализации обозначенных в нем целей и задач на федеральном, региональном, муниципальном, общественном, корпоративном уровнях, а также со стороны населения.

Другими словами, мы предлагаем рассматривать предмет Парижского соглашения как стратегическую задачу, а не как враждебную нашей стране идеологию, неизбежную обузу или скрытую опасность, тем более его реализация будет оказывать нарастающее влияние на глобальные рынки, потребительские предпочтения, финансовые потоки и конкуренцию как между странами, так и между корпорациями.

При этом считаем необходимым рассматривать Парижское соглашение комплексно, не редуцируя его предмет до безусловного и немедленного сокращения выбросов парниковых газов любой ценой, поскольку само соглашение:

  • указывает на «неразрывную связь действий по борьбе с изменением климата, мер реагирования на изменение климата и воздействий изменения климата со справедливым доступом к устойчивому развитию и ликвидацией нищеты»;
  • заявляет о принципах «справедливости и общей, но дифференцированной ответственности и соответствующих возможностей в свете различных национальных условий»;
  • говорит о «важности сохранения и увеличения поглотителей и накопителей парниковых газов».

В связи с этим постановку национальных целей в области борьбы с изменением климата (Nationally Determined Contributions — определяемые на национальном уровне вклады в глобальное реагирование на изменение климата) и разработку планов социально-экономического развития России необходимо осуществлять в комплексе с их взаимной увязкой, учитывая национальные особенности и условия нашей страны. Тем более что именно стратегия низкоуглеродного развития, по нашему мнению, может обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста России в долгосрочной перспективе.

В качестве первого шага постановки такой цели можно принять уже озвученную цель по ограничению антропогенных выбросов парниковых газов в Российской Федерации к 2030 году уровнем в 70–75% выбросов 1990 года, но без учета поглощающей способности лесов. При этом ожидаемые эффекты от деятельности России по рациональному использованию, охране, уходу, защите и воспроизводству лесов можно было бы выделить в качестве дополнительного вклада нашей страны в реализацию Парижского соглашения. Учитывая относительно низкие показатели экономического роста, сохранение эмиссии парниковых газов в ТЭК на уровне 75% от показателей 1990 года не требует огромных усилий: на горизонте 2030 года в России в любом случае будет наблюдаться медленный рост выбросов парниковых газов от сжигания ископаемого топлива.

На данном этапе необходимо разработать национальный план по достижению этой цели (в рамках Стратегии низкоуглеродного развития либо отдельного документа), включая прогноз динамики выбросов, состав мероприятий по их снижению, их стоимость и источники финансирования. По результатам такого анализа, возможно, удастся пересмотреть вклад России в сторону повышения его амбициозности — например, по дальнейшему сокращению объемов выбросов к 2050 году от текущего уровня. Для последующей реализации национального плана и мониторинга его эффективности будет необходимо создать систему учета выбросов и поглощений парниковых газов.

Помимо действий, непосредственно направленных на достижение целей Парижского соглашения, по нашему мнению, требуется разработка и реализация мер для адаптации экономики страны к глобальному Энергетическому переходу (возможно, также в рамках Стратегии низкоуглеродного развития). Согласно Прогнозу развития энергетики мира и России, подготовленному Московской школой управления «Сколково» и ИНЭИ РАН в 2019 году, в перспективе до 2040 года во всех сценариях объем энергетического экспорта из России не будет значительно расти. Даже в наиболее благоприятном с точки зрения экспортной конъюнктуры консервативном сценарии российский энергетический экспорт к 2040 году будет лишь на 1% выше текущего уровня в объемных показателях и на 45% — в денежном выражении. В сценарии энергоперехода к 2040 году не только экспорт в объемных показателях сократится на 15%, но и выручка — на 17%.

Все это будет происходить в условиях увеличения производственных затрат по мере перехода на более сложные запасы. Несовершенство в стране институциональной среды и высокая стоимость заемного капитала сдерживают инвестиции в экономику и вместе с замораживанием цен на природный газ (следовательно, и энергетический уголь) фактически блокируют технологический прогресс в работающей на внутренний рынок части энергетики России. Снятие данных ограничений позволит кратно нарастить инвестиции в энергоэффективность и ускорить темпы экономического роста. Отдельно нужно отметить высокий потенциал водородных технологий, развитие которых может стать ключевым элементом Стратегии низкоуглеродного развития России.


Понравился материал? Поделитесь с коллегами
Свежий номер «»

«Эковестник» №2 • 2021

Читать

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.