Журнал «Эковестник», №4 • 2019 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Руслан Эдельгериев: «Климатический фактор будет мощным инструментом отстаивания геополитических интересов стран»

Риски, уступающие лишь оружию массового поражения

«Не все страны в настоящее время готовы реализовывать Парижское соглашение. В частности, президент Соединенных Штатов Америки Дональд Трамп обозначил негативную позицию своей страны по отношению к данному документу. Конечно, Парижское соглашение будет реализовываться и без участия США, но то, что один из основных игроков не принимает участия в его реализации и остается на „скамейке запасных“, не может не вызывать сожаления».

— Руслан Сайд-Хусайнович, мы живем в интересное время, на стыке эпох, когда происходит переход к принципиально новому природоподобному укладу. Президент РФ, выступая в ООН, отметил, что человечество постепенно возвращает техносферу, антагонистичную природе, назад, в ее естественный природный ресурсооборот, что прямым образом сказывается на климате. В связи с этим могли бы вы прокомментировать: на решении каких глобальных климатических задач сегодня сконцентрировано внимание международного сообщества? Какие требования предъявляются к России в этих вопросах? Всегда ли удается достигнуть консенсуса?

— Прежде всего поясню: сама по себе проблема изменения климата является главным глобальным вызовом последних как минимум двух десятилетий. Если ранжировать по вероятности основные глобальные риски, экстремальные погодные явления, вызываемые происходящими климатическими изменениями, займут первое место, опередив риски крупных терактов, миграции, краж данных и т. д. По масштабу негативного воздействия эти риски уступают лишь оружию массового поражения. Обращаю ваше внимание, что это оценки не экспертов-климатологов, а экономистов Всемирного экономического форума.

Поскольку проблема носит глобальный характер, основная задача здесь — я отвечаю на ваш первый вопрос — в объединении усилий всех стран по смягчению негативного воздействия на климатическую систему и обеспечению сокращения выбросов парниковых газов, по адаптации к климатическим изменениям, по выработке и организации эффективных механизмов взаимодействия стран, направленных на финансирование климатических проектов.

Главным международным инструментом такого взаимодействия стран должно стать Парижское соглашение. Россия приняла данный международно-правовой акт 21 сентября 2019 года, став его полноправным участником, о чем имел честь объявить на Климатическом саммите ООН (23 сентября 2019 года, Нью-Йорк). Цель соглашения — в создании условий для непревышения глобального роста приземной температуры более чем на 1,5–2 градуса.

Хотелось бы отметить, что само по себе соглашение носит исключительно добровольный характер, поэтому говорить о каких-либо требованиях международного сообщества к России неправомерно.

К сожалению, не все страны в настоящее время готовы реализовывать Парижское соглашение. Несмотря на то что в переговорах по климатической проблеме принимали участие все страны, полного консенсуса, полного согласия по этому документу достичь не удалось. В частности, президент Соединенных Штатов Америки Дональд Трамп обозначил негативную позицию своей страны по отношению к данному документу. И это ответ на ваш третий вопрос. Конечно, Парижское соглашение будет реализовываться и без участия США, но то, что один из основных игроков не принимает участия в его реализации и остается на «скамейке запасных», не может не вызывать сожаления.

Есть также ряд относительно, я бы сказал, технических вопросов, по которым сторонами Парижского соглашения пока не достигнут консенсус, в том числе это вопрос, касающийся правил реализации международного проектного механизма — механизма сотрудничества стран в области устойчивого развития. Мы рассчитываем, что на следующей конференции сторон Парижского соглашения все технические вопросы будут урегулированы сторонами.

— Сейчас много говорится о смене технологической парадигмы, которая повлечет за собой изменение климата. Например, есть мнение, что продажа электромобилей — не более чем коммерческий трюк, и людям, по сути, продают тот же автомобиль. Но чтобы перевести все автомобили на электричество, надо будет утроить генерирующие мощности, это означает увеличение потребления объемов топлива (газа, угля), что увеличит объемы выбрасываемых в атмосферу газов. То есть заявления об улучшении климата путем перехода на электромобили — всего лишь ловкие ухищрения?

— Не совсем так. Вы в определенной степени правы, если речь идет о странах и энергосистемах, основным видом топлива для которых является уголь. Однако в нашей стране основным топливом, используемым для выработки электроэнергии, является природный газ. И в том случае, если прирост мощностей в электроэнергетике, вызванный переводом транспорта на электричество, будет происходить за счет газа, это, безусловно, приведет к сокращению выбросов парниковых газов по отношению к базовому сценарию.

Примерно такая же история со странами, активно развивающими возобновляемые источники энергии, например со странами Европейского союза. Планируемый ими рост доли ВИЭ до 50, а в некоторых случаях и до 100 процентов в энергобалансе будет способствовать сокращению выбросов парниковых газов при переходе этих стран на электротранспорт.

«Безресурсной жизни нет, уже давно не было и ни в каком обозримом будущем не предвидится. Человеку и в прошлом, и в далеком будущем будут нужны и полезные ископаемые, и продукты питания, и вода и т. д. Никакая безресурсная экономика не позволит ликвидировать нищету и бедность на нашей планете или эффективно бороться с голодом и болезнями. Для решения этих и других проблем необходимы значительные ресурсы, и их использование будет только расти».

— Сегодня речь идет не только об энергоресурсах, но и о питьевой воде. Тот же Китай снабжен питьевой водой менее чем на десять процентов. Если развитие пойдет дальше в выбранной технологической парадигме, мы придем к безресурсной жизни. Как это отразится на климате и геополитических вопросах?

— Давайте договоримся о понятиях. Безресурсной, как вы отметили, жизни нет, уже давно не было и ни в каком обозримом будущем не предвидится. Человеку и в прошлом, и в далеком будущем будут нужны и полезные ископаемые, и продукты питания, и вода и т. д. Никакая безресурсная экономика не позволит ликвидировать нищету и бедность на нашей планете или эффективно бороться с голодом и болезнями. Для решения этих и других проблем необходимы значительные ресурсы, и их использование будет только расти. Вопрос в том, как добиться того, чтобы решение этих и других задач происходило в гармонии с природой.

В сентябре 2015 года Генеральной ассамблеей ООН была принята Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, являющаяся, по сути, планом действий для людей, планеты и процветания. Нигде в этом документе вы не найдете ссылок на безресурсную экономику, но легко найдете 17 целей в области устойчивого развития, и одна из них связана с принятием срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями. Предлагаемое повесткой включение мер реагирования на изменение климата в политику, стратегии и планирование на национальном уровне фиксирует уже действующие в мире на протяжении последних лет тренды. К таковым я бы отнес и глобальные международные соглашения — Киотский протокол, и Парижское соглашение, и международные отраслевые соглашения по ограничению выбросов парниковых газов, в том числе в секторе гражданской авиации, и добровольные действия по ограничению выбросов со стороны тысяч крупнейших международных компаний.

Очевидно, в дальнейшем климатический фактор будет являться мощным инструментом отстаивания геополитических интересов стран, их технологического перевооружения и снижения негативного воздействия человека на климатическую систему.

В двух плоскостях

— Климат на планете меняется, но что все-таки грозит России — глобальное потепление или похолодание? Какие меры принимаются на уровне правительства для решения климатического вопроса?

— Меры, предпринимаемые Правительством России для решения климатической проблемы, реализуются в двух плоскостях — в области снижения негативного воздействия на климатическую систему и минимизации климатического ущерба, то есть адаптации к климатическим изменениям.

У нас многое делается в направлении снижения негативного воздействия. В первую очередь это ряд инициатив, реализуемых Правительством Российской Федерации в области повышения энергоэффективности. Здесь в том числе федеральная и региональные программы энергосбережения, меры по сокращению сжигания нефтяного попутного газа в факелах, программы развития возобновляемых источников энергии. Если еще три-четыре года назад в России практически не было ввода мощностей ВИЭ, то в 2017 году введено около 140 МВт ВИЭ, а в 2018-м — около 300 МВт.

Во исполнение указа Президента России от 30 сентября 2013 года о сокращении объема выбросов парниковых газов к 2020 году до уровня не более 75 процентов от уровня 1990 года Правительством РФ был утвержден план по реализации мер по ограничению объема выбросов. Но и этого, мы считаем, недостаточно, и в настоящее время правительством разрабатывается законопроект, направленный на снижение объема выбросов парниковых газов, предусматривающий реализацию целого комплекса мер — от предоставления отчетности по выбросам парниковых газов промышленными предприятиями до мер экономического стимулирования проектной деятельности.

Параллельно с мерами по снижению негативного воздействия на климатическую систему разрабатывается, и предполагается, что уже в этом году будет принят, план мероприятий по адаптации к климатическим изменениям.

Теперь про угрозы России — потепление или похолодание?

Давайте сразу попробуем прояснить ситуацию, раз уж мы говорим об угрозах. Да, сегодня нет никаких сомнений — климат почти на всей территории России теплеет. 2018 год вошел в десятку самых теплых лет за период с 1936 года. Осредненная по территории России среднегодовая температура воздуха (отклонение от среднего за период 1961–1990 годов) составила почти 1,6 градуса. Но не в этом проблема! Дело в том, что столь быстрое изменение температуры воздуха вызывает целый ряд быстрых и необратимых изменений всего окружающего нас мира: в России растет число опасных гидрометеорологических явлений (наводнения, засухи, штормы и т. д.), ухудшается инфекционная и эпидемиологическая обстановка (в частности, на север России сдвигается граница таких заболеваний, как лихорадка Западного Нила, идет рост заболеваемости клещевым энцифалитом и др.), увеличивается число пожаров. Но даже это, возможно, не самое опасное. К сожалению, мы пока с трудом себе представляем, какие экономические последствия вызовет смещение на север зоны вечной мерзлоты — зоны, в границах которой построены и функционируют месторождения, трубопроводы, здания и целые города. В рамках реализации плана по адаптации к изменениям климата мы рассчитываем оценить эти и другие последствия и реализовать комплекс мер по снижению негативного влияния изменения климата на российскую экономику.

— Для каких регионов России проблематика глобального потепления стоит наиболее остро и как это может отразиться на экономике, жизнедеятельности конкретных территорий?

— Прежде всего о названии проблемы. Есть проблема глобального изменения климата — не глобального потепления. И в России, притом что почти вся территория нашей страны находится в зоне потепления, есть отдельные территории, на которых в силу тех или иных причин изменение средней температуры происходит со знаком «минус».

Говоря об остроте проблемы для российских регионов, я бы не взял на себя ответственность заявить, что для одних регионов эта проблема стоит более остро, для других же она менее важна. Я уже отмечал, что основные риски происходящих климатических изменений для России связаны не с изменением температуры, а с вызванными происходящими климатическими изменениями опасными явлениями. Оценивать, что является более рискованным или опасным — крупные наводнения, засухи или распространяющиеся болезни и, соответственно, какой регион подвержен более серьезным климатическим рискам, и работать только с этими «наиболее рискованными» регионами считаю неправильным.

С целью минимизации ущерба от происходящих климатических изменений необходимо на основании самых современных методик произвести оценку всех климатических рисков для всех субъектов Российской Федерации и внести все необходимые меры в план по адаптации, который должен быть утвержден Правительством России.

Хороший пример для других

— Россия — уникальная система, в которой есть все, она полностью самодостаточна. У нас самый большой запас плодородных земель, питьевой воды, лесов, природных ресурсов. Чеченская Республика входит в число регионов с наиболее благоприятной экологической обстановкой. Какие экологические задачи сейчас актуальны в республике? Какие регионы с благоприятной экологической обстановкой вы также могли бы выделить?

— Действительно это так, Чеченская Республика является одним из субъектов Российской Федерации с наиболее благоприятной экологической обстановкой. К таким регионам также относятся республики Ингушетия, Крым, Адыгея, Марий Эл, Краснодарский, Ставропольский края, Кабардино-Балкарская Республика, Астраханская и Орловская области.

В настоящее время реализуется государственная программа Чеченской Республики «Охрана окружающей среды и развитие лесного хозяйства Чеченской Республики». Она включает в себя четыре подпрограммы: «Развитие водохозяйственного комплекса Чеченской Республики», «Обеспечение экологической безопасности», «Развитие лесного хозяйства в Чеченской Республике» и «Обеспечение реализации государственной программы „Охрана окружающей среды и развитие лесного хозяйства Чеченской Республики“».

В рамках реализации мероприятий государственной программы выполнены мероприятия по капитальному ремонту берегозащитных гидротехнических сооружений, построены гидротехнические сооружения, восстановлены и экологически реабилитированы водные объекты на площади 1097 гектаров, проведен комплекс мероприятий по лесовосстановлению.

Начиная с 2013 года в рамках территориальной системы экологического мониторинга с целью своевременного выявления изменений состояния окружающей среды во всех муниципальных районах Чеченской Республики проводится непрерывное, регулярное наблюдение за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных водных объектов и почвы. Результаты исследований на территории Чеченской Республики показывают допустимый уровень загрязнения по всем изучаемым компонентам окружающей среды.

Количество несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов уменьшено с 248 до 15 единиц, ликвидировано 15 объектов накопленного экологического вреда окружающей среде (земли, загрязненные нефтесодержащими отходами).

Пользуясь случаем, хотел бы отметить, что Чеченская Республика вошла в число субъектов, проводивших в Год экологии наиболее активную политику в области охраны окружающей среды, награждена сертификатом в номинации «Активная экологическая политика региона в Год экологии».

В настоящее время в рамках участия Чеченской Республики в федеральном проекте «Чистая страна» национального проекта «Экология» поставлены задачи по ликвидации к 2024 году всех выявленных на 1 января 2018 года несанкционированных свалок в границах городов в количестве 14 штук и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда в количестве 15 штук путем рекультивации земельных участков, подверженных негативному воздействию накопленного вреда окружающей среде, площадью 150 гектаров и улучшению экологических условий проживания для более 200 тысяч человек.

Проблематика климата объединила всех

— Руслан Сайд-Хусайнович, кто в нашей стране занимается практической реализацией направлений, связанных с климатом? Есть ли в России специалисты, аналогичные МЧС, которые отвечают за решение проблемных вопросов в этой сфере?

— В России достаточно много специалистов, занимающихся климатической проблематикой. Если мы говорим о климате как о науке, то это и Институт глобального климата и экологии, и Главная геофизическая обсерватория им. А. И. Воейкова, и Институт физики атмосферы РАН, и многие другие.

Если вас интересуют те федеральные ведомства, которые принимают участие в разработке климатического законодательства, в международных переговорах и реализации мер по снижению выбросов парниковых газов, то их перечень весьма велик — в таких случаях проще и быстрее перечислить, кто из федеральных органов не задействован в реализации российской климатической политики.

«Сегодня нет никаких сомнений — климат почти на всей территории России теплеет. Столь быстрое изменение температуры воздуха вызывает целый ряд быстрых и необратимых изменений всего окружающего нас мира: растет число опасных гидрометеорологических явлений, ухудшается инфекционная и эпидемиологическая обстановка, увеличивается число пожаров. Но даже это, возможно, не самое опасное. Мы пока с трудом себе представляем, какие экономические последствия вызовет смещение на север зоны вечной мерзлоты — зоны, в границах которой построены и функционируют месторождения, трубопроводы, здания и целые города».

Существенным является кадровый потенциал российского бизнеса. Здесь и представители компаний, реализовывавших проекты в рамках Киотского протокола (напоминаю, 108 утвержденных Правительством России проектов), и эксперты, занимающиеся инвентаризацией выбросов, а также добровольным установлением целевых показателей по ограничению выбросов и разработкой стратегий низкоуглеродного развития. Практически во всех крупных российских компаниях («Газпром», «Роснефть», «РУСАЛ», «Норникель», Сбербанк и других) в настоящее время вы найдете прекрасных экспертов, работающих по климатической проблематике.

И наконец, во многих субъектах Российской Федерации реализуются мероприятия по сокращению выбросов парниковых газов — от инвентаризации выбросов до реализации утвержденных программ.

— Реализуются ли в России какие-то масштабные проекты, связанные с климатом?

— До окончания 2012 года крупнейшим климатическим проектом был проект, связанный с реализацией статьи 6 Киотского протокола. Было реализовано более 100 проектов, обеспечивающих сокращение выбросов в самых различных секторах российской экономики. Общий объем сокращения выбросов составил 300 миллионов тонн СО2-эквивалента.

Следующими по значимости проектами стали проекты, связанные с реализацией законодательства Российской Федерации в области повышения энергоэффективности, и проект по развитию возобновляемых источников энергии, предусматривающий финансирование в рамках ДПМ (договор поставки мощности. — Прим. ред.)

В настоящее время Правительством России разрабатывается два документа, реализация которых будет связана с реализацией целого пакета климатических инвестиционных проектов: это стратегия развития российской экономики с низким уровнем выбросов парниковых газов и национальный план по адаптации экономики к изменению климата.

Если ситуация не изменится, риски возрастут

— В интервью изданию «Коммерсантъ» (опубликовано 11 января 2018 года) глава Росгидромета Максим Яковенко заявил, что погодные аномалии, с которыми мы сталкиваемся в последние годы, являются частью длительных исторических циклов, на которые нельзя повлиять. Согласны ли вы с этим?

— В своей позиции по этому вопросу я опираюсь на мнение большинства ученых, профессионально занимающихся климатической проблемой, а также на мнение МГЭИК — авторитетной международной организации, и профильных российских институтов.

Суть моей позиции в следующем. Да, действительно, мы наблюдаем самые разнообразные по продолжительности и причинам возникновения исторические циклы, но не можем никак повлиять на них. Так, керны льда, полученные на станции «Восток» в Антарктиде, показывают, что примерно каждые 100 тысяч лет был межледниковый период, когда температура была близкой к наблюдавшейся в XX веке. Существует так называемое Атлантическое долгопериодное колебание с периодом 50–70 лет, известен 11-летний геомагнитный цикл Солнца, в научных трудах рассматриваются также вариации орбитальных параметров Земли, изменения магнитного поля нашей планеты и т. д.

«В России много специалистов, занимающихся климатической проблематикой. Если вас интересуют те федеральные ведомства, которые принимают участие в разработке климатического законодательства, в международных переговорах и реализации мер по снижению выбросов парниковых газов, то их перечень весьма велик — в таких случаях проще и быстрее перечислить, кто из федеральных органов не задействован в реализации российской климатической политики».

Основной вывод мирового и профессионального российского научного сообщества — никакие из этих или каких-либо других причин не могут объяснить происходящее в последние 50 лет изменение климата. Единственная теория, достаточно точно объясняющая этот процесс, — теория антропогенного воздействия, которое накладывается на действие естественных факторов. И если в XXI веке ситуация не изменится, риски значительного экономического ущерба становятся очень велики.

— Ведутся ли сегодня в регионах России исследования относительно климата? Нужны ли, на ваш взгляд, такие исследования и кто ими должен заниматься?

— Оценка будущих изменений климата и их последствий для Российской Федерации остается приоритетной областью научных исследований. Климатические исследования проводятся в настоящее время широким кругом участников: на постоянной основе это Российская академия наук и Росгидромет, а также по конкретным тематикам — заинтересованные органы власти и организации. Например, Росгидромет регулярно публикует годовые и сезонные бюллетени «Обзор состояния и изменения климата России», ежегодный Доклад об особенностях климата на территории Российской Федерации, оценочные доклады об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации, в которых содержится и региональная специфика.

Что касается субъектов Российской Федерации, то они самостоятельно определяют приоритетные научно-исследовательские работы, финансируемые за счет соответствующего бюджета. Например, Москвой предусмотрено развитие системы раннего предупреждения опасных гидрометеорологических явлений в условиях изменения климата.

Также отмечу вклад российских нефтегазовых компаний в развитие научно-исследовательской деятельности в области геокриологии, текущего состояния климатических и экосистемных характеристик конкретных территорий в районах Крайнего Севера.

В целом по этому вопросу есть существенный задел. Вместе с тем, на мой взгляд, важен механизм координации проводимых научных исследований в данной области.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами
Свежий номер «»

«Эковестник» №2 • 2021

Читать

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.