Журнал «Эковестник», №1 • 2020 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Николай Валуев: «На пути в чистую страну»

Первая попытка решения важнейших задач

— Николай Сергеевич, нацпроект «Экология» включает в себя большое число составляющих: воздух, вода, обращение с отходами, биоразнообразие, новые технологии и так далее. Он же является самым сложным по целевым показателям. Как вы оцениваете первый год реализации нацпроекта?

— Безусловно, экология — в настоящее время активно обсуждаемая тема в обществе. Наше государство, как и все мировое сообщество, столкнулось с глобальными вопросами возросшего производства и потребления. С развитием промышленности, направленной на удовлетворение потребностей населения, численность которого также возросла, кратно увеличилось и образование отходов. В то же время стала очевидной исчерпаемость ресурсов. Совокупность этих факторов и подтолкнула к изменениям.

В 2014 году внесены глобальные изменения в действующее законодательство об отходах, обозначившие основные направления государственной политики в области обращения с отходами и закрепившие принципы экономики замкнутого цикла, основанной на возобновлении ресурсов.

Нацпроект «Экология» — это первая попытка решения экологических и социально-экономических задач, стоящих перед обществом. Система мероприятий, предусмотренная проектом, направлена в равной степени на ликвидацию накопленного экологического ущерба как следствия линейной модели экономики (производство, потребление, захоронение) и на предотвращение возникновения экологических проблем.

Первый год реализации федеральных программ в составе нацпроекта показал, что при разработке комплекса мероприятий использовался программно-целевой метод, а не системный подход. Однако наличие ошибок не говорит о том, что действия, которые были предприняты, неверные. Основные принципы экономики замкнутого цикла основаны на возобновлении ресурсов, переработке вторичного сырья, переходе от ископаемого топлива к использованию возобновляемых источников энергии. Внедрение этих принципов требует кардинальной перестройки всех существующих механизмов. При этом в первую очередь требуется изменение наших личных привычек, ведь все большое начинается с малого.

Как сказал Теодор Рузвельт, «не ошибается тот, кто ничего не делает». Ошибки даже полезны, главное — уметь их признавать, а не бросаться искать виноватых, жалеть себя или исправлять последствия.

— Как вы считаете, может ли Россия полностью преобразиться к 2024 году благодаря реализации нацпроекта? Какие сложности в реализации, в том числе законодательного характера, сейчас существуют?

— Как я уже сказал, любое изменение надо начинать с себя: изменять свои привычки, вырабатывать новые стимулы, не ждать, когда кто-то что-то сделает для или вместо тебя.

Мы много говорим о раздельном сборе отходов, представляя себе красивые цветные контейнеры для бумаги, стекла, пластика. Просим или требуем от государства создать нам условия для его внедрения. А что произойдет, если все эти условия возникнут, но ты сам не изменишься, не научишься думать о мусоре как новом ресурсе для производства тетрадей и книг, щеток и водопроводных труб, бутылок для кефира и молока? Ничего не преобразится, ведь реализация любых проектов — всегда дорога с двусторонним движением. И если дорога в чистую страну требует в первую очередь желания туда идти, то для ее создания требуются понятные и прозрачные правила. Учитывая тот факт, что долгие годы эти правила были нацелены на иные приоритеты, следует признать: их тоже нужно менять.

Начавшаяся в 2014 году трансформация природоохранного законодательства не завершена, оно будет настраиваться в зависимости от возникающих препятствий. Отрасль по обращению с отходами, выстроенную в соответствии с основными принципами экономики замкнутого цикла, необходимо создавать фактически с нуля.

Президентом России в Послании к Федеральному собранию были поставлены следующие задачи по вопросам экологии: усовершенствовать институт расширенной ответственности производителей товаров и упаковки, закрепив принцип «загрязнитель платит»; создать комплексную систему информационной системы мониторинга состояния окружающей среды; разработать дорожную карту для внедрения раздельного сбора отходов. Все эти и иные вопросы станут основой для законотворческой деятельности.

Примеры, достойные тиражирования

— Система обращения с отходами является одной из наиболее резонансных тем, поскольку затрагивает интересы и граждан, и бизнеса, и городских властей. Какие вопросы сейчас возникают при законодательном регламентировании работы мусоросжигательных объектов в России?

— Закон о мусоросжигании, как его окрестили в прессе, фактически поменял то, к чему мы все так долго привыкали. Появившееся в нашем обиходе слово «утилизация» подверглось изменению. Закон № 450‑ФЗ установил, что утилизация отныне — не только использование (переработка) отходов, но еще и их сжигание с получением энергии.

Общественность и бизнес-сообщество восприняли эти новеллы как очередной сигнал к снижению активности в области утилизации отходов, посчитав, что страна взяла курс на мусоросжигание. Однако это не так. Отправлять на энергетическую утилизацию можно будет лишь те отходы, из которых извлечены все полезные компоненты, которые согласно принципам экономики замкнутого цикла нужно направлять на повторное использование, вовлекая их в производственные циклы.

Такое условие фактически является инструментом для развития утилизационной отрасли, который даст мощный толчок для развития и тех, кто работает с полезными компонентами (бумага, стекло, железо, пластик, текстиль и так далее), и тех, кто хочет развивать энергетическое сжигание.

Справка

Нацпроект «Экология» — это первая попытка решения экологических и социально-экономических задач, стоящих перед обществом. Система мероприятий, предусмотренная проектом, направлена в равной степени на ликвидацию накопленного экологического ущерба как следствия линейной модели экономики (производство, потребление, захоронение) и на предотвращение возникновения соответствующих проблем.

Контроль за качеством сортировки или раздельного накопления отходов позволит обеспечить направление на энергетическую утилизацию только тех отходов, которые мы называем «хвосты» (неутилизируемые фракции). Он должен обеспечить тот самый институт расширенной ответственности производителя товаров и упаковки. Механизм расширенной ответственности (РОП) позволит создать источник для финансирования сбора, сортировки и утилизации полезных компонентов (стекло, бумага, металл, пластик, текстиль и так далее).

То есть у сборщиков, перевозчиков, переработчиков отходов появится стимул для внедрения раздельного сбора (накопления) твердых коммунальных отходов. Зная, что им заплатят за их работу, они сделают все, чтобы получить свои деньги: организуют сбор, наладят логистику, сортировку и утилизацию отходов.

— Что сегодня мешает раздельному сбору мусора? Почему эта система не работает в полной мере? Могли бы вы отметить наиболее удачные практики, как решается этот вопрос в регионах?

— Организация раздельного сбора отходов отягощена рядом факторов. В том числе отсутствием финансовой возможности у региональных операторов его организации — тариф попросту не содержит компенсации затрат на раздельное накопление и вывоз раздельно собранных отходов. В ряде регионов, нуждающихся в сырье, нет перерабатывающих мощностей. Отсутствует экономическая целесообразность в транспортировании раздельно собранного отхода до места его переработки, ведь страна у нас большая. Неэффективно и не в полную силу работает механизм расширенной ответственности производителей товаров и упаковки: сейчас утилизация отходов оплачена товаропроизводителями лишь на 10–25 процентов от общего объема выпущенного товара и упаковки.

Однако в ряде регионов, где существуют мощности по переработке, которые в силу недозагрузки вынуждены искать любые способы обеспечения устойчивого потока сырья, возникают поистине достойные тиражирования примеры организации раздельного сбора отходов.

Так, в Нижнем Новгороде при содействии местных властей организованы пункты приема вторсырья, где собираются незагрязненные пищевыми отходами макулатура, металл, пластик, батарейки. Там же население стимулируют приносить на пункты вторичное сырье денежными выплатами или скидками на приобретение печатной продукции. Кроме того, эти пункты работают на солнечных батареях, что позволяет экономить электроэнергию.

В Санкт-Петербурге в рамках пилотного проекта EcoHoReCa, поддержанного администрацией города, рестораны раздельно собирают упаковку и пищевые отходы, направляя их на переработку.

Стратегия — важный компонент

— Отечественные и зарубежные производители разрабатывают и предлагают к внедрению различные современные технологии, позволяющие повысить эффективность заботы об окружающей среде. В том числе это касается таких направлений, как раздельный сбор, вывоз и утилизация мусора. При этом в российских регионах возводятся мусоросжигательные заводы, строительство которых оценивается неоднозначно. Проводит ли Комитет по экологии какую-то оценку современных технологий и их внедрения? Как совершенствуется законодательное регулирование этого вопроса во избежание нарушений?

— Выбор тех или иных технологий — скорее вопрос бизнеса, а не законодателей. При этом, безусловно, при рассмотрении законопроектов у нас возникают вопросы о безопасности и соответствии предлагаемых технологий основным направлениям государственной политики в области обращения с отходами. В таких случаях наш комитет приглашает ведущих специалистов отрасли, научное сообщество, общественность оценить предлагаемые изменения.

Что касается упомянутых заводов по энергетической утилизации, следует помнить: принятые поправки в действующее законодательство в первую очередь направлены на стимулирование максимального вовлечения полезных компонентов во вторичное использование. К обсуждению этих поправок Комитет по экологии Госдумы подошел весьма ответственно: мнения ученых, экологов и технологов не только заслушаны, но и учтены при голосовании.

— Как вы считаете, нужна ли долгосрочная стратегия обращения с отходами? Что она может включать и к каким результатам привести через 10–20 лет?

— Стратегия — важнейший компонент любых решений, ее наличие позволяет планировать будущее как государству, так и бизнес-сообществу. У нас есть разработанная Минпромторгом России и утвержденная Правительством РФ Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года. В ней определены задачи на долгосрочную перспективу, а также план работы. Данный документ направлен на формирование и перспективное развитие новой отрасли промышленности по обращению с отходами, объединяющей в своей инфраструктуре: предприятия, производящие и выпускающие технику, технологии, установки, оборудование для обработки, утилизации и обезвреживания отходов, а также научно-исследовательские, опытно-конструкторские организации, учреждения, занятые в сфере разработки инновационных технологий ресурсосбережения, обработки, утилизации и обезвреживания отходов. Кроме того, операторов по обращению с отходами и компании, производящие продукцию из вторичного сырья.

Однако сама по себе стратегия — просто бумажка, если она не подкреплена деньгами и действиями. Поэтому крайне важны действия региональных и федеральных властей, направленные на создание условий для компаний и предпринимателей, планирующих или уже осуществляющих деятельность по обращению с отходами. Помимо административной поддержки от власти помощь может и должна быть финансовой (например, субсидии).

Но основное финансирование должно все-таки идти от тех, кто непосредственно производит (образует) отходы. Это и плата за услуги региональных операторов, и оплата экологического сбора или привлечение операторов по обращению с отходами для утилизации и предшествующих ей действий по сбору, транспортирования и сортировки отходов.

Универсального решения нет

— Сколько может потребоваться времени России для достижения уровня стран ЕС по обращению с отходами?

— Опыт, допустим, Саранска, где деятельность по обращению с ТКО на сегодняшний день является, пожалуй, самым показательным примером того, что и пяти лет вполне достаточно для достижения показателей, которыми можно гордиться. За этот период в регионе была проведена колоссальная, на мой взгляд, работа. В частности, с населением: просветительная деятельность по разъяснению, как и почему нужно сортировать, в чем заключается услуга по обращению с отходом и куда расходуются деньги и так далее. А также работа с предприятиями, осуществляющими деятельность на территории города и области: заключены договоры, определены тарифы и условия оказания услуги.

Местные власти, оперативно реагирующие на происходящие изменения, — это огромное подспорье для любого новатора. В случае с Саранском все получилось. На одном из мероприятий, посвященных муниципальному опыту внедрения реформы, глава города рассказывал, что среди горожан возникло определенного рода общественное порицание неразумного отношения к мусору, местам его накопления и к соседям, которые не соблюдают правила, вошедшие в их жизнь сравнительно недавно, но оправданные порядком и чистотой, пришедшими за этими изменениями.

Конечно, справедливости ради стоит отметить, что не все регионы смогут легко перестроиться. Простых решений, приносящих быстрые результаты, которые можно было бы внедрять повсеместно на территории нашей немаленькой страны, нет. Невозможно одной пилюлей вылечить от всех болезней, особенно если условия протекания этих болезней разняться от субъекта к субъекту (это и климатические условия, и плотность населения, и развитость инфраструктуры, и многое другое).

Не вправе бездействовать

— Насколько сегодня актуален вопрос повышения качества питьевой воды для населения страны? Что делается в этом направлении?

— Вода — ценнейший ресурс. Практически все ее источники подвергаются воздействию разной степени интенсивности. Речь идет о социальной, политической, медицинской, географической, экологической, а также инженерной и экономической проблемах.

Решение задач в области использования и охраны водных объектов, совершенствования и развития водохозяйственного комплекса Российской Федерации связано с оценкой водохозяйственной ситуации, разработкой и принятием мер по рациональному использованию и сохранению водно-ресурсного потенциала, развитию водохозяйственного комплекса.

Сброс неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод является основной причиной возникновения чрезвычайных экологических ситуаций. По сбросам загрязняющих веществ, их количеству и компонентному составу, согласно данным ежегодного государственного доклада о состоянии водных объектов, превалируют предприятия разных видов промышленности. Это и металлургическая, целлюлозно-бумажная, химическая, фармацевтическая, оборонная промышленность, предприятия энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, стоки сельскохозяйственных предприятий и другие.

В нацпроекте «Экология» есть несколько программ, посвященных воде: «Чистая вода», «Сохранение уникальных водных объектов», «Оздоровление Волги».

В этом году с целью повышения качества питьевой воды для населения всей страны утверждены региональные программы по строительству и реконструкции объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки.

Минстроем России проведена инвентаризация имеющихся схем водоснабжения, разработаны региональные программы по строительству и реконструкции объектов питьевого водоснабжения, а также выбраны первые объекты, в которые поступят инвестиции.

Минприроды и другие ответственные ведомства работают над оздоровлением Байкала, Волги и иных уникальных водных объектов России. Предстоит большой объем работы по экологической реабилитации таких объектов, включая очистку от мусора берегов и прибрежной акватории озер и рек.

— Активно ведется работа по сохранению озера Байкал, в том числе в части корректировки законодательных мер, направленных на обеспечение жизнедеятельности на Байкальской природной территории. Будут ли распространяться какие-либо из данных инициатив на другие субъекты Российской Федерации, где расположены уникальные водные объекты?

— Байкал — действительно уникальное явление, именно поэтому мы не вправе бездействовать, видя, как цивилизация, а также сопутствующие ей явления губительно сказываются на состоянии уникального озера. Один из таких факторов — моющие средства с содержанием фосфатов, которые можно удалить на очистных канализационных сооружениях только при помощи химических реагентов при дополнительной обработке стоков. Эвтрофикация (разрастание зеленой водоросли спирогиры, препятствующей поступлению кислорода) Байкальского озера полностью нарушает экосистему целого водоема. Результат — заболачивание, цветение, гибель рыбы и микроорганизмов.

Говорить о распространении данной инициативы в других субъектах РФ пока рано. Но, безусловно, все наилучшие доступные технологии и решения будут рекомендованы для тиражирования. С учетом, конечно же, особенностей каждого отдельно взятого водного объекта.

Снизить градус недоверия

— Как вы оцениваете возможности отечественной промышленности в участии в экологических программах?

— Несмотря на то что опыт Европы принято считать передовым и странам ЕС действительно есть чем гордиться, это не означает, что все имеющееся у них обязательно лучше, чем может разработать и внедрить отечественная промышленность. Япония, например, свое экономическое чудо начала, использовав советский (!) опыт. Ведь именно в СССР была разработана одна из лучших государственных программ по утилизации вторичного сырья. Все помнят сбор металлолома и макулатуры, а также пункты приема стеклянной тары.

Именно поэтому я верю в то, что отечественная промышленность может и должна принимать участие в экологических программах, в том числе в части внедрения бережных технологий в производство, экологически эффективных мощностей, производства и поставок технологий для повышения экологической эффективности.

— Насколько доступной, с вашей точки зрения, должна быть экологическая информация для граждан?

— Я считаю, что необходимо расширять существующие механизмы открытости экологической политики, прежде всего по тем вопросам, которые волнуют людей. Действия властей должны соотноситься с их ожиданиями и запросами.

По моему мнению, экологическая информация должна быть доступна хотя бы потому, что все тайное всегда становится явным, а когда оно обнаруживается, даже если причины сокрытия носили самые благие намерения, поверить в будущем уже будет сложнее. Это как если тебя предают — простить после такого можно, а вот обнять уже не получится.

При отсутствии доверия со стороны населения и предприятий любые усилия государства для улучшения экологической ситуации будут оцениваться скептически. Высокий уровень информирования и наличие обратной связи от граждан позволят снизить недоверие со стороны жителей к информации о состоянии окружающей среды, наладив эффективные каналы коммуникации. Безусловно, властям следует развивать сервисы доступа к экологической информации и новые механизмы взаимодействия как при реализации экологической политики в целом, так и при решении локальных проблем.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами
Свежий номер «»

«Эковестник» №2 • 2021

Читать

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.