Журнал «Эковестник», №1 • 2020 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Хозяйственное освоение шельфа — драйвер развития Арктики

Необходим экологический мониторинг

В конференции, организованной Институтом океанологии им. П. П. Ширшова РАН, Центром морских исследований, Учебно-научным центром ЮНЕСКО по морской геологии и геофизике, Беломорской биологической станцией имени Н. А. Перцова, биологическим, геологическим и географическим факультетами МГУ имени М. В. Ломоносова, участвовали 400 делегатов из 75 организаций.

За четыре дня на трех площадках — Институте океанологии, геологическом и биологическом факультетах МГУ — российские и зарубежные ученые обсудили состояние и перспективы развития комплексных исследований Мирового океана, актуальные проблемы рационального природопользования и сохранения биоразнообразия в водных пространствах, а также вопросы освоения ресурсов континентального шельфа. В ходе форума были представлены современные достижения в области морской геологоразведки и экологического мониторинга.

Тема Арктики рассматривалась в целом ряде докладов, посвященных морской биологии и геологии, предотвращению загрязнения нефтью и нефтепродуктами северных акваторий, в том числе моделированию последствий для прибрежных территорий Крайнего Севера нефтяного разлива.

О комплексных морских исследованиях в Арктическом регионе рассказал исполнительный директор Центра морских исследований Московского государственного университета Николай Шабалин. Он сообщил, что ЦМИ МГУ за последние пять лет выполнил свыше 100 проектов в Арктике. Тем не менее спикер отметил низкую геологическую изученность арктических морей. Несмотря на этот факт, уже сегодня на российском континентальном шельфе открыто 25 месторождений с запасами промышленных категорий более 430 миллионов тонн нефти и 8,5 триллиона кубометров газа. В основном эти активы расположены в акваториях Баренцева и Карского морей, включая Обскую и Тазовскую губы.

— Хозяйственное освоение шельфа является драйвером развития Арктики в XXI веке. Строительство и эксплуатация морской инфраструктуры приводит к необходимости выполнения экологического мониторинга на всех стадиях разведки и добычи, региональных геологических работ, гидрометеорологического изучения условий среды и инженерных изысканий, — говорит Николай Шабалин. — В ближайшие 10–20 лет число проектов, связанных с функционированием морского нефтегазового и транспортного комплекса в Арктике, будет расти. Интенсификация исследований окружающей среды хозяйствующими субъектами неизбежна. Важным условием является гармонизация российской нормативно-правовой базы с подходами к организации работ, а также требований к методам получения, обработки и хранения информации с учетом наилучших отечественных и мировых практик. Кроме того, необходимо детально изучить природу морей Арктики и разработать методы ее охраны и минимизации воздействия на окружающую среду хозяйственной деятельности человека.

Оценить масштабы

Аспирант кафедры экономики природопользования экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Анна Попова заметила, что в прибрежной зоне арктических морей России находится множество нефтяных месторождений, функционирует большое количество объектов транспортной инфраструктуры, эксплуатация которых сопровождается выбросами в природную среду значительных объемов нефти и нефтепродуктов. Природе наносится огромный ущерб, усугубляемый длительными сроками восстановления арктических экосистем и большими затратами на ликвидацию последствий. Зачастую предприятия не могут самостоятельно компенсировать эти затраты, поэтому они ложатся на государство, а значит, на налогоплательщиков, что не соответствует рыночным условиям развития экономики.

— Сформировавшийся в нашей стране принцип возмещения экологического ущерба выступает препятствием для успешной реализации национальных программ и инновационных проектов и несет угрозу экономической устойчивости страны. При страховании экологических рисков выплата по ним в России происходит в последнюю очередь, размеры лимитов ответственности также неоправданно малы. Получается, в нашей стране природа фактически лишена страховой защиты, — комментирует Анна Попова. — На мой взгляд, нужно уменьшать экологическую нагрузку на окружающую среду, использовать превентивные методы защиты, ликвидировать накопленное и текущее экологическое загрязнение. Ключом к решению данного вопроса может стать управление рисками через экологическое страхование.

В силу того что статистические данные о загрязнениях окружающей среды (а именно о частоте и масштабах аварий и величине экологического ущерба) скудные, а те, что есть, разнятся в зависимости от источника (недропользователи, Росприроднадзор, Минприроды, экспертные оценки), требуется другой подход для оценки вероятности аварийного события и масштабов убытков и, соответственно, для выработки адекватных страховых тарифов и усовершенствования процедуры андеррайтинга в отношении уникальных нефтегазовых проектов.

В связи с этим одной из актуальных задач, по мнению аспиранта, является оценка масштабов загрязнения в случае аварии на нефтепроводе или фонтанирования скважины с помощью математического моделирования разлива нефти и глубины загрязнения подстилающей поверхности. Такой подход позволяет имитировать весь процесс эволюции нефтяного загрязнения, к тому же при различных сценариях аварий.

Заместитель руководителя дирекции, исполнительный директор НОЦ «Нефтегазовый центр МГУ», главный геофизик ЦМИ, заместитель декана по инновационной деятельности геологического факультета МГУ Михаил Токарев сообщил, что за последние годы выполнено несколько проектов по интерпретации сейсмических данных, нацеленных на подготовку к предстоящему в арктических морях бурению.

— Объем того, что еще нам нужно сделать в Арктике, огромен. Горизонт планирования при реализации проекта на шельфе составляет как минимум десять лет, а этому этапу предшествуют региональные инженерно-геологические изыскания. В ближайшие годы нам предстоит решить сложные задачи в области морской геологии в Арктике, — заявил он.

Полигон для испытаний

В Оранжерейном корпусе биологического факультета прошел семинар памяти директора Беломорской биологической станции МГУ Николая Перцова. Этот учебно-научный центр МГУ предназначен для организации и проведения морских научных исследований в северном регионе, подготовки специалистов и проведения полевой студенческой практики. Беломорская биологическая станция, расположенная на берегу Кандалакшского залива Белого моря, является уникальным примером подготовки квалифицированных специалистов в области полярных исследований. Во время летних практик на базе ББС студенты пяти факультетов университета участвуют в лабораторных и полевых исследованиях.

В конце октября 2019 года при поддержке ПАО «НК „Роснефть“» началась модернизация корпуса лаборатории проточных морских систем на базе Беломорской биологической станции им. Н. А. Перцова. Там будет располагаться единственный в России комплекс круглогодичных проточных морских аквариумов, который позволит изучать экосистемы в режиме реального времени как в условиях открытой воды, так и в ледовой обстановке.

Лаборатория проточных морских систем станет полигоном для испытания инновационной разработки, реализуемой Арктическим научным центром и негосударственным институтом развития «Иннопрактика» на базе МГУ имени М. В. Ломоносова, — биопрепарата для утилизации морских нефтяных загрязнений в условиях северных морей. Проточные морские аквариумы позволят провести испытания биопрепарата без воздействия на арктическую экосистему и подтвердить его высокую эффективность и безопасность применения в реальных условиях.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами
Свежий номер «»

«Эковестник» №2 • 2021

Читать

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.