Журнал «Эковестник», №1 • 2020 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Предприятия «поманили» к НДТ бюджетными деньгами

Партнер экспертного обзора — компания «ЭКОМАШГРУПП»

Напомним, что на декабрьском заседании Совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при Совете Федерации обсуждались плюсы и минусы в осуществлении нацпроекта в целом, то есть всех пяти направлений: воздух, вода, биоразнообразие, отходы и технологии. Паспорт проекта был утвержден чуть больше года назад (24 декабря 2018 года).

Топовые объекты взяли серьезные обязательства

Конечная цель направления «Технологии» — создание новой отрасли промышленности по сбору, переработке, утилизации, хранению и захоронению отходов. Его воплощение в жизнь зависит от ряда сложных капиталоемких и очень конкретных изменений в нормативно-правовой базе и реальном секторе.

Речь идет, во-первых, о поддержке из федерального бюджета предприятий, которые внедряют наилучшие доступные технологии (НДТ) для снижения негативного воздействия на окружающую среду (НВОС). Во-вторых, об организации сбора и переработки отходов I–II классов опасности. И в-третьих, о усовершенствовании нормативно-правовой базы для устойчивой работы предприятий с государственно-частным капиталом и предприятий, работающих по системе расширенной ответственности производителей (РОП).

Говорят ли первые шаги по дороге «зеленой» экономики, что «дорогу осилит идущий»? Пока настроены оптимистично только отдельные специалисты.

В 2019 году Росприроднадзор выдал 16 комплексных экологических разрешений, позволяющих начать внедрение НДТ.

Первый заместитель председателя Совета Федерации, председатель Совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользованию Николай Федоров, открывая декабрьское заседание совета, назвал 2019 год подготовительным, поскольку шла работа над формированием нормативно-правовой базы.

Вместе с тем он напомнил: «По данным Счетной палаты, в первом полугодии 2019 года по всем нацпроектам уровень исполнения бюджета — 32 процента, а по нацпроекту „Экология“ — менее 12 процентов». (На начало декабря исполнение бюджета по нацпроекту составляло 33%.)

Среди серьезных проблем Николай Федоров назвал, в частности, отсутствие корректных данных по исполнению нацпроекта, отсутствие нормативно-правовой базы для перехода на НДТ предприятий водоканала, а также неумение исполнительных властей наладить продуктивный диалог с региональными операторами и населением.

Первый заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Денис Храмов тоже считает 2019 год подготовительным, но самое главное: «после первого года можно сказать, что махину удалось сдвинуть с места, переход экономики на „зеленые“ рельсы необратим. На внедрение НДТ мы выделяем немалые деньги — 27,3 миллиарда рублей».

При этом, по словам представителя ведомства, предприятия из топ-300 взяли на себя обязательства по модернизации производства на сумму 500 миллиардов рублей. Вклад данных объектов в суммарные загрязнения составляет не менее 60%.

Заместитель директора Департамента стратегического развития и корпоративной политики Министерства промышленности и торговли РФ Алексей Матушанский считает, что в 2019 году начался активный переход промышленности на НДТ. В первую очередь это касается получения предприятиями комплексных экологических разрешений (КЭР). Минпромторг совместно с Росприроднадзором и Минприроды выработали оптимальный вариант получения этого документа. Разработана новая система нормирования, упрощена схема получения КЭР и сокращены сроки его выдачи.

Согласно официальным данным Росприроднадзора, в 2018 году в Российской Федерации:

  • образовано 7266 млн тонн отходов,
  • обезврежено 13,2 млн тонн (3%),
  • находится на захоронении 1029 млн тонн (14%),
  • на хранении 2546 млн тонн (35%),
  • утилизировано 3805 млн тонн (48%),
  • объектов обработки отходов — 1965, их суммарная мощность — 1521,9 млн тонн в год,
  • объектов утилизации — 2227, суммарная мощность — 1 016 318,9 млн тонн в год,
  • объектов обезвреживания — 1385, суммарная мощность — 100,6 млн тонн в год,
  • объектов хранения — 2191,
  • объектов захоронения — 2476.

За Минпромторгом — одобрение программ повышения экологической эффективности в соответствии с параметрами, обозначенными КЭР. Весь процесс проходит через информационную систему «Промышленность», что позволяет экспертам дистанционно оценивать документ и голосовать с помощью своей электронной подписи.

Кроме того, одобрено семь отраслевых справочников НДТ, которые должны быть приняты к использованию после одобрения Росстандартом.

По словам Алексея Матушанского, 70 проектов, связанных с переходом на НДТ, уже получили помощь из Фонда развития промышленности (перечень проектов и объемы поддержки найти не удалось. — Прим. ред.).

Если говорить о перспективах, то Минпромторг планирует поддержать еще пять инвестиционных проектов. Если до сих пор это делалось в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2019 года № 541, где речь шла только о возмещении купонного дохода по облигациям, выпущенным для модернизации производства, то теперь предполагается разработать отдельную программу по поддержке инвестиционных кредитов предприятий, переходящих на НДТ.

Фонд развития промышленности основан для модернизации российской промышленности, организации новых производств и обеспечения импортозамещения. Создан в 2014 году по инициативе Министерства промышленности и торговли РФ.

В ноябре 2019 года ФГУП «РосРАО» (предприятие госкорпорации «Росатом») назначено Федеральным оператором по обращению с отходами I–II классов опасности на территории России.

Появится семь крупных комплексов. Для трех из семи ищут место

По закону компания «Росатом», как оператор по обращению с отходами I–II классов опасности, должна сформировать актуальную базу данных об участниках рынка и объемах образования отходов, создать безопасную систему управления всей цепочкой — от центров образования отходов до их переработки во вторичную продукцию.

При этом специалисты говорят, что новые производственно-технические комплексы «Росатома» не будут работать с радиоактивными отходами, для которых предусмотрены специализированные предприятия в рамках отдельной государственной системы обращения с такими отходами.

Как отмечает директор направления по реализации государственных и отраслевых программ в сфере экологии госкорпорации «Росатом» Андрей Лебедев, компания приступила к формированию единой системы контроля и управления, а также строительству базовой инфраструктуры. Кроме того, идет работа над созданием государственной информационной системы, а также прозрачной системы ценообразования.

Что касается предприятий, будет создано семь крупных комплексов, четыре из которых на базе предприятий по уничтожению химического оружия в Кировской, Саратовской, Курганской областях и Республике Удмуртия. Три предприятия должны быть построены с нуля, место для них будет определено в 2020 году.

В «Росатоме» полагают, что к 2021 году будет ясность с тарифами и информационной системой, к концу 2023-го удастся перепрофилировать четыре комплекса и в 2024-м появятся три новых. Важная деталь: Андрей Лебедев считает, что «Росатом» старается вести работу максимально открыто: «созданы рабочие группы при общественных палатах, колл-центры для населения».

И, наконец, третий вопрос, который был обозначен в начале, — работа предприятий по системе расширенной ответственности производителей и импортеров. На заседании совета ее затронул заместитель генерального директора по вопросам правового и аналитического сопровождения публично-правовой компании «Российский экологический оператор» Алексей Макрушин, обозначив необходимость появления новых санитарных норм и правил работы со вторичными ресурсами в плане РОП, которые бы стимулировали компании к сбору и переработке упаковки.

Это, конечно, очень мягкое замечание. С одной стороны, закон разрешает предприятиям три варианта работы по системе РОП, а с другой — Росприроднадзор разъясняет: в 2019–2020 годах производители и импортеры в основной массе должны уплачивать экологический сбор (статья 24.5 Закона «Об отходах производства» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ).

Чтобы проблема РОП не казалась безнадежной, добавим: появилась информация о создании Ассоциации «РусПРО», позиционирующей себя как объединение ведущих компаний, деятельность которых строится на принципах устойчивого развития и международном опыте переработки отходов. Сообщается, что в эту организацию уже вошли такие компании, как Coca-Cola HBC Russia, Danone Россия и СНГ, Nestlé, PepsiCo Россия и СНГ, Tetra Pak в России, Украине, Беларуси, Центральной Азии.

РОП предполагает, что производитель и импортер товаров принимает на себя ответственность за утилизацию выпущенной или ввезенной продукции в конце ее жизненного цикла. В соответствие со статьей 24.2 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89‑ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции от 28 декабря 2016 года) установлены три варианта исполнения РОП: самостоятельное выполнение импортёрами и производителями товаров нормативов утилизации; заключение договоров с предприятиями — переработчиками отходов; уплата экологического сбора.


Понравился материал? Поделитесь с коллегами
Свежий номер «»

«Эковестник» №2 • 2021

Читать

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.