Журнал «Эковестник», №1 • 2020 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Основа «зеленой» экономики — запрет захоронения части отходов

Предприятия из топ-300 — на виду. Ни полслова о внедрении ими НДТ

— Михаил Юрьевич, прокомментируйте, пожалуйста, данные за 2018 год. Есть ли критерии, по которым можно судить о тенденции к снижению объемов отходов, идущих на захоронение, и увеличению объемов, используемых в качестве вторичного ресурса? Какие предприятия могут быть примером в этом вопросе?

— Отчетность по форме 2-ТП (отходы) направляется в территориальные органы Росприроднадзора образователями отходов ежегодно в феврале следующего за отчетным периодом года в соответствии с приказом Федеральной службы государственной статистики от 12 декабря 2019 года № 766. В настоящий момент обобщены сведения за 2018 год, в этом году будут данные за прошлый год — природопользователи должны отчитаться в первом квартале 2020-го.

В 2018 году на территории СЗФО к прежним отходам добавилось более 490 миллионов тонн, из которых на утилизацию передано чуть более 106 миллионов тонн.

Одна из мер, призванных стимулировать предприятия к переработке отходов и снижению объемов, вывозимых на полигоны, — постепенный запрет захоронения полезных фракций отходов.

Распоряжением Правительства РФ от 25 июля 2017 года № 1589-р в соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» утвержден перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, запрещенные к захоронению. Этих видов более четырех десятков.

С января 2021 года в силу вступит запрет на захоронение новых видов отходов, среди которых преимущественно оргтехника и элементы, ее составляющие.

В качестве положительного примера предприятия, занимающегося переработкой отходов, можно отметить АО «Кнауф Петроборд». Оно использует макулатуру для производства гофрокартона и ряда других продуктов. Кроме того, у нас есть сведения, что на этом предприятии прошла модернизация производства (очистных сооружений), благодаря чему должны снизиться сбросы загрязняющих веществ в реку Ижора в Гатчинском районе Ленинградской области.

В целом предприятий, занимающихся переработкой, немало, они представлены на площадке единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров (uoit.fsrpn.ru).

— На вашем сайте приведены перечни предприятий СЗФО, которым присвоена определенная категория риска по негативному воздействию на окружающую среду (НВОС), в том числе предприятия из топ-300. Прокомментируйте, пожалуйста, эти перечни. Можно ли выделить организации, снизившие НВОС при помощи наилучших доступных технологий (НДТ)?

«С 2019 года на экологичные наилучшие доступные технологии должны перейти 300 промышленных предприятий, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду, а с 2021 года это должны сделать все предприятия с высокой категорией риска для окружающей среды», — отметил Президент РФ Владимир Путин в обращении к Федеральному собранию в 2018 году.

— Категорирование объектов введено для внедрения риск-ориентированного подхода при организации надзорной деятельности в рамках реформирования системы надзора и снижения административной нагрузки на предприятия, оказывающие наименьшее негативное воздействие на окружающую среду.

Каждое предприятие относится к одной из пяти категорий. Объекты, отнесенные к I категории, подпадают под наиболее жесткий правовой режим регулирования хозяйственной деятельности. В частности, на них распространяется требование об обязательном переходе на технологическое нормирование.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 18 апреля 2018 года № 154 утвержден перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов. Вот эти предприятия входят в так называемый список топ-300. В приказ включены объекты, в том числе в сфере добычи и обогащения железных руд, добычи нефти и природного газа, производства нефтепродуктов, переработки природного газа, производства электрической и тепловой энергии через сжигание топлива, размещение отходов производства и потребления.

Юридические лица, отмеченные в этом перечне, обязаны в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно обратиться в Росприроднадзор за получением комплексного экологического разрешения (КЭР) и на его основе начать модернизацию производства на принципах НДТ.

От Санкт-Петербурга в перечень вошли: Юго-Западные очистные сооружения, Центральная и Северная станции аэрации ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». От Ленинградской области: Киришский нефтеперерабатывающий завод, Сясьский целлюлозно-бумажный комбинат, ООО «Выборгская лесопромышленная корпорация», филиал «ПАО ОГК-2» — Киришская ГРЭС. В Новгородской области: ПАО «Акрон» (производство и продажа минеральных удобрений, продукции органического синтеза, неорганической химии, апатитового концентрата, редкоземельных элементов). В Калининградской области: Канализационные очистные сооружения (город Калининград, Балтийское шоссе, 127). В Псковской области: МУП города Пскова «Горводоканал» (сброс стоков в реку Великая в районе деревни Кусва).

По поводу применения этими предприятиями НДТ ничего сказать не могу — в нашем ведомстве отсутствуют подтвержденные сведения.

— На сайте Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга появилась информация о том, что в октябре 2019 года запущены локальные очистные сооружения на площадке «Нева» компании «Фацер». Новая установка дает возможность дополнительно очищать сточные воды, тем самым уменьшая воздействие на окружающую среду. Удалось ли данному предприятию уменьшить НВОС?

— Управление не располагает информацией о вводе в эксплуатацию очистных сооружений компанией «Фацер». К нам не поступало сведений о данном проекте, а также о мощностях, системе очистки и тому подобном.

В соответствии со статьей 4.2 Закона «Об охране окружающей среды» вводятся категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Их четыре:

  • l объекты I категории, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения НДТ;
  • l объекты II категории, оказывающие умеренное НВОС;
  • l объекты III категории, оказывающие незначительное НВОС;
  • l объекты IV категории, оказывающие минимальное НВОС.

Вообще вопрос относительно НДТ сложный. Области применения НДТ определяет правительство, основной накопитель баз данных по НДТ — ФГАУ «НИИ «ЦЭПП» Минпромторга России (федеральное государственное автономное учреждение «Научно-исследовательский институт „Центр экологической промышленной политики“) eipc.center/organizacionnaya-struktura/. Сроки внедрения НДТ и методология определения технологии НДТ — в ведении рабочей группы, куда входят специалисты ряда ведомств, научного сообщества и бизнеса.

Сегодня можно говорить о двух базовых принципах, которые позволяют зачислить технологию в ряд НДТ: она должна занимать ограниченное время при проектировании, реконструкции и техническом перевооружении объекта и должна быть описана в актуализированном справочнике НДТ.

На данный момент по отдельным отраслям промышленности существует более 50 справочников, из них актуализировано менее десятка.

Стимулирующая ставка за НВОС — коэффициент 100

— Как работают финансовые механизмы (налоги, штрафы), которые должны стимулировать применение НДТ?

— В полномочия управления входит администрирование платы за НВОС и применение мер административного реагирования в отношении нарушителей природоохранного законодательства.

В случае уменьшения суммарного объема выбросов или сбросов возможно сокращение размеров платы за НВОС, так как она рассчитывается на основании данных о фактической массе сброса или выбросов загрязняющих веществ или количества размещенных отходов.

— Как изменится алгоритм исчисления налога НВОС, если предприятие не внедрит НДТ, оговоренное в актуализированном справочнике? Может, это копейки, которые легче заплатить, чем заниматься модернизацией?

— С 1 января 2020 года согласно пункту 7 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219‑ФЗ „О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации“» к ставкам платы за НВОС применяются дополнительные коэффициенты, стимулирующие хозяйствующие субъекты к проведению мероприятий по снижению НВОС и внедрению НДТ. Коэффициенты такие: 0, 1, 25, 100.

Выделю коэффициенты 25 и 100. Первый применяется за НВОС в пределах временно разрешенных выбросов и сбросов и за объем или массу отходов, размещенных с превышением установленных лимитов либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов, представляемой в соответствии с законодательством России.

Коэффициент 100 применяется для объектов I категории за НВОС в объемах, превышающих установленные для них показатели, и для объектов II категории за объемы, превышающие указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории.

Напомню природопользователям, что внести плату за НВОС за 2020 год необходимо не позднее 1 марта 2021 года, указанные коэффициенты применяются к ставкам платы за 2020 отчетный год.

Также с 1 января 2020 года вступили в силу изменения в Бюджетный кодекс (ФЗ от 15 апреля 2019 года № 62‑ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации»), в соответствии с ними плата за НВОС полностью зачисляется в доходы местных бюджетов, бюджетов субъектов Федерации и городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Сказать, сколько заплатит конкретное предприятие за 2020 год, заранее невозможно. Для примера могу привести сумму, которая была администрирована по НВОС в Ленинградской области за весь 2019 год — 697 миллионов рублей.

— Отдельное направление в деле охраны природы — расширенная ответственность производителей (РОП). Какие основные нарушения допускают производители и импортеры товаров в вопросах, связанных с РОП? Есть ли предприятия, которые в рамках РОП наладили собственную переработку отходов и сократили вывоз на свалки?

— Подчеркну, что импортеры, а также юридические лица, являющиеся и производителями, и импортерами товаров, отчитываются по экологическому сбору в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

Экологический сбор для товаров в упаковке, для изделий, не готовых к употреблению, уплачивается только в отношении самой упаковки и не уплачивается в отношении товаров, подлежащих утилизации и вывозимых из России.

Средства, поступившие в федеральный бюджет в счет уплаты экологического сбора, в приоритетном порядке предназначаются для строительства и технического перевооружения производственно-технических комплексов по переработке и обезвреживанию отходов. А также идут на разработку и внедрение промышленного оборудования российского производства этого направления и софинансирование региональных программ в области обращения с отходами.

Федеральным законом от 17 июня 2019 года № 141‑ФЗ внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях, согласно которым введены специальные составы для нарушений, касающихся экологического сбора. В частности, в КоАП РФ введены статьи 8.5.1 и 8.41.1, по которым производителей и импортеров будут наказывать по специальным статьям за нарушения, связанные с экологическим сбором: нарушение порядка представления отчетности и декларации, неуплата экологического сбора. Минимальный штраф для должностных лиц составляет пять тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей — 250 тысяч рублей, для организаций — 500 тысяч рублей.

На территориальные органы Росприроднадзора возложены полномочия, в частности по сбору и обработке данных об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления.

За 2017 год Департаментом Росприроднадзора по СЗФО (с октября 2019 года — Северо-Западное межрегиональное управление Росприроднадзора) было администрировано порядка 44 миллионов рублей от производителей товаров в счет уплаты экологического сбора.

В ведомстве отсутствуют данные о предприятиях, которые достигли нормативов за счет утилизации товаров, потерявших потребительские свойства. По нашим данным, предприятия достигают нормативов путем передачи упаковки на утилизацию сторонним организациям.

— В какой степени Росприроднадзор контролирует сбор и вывоз особо опасных отходов?

— Предприятия, планирующие заниматься сбором, транспортировкой, обработкой, утилизацией, обезвреживанием и размещением отходов I–IV классов опасности, должны получить лицензию в территориальном органе Росприроднадзора (постановление Правительства РФ от 3 октября 2015 года № 1062 (редакция от 28 декабря 2018 года). Она выдается на основании документарной и выездной проверок соискателя лицензии.

С 1 января 2019 года запрещается захоронение 40 видов отходов, которые могут быть использованы как вторичные ресурсы, в частности таких, как:

  • l использованные книги, журналы, брошюры, проспекты, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, газеты, бумажные этикетки, печатная продукция с черно-белой печатью, утратившая потребительские свойства, бумажные втулки (без покрытия и пропитки), утратившие потребительские свойства;
  • l шины пневматические автомобильные отработанные, шины резиновые сплошные или полупневматические отработанные с металлическим кордом, отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные, отходы пленки полипропилена и изделий из нее незагрязненные, упаковка полипропиленовая отработанная незагрязненная, отходы пленки полистирола и изделий из нее незагрязненные;
  • l тара стеклянная незагрязненная; тара стеклянная от химических реактивов незагрязненная; тара стеклянная, загрязненная соляной кислотой и ее солями (содержание кислоты не более 1,5%); тара стеклянная, загрязненная негалогенированными органическими веществами, не содержащими гетероатомы; тара стеклянная, загрязненная органическими растворителями, включая галогенсодержащие (содержание не более 2%); тара стеклянная от химических реактивов в смеси, загрязненная органическими веществами, в том числе галогенсодержащими (содержание растворителей не более 10%) и т. д.

Воздух становится чище

— Что можно сказать о чистоте воздуха в городах нашего региона?

— Одной из главных задач федерального проекта «Чистый воздух», реализуемого Росприроднадзором в 12 городах России, является снижение к 2024 году совокупного объема вредных выбросов в атмосферный воздух не менее чем на 20 процентов в городах-участниках. Города, где осуществляет экологический надзор Северо-Западное межрегиональное управление, не включены в программу.

В целом измерение параметров состояния атмосферного воздуха — ответственность территориальных органов Росгидромета. Однако в рамках проверок мы контролируем качество выбросов от стационарных источников предприятий, подлежащих федеральному экологическому надзору.

Так, государственные инспекторы управления добились от ООО «ПромЭко», занимающегося термической утилизацией биоотходов, устранения загрязняющих выбросов в атмосферный воздух, превышавших допустимые нормы. Юридическое и должностное лица привлечены к административной ответственности по части 2 статьи 8.21 КоАП РФ, а предприятию выданы предписания об устранении выявленных нарушений, которые находились на контроле государственных инспекторов.

Внеплановая проверка исполнения предписания, проведенная в ноябре — декабре 2019 года, сопровождавшаяся отбором проб воздуха, показала отсутствие превышения концентрации загрязняющих веществ на стационарных источниках выбросов, находящихся на балансе ООО «ПромЭко», расположенного в Кировском районе Санкт-Петербурга.

В рамках надзорных мероприятий установлено, что для устранения нарушения обществом совместно с заводом — изготовителем оборудования проведена реконструкция и модернизация всей системы дожига отходящих газов на инсинераторах.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами
Свежий номер «»

«Эковестник» №2 • 2021

Читать

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.