Журнал «Эковестник», №1 • 2020 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Экспертная поддержка внедрения наилучших доступных технологий

Основными идеями вступивших изменений являются переход на принципы наилучших доступных технологий (НДТ) и применение дифференцированных мер государственного регулирования к хозяйствующим субъектам в зависимости от степени их воздействия на окружающую среду.

Положения федерального закона позволят обнулить плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) после внедрения НДТ на производстве; воспользоваться инвестиционным налоговым кредитом после введения НДТ; применить для оборудования НДТ повышающий коэффициент амортизации, равный 2, а также использовать прочие механизмы стимулирования основных отраслей промышленности к использованию новейших ресурсо- и энергосберегающих технологий с учетом технологических, экономических и социальных особенностей.

Один из ключевых вопросов при переходе на новую систему регулирования на основе НДТ — отвечают ли технологические процессы, оборудование, технические способы и методы, применяемые объектами I категории при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности, требованиям НДТ, а технологические показатели — отраслевым показателям НДТ, разработанным в информационно-технических справочниках НДТ и утвержденным приказами Министерства природных ресурсов и экологии РФ.

Экспертная поддержка принятия указанных решений может быть обеспечена в рамках функционирования экспертного сообщества НДТ.

Квалифицированная поддержка экспертов необходима и при рассмотрении программ повышения экологической эффективности (ППЭЭ), принятии решений по осуществлению мер господдержки, определении условий выпуска «зеленых» облигаций, а также при актуализации информационно-технических справочников НДТ.

Решение о выстраивании в Российской Федерации системы экспертной оценки НДТ берет свое начало еще с 2014 года, когда был утвержден комплекс мер, направленных на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий, переход на принципы НДТ и внедрение современных технологий (распоряжение Правительства РФ от 19 марта 2014 года № 398-р).

На тот момент формирование идеологии перехода на НДТ находилось на начальном этапе своего развития. По мере развития новой системы технологического регулирования в сфере охраны окружающей среды (ОС) и накопления опыта появлялось понимание того, каким образом будет осуществляться нормирование на основе технологических показателей НДТ для снижения негативного воздействия предприятий на ОС при одновременном обеспечении модернизации производств, создании высокотехнологических рабочих мест и удовлетворении потребностей страны в рамках импортозамещения.

В 2016–2017 годах широко обсуждался вопрос, что принимать ключевые обоснованные решения по внедрению наилучших доступных технологий должны компетентные специалисты, прежде всего эксперты в области НДТ.

Однако ответов на вопросы о том, кто будет оценщиком и что будет являться предметом оценки, какие правила оценки будут установлены и кем, что будет происходить в случае получения неудовлетворительных результатов, на тот момент времени не существовало. Кроме того, для межведомственного признания результатов таких оценок было необходимо обеспечить закрепление в законодательстве правового статуса экспертов в области НДТ.

Мероприятия федерального проекта «Внедрение наилучших доступных технологий», являющегося частью национального проекта «Экология», направлены на решение задач по усовершенствованию нормативной правовой базы в части разработки, актуализации и применения информационно-технических справочников НДТ; предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках реализации инвестиционных проектов по внедрению НДТ на объектах, оказывающих значительное негативное воздействие на ОС и относящихся к областям применения НДТ; выявления потребностей в оборудовании экологического машиностроения (указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»).

Создание системы оценки НДТ и формирование экспертного сообщества НДТ является одной из задач федерального проекта.

Основное направление работы экспертного сообщества — оценка проектов ППЭЭ перед их одобрением Межведомственной комиссией (МВК), созданной в соответствии с постановлением правительства от 21 сентября 2015 года № 999 «О межведомственной комиссии по рассмотрению программ повышения экологической эффективности», а также при принятии решений уполномоченным органом исполнительной власти об оказании государственной поддержки промышленности, чье действие направлено на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств на базе наилучших доступных технологий. Речь идет о следующих постановлениях Правительства РФ:

от 3 января 2014 года № 3 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2014–2019 годах в российских кредитных организациях и государственной корпорации „Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)“, а также в международных финансовых организациях, созданных в соответствии с международными договорами, в которых участвует Российская Федерация, на реализацию комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности и (или) выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в 2014–2019 годах в рамках реализации комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности»;

от 12 декабря 2019 года № 1649 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по современным технологиям в рамках реализации такими организациями инновационных проектов и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;

от 16 июля 2015 года № 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности».

Полномочия Минпромторга России обеспечивают исполнение государственной функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, а также в области развития авиационной техники, технического регулирования и обеспечения единства измерений, науки и техники в интересах обороны и безопасности государства, внешней и внутренней торговли.

Таким образом, систему оценки НДТ целесообразно создавать с привлечением Бюро НДТ (организации, в чьи задачи входит осуществление информационно-аналитического сопровождения внедрения НДТ; постановление Правительства РФ от 28 декабря 2016 года № 1508 «О некоторых вопросах деятельности Бюро наилучших доступных технологий») и использованием государственной информационной системы промышленности (постановление Правительства РФ от 25 июля 2015 года № 757 «О порядке создания, эксплуатации и совершенствования государственной информационной системы промышленности») в качестве мощнейшего элемента инфраструктуры обеспечения ее реализации.

Какие же вопросы могут быть решены при создании подобной системы? Наиболее важные из них это:

  • разработка принципов и основных критериев оценки мероприятий по внедрению НДТ;
  • разработка и совершенствование инструментов сравнительного анализа (сопоставления) экологической и энергетической эффективности предприятий, технологических процессов, оборудования, технических способов и методов, применяемых при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности, с требованиями НДТ (с учетом отраслевых и региональных особенностей);
  • анализ проектов ППЭЭ и формирование экспертного мнения о достаточности предложенных мероприятий для достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов.

Учитывая изложенное, участниками системы экспертной оценки НДТ помимо Минпромторга России и Бюро НДТ должны стать отраслевые и межотраслевые эксперты, объединенные в экспертное сообщество НДТ, целью которого станет обеспечение объективной оценки экологической результативности и ресурсоэффективности предприятий, технологических процессов, оборудования, технических способов и методов на предмет соблюдения требований НДТ.

Определившись с участниками, следует задать следующий вопрос: что будет являться предметом оценки?

Известно, что НДТ применимы к хозяйственной и (или) иной деятельности, которая оказывает значительное негативное воздействие на ОС.

Исходя из этого, с учетом критериев, установленных государством (постановление Правительства РФ от 28 сентября 2015 года № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»), предметом оценки станут технологические процессы, оборудование, технические способы и методы, применяемые при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объекте, оказывающем негативное воздействие на ОС, которому присвоена I либо II категория при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2014 года № 2674-р.

Тогда с учетом законодательства оценка достаточности мероприятий по внедрению НДТ, включенных в проект ППЭЭ для поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов, должна рассматривать:

  • достижение отраслевых технологических показателей НДТ;
  • применение технологий, описанных в опубликованных информационно-технических справочниках НДТ, или других решений, не уступающих НДТ и обеспечивающих достижение технологических показателей.

Критериями оценки будет соответствие включенных в проекты ППЭЭ перечней мероприятий по реконструкции, техническому перевооружению объектов, оказывающих негативное воздействие на ОС, сроков их выполнения требованиям законодательства Российской Федерации и утвержденным информационно-техническим справочниками по НДТ, а также реалистичность и обоснованность необходимых сумм и источников финансирования.

При этом оценка должна осуществляться в соответствии со следующими принципами:

  • прозрачности, согласно которому должна быть обеспечена доступность информации о процедуре проведения оценки;
  • сбалансированности, то есть учета интересов всех заинтересованных лиц в равной степени;
  • объективности, согласно чему у экспертов, непосредственно проводящих оценку, должна отсутствовать личная заинтересованность в результатах проведенных работ.

Оценка должна проводиться только квалифицированными специалистами, имеющими практический опыт работы в сфере технологии, промышленной экологии, отраслевых и межотраслевых НДТ и способными в возможно краткие сроки дать обоснованное заключение по рассматриваемому предмету оценки. То есть мы говорим об экспертах в области НДТ, основные функции которых — обеспечение поддержки МВК путем всестороннего, полного, объективного и комплексного анализа включенных в проекты ППЭЭ перечней мероприятий по реконструкции, техническому перевооружению объектов, оказывающих негативное воздействие на ОС, на предмет их соответствий положениям действующего законодательства РФ в области охраны ОС, положениям информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям и установленным технологическим показателям НДТ, а также экспертное сопровождение принятия обоснованных решений в части государственной поддержки проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств на базе НДТ.

41.jpg

Формирование экспертного сообщества НДТ должно осуществляться внутри образуемой системы оценки НДТ на основании предложений по кандидатурам экспертов, поступивших от промышленных союзов, ассоциаций, отраслевых научных и образовательных организаций. При этом должны быть выстроены четкие правила отбора экспертов.

И последний вопрос: когда?

С 1 января 2019 года предприятия I категории (а это более 7500 объектов, относящихся к 39 областям применения НДТ всех основных отраслей и подотраслей экономики, для которых разработаны информационно-технические справочники НДТ и установлены технологические показатели НДТ) начали получать комплексные экологические разрешения (КЭР). При этом в 2019–2022 годах КЭР должны будут получить 300 объектов, включенных в список крупнейших загрязнителей (приказ Минприроды России от 18 апреля 2018 года № 154 «Об утверждении перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов»).

Несмотря на наличие нерешенных проблем правоприменения, в рамках реализации федерального проекта в 2019 году 16 промышленных предприятий получили первые КЭР. Далеко не все из них при подаче заявки на получение КЭР продемонстрировали достижение технологических показателей НДТ, поэтому были вынуждены разработать и включить в состав материалов заявок на КЭР одобренные Межведомственной комиссией проекты ППЭЭ, содержащие мероприятия по эколого-технологической модернизации производств (приказ Минприроды России от 17 декабря 2018 года № 666 «Об утверждении правил разработки программы повышения экологической эффективности»).

Также необходимо отметить, что с принятием Федерального закона № 453‑ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 18 Федерального закона „Об экологической экспертизе“ и Федеральный закон „Об охране окружающей среды“» появились четкие правовые основания для изменений в действующий порядок выдачи КЭР и процедуру рассмотрения и одобрения проектов ППЭЭ, поскольку с 2020 года Министерство промышленности и торговли Российской Федерации уполномочено на осуществление оценки соответствия технологических процессов, оборудования, технических способов, методов, применяемых на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, наилучшим доступным технологиям.

Поэтому крайне важно ускорить работу по формированию системы оценки НДТ, проработав порядок и правила формирования экспертного сообщества НДТ для экспертной поддержки их внедрения на российских предприятиях и достижения показателей федерального проекта «Внедрение наилучших доступных технологий» в составе национального проекта «Экология».

Арина ВОЛОСАТОВА,

Олег ГРЕВЦОВ, ФГАУ «НИИ ЦЭПП» (Бюро наилучших доступных технологий)

Понравился материал? Поделитесь с коллегами
Свежий номер «»

«Эковестник» №2 • 2021

Читать

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.