К нам часто обращаются природопользователи с целью проверки правильности исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду. В данной статье мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся вопросы и спорные моменты, возникающие при исчислении платы за НВОС, из нашей юридической практики.
Евгений ЖАРОВ, адвокат по экологическим спорам, кандидат экономических наук, юридическая компания Zharov Group
Основные трудности, возникающие у природопользователей при получении требований о доначислении платы за НВОС, возникают в связи с использованием повышающих коэффициентов.
Например, в ходе проведения плановой проверки надзорный орган установил, что размещение отходов на полигоне в 2019 году осуществлялось при отсутствии документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Таким образом, при исчислении платы за НВОС при размещении отходов надзорный орган будет применять
Пунктом 21 постановления № 255 вводится повышающий коэффициент в следующих случаях: при отсутствии комплексного экологического разрешения; при непредоставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду; при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.
При наличии одного из указанных случаев при исчислении платы за НВОС будет применяться
В этой связи отсутствует необходимость применения повышающих коэффициентов в период с 16 марта 2017 по 1 января 2020 года.
Для стимулирования природопользователей к проведению мероприятий по снижению НВОС при размещении отходов введены дополнительные коэффициенты, перечисленные в пункте 6 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды.
Так, при исчислении платы за НВОС природопользователи часто забывают применять стимулирующие коэффициенты.
Приведем пример, иллюстрирующий эффективность использования стимулирующего коэффициента.
Пример 1. Общество размещает образуемые отходы на собственном объекте размещения отходов (объект внесен в государственный реестр).
В таком случае надлежит применять стимулирующий коэффициент 0,3 вместо 1,0.
Использование стимулирующего коэффициента при размещении 60 тысяч тонн отходов ежегодно составит экономию платежей свыше 30 миллионов рублей.
Пример 2. При образовании отходов, например IV класса опасности, в результате добычи полезных ископаемых в период с 1 января 2017 до 1 января 2020 года природопользователи вполне могут применить положения пункта 16 постановления № 255, действовавшие в указанный период, и снизить плату за НВОС примерно в 600 (имеется позиция центрального аппарата Росприроднадзора и судебная практика).
Учитывая изложенное, отмечаем возможность природопользователей по возврату излишне уплаченной суммы платы за НВОС при размещении отходов за период с 1 января 2017 по 1 января 2020 года.
Возможность отнесения вещества или предмета к отходу или к продукции отражена в письме от 6 ноября 2013 года № 05-12-44/21713 Минприроды России. В частности, ведомство разъяснило вопросы об отнесении иловых осадков к отходам производства.
Минприроды разъяснило, что осадки сточных вод, образующиеся в результате производственной и иной деятельности, при наличии соответствующих технических условий могут быть реализованы как продукция для производства работ, оказания услуг.
Таким образом, образующееся вещество или предмет можно отнести к продукции, а не к отходу при соблюдении определенных условий.
В этой связи природопользователь имеет законную возможность для освобождения бремени внесения платы за НВОС при размещении определенных видов отходов.
Еще одним, пожалуй, непопулярным видом освобождения от бремени внесения платы за НВОС при размещении отходов является подтверждение исключения негативного воздействия на окружающую среду.
Пунктом 6 постановления № 255 установлено, что при размещении отходов на объектах размещения отходов, исключающих негативное воздействие на окружающую среду и определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами, плата за размещение отходов не взимается.
Подтверждение исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов регулируется постановлением Правительства РФ от 26 мая 2016 года № 467. В этом случае можно снизить размер платы за НВОС при размещении отходов до нуля рублей.
Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.
По словам адвоката, основные трудности при получении требований о доначислении платы за НВОС возникают у природопользователей в связи с использованием повышающих коэффициентов.