В 1971 году Валентина Васильевна Украинцева стала сотрудником Ботанического института (БИН РАН, Санкт-Петербург), получившего дополнительную штатную единицу от президиума АН РФ (СССР) для нее — специалиста в области палинологии. Впоследствии именно она впервые представила науке уникальные методы реконструкции окружающей среды и климата прошлого Земли с прогнозами на будущее и внесла величайший вклад в изучение Арктического региона.
— Валентина Васильевна, после окончания университета вы работали в НИИ географии Ленинградского государственного университета и подготовили кандидатскую диссертацию. Какой теме она была посвящена?
— Действительно, я несколько лет работала в НИИ географии. Без отрыва от основной работы подготовила кандидатскую диссертацию на тему «Пыльца семейства Cistaceae (Ладанниковые)» и успешно защитила ее на заседании ученого совета Ботанического института РАН СССР в 1970 году (Ленинград).
В конце декабря того же года профессор, заслуженный деятель науки Борис Анатольевич Тихомиров пригласил меня поучаствовать в изучении содержимого желудочно-кишечного тракта ископаемой лошади, обнаруженной в отложениях золотоносного полигона в долине реки Индигирка в Якутии. Сотрудники лаборатории Крайнего Севера БИН, им руководимой, провели на место находки лошади комплексную экспедицию по изучению окружающей среды этого района. На основе этого материала я сделала спорово-пыльцевой анализ.
Осенью 1971 года Борису Анатольевичу предстояло отчитаться ученому совету БИН о результатах экспедиции, в том числе на основании отчетов ее участников. Отчет был высоко оценен и принят ученым советом, а нам это дало возможность получить дополнительную штатную единицу специалиста-палинолога (палинология — наука на стыке ботаники, геологии, палеогеографии, палеоботаники, связанная с изучением ископаемых споро-пыльцевых спектров из отложений различного геологического возраста. Таким образом, в конце декабря 1971 года меня зачислили в штат лаборатории Крайнего Севера БИН АН СССР.
— Какие интересные темы исследований были в вашей практике?
— С 1971 по 1979 год в различных регионах Сибири кроме ископаемой лошади было найдено еще шесть уникальных трупов и скелетов ископаемых животных — представителей «Мамонтового фаунистического комплекса»: пяти мамонтов, включая хорошо сохранившийся труп мамонтенка Димы, и бизона. Работы был непочатый край как для меня лично, так и для представителей всех других специальностей академических и неакадемических учреждений нашей страны, а также и для зарубежных ученых — геологов, геоморфологов, палеонтологов, флористов, геоботаников, физиологов и других специалистов в области наук о Земле.
Президиум АН СССР придавал исключительное значение такого рода находкам и их исследованиям.
В моей многолетней исследовательской работе самыми важными и интересными с 1971 года стали исследования по изучению окружающей среды Сибири — растительного покрова (флоры, растительности) и климата эпохи мамонта и его спутников. Эти исследования я проводила в течение 43 лет: 26 из них проработала в Ботаническом институте РАН, 17 — в Таймырском государственном заповеднике.
В 1988 году я защитила докторскую диссертацию «Флора, растительность и природные условия Сибири эпохи мамонта» (по результатам исследований содержимого кишечных трактов ископаемых животных и вмещающих их отложений), а в 2002 году вышла моя монография «Растительность и климат Сибири эпохи мамонта». Кроме того, в России опубликовано четыре коллективные монографии с моим участием по проблеме изучения останков ископаемых животных и реконструкции условий их жизни, найденных на территории России.
В Англии в 2013 году издана моя книга Mammoths and the Environment. Информация о ней дана на сайте cambridge.org/9781107027169.
— Известно, что благодаря вашим исследованиям можно спрогнозировать характер и динамику изменения климата на полуострове Таймыр за последние 10,5 тысячи лет и дать прогноз изменения климата до 2048 года в Арктике. Действительно ли такой длительный период времени можно обобщить?
— Впервые мной были представлены принципиально новые методы реконструкции климатов прошлого и прогнозирования изменений климата Земли в будущем на основании использования данных метода спорово-пыльцевого анализа, метода радиоуглеродного анализа, современных метеорологических данных, данных о солнечной активности, выраженной в относительных числах Вольфа (Wm2). В их основе лежит использование авторского принципа «индекс сходства» (Similarity Index). По индексам сходства прослежена объективная связь между компонентами фоссильных и современных спорово-пыльцевых спектров и связь между растительностью прошлого, современной растительностью и климатом. С разработкой новых методов появилась возможность реконструировать основные элементы климатов прошлого, их отклонение от основных элементов современного климата любого из районов и регионов исследований и, следовательно, делать объективные прогнозы изменений климата локального, регионального и глобального уровней, в том числе для полуострова Таймыр и других территорий Арктики.
— Какие технологии, на ваш взгляд, дают наиболее точные результаты исследований или наблюдений? Стоит ли полагаться на цифровые решения, например дроны, при изучении отдаленных территорий?
— Цифровые технологии — это главный инструмент в исследованиях планеты Земля на биологическом и физическом уровнях. Метод индексов сходства, впервые примененный в наших исследованиях для оценки солнечных пятен, объективно доказывает связь биологических систем Земли с темными пятами на Солнце, выраженными в относительных числах Вольфа. Таким образом, базисный вывод наших многолетних исследований — миром правит математика. Что касается использования дронов, то они нужны в изучении планеты Земля для определенных целей, но не могут заменить кропотливых наблюдений и описаний специалистов в полевых условиях, в том числе при отборе различных проб из отложений, описаний растительного покрова и геологических разрезов и так далее.
— Как вы считаете, насколько оправданно столь пристальное внимание к арктическим территориям и их активное освоение?
— В 2020 году исполнилось 100 лет со времени основания Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Российской Федерации (ГНЦ РФ ААНИИ), внесшего основной вклад в изучение Арктики в XX веке. Следовательно, уже в 1920 году начались постоянные исследования в Арктике, в том числе в Северном Ледовитом океане. Исследования там проводятся с 1937 года на дрейфующих льдах, в тяжелых климатических условиях для людей, выполняющих там важнейшие работы и исследования. Сотрудники Института Арктики, дрейфующие на льдах, в
«В моей многолетней исследовательской работе самыми важными и интересными стали исследования по изучению окружающей среды Сибири — растительного покрова и климата эпохи мамонта и его спутников. Эти исследования я проводила в течение 43 лет».
В 2017 году, а это начало Международного года исследований погоды и климата Земли
— Вы, как ученый с большим стажем, можете прокомментировать, действительно ли климат меняется так, как об этом говорят сторонники глобального потепления? Может быть, здесь большую роль играет некая политическая или экономическая составляющая?
— Главный триггер изменений климата на Земле — Солнце. Советский и российский ученый Валерий Купецкий в 1998 году первым дал прогноз изменения солнечной активности. На основании него и наших новых данных представилась возможность дать единый прогноз изменений климата для территории полуострова Таймыр и некоторых сопредельных территорий Арктики. Фактически это наш совместный с Валерием Купецким прогноз — долгие годы мы работали над ним. Далее была установлена прямая связь приземных температур воздуха и облачности на Земле с количеством темных пятен на Солнце. Все эти новые данные — объективные свидетельства того, что климат Земли изменяется в ритмах активности Солнца в соответствии с его циклами и фазами по годам.
Циклы и фазы солнечной активности учтены нами по годам начиная с −4-го по
— Над какими темами вы работаете сейчас?
— Самыми значимыми в моей работе остаются проблемы экологии и изменения климата Земли, так как их решение имеет важное экономическое и социальное значение для всей планеты.
Беседовала Ирина КРИВОШАПКА
Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.
«Цифровые технологии — это главный инструмент в исследованиях планеты Земля на биологическом и физическом уровнях. Однако те же дроны не могут заменить кропотливых наблюдений и описаний специалистов в полевых условиях».