Журнал «Эковестник», №2 • 2020 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Эколог — профессия будущего

На одном из крупных российских сайтов по трудоустройству на середину апреля было зафиксировано более 1000 вакансий для экологов в разных регионах России. Заработная плата предлагается на уровне 30–50 тысяч рублей, в мегаполисах (Москва, Санкт-Петербург) есть отдельные вакансии с оплатой до 80 тысяч рублей. По аналитическим данным порталов по трудоустройству, сегодня экологи востребованы в разных отраслях, рынок труда не перенасыщен такими специалистами. Подготовка по этому направлению ведется на разных уровнях — от среднего специального образования до магистерских программ. Также растет интерес к проблемам экологии в системе школьного образования: появляются экологические классы, проводятся тематические олимпиады.

Самый первый в нашей стране образовательный курс «Охрана природы» появился в МГУ им. М. В. Ломоносова еще в 1946 году. Позже его читали в Томском, Одесском и Тартуском университетах. Однако считается, что экологическое образование в России официально появилось в 1969 году, когда открылась первая в стране кафедра охраны природы в Казанском государственном университете. Там же в 1989 году был создан первый экологический факультет. Уже к концу 1970-х годов в нашей стране накопился большой опыт в сфере экологии, в том числе и в области образования. Экологи старшего поколения вспоминают международную конференцию по экологическому образованию, проходившую в Тбилиси в 1977 году. Тогда СССР был признан одним из мировых лидеров по вопросам охраны окружающей среды. Участники конференции сформулировали основные задачи и методы природоохранного образования, многие из которых остаются актуальными и сегодня.

В конце 1970-х годов курс «Охрана природы» преподавали в разных вузах для студентов самых разных специальностей — педагогических, сельскохозяйственных, строительных и т. д. Основная цель курса — «дать целостное представление о наиболее горячих точках взаимодействия человечества и природы». Однако об отдельной специальности и факультете речи пока не было.

Второй расцвет экологического образования пришелся, как ни странно, на первую половину 1990-х годов. Тогда экологические проблемы бурно обсуждались в профессиональном сообществе, в СМИ. В 1995 году впервые «Экология» как самостоятельный предмет был введен в федеральный базисный учебный план и стал обязательным предметом во всех школах России, а в вузах стали появляться первые факультеты по этому направлению.

Сегодня профессию эколога можно получить более чем в 130 вузах России. Конечно, эколог — понятие очень широкое. В рамках этого направления существуют различные специальности и профили: биоэкология, биотехнология, лесное дело, природообустройство и водопользование, техносферная безопасность, экология и природопользование, радиоэкология, экологический менеджмент и т. д.

Большой опыт в области экологического образования открывает широкие возможности для подготовки специалистов. Но если раньше речь шла о сохранении и бережном отношении к природе, взаимодействии человечества и природы, то в 2020-е годы перед экологическим образованием стоит новая задача: подготовка кадров для принципиально новой, ресурсо- и энергосберегающей экономики.

Очевидно, что в этом деле необходимо взаимодействие университетов, предприятий-природопользователей, бизнес-структур, органов власти. Для того чтобы решить эти взаимосвязанные проблемы в области подготовки специалистов, в этом году был создан Международный научно-образовательный консорциум «Кадры для зеленой экономики». В него вошли ведущие вузы, научные организации, представители региональных и федеральных органов власти, бизнес-структуры, общественные организации. Установочная сессия консорциума прошла в Российском университете дружбы народов (РУДН), где был создан один из первых экологических факультетов России. По словам ректора РУДН Владимира Филиппова, в настоящее время необходима радикальная модернизация подготовки специалистов в сфере экологической политики, управления природопользованием, а также внедрения методов инженерной экологии. Для этого нужно разработать универсальные междисциплинарные инновационные образовательные программы экологического содержания в различных сферах естественно-научного и гуманитарного образования.

И. о. заведующего кафедрой управления природопользованием и экологической безопасностью Государственного университета управления (ГУУ) Светлана Киселева считает, что сегодня необходимо сделать акцент на развитии эколого ориентированного образования, обязательном введении в учебный процесс наук о рисках и безопасности. В новых реалиях нужно готовить менеджеров нового поколения — так называемых эколого ориентированных менеджеров и менеджеров по устойчивому развитию. Более того, в России есть вузы, которые уже накопили опыт эколого ориентированного образования.

Для того чтобы реализовать эти идеи и совершенствовать образование в сфере экологии и природопользования, коллектив кафедры ГУУ предлагает реализовать определенные меры на уровне Российской Федерации. Среди них: увеличение в ведущих университетах России числа бюджетных мест в сфере экологии и природопользования; создание механизма стимулирования обязательного повышения квалификации и переподготовки профессорско-преподавательского состава вузов по этому направлению. Также предлагается сформировать экспертные образовательные сообщества как в профильных учебно-методических объединениях, так и при общественных организациях.

— В условиях технологического развития любой вид менеджмента должен быть по определению эколого ориентированным, а знак его общественного и экономического эффекта (позитив или негатив) зависит от уровня экологической культуры и грамотности управленцев, — считает Светлана Киселева.

В инновационном центре «Сколково» не так давно создали очень интересный проект — Атлас новых профессий, который помогает абитуриентам выбрать подходящую специальность и при этом быть востребованными на рынке труда. В этом проекте приняли участие около 2500 экспертов из России и других стран. Они спрогнозировали востребованные профессии по 19 отраслям экономики на ближайшие 5–10 лет. Стоит отметить, что в двадцатке самых востребованных профессий будущего по разным отраслям значительное место отводится специалистам, так или иначе связанным с экологическими профилями. Это, например, биотехнологи — те, кто будет заниматься заменой имеющихся небиотехнологических решений продуктами биотехнологии: создавать биотопливо, строительные биоматериалы и т. д. Или урбанисты-экологи, которые будут специализироваться в области строительства, энергетики и контроля за состоянием окружающей среды. Или, например, сити-фермеры — специалисты, которые смогут грамотно обустраивать и обслуживать агропромышленные комплексы в многоэтажных жилых кварталах.

Через 10–50 лет, по мнению авторов Атласа новых профессий, будут востребованы еще более неожиданные специальности: например, архитектор живых систем — специалист по проектированию и созданию технологий замкнутого цикла с участием микроорганизмов и генетически модифицированных организмов. Он будет рассчитывать мощности биореакторов, разрабатывать проекты городских ферм и системы переработки мусора.

Возможно, эксперты и ошибаются в прогнозах, но очевидно, что профессия эколога становится все более востребованной, а экологическое образование переживает большую трансформацию: вузы и профессиональное сообщество адаптируются к подготовке специалистов для ресурсо- и энергосберегающей экономики.

Олеся ПЕНКИНА

Понравился материал? Поделитесь с коллегами
Свежий номер «»

«Эковестник» №2 • 2021

Читать

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.