За несколько десятилетий Китай превратился в индустриальную державу, которая снабжает весь мир дешевой техникой, продуктами питания и автомобилями. Цена экономических побед страны — рост благосостояния Поднебесной и экологическая катастрофа ее жителей.
Не секрет, что КНР — крайне консервативная страна, которая не любит открыто заявлять о своих проблемах. Именно поэтому об экологической катастрофе, которая десятки лет надвигалась на республику, не догадывались даже местные жители. Смог, кислотные дожди и песчаные бури стали обыденной реальностью для многих провинций государства. Политика замалчивания повлекла за собой не только загрязнение воздуха, отравление почвы и ухудшение качества воды, но и рост числа заболеваний органов дыхания, а также увеличение численности раковых больных.
Когда климатические изменения затронули соседние государства — Монголию и КНДР, — молчать об экологическом бедствии стало бессмысленно. Выяснилось, что большинство заводов и фабрик, обеспечивающих рост экономики Поднебесной, выбрасывают в воздух тонны отравляющих веществ. Кроме того, практически все китайские ТЭЦ работают на угле — самом вредном для экологии топливе. Тогда перед партийным руководством встал серьезный вопрос: как урегулировать ситуацию, не замедлив промышленный рост страны и не потеряв свое влияние на мировой арене.
В феврале 2013 года крупнейший финансовый конгломерат Германии Deutsche Bank выступил с жесткой критикой руководства республики. В официальном отчете компании сказано, что в ближайшее десятилетие потребление угля и продажа автомобилей в стране будут расти опережающими темпами.
— Загрязнение воздуха в Китае с нынешнего уровня, который уже невозможно терпеть, ухудшится еще больше, — прогнозировали аналитики Deutsche Bank.
Молчавшие прежде граждане начали организовывать массовые протесты против промышленного загрязнения окружающей среды, требуя в том числе сокращения химического производства на нефтеперерабатывающих заводах. Тогда руководство КНР приняло решение: взять неудобный, но необходимый курс на восстановление экосистемы страны.
С
Стране пришлось отказаться от угля — на его место пришел газ, но инфраструктура крупных городов и провинций оказалась не готова к более чистому топливу. Ни административные учреждения, ни простые граждане не желали оставаться без отопления, поэтому правительство решило замедлить борьбу с загрязнением воздуха, переключив внимание на повышение экологической грамотности населения.
Выступая в октябре 2017 года на XIX съезде Коммунистической партии, председатель КНР Си Цзиньпин не только признал проблемы окружающей среды республики, но и поставил задачу на ближайшие пять лет — «построить экологическую цивилизацию». По его мнению, «это благородное дело эпохи, несущее благо последующим поколениям».
Однако при реализации задуманного чиновники акцентировали внимание не на эффективности предлагаемых и внедряемых инициатив, а на экологических рейтингах подвластных провинций, поскольку самые чистые регионы получали дополнительные инвестиции в бюджет, а представителям самых грязных приходилось лично оправдываться перед партийным руководством за плохую работу.
Важным шагом в «светлое будущее» стало утверждение в 2017 году стратегии развития Китая «Пять в одном», предусматривающей комплексные изменения в области потребления ресурсов и системе контроля за состоянием окружающей среды к 2020 году.
К указанному сроку власти КНР намеревались посадить деревья на более чем четверти территории республики, восстановить 35% береговой линии, расширить растительные прерии на 56%, сократить потребление воды на 23%, энергии — на 15%, выбросы углерода на единицу ВВП — на
Добиться прорыва в области экологии Китай планировал при помощи комплекса реформ. Ставка делалась на ускорение разработки системы разрешений на промышленные выбросы, создание национальной онлайн-системы мониторинга окружающей среды и источников загрязнения, усовершенствование системы раскрытия экологической информации, а также на усиление надзора федерального правительства за выполнением экологических обязательств органами власти на местах.
Большой победой для КНР стало строительство в 2018 году в городе Хэцзянь экопарка. Зеленый оазис возник на месте огромной помойки, которая десятилетиями отравляла воздух населенного пункта. Теперь любой желающий может прогуляться по 51 гектару зеленых насаждений. А до конца этого года состоится открытие коридора миграции водоплавающих птиц в регионе «Большого залива», включающем три большие провинции: Гуандун, Сянган и Аомэнь.
В августе 2019 года Министерство экологии и окружающей среды КНР обнародовало отчет о состоянии окружающей среды. В документе сказано, что в 2018 году в 338 городах республики хорошее качество воздуха наблюдалось в течение 79,3% дней, что на 1,3 процентного пункта больше, чем годом ранее.
В то же время в отчете о морской экологии и водной среде государства отмечается, что доля прибрежных вод с хорошим качеством воды составляет 74,6% — на 6,7 процентного пункта больше, чем в
Кроме того, Китай активно переходит к «зеленой» энергетике, развивая возобновляемые источники энергии. Сегодня в Поднебесной разрабатываются и производятся солнечные панели, тестируются проекты по применению водородных источников энергии.
— Если обратиться к истории развития человечества, можно заметить, что улучшение экологической среды всегда сопровождалось процветанием культуры и цивилизации, а ослабление экологии влекло ее затухание. Модель развития цивилизации по принципу «убить курицу, чтобы получить яйцо, и осушить пруд, чтобы выудить рыбу» более неактуальна. «Зеленое» развитие, защита экологии стали основой будущего, — заявил Си Цзиньпин на церемонии открытия международной выставки садово-паркового искусства ЭКСПО-2019. — Мы должны защищать окружающую среду так, как защищаем собственные глаза, должны обращаться с экологией так же, как с собственной жизнью. Необходимо выстраивать фундамент экологической цивилизации и идти по пути «зеленого» развития.
5 марта 2019 года на ежегодной сессии Всекитайского собрания народных представителей были затронуты проблемы окружающей среды. Обещая вернуть гражданам голубое небо, чиновники заявили о готовности выделить 25 миллиардов юаней для борьбы с загрязнением воздуха — на 25% больше, чем в прошлом году. Для предотвращения загрязнения воды и почвы из центрального бюджета выделят 30 миллиардов юаней и 5 миллиардов юаней соответственно, что на 45,6 и 42,9% выше показателя прошлого года.
В 2020 году правительство КНР подведет итоги реализации стратегии «Пять в одном». Учитывая то, что планы руководства страны относительно сокращения доли угольной генерации, строительства парковых зон, очищения водоемов и уменьшения уровня выбросов в атмосферу СО2 реализуются на практике, вполне возможно, в скором времени Китай превратится в новую «экологическую цивилизацию», как и обещал лидер страны Си Цзиньпин.
Мария ПЛЮХИНА
Пандемия как ключ к спасению
Экоактивисты ликуют: в полупрозрачные воды Венеции вернулись рыба и белые лебеди, в фонтанах Рима появились утки, на острове Сардиния дикие кабанчики гуляют по улицам города. За несколько месяцев распространения коронавируса ученые по всему миру зарегистрировали ощутимое снижение выбросов NO₂ и CO₂, связанных с замедлением темпов роста промышленности. Впервые за десятки лет небо над городами очистилось от смога. Причина одна — вирус COVID-19.
Аналитики Центра исследований энергии и чистого воздуха (CREA) установили, что в период с 3 февраля по 1 марта выбросы CO₂ в КНР снизились на 25% от уровня аналогичного периода 2019 года. Фактически за февраль промышленность страны не произвела 200 миллионов тонн CO₂. Для сравнения: это больше половины всего годового объема выбросов в Великобритании. Из-за пандемии производство в основных отраслях экономики упало на
Специалист по экологическим ресурсам Стэнфордского университета Маршалл Берк сделал сенсационный вывод: «число жизней, теоретически спасенных вследствие сокращения загрязнения воздуха в КНР на фоне эпидемии коронавируса, превышает число реально погибших от вируса в этой стране». Ученый подсчитал, что два месяца сокращения загрязнения окружающей среды спасли в Поднебесной жизни четырех тысяч детей в возрасте до пяти лет и 73 тысяч взрослых старше 70 лет.
Создается впечатление, что природа решила отдохнуть: она вынудила человечество приостановить промышленную гонку и заставила специалистов научно-технического сектора искать панацею от невидимой вирусной угрозы. Рано или поздно лекарство будет создано, но за время вынужденной изоляции люди так и не научатся жить по-другому, в этом уверены ученые международных организаций и исследовательских университетов. В то время как большая часть мира охвачена пандемией, в КНР, источнике заражения COVID-19, уровень угрозы заболевания снизился. Предприятия вновь начали работать, а значит, производить выбросы CO₂ в атмосферу.
— Нынешние объемы выбросов как в городских районах, так и в промышленных центрах уже близки к докризисным уровням, — считает аналитик CREA Лаури Милливирта.
Значит ли это, что правительство КНР откажется от «зеленой» стратегии развития страны или, наоборот, месяцы вынужденного бездействия станут началом нового этапа процветания государства? Очевидно одно: сейчас Китай можно сравнить с лакмусовой бумагой, на которой проявятся все попытки правительства выбраться из затянувшегося кризиса. От того, какой путь будет выбран, какие методы будут использованы в достижении поставленных целей, зависит будущее многих стран. Если китайский народ на своем примере покажет, как обеспечить существование людей и экономическое процветание страны в условиях снижения выбросов NO₂ и CO₂, то и перед правительствами других государств появится выбор: последовать легкому традиционному пути или наконец начать выстраивать новые модели развития стран.
Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.