Журнал «Эковестник», №3 • 2020 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Финансовый фундамент «зеленого» развития

Минэкономразвития России подготовило проект распоряжения правительства, закладывающего основы системы «зеленого» финансирования в нашей стране. Оно будет привлекаться в проекты, направленные на улучшение экологической ситуации или на минимизацию наносимого природе вреда.

Процесс запущен

— Сейчас в мире наблюдается бум устойчивого развития. Ситуация с глобальной пандемией еще острее обозначила проблему. Не секрет, что перед нами также остро стоит климатическая повестка, — отметил заместитель министра экономического развития России Илья Торосов в ходе круглого стола на тему «Зеленое развитие в России: время действовать!».

Минэкономразвития разработало и внесло в правительство так называемый климатический пакет. В рамках комплексного подхода к данному вопросу МЭР также подготовило проект распоряжения об устойчивом развитии. В том числе проект распоряжения правительства, закладывающего основы системы «зеленого» финансирования в РФ.

— В России уже накопился свой собственный опыт эмиссии облигаций, соотносящихся с целями устойчивого развития, на сумму более 70 миллиардов рублей в эквиваленте. Это в том числе девять локальных выпусков «зеленых» и социальных облигаций, два выпуска еврооблигаций и некоторое количество «зеленых» кредитов, — уточнил замминистра.

Распоряжение запустит на государственном уровне процесс утверждения целей и направлений устойчивого (в том числе «зеленого») развития, разработки критериев соответствующих проектов и требований к системе верификации проектов, а также реализации стимулирующих мер. В документе предлагается закрепить за Минэкономразвития координирующую роль в разработке критериев отнесения проектов и финансирующих инструментов к «зеленым», требований к системе верификации, стимулирующих мер. Предполагается, что распоряжение станет фундаментом ответственного финансирования в России.

— Мы планируем создать и в дальнейшем координировать специальную Межведомственную рабочую группу (МРГ), — поясняет Илья Торосов. — В нее войдут профильные органы исполнительной власти, представители Банка России, институтов развития, бизнеса и профессионального сообщества.

ВЭБ.РФ, согласно проекту распоряжения, предложен в качестве центра компетенций с осуществлением функций методологического центра.

— Надеемся, что распоряжение сможет стать надежным фундаментом развития отечественного инвестирования в России, позволит привлечь небюджетные средства в проекты устойчивого, в том числе «зеленого», развития. Начинаем мы с «зеленого» финансирования, это видится правильным первым шагом по продвижению устойчивого развития, — отметил представитель Минэкономразвития.

Не только кнут, но и пряник

В планах работы Комитета Госдумы по финансовому рынку — подготовка конкретных законодательных инициатив в поддержку «зеленого» финансирования в России, сообщил председатель комитета Анатолий Аксаков.

Участившиеся в последнее время эксцессы с загрязнением окружающей среды, пандемия, вызванная коронавирусом, сделали экологическую повестку более актуальной. В результате в комитете была создана рабочая группа, которая проанализирует законодательные нормы и определит причины происходящего. По итогам будут разработаны и предложены законодательные инициативы. Во-первых, это коснется требований к компаниям, причем не только непосредственно к юридическим лицам, но и к их менеджменту.

16.jpg

Илья Торосов, заместитель министра экономического развития РФ:

— В России уже накопился свой собственный опыт эмиссии облигаций, соотносящихся с целями устойчивого развития, на сумму более 70 миллиардов рублей в эквиваленте. Это в том числе девять локальных выпусков «зеленых» и социальных облигаций и два выпуска еврооблигаций.

По мнению Анатолия Аксакова, экологические вопросы имеют стратегическую важность, однако тут необходим не только кнут, но и пряник. А именно меры стимулирования. В том числе налоговые льготы для компаний, которые рачительно относятся к окружающей среде, выделяют на это средства.

— Нужно стимулировать инвесторов, в частности тех, кто вкладывается в финансовые инструменты, и таким образом повышать их интерес к инвестициям в «зеленые» экологические проекты, — подчеркнул депутат. — Мы считаем необходимым четко прописать в законодательстве, что такое «зеленые» финансовые инструменты, и под них выстраивать целые программы мер поддержки. Например, для инвесторов, которые платили бы меньше по купонному доходу или вообще освобождались бы от соответствующего налогообложения.

До конца 2023 года рынок «зеленого» финансирования в России составит 3 триллиона рублей.

Однако, по мнению Анатолия Аксакова, соответствующие меры должны быть закреплены регуляторно. Например, снижение риска по «зеленым» инструментам даст возможность привлекать средства самого Центрального банка под залог и простимулирует процесс развития «зеленого» финансирования.

— Жизнь показывает, что необходимо выдвигать эту повестку на передний край. Безусловно, мы должны учитывать и позицию нашего крупнейшего партнера — ЕС. Поэтому предполагается в значительной степени имплементировать европейские директивы в наше законодательство. Вместе с тем нужно учитывать специфику России, — считает депутат.

С учетом мирового опыта

Объем выпусков «зеленых» облигаций в мире с 2015 года увеличился более чем в пять раз, а в 2019 году вырос на 90 миллиардов долларов и составил 260 миллиардов долларов. По данным Центра экономического прогнозирования Газпромбанка, наибольшее количество «зеленых» облигаций приходится на электроэнергетический (30%) и строительный (30%) секторы, около 20% — на транспорт.

Вице-президент Газпромбанка Денис Шулаков уверен: у России большие перспективы в сфере устойчивого развития.

Согласно оценкам экспертов, наибольший спрос на привлечение средств под экологические проекты зафиксирован со стороны транспортного сектора — 600–800 миллиардов рублей ежегодно до 2024 года. Уже сейчас из 1,2 триллиона рублей инвестиций в транспортный сектор половина приходится на проекты, способствующие улучшению влияния деятельности человека на окружающую среду. Компании энергетической сферы запланировали проекты на сумму 400–500 миллиардов рублей в год, химического комплекса — на 100–200 миллиардов рублей.

В России эти инструменты только начинают развиваться. В сектор устойчивого развития Московской биржи, созданный в 2019 году, входят выпуски общим объемом 12 миллиардов рублей. Также «зелеными» были признаны размещенные ранее на Московской бирже облигации «Ресурсосбережение ХМАО» на 1,1 миллиарда рублей. Аналогичные бумаги на Ирландской и Швейцарской биржах на 500 миллионов евро и на 250 миллионов швейцарских франков соответственно разместила РЖД в мае 2019-го и марте 2020 года.

От 15 до 40% проектов, запущенных в 2019 году, могли бы претендовать на статус «зеленых» в портфеле ВЭБ.РФ.

Кстати, РЖД уже разработала и представила предложения по стимулированию рынка ответственного инвестирования. Компания предлагает упростить действующие механизмы субсидирования, ввести налоговые льготы для эмитентов и инвесторов в части процентного дохода по облигациям, принять пониженный коэффициент нагрузки на капитал банков при финансировании инструментов ответственного инвестирования.

— За прошедшее десятилетие на мировом рынке выработано общее понимание, что акционерная стоимость не является единственным, все определяющим критерием, — комментирует управляющий директор по взаимодействию с эмитентами и органами власти Московской биржи Владимир Гусаков. — Перед публичными компаниями стоит задача поиска разумного баланса между интересами акционеров, социума и экологии. Обсуждаемые сегодня меры поддержки, появление российских «зеленых» денег создадут возможность реализации принципов ответственного инвестирования на отечественном финансовом рынке.

Скидка за «зеленость»

По словам заместителя председателя ВЭБ.РФ Алексея Мирошниченко, в мире спрос на «зеленые» облигации серьезно превышает предложение. Активы под управлением фондов «зеленых» облигаций растут на 50% в год против 8% в случае классических облигаций. Как следствие, в последние два года сформировалась скидка за «зеленость», так называемая greenium, которая составляет в среднем 17 базовых пунктов для заимствований в долларах и может достигать более чем 50 базовых пунктов в отдельных секторах.

— При разработке нашей системы «зеленого» финансирования мы стремимся обеспечить российским эмитентам облигаций премию, тот самый greenium. Поскольку чисто рыночными стимулами ее обеспечить сейчас трудно, на первом этапе, пока этот сегмент рынка еще находится в процессе становления, рассчитываем компенсировать разницу средствами государственного стимулирования и нашими собственными ресурсами, — уточнил Алексей Мирошниченко.

Источниками «зеленых» проектов в фокусе ВЭБ.РФ могут стать, к примеру, проекты создания или модернизации производств, связанные с уменьшением вредных выбросов и с энергоэффективностью, уверен заместитель председателя ВЭБ.РФ Юрий Корсун. А также проекты в области использования электротранспорта и транспорта на газомоторном топливе; проекты, связанные с управлением ТБО, с чистой водой и чистым воздухом; и в будущем, возможно, строительные проекты (в случае использования экологичных материалов) и проекты с высокой энергоэффективностью.

— Мы проанализировали сделки, одобренные в 2019 году, и пришли к выводу, что от 15 до 40 процентов проектов в зависимости от методологии могли бы быть отнесены к «зеленым», — отметил Юрий Корсун. — Хотя сделки и не были формально верифицированы как «зеленые», они относятся к «зеленым» направлениям деятельности. Сюда можно отнести и электрический подвижной состав, и танкеры-газовозы, работающие на газомоторном топливе, и крупный проект «Энергия из отходов».

17.jpg

Юрий Корсун уточнил, что ВЭБ.РФ не исключает возможность предоставления гарантий по «зеленым» проектам по механизмам, схожим с антикризисными мерами Правительства России.

Нужны быстрые и понятные инструменты

Объем рынка «зеленого» финансирования до конца 2023 года в России составит около 3 триллионов рублей. Такой прогноз озвучил первый заместитель председателя правления Сбербанка Александр Ведяхин.

— Мы выделяем на рынке «зеленого» финансирования три составные части. Первая — это промышленная экология. По нашим оценкам, объем этого направления до конца 2023 года составит 1,6–1,8 триллиона рублей, — комментирует он. — Второе направление — проекты городской инфраструктуры: управление твердыми коммунальными отходами, хорошая вода для городов и так далее. Инвестиции в это направление мы оцениваем в 0,8–1 триллион рублей за тот же период. И третье направление — это корпоративные ESG-инвестиции, когда предприятия сами улучшают свой вклад в экологию, снижают углеродный след. Это еще около 500 миллиардов рублей.

При разработке мер, которые позволят обеспечить достаточное финансирование этих направлений, Александр Ведяхин призвал сконцентрировать внимание на инструментах с максимальным мультипликатором, в первую очередь на субсидировании процентной ставки по «зеленым» кредитам. Кроме того, эффективной стимулирующей мерой было бы снижение риск-весов (коэффициент, отражающий уровень риска и используемый при расчете взвешенных по риску показателей) по «зеленым» кредитам со стороны Центробанка. За счет того что затраты на капитал в этом случае будут снижаться, банки смогут давать дополнительный дисконт.

Наконец, необходима методология, позволяющая определять кредиты как «зеленые», и кто-то должен быть наделен правом такого определения.

— Это самые быстрые и понятные инструменты, — подчеркнул первый зампредседателя правления Сбербанка, также указав на важность развития рынка «зеленых» облигаций.

Славяна РУМЯНЦЕВА

Понравился материал? Поделитесь с коллегами
Свежий номер «»

«Эковестник» №2 • 2021

Читать

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.