Согласно данным Росприроднадзора, в 2019 году в России было зарегистрировано 819 разливов нефти против 3053 в
Разливы нефти происходят по различным причинам: аварии при порывах нефтепроводов при добыче, транспортировке и перегрузке, незаконные врезки в нефтепроводы, нарушение правил эксплуатации оборудования, несвоевременное реагирование обслуживающего объект персонала.
При этом существует три категории разлива: первая, имеющая статус местного значения, — разлив до 1,5 тонны, вторая, так сказать, федерального уровня, — от 1,5 до 5 тысяч тонн и третья, которая уже имеет мировое значение, — свыше 5 тысяч тонн.
По данным государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды РФ в 2018 году», опубликованного на сайте Минприроды России, недобор нефти при порывах нефтепроводов составляет почти 55 тысяч тонн при объемах добычи 555 миллионов тонн в 2018 году.
Эколог, председатель правления АНО «Равноправие» Наталья Соколова отмечает, что в 90% случаев причиной порывов нефтепроводов в России является коррозия труб. Эти разливы можно было предотвратить, если заблаговременно заменить ветхие нефтепроводы.
По оценкам экспертов, чтобы решить в стране проблему ветхих аварийных нефтепроводов, многим из которых более 30 лет, в течение пяти лет ежегодные инвестиции должны составлять
Ответственность, которую несут нефтяные компании в России за разливы нефти, в основном заключается в применении штрафных санкций и уплате компенсации причиненного ущерба окружающей среде.
— Размер штрафа в среднем составляет 300 тысяч рублей, что несоизмеримо с многомиллиардными доходами компаний и стоимостью проведения работ по реконструкции и ремонту, — говорит Наталья Соколова.
При этом, продолжает она, расчет и уплата ущерба возможны только по факту аварии и нефтеразлива, а методики его расчета довольно сложны, требуют четкого контроля сроков и мест отбора проб, качественной работы инспекторов и лабораторий. В противном случае существует риск опротестования размера ущерба в суде вплоть до полной отмены просто на основании несоблюдения инспекторами и лабораториями сроков и процедур.
— Но даже в случае согласия предприятия с рассчитанной суммой ущерба и готовностью его компенсировать оно может провести мероприятия не только по устранению аварии, но и по ремонту своего оборудования — цистерн или нефтепроводов. Соответственно, такой подход не стимулирует предприятия к превентивному финансированию, контролю и своевременному ремонту своего фонда, — убеждена эксперт.
В мировой практике большую роль в регулировании и контроле играют рыночные механизмы, одним из которых является блок зеленого финансирования и кредитования.
Так, например, с 2014 года наблюдается серьезное сокращение банковского финансирования нефтяной отрасли. Причина — переход банков и фондов к принципам устойчивого и ответственного финансирования проектов и отказ от вкладов в «грязные» производства. Недавним примером является отказ от акций в компании, занимающейся разведкой месторождений нефти и газа, самого большого в мире Норвежского пенсионного фонда.
— «Зеленое» финансирование не зря называют устойчивым и ответственным. Его суть заключается не только в четком расчете прямых финансовых и юридических рисков по проекту, но и в ориентированности предприятия на социальные настроения, в том числе с точки зрения экологической безопасности, — отмечает Наталья Соколова.
Как показывает практика, такой подход более эффективен в части управления рисками экологических аварий и катастроф, в том числе по причине нефтяных разливов. В целом мировая тенденция сейчас — не просто отвечать за разлив нефти, а именно предотвращать и не допускать его.
В США есть ряд коммерческих проектов компаний, которые не допускают разлива с экономической точки зрения: установка их оборудования стоит 50 тысяч долларов, ликвидация аварии в случае ее возникновения и замена оборудования стоят уже 100 тысяч долларов, а штраф за разлив достигает 500 тысяч долларов.
В России уже сделаны первые шаги для формирования рыночных механизмов управления экологическими рисками. Так, Центральный банк выпустил рекомендации об ответственном инвестировании, призванные снизить финансирование проектов, которые вредят окружающей среде. Поэтому все больше банков при рассмотрении заявок на инвестиционные кредиты требуют раскрытия информации об обеспечении экологической безопасности при реализации проекта.
Эксперты отмечают: чтобы устранить последствия разлива нефти и нефтепродуктов, требуется провести целый комплекс работ, одного универсального способа нет.
— Есть факторы, играющие против, — время, температура, погодные условия, мусор на поверхности воды, течение. Максимально быстрая реакция на чрезвычайную ситуацию может уменьшить вред, наносимый природе, — говорит руководитель направления «Промышленность» Института технологий нефти и газа Ольга Орлова.
Если нефтепродукты разлились в водоеме, нужно, во-первых, локализовать территорию разлива, окружив пятно специальными боновыми заграждениями. Чем толще будет пленка нефтепродуктов, тем эффективнее можно будет ее собрать. Тонкая пленка при большом по площади пятне быстрее образует эмульсию с водой, это затруднит очистительные работы. Нефтепродукты могут «задержаться» в водоеме на 50 лет.
После локализации пятна можно приступать к очищению. Самый распространенный способ сбора — механический, его осуществляют специальным оборудованием — скиммерами. Иногда, при наличии толстой пленки, нефть просто выжигают, если позволяют условия и нет времени на механическую очистку. Если же к месту аварии опоздали и толщина пленки небольшая, после локализации пятна используют диспергенты и сорбенты.
Однако, как отмечает Ольга Орлова, диспергенты и сорбенты применять нужно с осторожностью, поскольку они небезопасны для экологии акватории. Физико-химический способ уместен только при масштабных авариях и в крайних случаях — например, чтобы не допустить расползание пятна в заповедную зону. После основного этапа очистки воды можно применить биологический способ очистки.
Существует несколько типов бактерий рода Pseudomonas и некоторые грибки, которые расщепляют нефть. При благоприятных условиях (15—25Сº, высокая насыщенность кислорода в воде) эти микроорганизмы способны окислять нефтепродукты со скоростью до 2 г/кв. м поверхности в день. При неблагоприятных условиях окисление сильно замедляется.
Участие государства позволило максимально обратить внимание на проблему оперативного устранения разливов.
Заместитель директора по развитию научно-производственной фирмы «Политехника» Максим Опря считает, что помимо безотлагательных мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с новыми климатическими рисками ввиду глобального потепления, необходимо оснащать опасные производственные объекты (ОПО) современными средствами по ликвидации аварийных разливов (ЛАРН), выполненными по новейшим мировым стандартам, с учетом экологических требований.
— Технологический процесс не стоит на месте, появляются новые разработки, которые значительно расширяют существующие технические решения при ликвидации разливов, — комментирует эксперт. — Применение для ЛАРН эластичных резервуаров ПЭР—Н — традиционных, металлических и пластиковых — международный тренд, который уже доказал свою эффективность. За счет оптимизации сроков на монтаж эластичных резервуаров ПЭР и ввода их в эксплуатацию удается в кратчайшие сроки организовать парк емкостей для оперативной локализации разлива. К тому же ПЭР-Н безопасны для окружающей среды.
Как известно, в связи с ЧС в Норильске были приняты государственные инициативы: Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон № 207‑ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты РФ». Согласно документу нефтегазовые предприятия должны пересмотреть и утвердить планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН) с учетом норильского сценария, что позволит своевременно скомплектовать резервы необходимого оборудования на случай аварийной ситуации.
Неплохим подспорьем в превентивном решении проблем разливов нефтепродуктов в России, по мнению Натальи Соколовой, также станут предлагаемые профильными ведомствами механизмы экологического страхования. Так, новые поправки к Федеральному закону «Об охране окружающей среды» предусматривают, что предприятие, которое планирует деятельность по добыче, хранению и транспортировке нефти, должно сформировать некий резервный счет или иметь банковскую гарантию для компенсирования убытков в случае аварии.
— Таким образом, предприятие самостоятельно будет принимать решение, что дешевле: вовремя починить оборудование или вложиться в компенсацию ущерба и убытков по результатам аварии, — заключила эколог.
Римма РЕМИЗОВА
Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.
Расчет и уплата ущерба возможны только по факту аварии и нефтеразлива. Однако методики его расчета довольно сложны, поскольку необходимо четко проконтролировать сроки и места отбора проб.