Журнал «Эковестник», №4 • 2020 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Лесной комплекс России: перестройка системы началась

Реализация стратегических решений по всем основным направлениям развития лесного комплекса потребует изменения законодательства, перестройки системы управления отраслью и трансформации принципов работы многих компаний.

Потребительский подход в действии

На рубеже веков отечественное лесное хозяйство фактически оказалось в упадке. За последнее десятилетие ХХ века доля России в мировой торговле лесной продукцией сократилась на порядок — с 18 до двух процентов. Повсеместной практикой стали так называемые серые схемы выделения лесных участков.

В 2006 году в этой сфере была проведена коренная реформа и предпринята, по сути, первая попытка навести порядок — вступил в силу новый Лесной кодекс, в рамках которого полномочия по распоряжению лесными ресурсами, контролю и надзору за их использованием были закреплены за субъектами Федерации. Права на использование лесных ресурсов стали распределяться на аукционах, а обязанности по охране, защите, воспроизводству лесов возложили на арендаторов лесных участков.

За 14 лет площадь арендованных территорий увеличилась на треть. Объем заготовки древесины в России вырос в 1,5 раза. Получило заметное развитие производство продукции с добавленной стоимостью: фанеры, целлюлозы, бумаги, мебели, топливных гранул.

Вместе с тем в отечественном лесном комплексе остается много острых системных проблем. Несмотря на общее развитие отрасли, укрепление лесопромышленных холдингов и появление новых современных производств, в большинстве регионов сохраняется потребительский подход к использованию лесных ресурсов. То есть применяются так называемые экстенсивные модели, когда вырубки в основном ведутся сплошным способом, причем зачастую на низком технологическом уровне, и полностью игнорируется задача восстановления лесов.

Кроме того, в развитии лесного комплекса России отмечаются явные диспропорции. Ведущие перерабатывающие предприятия отрасли находятся вдали от основных центров потребления продукции, прежде всего Азиатско-Тихоокеанского региона, где как раз и отмечается благоприятная ценовая конъюнктура, растущий спрос, в том числе на топливные гранулы. При этом дальневосточные субъекты Федерации, имея потенциально хорошие конкурентные позиции, а это низкая стоимость лесных ресурсов, удобное плечо доставки, пока не могут воспользоваться своими преимуществами и нарастить мощности по глубокой переработке древесины.

Вместо этого продолжается практика экспорта простого сырья, товаров низкого передела, зачастую через серые или откровенно криминальные схемы вывоза продукции. Также до сих пор не решена проблема незаконных рубок.

Задачи первостепенной важности

Общая проблема отрасли — недостаточный объем и качество лесохозяйственных мероприятий, которые призваны сберечь наши леса, обеспечить их защиту и воспроизводство, охрану от пожаров. Ресурсов, как финансовых, так и кадровых, на решение этих задач хронически не хватает, что напрямую сказывается на состоянии лесов и перспективах отрасли.

Такую характеристику лесному комплексу дал Президент РФ Владимир Путин на совещании о развитии и декриминализации лесного комплекса 29 сентября. Он подчеркнул, что нужно повышать качество государственного лесного надзора, в целом необходимо создать условия и прочную основу для уверенного роста и развития отрасли, и перечислил задачи, которые предстоит решить в первую очередь.

В их числе запуск федеральной информационной системы лесного комплекса, включающей государственный лесной реестр в электронной форме по общим для всех субъектов Федерации правилам. В единой системе должен производиться учет древесины и сделок с ней, чтобы было возможно проследить всю цепочку: от рубки леса до изготовления готовой продукции и ее вывоза за пределы Российской Федерации. В пилотном режиме система учета древесины и сделок с ней должна заработать с 1 января будущего года, а с 1 июля ее использование станет обязательным.

Также, по мнению главы государства, необходимо пересмотреть подходы к работе таможни, настроить ее таким образом, чтобы под видом пиломатериалов не экспортировался кругляк. С 1 января 2022 года может вступить в силу полный запрет вывоза из России необработанных или грубо, только для вида обработанных лесоматериалов хвойных и ценных лиственных пород.

Для предприятий малого и среднего бизнеса, которые сейчас работают в этой нише, нужно запустить специальную программу модернизации на базе Фонда развития промышленности. Речь идет о льготных кредитах на переоборудование производств и создание мощностей по глубокой переработке древесины. Соответствующая программа должна стартовать с 1 января 2021 года.

Дополнительно требуется настроить механизмы управления и контроля за лесами, прежде всего реформировать систему лесоустройства как основу для учета, планирования, инвентаризации и оценки лесов, четко разграничив полномочия федеральных, региональных и местных органов власти. Также нужно ввести правовой институт административного обследования лесных участков.

Еще одна задача, поставленная президентом, — развитие бизнеса и стимулирование потребления продукции лесного хозяйства отечественной экономикой. Это значит, необходимо обеспечить благоприятные условия для инвестиций в лесной комплекс внутри страны: от создания целлюлозно-бумажных и перерабатывающих производств до проектов по выращиванию лесопосадочного материала.

Нужно усилить надзор

По словам заместителя Председателя Правительства РФ Виктории Абрамченко, важным направлением в использовании земель лесного фонда остается заготовка древесины.

— Площадь лесных участков, переданных в аренду для заготовки древесины, составляет 173 миллиона гектаров, при этом ежегодное выбытие леса превышает его восстановление в среднем на 450 тысяч гектаров. Нам уже нужно восстановить более 35 миллионов гектаров выбывшего леса, — заявила Виктория Абрамченко на 490-м заседании Совета Федерации в рамках «правительственного часа» на тему «О мерах по совершенствованию государственной политики в сфере лесного хозяйства».

По мнению зампреда, одной из главных проблем в сфере лесного хозяйства остается нелегальная заготовка древесины. В этой связи в ближайшее время необходимо связать в единой государственной информационной системе все цепочки движения древесины посредством электронных сопроводительных документов — от заготовки на делянке с фиксацией движения заготовленного объема на склады.

— Мы учли предложения коллег из ФСБ о том, что к таким складам нужно установить требования, в том числе по обязательной видеофиксации движения транспортных средств и грузопотоков, — уточнила Виктория Абрамченко.

Несмотря на общее развитие отрасли, укрепление лесопромышленных холдингов и появление новых современных производств, в большинстве регионов сохраняется потребительский подход к использованию лесных ресурсов.

Эта информационная система должна обеспечить ведение электронного государственного лесного реестра по единым для всей страны правилам руками уполномоченного федерального органа. Там должны быть количественные, качественные и пространственные характеристики как земель лесного фонда, так и леса. Предлагается на первом шаге параллельно с созданием большой информационной системы в существующей ЛесЕГАИС внедрить такую прослеживаемость с обязательным подключением таможни и правоохранительных органов, а на втором — обеспечить ведение государственного лесного реестра.

Вице-премьер предлагает фиксировать в системе весь лес, заготовленный в рамках санитарных рубок, с подтверждением разрешенного объема и места заготовки с обязательной реализацией через биржу. Доход от этих операций должен поступать в региональные учреждения, в том числе на цели лесовосстановления и охраны лесов.

— Техника, которая работает в лесу, должна быть легализована через ГЛОНАСС и обязательную регистрацию в отраслевой информационной системе. Нелегально работающую лесозаготовительную технику надо изымать, — заявила Виктория Абрамченко.

Также должен быть введен федеральный государственный лесной надзор за соблюдением требований лесного законодательства и контролем движения древесины.

— В существующей управленческой вертикали федеральных органов исполнительной власти надзором должна заниматься служба, а не агентство. Целесообразно преобразовать Федеральное агентство лесного хозяйства в такую службу, — считает вице-премьер.

Она уверена, что для реализации запрета вывоза кругляка нужно немного времени: «небольшие компании, для которых лес является единственным источником дохода, должны успеть выйти из тени, с разумной государственной поддержкой они смогут наладить переработку древесины. Предлагаем задействовать для этого ресурсы Фонда развития промышленности для финансирования проектов глубокой переработки».

Еще два направления требуют системного подхода: лесоустройство, которое предлагается вернуть на федеральный уровень, и лесовосстановление, которым на постоянной основе в рамках приносящей доход деятельности нужно разрешить заниматься региональным учреждениям.

Реформа неизбежна

— Реализация стратегических решений по основным направлениям развития лесного комплекса потребует большой работы в сфере законодательства, перестройки системы управления отраслью, ее цифровизации, — считает председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров.

Прежде всего, уверен сенатор, требуется реформировать систему управления лесным комплексом. Для этого надо обеспечить централизацию в одном органе власти полномочий по нормативно-правовому регулированию и выработке государственной политики в сфере лесного хозяйства.

Другой актуальный вопрос — совершенствование федерального государственного лесного надзора и уточнение полномочий Российской Федерации и регионов в области лесных отношений.

— Ключевыми задачами в этой сфере являются увеличение численности государственных лесных инспекторов до нормативного уровня, уточнение функционала и предмета государственного лесного надзора и лесной охраны с введением должности главного федерального государственного лесного инспектора по региону. Также необходимо распространить полномочия федерального государственного лесного надзора на отношения в сфере транспортировки, хранения и переработки древесины, — убежден Алексей Майоров. — В целях обеспечения систематического контроля состояния лесов, оперативного выявления и пресечения на территории лесного фонда нарушений лесного законодательства, выявления факторов ухудшения состояния лесов целесообразно создать в субъектах Федерации самостоятельный институт лесной охраны. Кроме того, целесообразным представляется введение института административного обследования лесных участков преимущественно с использованием материалов дистанционного зондирования земли, в том числе с использованием беспилотных летательных аппаратов.

Славяна РУМЯНЦЕВА

Потенциал есть. Нужно его реализовать

Один из наиболее актуальных вопросов климатической политики и углеродного регулирования на сегодня — это снижение выбросов, значительную роль в котором играет поглощающая способность российских лесов. В этом ключе проекты лесопользования и лесовосстановления приобретают еще большее значение.

11.jpg

По словам министра экономического развития РФ Максима Решетникова (на фото), лесные климатические проекты являются перспективным направлением, в том числе на корпоративном уровне, которое позволит российским компаниям становиться углеродно-нейтральными.

— Россия обладает значительным потенциалом сокращения выбросов за счет развития энергоэффективных технологий при условии максимально эффективной диспетчеризации процессов производства, транспортировки и потребления энергии, а также более высокого поглощения парниковых газов в лесном секторе, — сообщил глава Минэкономразвития на первом заседании Комитета РСПП по климату 28 октября. — С начала 2000-х годов наша страна является лидером не только по абсолютному сокращению выбросов парниковых газов, но и в отношении снижения углеродоемкости экономики. За последние 20 лет темп уменьшения углеродоемкости российского ВВП выше, чем в Европе, США и Китае, и в два раза опережает среднемировые показатели. Важно сохранить такую динамику, несмотря на то что простых решений осталось мало и каждое дополнительное сокращение выбросов будет сопряжено с возрастающими издержками.

По мнению министра, аналогичный подход надо развивать и на корпоративном уровне:

— У нас уже есть примеры, когда предприятия реального сектора при реализации проектов прямо или косвенно сокращают выбросы и углеродный след продукции. Поэтому предприятиям важно начать считать свои эффекты и правильно «упаковывать» их с точки зрения зеленых, и прежде всего климатических, проектов.

Большую роль в снижении выбросов играет поглощающая способность российских лесов. Актуализировать методику поглощения правительство поручило Минприроды при участии Рослесхоза, Росгидромета и Минэкономразвития. По оценке заместителя министра природных ресурсов и экологии Константина Румянцева, более точный учет лесов позволит говорить об увеличении поглощения российскими лесами минимум на 30%.

Таким образом, суммарно реализация потенциала в области энергоэффективности и поглощения парниковых газов позволит России стать углеродно-нейтральной.


Понравился материал? Поделитесь с коллегами
Свежий номер «»

«Эковестник» №2 • 2021

Читать

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.