Журнал «Эковестник», №4 • 2020 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Лидеры бизнеса должны демонстрировать экологическую ответственность

Одна из основных движущих сил системы устойчивого развития — это бизнес. Для компаний, работающих в локальных условиях, в разных национальных, региональных и экономических контекстах, это означает принятие единых, прозрачных, обусловленных интересами будущего правил игры: следование этическим принципам, приверженность целям устойчивого развития, стремление к трансформации бизнес-моделей и коммерческих стратегий в пользу человека, общества, природы.

Цели в области устойчивого развития — это всеобщий призыв к действиям по искоренению нищеты, обеспечению защиты нашей планеты, повышению качества жизни и улучшению перспектив для людей во всем мире. Эти 17 целей были приняты государствами — членами ООН в 2015 году в рамках Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, в которой сформулирован 15-летний план по их достижению.

Готовы выйти на новый уровень

Сегодня во всем мире большое внимание уделяется целям в области устойчивого развития (ЦУР). Проводятся конференции, форумы, публикуются отчеты, презентации и рейтинги. Во многом они посвящены ЦУР в контексте экологии.

— Речь идет о сбалансированной и структурированной повестке глобального развития ради будущего. Ее берут на вооружение правительства, несущие ответственность за прогресс в области ЦУР; бизнес, призванный содействовать этому прогрессу, а также коммерческие организации и гражданское общество, наиболее близкие к потребностям людей, — отметила исполнительный директор ассоциации «Национальная сеть Глобального договора» Марина Вашукова на VI Всероссийском форуме «Создавая общие ценности: экологическая устойчивость и экопросвещение».

Она полагает, что цели в области устойчивого развития — это безальтернативная повестка для всех. Еще в 70-х годах XX века были осознаны те угрозы, которые несет современное хозяйствование и современная цивилизация, а именно угрозы развязывания ядерной войны, загрязнения Мирового океана, расширения зон нищеты, усиления неравенства, также последствия того, как общество обходится с природой.

Математически рассчитанные прогнозы, подтверждающие то, что если принципы растущей промышленности и экономики, которые довлеют над экологией, не будут пересмотрены, то человечество окажется на грани гибели, появились в конце 60-х годов. Именно тогда ООН обратилась к международному сообществу, акцентировав внимание на экологической повестке. В результате были приняты первые международные программы по охране окружающей среды.

— Эксперты отмечают: рассмотрение целей устойчивого развития только как совокупности направлений без контекста устойчивого развития — это скорее попытка примирить непримиримое: сохранить господствующий способ развития экономики с приоритетом прибыли, нерациональным использованием ресурсов, без учета того, что любая система конечна. Нужно учитывать восстановительный потенциал природы и одновременно пытаться сохранить ее, — считает Марина Вашукова. — Сейчас мы являемся свидетелями того, как вместе с увеличением антропогенного воздействия и деградацией биосферы становится все меньше ресурсов. Человек уже уничтожил около 40 процентов биосферы суши и продолжает это делать. Негативному воздействию подвергаются почва, леса, вода, воздух. Современная трактовка эколого-климатической ответственности бизнеса так, как понимает это ООН, — это экологизация бизнеса и всех процессов, которые его сопровождают. То есть трансформация миссии бизнеса, пересмотр подходов к тому, насколько внимательно учитывается экология в коммерческих стратегиях и как они соотносятся со стратегиями устойчивого развития.

На первой конференции ООН по охране окружающей среды в 1972 году генеральный секретарь ООН Морис Стронг заметил: для того чтобы достичь изменений, необходимо сменить объект управления — перейти от экономической системы к эколого-экономической.

— Сегодня бизнес воспринимает цели устойчивого развития как актуальную повестку. Мы наблюдаем процесс экологизации и социализации бизнеса в самом широком смысле. Компании уделяют большое внимание модернизации, инновациям, новым энергетическим решениям, ответственному финансированию и инвестированию, управлению всеми видами своего воздействия на окружающую среду, — уточняет Марина Вашукова. — Отношение к экологической устойчивости в России меняется. Лидеры российской экономики присоединяются к Глобальному договору ОНН, чтобы повышать компетенции, учиться и развиваться в этой сфере. Желание российского бизнеса выводить свою деятельность на новый уровень абсолютно очевидно.

Экодиктатура усилилась

— Повышение качества жизни населения — один из ключевых приоритетов государственной политики Российский Федерации. В этой связи национальные цели, обозначенные Президентом РФ, направлены на повышение благополучия человека и качества его жизни, — подчеркнул председатель ООО «Российское экологическое общество», заместитель председателя общественно-делового совета Национального проекта «Экология» Рашид Исмаилов. — Наша страна является активным участником глобальной климатической и экологической повестки. Ужесточается природоохранное законодательство, государство реализует модель усиления ответственности хозяйствующих субъектов. Эту экодиктатуру чувствуют и учитывают представители крупного и среднего бизнеса, госкомпании и частный капитал.

Однако давление на компании оказывает не только государство, но и общество. Потребителей интересует правильное питание, здоровье, экология. На фоне пандемии эти требования обострились. Мы хотим знать, что потребляем, каким воздухом дышим, какую воду пьем. Это стимулирует компании выпускать экологически чистую продукцию, заботиться об экологии, инвестировать средства в соответствующие программы, тем самым формируя лояльность к бренду.

При этом, по мнению Рашида Исмаилова, должна быть обеспечена прозрачность экологических данных на всех производственных циклах, цепочках деятельности компаний любых форм собственности. Общество должно знать, какое влияние на экологию оказывает конкретная компания — сколько выбросов она совершает и сколько отходов образовывает.

Основная модель, которая должна быть заложена в корпоративной политике любой компании, то, о чем должны думать и акционеры, и топ-менеджмент, — это управление рисками в сфере защиты окружающей среды. Практика показывает: если компания игнорирует это направление, ей впоследствии приходится дорого платить. Недавний пример — компания «Норникель», недостаточно внимательно отнесшаяся к управлению производственными рисками и в результате чрезвычайного происшествия в Норильске столкнувшаяся с большими финансовыми потерями, которые ей предстоит компенсировать.

Также необходим прямой диалог с местным сообществом. Любое производство, инвестиционный проект с самого начала их реализации должны сопровождаться диалогом с населением.

Продукция должна проходить оценку соответствия, удостоверяющую ее качество и экологичность. Подтвердить это может экомаркировка. Хотя россияне не всегда доверяют тому, что написано на упаковке.

На Западе, кстати, развит институт репутации, в нашей стране он только начинает формироваться. Можно сделать вывод, что репутация бизнеса, менеджмента, акционера становится все важнее. Если допускается несоответствие деятельности с требованиями природоохранного законодательства, экологическими требованиями, то репутационные риски возрастают, что сказывается на экономике предприятия, имид­же компании и лояльности к ее бренду. Рашид Исмаилов уверен: сегодня, чтобы занимать лидирующие позиции, бизнес должен демонстрировать свою экологическую ответственность.

Славяна РУМЯНЦЕВА

Понравился материал? Поделитесь с коллегами
Свежий номер «»

«Эковестник» №2 • 2021

Читать

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.