Ключевое нововведение – требование о получении заключения об оценке вреда окружающей среде
Министерство природных ресурсов и экологии РФ внесло на рассмотрение в Правительство проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения исполнения собственниками объектов промышленной инфраструктуры обязанности по ликвидации причиненного вреда окружающей среде».
Законопроект подготовлен во исполнение поручений Президента России Владимира Путина.
Ранее заместитель Председателя Правительства РФ Виктория Абрамченко на совещании с главой государства по ситуации в Усолье-Сибирском сообщала, что Правительство подготовило концепцию изменений действующего законодательства, направленных на предупреждение и ликвидацию накопленного экологического вреда.
«Собственники предприятий должны нести ответственность за неизбежный вывод из эксплуатации своих производств и ликвидацию накопленного вреда. Мы исходили из необходимости закрыть лазейку собственникам промышленных предприятий, позволяющую бросать такие предприятия. Мы предусматриваем возможность исключения опасных производственных объектов из государственного реестра только при наличии заключения Росприроднадзора об отсутствии накопленного в результате деятельности данных объектов вреда окружающей среде, устанавливаем запрет на раздел предприятий на отдельные здания и сооружения до ликвидации вреда, на собственника возлагается финансовая ответственность по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вне зависимости от того, является ли он лицом, причинившим данный вред или нет», - сказала Виктория Абрамченко.
Регулирование предполагается ввести в отношении наиболее опасных производственных объектов и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I и II категорий, а именно: крупных химических, металлургических и нефтеперерабатывающих заводов, предприятий, на которых используются токсичные вещества.
У собственников будет закреплена обязанность по ликвидации причиненного вреда окружающей среде на разных стадиях жизненного цикла предприятий. В этой связи его четкая регламентация в период строительства и после вывода объекта из эксплуатации при ликвидации (консервации) будет регулироваться изменениями в Градостроительном кодексе РФ. Кроме того документ вносит изменения в федеральные законы «О промышленной безопасности», «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе», «О государственной регистрации недвижимости», «Об акционерных обществах» и «О несостоятельности (банкротстве)».
«Все больше на слуху ситуации, когда опасный промышленный объект является банкротом и не стоит практически ничего, а его рекультивация стоит дорого, как например, в Усолье-Сибирском. Ликвидация таких объектов осуществляется за счет государства, но таких ситуаций возникать не должно. Поэтому разработан данный законопроект. Он предупредит накопление вреда окружающей среде, не допустит появление новых горячих экологических точек. Положения законопроекта распространяются как на новые проектируемые и вводимые в эксплуатацию промышленные предприятия, так и на действующие. Новые предприятия будут обязаны включать в проектную документацию мероприятия по ликвидации вреда. А для действующих - предусмотрены переходные положения – сроки, в которые они должны разработать планы мероприятий по ликвидации вреда. Далее к ним будут применяться требования по финансовому обеспечению этих мероприятий», - прокомментировал глава Минприроды России Александр Козлов.
Ключевое нововведение – требование о получении заключения об оценке вреда окружающей среде, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Получение такого заключения станет обязательным при исключении опасных производственных объектов из государственного реестра, при снятии с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также при их отчуждении, преобразовании или банкротстве. За выдачу заключения будет отвечать федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.
Кроме того, собственникам станет необходимо подтверждать финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации вреда окружающей среде с использованием нескольких финансовых инструментов (банковской или независимой гарантии, договора страхования, резервного фонда). При этом плата за негативное воздействие на окружающую среду, штрафы за административные правонарушения в сфере ее охраны и платежи по искам о возмещении вреда будут теперь аккумулироваться и направляться на выявление, оценку или ликвидацию объектов накопленного вреда окружающей среде.
Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.