Практически незамеченной прошла в нашей стране публикация в августе 2021 года первой части Шестого оценочного доклада (далее — Доклад) Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК).
Олег ПОПОВ, президент Фонда климатической безопасности
Необходимо отметить, что МГЭИК не проводит собственных исследований — в Докладе обобщены подтвержденные научные данные проведенных ранее во всем мире исследований. В числе авторов и соавторов Доклада есть российские ученые. Проекты Докладов МГЭИК проходят три стадии рецензирования с участием экспертов от научного сообщества и правительств стран-участниц. Комментарии, полученные в процессе рецензирования, хранятся в публичном доступе не менее пяти лет.
Национальным координатором в МГЭИК от России является представитель ФГБУ «Институт глобального климата и экологии имени академика Ю. А. Израэля» (далее — Институт глобального климата и экологии).
Таким образом, Доклад объединил последние исследования в области науки о климате.
Вот только часть нелицеприятных выводов из Доклада:
А вот как комментируют Доклад российские и международные эксперты:
Директор института Альфреда Вегенера Антье Боэтиуса считает, что Доклад является «последним тревожным звонком». «У нас больше нет выбора, но общество должно сделать все, что в наших силах, чтобы остановить глобальное потепление и подготовиться как можно лучше к неизбежным рискам и опасностям»[1].
Руководитель отдела морской метеорологии в Центре океанологических исследований им. Гельмгольца в Киле Моджиб Латифа: «Человечество вот-вот выйдет из зоны климатического комфорта, в которой оно находилось на протяжении последних тысячелетий. <...> Стало очень вероятно, что к 2040 году мир уже не сможет ограничить потепление
Рецензент-редактор Шестого оценочного доклада МГЭИК Владимир Катцов на онлайн-конференции в МИА «Россия сегодня» о глобальном изменении климата сообщил: «У нас нет хороших новостей с точки зрения ожидаемых изменений климата. Может быть, единственная хорошая новость, которая осталась, — у нас еще есть небольшое время, чтобы смягчить то воздействие, которое мы окажем на климатическую систему».
Ведущий научный сотрудник ГГО им. А. И. Воейкова кандидат физико-математических наук Андрей Киселев: «Климатическая система Земли обладает очень большой инерцией, поэтому ее отклик на любые, даже самые эффективные человеческие акции произойдет со значительным, в несколько десятилетий, запаздыванием. Это значит, что наряду с мерами по смягчению негативных последствий антропогенных изменений климата необходима адаптация к современным и вероятным будущим изменениям климата. Такая адаптация должна быть построена на комплексе современных разработок во многих областях — климатологии, технологий, медицины и других».
Научный руководитель Института глобального климата и экологии им. академика Ю. А. Израэля профессор, доктор физико-математических наук Сергей Семенов: «В целом этот научный доклад показал серьезность проблемы современного изменения глобального климата и необходимость неотложных мер по ее решению. Однако следует иметь в виду, что разработка и принятие научно обоснованных мер невозможны лишь на его основе. Необходимо будет учесть вклады Рабочей группы II МГЭИК („Воздействия, адаптация и уязвимость“) и Рабочей группы III МГЭИК („Смягчение изменения климата“)».
Первая часть Шестого доклада придала многим политикам дополнительную решимость в борьбе с изменениями климата. Так, генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш назвал Доклад МГЭИК «красным кодом для человечества» и призвал к «решительным действиям, сохранить цель 1,5° живой». «Этот доклад должен прозвучать смертельным звоном для угля и ископаемого топлива».
Последствия изменения климата включают более интенсивные дожди и связанные с ними наводнения, более частую засуху во многих регионах, повышение уровня моря, таяние ледников и ледяных щитов. В Западной и Центральной Европе ученые ожидают увеличения количества сильных штормов, прибрежных наводнений и наводнений, вызванных дождями, а также увеличения количества засух.
Россия участвует в международном климатическом движении и ставит новые цели по ограничению выбросов парниковых газов. В перечне майских поручений Президент России Владимир Путин поручил Правительству РФ предусмотреть сокращение накопленного с 2021 по 2050 год объема чистой эмиссии парниковых газов до более низких значений по сравнению с показателями ЕС.
Правительство России планировало к 2050 году снизить объем выбросов парниковых газов (в основном углекислого газа) до 1,19 миллиарда тонн[3]. Но в октябре 2021 года Президент России Владимир Путин озвучил, "что Россия на практике будет добиваться углеродной нейтральности своей экономики, и мы ставим здесь конкретный ориентир — не позднее 2060 года"[4]. Стоит отметить, что этот амбициозный план для многих стал сюрпризом.
Новая цель, поставленная президентом, требует от правительства обеспечить темпы сокращения парниковых газов практически в два раза быстрее, чем это раньше планировало Минэкономразвития России.
Европа уже давно на пути к углеродной нейтральности к 2050 году, но постоянно сталкивается с новыми вызовами:
Необходимостью еще более радикального сокращения выбросов — 14 июля 2021 года Европейская комиссия приняла ряд законов для достижения в том числе сокращения выбросов парниковых газов не менее 55% к 2030 году.
Энергетическим кризисом — это, как заявила Анджела Уилкинсон, генеральный секретарь Мирового энергетического совета, сочетание неожиданности в виде возвращения спроса[5].
Таким образом, планы по сокращению эмиссии парниковых газов корректируются как в России, так и в Европе.
Как мы видим на рисунке, сокращение выбросов парниковых газов в Европе более радикальное, чем в России. Но это не значит, что Россия поставила перед собой более реальную цель — у России пока даже нет плана, как это сделать и осуществить энергопереход.
Есть еще фундаментально важный вопрос, который предстоит решить России в ближайшее время, — необходимо определиться с теми стандартами, которые будут применяться при использовании водородного топлива. Использование международных стандартов открывает возможность более интенсивного обмена технологиями в этой сфере, благо у России есть что предложить. В то же время использование локальных стандартов может усложнить вход на российский рынок иностранным технологиям, задержать энергопереход и, соответственно, провалить цель углеродной нейтральности для России.
Таким образом, основной темой в работе Правительства России в ближайшее время должна быть подготовка реального комплексного плана достижения углеродной нейтральности не позднее 2060 года, благо это отвечает как интересам России, так и интересам всего человечества.
Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.
В ближайшее время глобальная температура планеты, вероятно, превысит порог 1,5°С (в период2021–2040 годов).