Наблюдения за состоянием климата в течение последних полутора веков свидетельствуют о том, что каждые десять лет в мире происходит увеличение глобальной температуры в среднем на 0,18оС, а в России — на 0,45оС [1]. Происходящие климатические изменения значительны и по масштабам, и по распространенности. Меняется картина океанических течений и циркуляции воздушных потоков, повышается уровень Мирового океана, смещаются границы лесных насаждений и вечной мерзлоты, повышается частота наводнений и засух [2]. Каждый год число аномальных гидрометеорологических явлений (волн тепла и холода, ураганов, торнадо, мощных ливней, засух) увеличивается на
Александр СОЛОВЬЯНОВ, заместитель директора по научной работе ФГБУ «ВНИИ Экология», председатель НТС Российского экологического общества, академик РАЕН, профессор, доктор химических наук
Неблагоприятные и опасные гидрометеорологические явления весьма значительно влияют на экономику. По оценкам экспертов, к 2030 году ущерб от глобального изменения климата может составить 3,2% мирового внутреннего валового продукта (ВВП).
Общепринятым считается мнение, что причиной таких неблагоприятных изменений климата является развитие парникового эффекта, чему способствуют антропогенные выбросы парниковых газов (диоксида углерода, метана, закиси азота, галоидированных углеводородов и других).
Известно, что основную роль в совокупном парниковом эффекте играет водяной пар, вклад которого составляет 62%, вклад диоксида углерода (СО2) — 22%, а на остальные парниковые газы (ПГ) приходится 16%. При этом наибольшее влияние в развитие парникового эффекта сейчас вносит СО2 — его доля в повышении средней приземной температуры Земли составляет около 60%.
В настоящее время объем выбросов газообразных веществ в атмосферу в мире превышает 40 миллиардов тонн в год. Не менее 19 миллиардов тонн составляет объем выбросов диоксида углерода (СО2). В целом же за 150 лет для производства энергии в ходе сжигания природного газа, нефти (нефтепродуктов), угля и других видов твердого топлива в атмосферу, по разным оценкам, поступило около 2 триллионов тонн СО2 [1].
Парижское соглашение по климату в виде, готовом для подписания, было сформировано в декабре 2015 года в Париже по итогам
Участники соглашения взяли на себя обязательства разработать национальные стратегии перехода на безуглеродную экономику и планомерно снижать выбросы CO2 в атмосферу. Конкретные количественные обязательства по снижению или ограничению выбросов CO2 каждая страна устанавливает для себя самостоятельно.
Для достижения этой цели каждая страна должна внести свой вклад в ужесточение природоохранных мер, в частности ограничить антропогенные выбросы ПГ, чтобы добиться углеродной нейтральности. В принципе этого можно добиваться двумя способами, причем их можно использовать параллельно. Во-первых, необходимо в широких масштабах внедрять во всех отраслях экономики энергосберегающие и энергоэффективные технологии, а во-вторых, нужно заменять генерацию энергии, основанную на сжигании ископаемого топлива, альтернативными или возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ), к которым относятся солнечная, ветровая, гидравлическая и геотермальная энергетика, а также энергетика биомассы. Считается также, что генерация тепла и электроэнергии за счет сжигания специально подготовленных твердых коммунальных отходов входит в один из видов ВИЭ.
В Российской Федерации целевой показатель ограничения выбросов ПГ до 2020 года установлен в инициативном порядке указом Президента РФ [3] и составляет не более 75% от уровня 1990 года.
Страны Европейского союза (ЕС) чаще всего являются инициаторами подготовки и реализации международных экологических регулятивных документов. По их предложению было подготовлено и принято Парижское соглашение. При этом их природоохранное законодательство содержит многочисленные фискальные нормы, которые формируют барьеры на пути использования экологически опасных материалов и товаров, высокоуглеродного топлива, поступления в окружающую среду загрязняющих веществ, а также веществ, разрушающих озоновый слой или способствующих развитию парникового эффекта.
Очередной инициативой стран ЕС в развитие положений Парижского соглашения стали действия [4, 5] по введению в ближайшие годы налога на импорт товаров, производство которых сопровождается значительными выбросами ПГ (высоким углеродным следом). Поскольку около 46% российского экспорта приходится на ЕС, куда в значительных объемах поставляется продукция с высоким углеродным следом, то есть ископаемое топливо (нефть, газ, уголь) и его производные, черные и цветные металлы, удобрения, то следует ожидать, что трансграничный углеродный налог может составить весьма значительную величину. Весьма вероятно, что может резко снизиться доходность и поставок в страны ЕС электрической энергии.
По оценкам экспертов [5], которые знакомы с вариантами планируемого налогообложения, экономика РФ может терять от 3 до 5 миллиардов долларов ежегодно уже с 2022 года, а к 2030 году этот налог может составить более 8 миллиардов в год.
Термин «энергетический переход» был предложен чешско-канадским исследователем, аналитиком, ученым мирового уровня, энциклопедистом, писателем Вацлавом Смилом [6]. Он использовал его «для описания изменения структуры первичного энергопотребления и постепенного перехода от существующей схемы энергообеспечения к новому состоянию энергетической системы». С количественной точки зрения энергопереход рассматривается [7] как сокращение на 10% доли присутствия на рынке определенного энергоресурса за десять лет. Текущий энергетический переход — это очередной, уже четвертый сдвиг в серии аналогичных фундаментальных структурных преобразований мирового энергетического сектора.
В первом энергопереходе цивилизация переходила от использования биомассы (древесины) в качестве основного энергоносителя к углю. В ходе этого перехода доля угля в общем объеме потребления первичной энергии с 1840 по 1900 год увеличилась [7] ориентировочно с 5 до 50% и уголь стал основным источником энергии индустриального мира.
Во втором энергопереходе началось интенсивное использование нефти (нефтепродуктов) — ее доля в энергетическом секторе выросла [7] приблизительно с 3% в 1915 году до 4% к 1975 году. Наиболее стремительно уголь вытеснялся нефтью после Второй мировой войны.
Третий энергопереход привел к широкому использованию природного газа — его доля выросла [7, 8] приблизительно с 3% в 1930 году до 24% в 2019 году, он постепенно стал вытеснять и уголь, и нефть.
В настоящее время мы являемся свидетелями начала четвертого энергетического перехода, который заключается [7, 8] в широком использовании ВИЭ и вытеснении ископаемых видов топлива. На этапе четвертого энергоперехода в отличие от предыдущих трех основным драйвером становится не столько экономическая привлекательность новых источников энергии, сколько качественно новый фактор — декарбонизация и борьба с глобальным изменением климата.
По ряду оценок [7], ВИЭ позволят уже к 2040 году обеспечивать
Обращает на себя внимание тот факт, что все энергетические переходы сопровождались и определенным положительным экологическим эффектом — удельные выбросы диоксида углерода в расчете на единицу произведенной энергии с использованием различных видов топлива неуклонно снижались (таблица). Четвертый энергопереход должен привести к скачкообразному снижению выбросов диоксида углерода.
Таблица. Выбросы диоксида в расчете на единицу производимой энергии [9]
Топливо |
Удельный выброс СО2, т/ТДж |
Дрова для отопления |
112,0 |
Древесные отходы |
112,0 |
Торф |
106,0 |
Первый энергетический переход |
|
Бурый уголь / лигнит |
101,0 |
Уголь каменный |
|
Второй энергетический переход |
|
Нефть, промысловый газоконденсат |
73,3 |
Бензин и керосин |
|
Дизельное топливо |
74,1 |
Мазут |
74,1 |
Третий энергетический переход |
|
Природный газ |
54,4 |
Четвертый энергетический переход |
|
ВИЭ |
0 |
Хорошим показателем происходящих в мировой энергетике (основном источнике выбросов диоксида углерода) изменений являются данные за 2019 год [8], опубликованные в ежегодном обзоре, который подготовила компания British Petroleum (BP). ВИЭ, включая энергогенерацию с использованием биотоплива, показали рекордный рост потребления среди первичных энергоресурсов (3,2 ЭДж), который составил более 41%. Это был самый большой прирост для любого источника энергии в 2019 году. Наибольший вклад в энергогенерацию с помощью ВИЭ дали ветровая (1,6 ЭДж) и солнечная энергетика (1,2 ЭДж).
Уже сейчас ВИЭ обеспечивают заметный вклад в энергообеспечение экономики многих стран, например США (6,2%) и Китая (4,7%). Велик этот вклад и в энергетику ЕС (11%), а если говорить об отдельно взятых странах, то в Германии, например, доля ВИЭ в общем энергобалансе страны сегодня составляет уже 36%.
В странах ЕС движущими силами успешно осуществляемых перемен в энергетике являются высокие налоги и тарифы, а также активность жителей, которые смотрят на зеленые налоги как на инвестиции в здоровую и качественную жизнь в будущем.
В результате планируемых усилий мирового сообщества, по оценке экспертов [10], суммарная доля энергогенерации за счет ВИЭ должна вырасти к концу нынешнего столетия приблизительно до 70%.
На 11 сентября 2018 года суммарная мощность ветроэлектростанций (ВЭС) и солнечных электростанций (СЭС) в Российской Федерации составила, по данным ассоциации «НП Совет рынка», несколько больше 5 ГВт [11]. В это же время установленная мощность ВЭС и СЭС в странах ЕС превысила [8] 1 тысячу ГВт, то есть они вырабатывали почти в 200 раз больше энергии, чем Россия.
По данным Системного оператора Единой энергетической системы, в общем объеме электрогенерации России в 2018 году солнечная и ветровая энергогенерация составляла 0,42%, а по оценкам «Роснано», эта цифра не превышала [6] 0,2%.
Внедрение энергосберегающих и энергоэффективных технологий, использование для энергогенерации ВИЭ, сокращение выбросов ПГ, снижение уровня загрязнения окружающей среды имеют своей главной целью достижение так называемого устойчивого развития. Наиболее распространенным определением устойчивого развития (sustainable development) является определение, предложенное в 1987 году комиссией ООН под руководством Гру Харлем Брундтланд: «Устойчивое развитие — это развитие, которое обеспечивает нужды современного поколения, не подвергая угрозе жизненные потребности будущих поколений».
Устойчивое развитие включает три измерения: экономическое, социальное и экологическое. Только при соблюдении требований устойчивости в отношении каждого из этих измерений может быть достигнуто устойчивое развитие в целом.
В качестве интегральных индикаторов устойчивости в мире наиболее широко используются [12] два: индекс скорректированных чистых накоплений (adjusted net savings, разработан Всемирным банком) и индекс человеческого развития (human development index, разработан структурами ООН).
Важнейшими стратегическими документами ООН в сфере устойчивого развития являются:
Основой устойчивого развития считается [13, 14] так называемая зеленая экономика, реализующая принципы такого развития. По определению Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) зеленая экономика «повышает благосостояние людей и обеспечивает социальную справедливость и при этом существенно снижает риски для окружающей среды и ее деградации».
Важными чертами такой экономической модели являются [13, 14]:
В целях развития инвестиционной деятельности и привлечения внебюджетных средств в проекты, направленные на реализацию национальных целей развития Российской Федерации в области зеленого финансирования и устойчивого развития, распоряжением Правительства РФ в июле 2021 года утверждены [13] национальные цели и основные направления устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации.
Распоряжение устанавливает, что приоритетные цели, связанные с зеленым развитием и корреспондирующиеся с международной практикой, включают в себя:
В свою очередь, для достижения национальных целей устойчивого (в том числе зеленого) развития должны реализоваться проекты (зеленые проекты) Российской Федерации по таким направлениям деятельности, как:
Диоксид углерода, от которого, по мнению климатологов, в наибольшей степени зависит развитие парникового эффекта, одновременно является и сырьем для производства биомассы зелеными растениями, то есть поглощается ими. Таким образом, наличие определенной концентрации диоксида углерода в атмосфере является необходимым условием существования и развития жизни на Земле. Значительная часть территории России покрыта лесными насаждениями, которые поглощают диоксид углерода, в том числе и тот, который поступает в атмосферу в результате деятельности промышленных предприятий. То есть требования к нашей стране по ограничению выбросов ПГ, а также угроза введения трансграничного углеродного налога для ряда экспортных российских товаров должны были бы смягчаться, если учитывать, что наша страна обеспечивает значительный «сток» диоксида углерода. Однако проблема в том, что определить, насколько эффективно идет это поглощение, пока не удается, поскольку соответствующая методическая база достаточно несовершенна [16]. Кроме того, отсутствуют точные данные по абсорбции диоксида углерода различными видами растительности с учетом их полного жизненного цикла, не получается пока рассчитать полные объемы фитомассы, поглощающей углерод, на разных территориях.
В феврале 2021 года Министерство науки и высшего образования Российской Федерации запустило [17] пилотный проект по созданию на территории России так называемых карбоновых полигонов для разработки и испытаний технологий контроля углеродного баланса.
На подобных полигонах должны проводиться [18] экспериментальные и модельные исследования:
Карбоновый полигон позволит отработать комплекс научных и технологических решений для создания системы достоверного учета поглощения и выбросов ПГ, а также собрать данные для разработки объективной методики оценки углеродного баланса для природных экосистем.
В первый год реализации проекта карбоновые полигоны должны быть созданы [17] в Чеченской Республике, Краснодарском крае, Калининградской, Новосибирской, Сахалинской, Свердловской и Тюменской областях.
Реализация проекта по созданию карбоновых полигонов соответствует национальному плану мероприятий адаптации к изменениям климата [18] и указу Президента Российской Федерации от 8 февраля 2021 года № 76.
Одним из важнейших направлений деятельности Российского экологического общества является исследование причин возникновения негативных изменений климата, их проявлений и последствий, а также поиск решений, которые могут позволить адаптировать российскую экономику к этим изменениям. В рамках этой деятельности в августе 2021 года началась реализация долгосрочного проекта под названием «Ежегодная климатическая экспедиция Российского экологического общества». Целью проекта является «получение данных, интеграция которых в управленческие решения о сервисах и продуктах позволит перейти к новым моделям и методам, способствующим развитию экономики России в изменяющихся условиях». В рамках ежегодных экспедиций предполагается:
В первой климатической экспедиции, которая проходила с 18 по 22 августа в Архангельской области, от Российского экологического общества принимали участие: руководитель экспедиции, исполнительный директор общества Юлия Филаткина, директор региональных программ общества Наталия Ушакова, председатель Научно-технического совета общества профессор Александр Соловьянов. Партнером Российского экологического общества в этой экспедиции был фонд «Без рек как без рук», который представляли четыре человека. Среди них был директор фонда Олег Ломаков и научный руководитель фонда Максим Платонов.
Маршрутом первой климатической экспедиции были избраны низовья рек Северной Двины и Онеги (с выходом в залив Белого моря). По ходу перемещения экспедиционного катера отбирались пробы воды на определение в ней различных показателей (до 70), включая пробы на содержание в воде микропластика. Всего было отобрано около 60 проб, которые были проанализированы либо на месте, либо затем лабораторным путем. Кроме того, было взято восемь кернов старовозрастных деревьев.
Задачами первой климатической экспедиции были:
1. Юлкин М. А. Низкоуглеродное развитие: от теории к практике. М.: АНО «Центр экоинвестиций», 2018. 80 с.
2. Тетельмин В. В., Пимашков П. И. Биосфера и человек. Глобальное потепление. М.: ЛЕНАНД, 2020. 330 с.
3. Указ Президента РФ от 30 сентября 2013 года № 752 «О сокращении выбросов парниковых газов».
4. EU-Green-Deal-carbon-border-adjustment-mechanism
URL: https://ec.europa.eu/info/law/better-regulation/have-your-say/initiatives/12228
5. KPMG оценила ущерб для России от введения углеродного налога в ЕС.
URL: https://www.rbc.ru/business/07/07/2020/5f0339a39a79470b2fdb51be
6. Vaclav Smil. Energy Transitions: History, Requirements, Prospects. Santa Barbara, Calif.: Praeger, 2010.
7. Прогноз развития энергетики мира и России 2019. ФГБУН «Институт энергетических исследований Российской академии наук», НОУ Московская школа управления «Сколково». Москва, 2019.
8. BP Statistical Review of World Energy 2020/69th edition.
9. Распоряжение Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16 апреля 2015 года №
10. Tetelmin V. V., Grachev V. A. Limits to the growth of the world alternative energy // American Scientific Journal. № (26)/2019. Vol. 1. P.
11. URL: https://www.np-sr.ru/sites/default/files/20190326_vie_posle_2024_kef_-_5.pdf
12. Индикаторы устойчивого развития России (эколого-экономические аспекты) / Под ред. С. Н. Бобылева, П. А. Макеенко. М.: ЦПРП, 2001. 220 с.
13. URL: http://www.iblfrussia.org/a-conf.216-l-1_russian.pdf.pdf
14. Липина С. А., Агапова Е. В., Липина А. В. Зеленая экономика. Глобальное развитие. М.: Проспект, 2016. С. 234.
15. Распоряжение Правительства РФ от 14 июля 2021 года №
16. Аналитический обзор методик учета выбросов и поглощения лесами парниковых газов из атмосферы [Электронный ресурс] / А. Н. Филипчук, Н. В. Малышева, Б. Н. Моисеев, В. В. Страхов // Лесохозяйственная информация: электрон. сетевой журн. 2016. № 3. С.
17. Карбоновые полигоны. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/poligony/
18. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 5 февраля 2021 года № 74 «О полигонах для разработки и испытаний технологий контроля углеродного баланса».
19. Распоряжение Правительства РФ от 25 января 2019 года №
20. Указ Президента РФ от 8 февраля 2021 года № 76 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений».
Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.
Каждая страна должна внести свой вклад в ужесточение природоохранных мер, в частности ограничить антропогенные выбросы ПГ, чтобы добиться углеродной нейтральности.