Неблагоприятная экологическая и климатическая обстановка в целом мире и в нашей стране, а именно климатические изменения: пожары, атмосферные и почвенные засухи, экологические катастрофы в связи с антропогенной деятельностью, выбросы и сбросы загрязняющих веществ — требуют решения проблем как на глобальном, так и на локальном уровне с учетом мнения научного и экспертного сообществ. Уже сегодня все больше предприятий, чтобы быть конкурентоспособными на мировых рынках, вынуждены принимать зеленый курс, идти по пути достижения углеродной нейтральности, сокращая ресурсы, модернизируя производства, переходя на наилучшие доступные технологии. Эти действия в дальнейшем уменьшают экологические штрафы и негативное воздействие на окружающую среду.
Наталия ТКАЧЕНКО, директор экспертного департамента Российского экологического общества
Сегодня есть действенные инструменты помощи как бизнесу, органам власти, так и населению. Но без всестороннего профессионального, а порой и экспертного изучения возникшего вопроса или проблемы невозможно найти выход и решение с учетом минимизации или исключения негативных последствий хозяйственной деятельности.
Осознавая запрос общества и государства на экологически безопасные производства, системы контроля на производстве, безопасное качественное управление, Российским экологическим обществом создан Экспертный департамент (далее — ЭД). Основная задача ЭД — подготовка практических экспертных продуктов (заключений, писем, иных документов), имеющих прикладной характер и направленных на совершенствование законодательства, экологической аудиторской деятельности, судебной экспертизы, воздействия хозяйствующего субъекта на окружающую среду и правоприменительной практики, а также на решение конкретных практических вопросов, в том числе и экологических программ, нацеленных на существенное изменение экологической ситуации субъектом хозяйственной и иной деятельности, внедрение систем энергоресурсосбережения, наилучших доступных технологий (НДТ).
С каждым годом растет запрос граждан на обеспечение своих прав на благоприятную окружающую среду, а власть и бизнес не могут не реагировать. В связи с этим возникает и потребность в экспертах в области экологии, которые могли бы проводить общественную экологическую экспертизу, экологический аудит, судебные и досудебные экспертизы. Наши региональные отделения проводят постоянную экспертную работу по проблемам в сфере экологии в регионах, а также уделяют большое внимание общественному обсуждению проектов нормативных правовых актов (НПА). К примеру, в августе мы направили свои предложения:
Как профессионалу-экологу, так и обычному гражданину иногда непросто разобраться в хитросплетениях законов, нормативных документов. Между тем внедрение новых требований законодательства должно быть эффективным с точки зрения исполнения гражданами, то есть должна быть оценена готовность людей к их применению, а новое строительство или другая хозяйственная деятельность верифицирована обществом. Бизнесу, который заходит на площадку с новым проектом, необходимо оценить, помимо соответствия действующему законодательству, риски социально-экологических конфликтов. В этом может помочь общественная экологическая экспертиза.
Согласно статье 20 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174 «Об экологической экспертизе» общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Общественная экологическая экспертиза — важнейший механизм, инструмент общественного реагирования, который позволяет гражданам принять непосредственное участие в решении вопросов по охране окружающей среды и в реализации своих прав на благоприятную окружающую среду, объединить граждан для решения конкретных проблем на определенной территории, предполагает поиск взаимовыгодного решения для органов власти, инвестора и населения.
Качество управленческих решений в сфере охраны окружающей среды напрямую зависит от знания специальных законов и нормативных документов в области экологии, которые должны исключать негативные последствия и оценивать способы и пути, затраты и сроки достижения поставленных целей.
В идеале эколог на предприятии — это аналитик, юрист, экономист, проектировщик, но в реальности не всегда так. Необходимо оценить текущее положение на предприятии: уже наступившие негативные последствия хозяйственной деятельности, причины, тенденции дальнейшего развития ситуации, провести сравнительный анализ; анализ деятельности предприятия на соответствие действующему законодательству; разработать регламенты, инструкции, план действий по минимизации воздействия и внедрения его на производстве и так далее. В помощь предприятиям — экологический аудит.
В Федеральном законе Российской Федерации от 10 января 2002 года № 7‑ФЗ «Об охране окружающей среды» говорится, что экологический аудит — это независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом требований хозяйственной и иной деятельности, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.
Экологический аудит, хоть и не является пока обязательным в нашей стране, помогает увидеть реальное положение экологических процессов на предприятии, снизить риски возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды, выработать стратегию дальнейшего развития, политику предприятия в сфере экологии, повысить конкурентоспособность, инвестиционную привлекательность предприятия, эффективно решать вопросы льготного налогообложения при внедрении ресурсосберегающих технологий, сертифицировать предприятие по международным экологическим стандартам и стандартам качества, а в дальнейшем экономить финансовые и природные ресурсы.
Наряду с масштабными проблемами, вызванными климатическими изменениями, природными и антропогенными катастрофами, экологические проблемы возникают и на локальных территориях в связи с деятельностью человека либо предприятия, нарушающего компоненты окружающей среды. В последнее время увеличилось количество правонарушений, которые перешли в судебную плоскость. Эколого-правовую ответственность предусматривают Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7‑ФЗ «Об охране окружающей среды», Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 года № 136‑ФЗ, Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 года № 74‑ФЗ, Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 года № 200‑ФЗ и другие НПА.
Из-за проблем с обнаружением, фиксацией, сбором достаточной информации не всегда очевиден характер и виновник экологического правонарушения. В виду того что проблема охраны окружающей среды является комплексной, залогом успешного раскрытия экологических преступлений, судебного рассмотрения уголовных и гражданских дел является в том числе и высококвалифицированный судебный эксперт в области экологии. Эксперт выявляет и оценивает степень негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду. Он обладает не только специальными знаниями в области экологии, понимает суть происходящих изменений в состоянии компонентов окружающей среды, количественно оценивает их, но и имеет навыки экспертной работы в рамках судопроизводства. Помощь эксперта может понадобиться гражданам и предприятиям до подачи искового заявления в суд для того, чтобы проанализировать и дать оценку тем обстоятельствам, на которые впоследствии в суде будут ссылаться.
Вопрос обращения в суд иногда откладывается ввиду конфиденциальности проблемы, необходимого анализа имеющихся фактов, обстоятельств, материалов, на которые впоследствии планируется ссылаться в процессе судебного рассмотрения. Для того чтобы быть уверенным в результате, при подготовке к рассмотрению гражданских дел предприятиям, гражданам лучше заранее провести специальные исследования, дать всестороннюю оценку имеющимся документам, воспользовавшись специальными знаниями в области экологии, то есть экспертным исследованием, оценкой.
Природоохранное законодательство, как и общество, мир вокруг нас, трансформируется, преобразуется ввиду изменяющихся климатических условий, антропогенной деятельности, мировых вызовов и запросов. И это дальнейшее изменение и развитие должны быть направлены на сохранение, улучшение компонентов окружающей среды, совершенствование вариантов и способов решения экологических проблем.
В настоящее время в целях консолидации сил и расширения круга решаемых задач экспертный департамент создает кадровый резерв экспертов и специалистов различных направлений, которые могут быть привлечены к обсуждению конкретных экологических вопросов и поиску решений отдельных экологических проблем.
Если у вас есть желание приобрести статус эксперта Российского экологического общества и внести свой вклад в решение актуальных экологических проблем, вы можете связаться с нами по следующим электронным адресам:
Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.
Сегодня высока потребность в экспертах в области экологии, которые могли бы проводить общественную экологическую экспертизу, экологический аудит, судебные и досудебные экспертизы.