Журнал «Эковестник», №2 • 2021 г. Читать весь номер онлайнResponsive image

Главная задача – сохранение баланса между охраной природы Самарского региона и ее контролируемым использованием

16.11.2021

В Самарской области находится более 400 крупных промышленных предприятий, на учете стоит без малого 1000 объектов 1-2 категории по НВОС. Это нефтяная, газовая, химическая промышленность, цветная металлургия, автомобилестроение, авиационно-космический комплекс.

Самарская область относится к группе регионов с повышенным уровнем антропогенного воздействия на компоненты окружающей среды.

Серьезными проблемами для региона и одновременным препятствием для сокращения загрязнения стало несоответствие темпов развития различных отраслей и объектов инфраструктуры, устаревшие, долгие годы не модернизируемые производства, низкие экологические стандарты производимой техники, оборудования, продукции, применяемых технологий, объекты накопленного вреда от прошлой и текущей деятельности, рост образования отходов производства и потребления, нехватка отходоперерабатывающих предприятий.

Для решения этих проблем необходимо принятие прорывных экологоориентированных программ. Первоочередной задачей является снижение роли антропогенных факторов, существенное сокращение выбросов парниковых газов, снижение водо- и энерго- потребления, реабилитация водоемов, реформирование транспортной системы, создание отрасли переработки отходов производства и потребления, максимальное вовлечение вторичных материальных ресурсов в производственный цикл, совершенствование экологического просвещения.

Главная задача — сохранение баланса между охраной природы Самарского региона и ее разумным контролируемым использованием, направленным на создание комфортной среды обитания.

В декабре 2020 года на совете по экологической безопасности региона Губернатор области Дмитрий Азаров дал поручение разработать региональный экологический стандарт. Для реализации проекта был создан проектный офис, в который вошли представители крупнейших промышленных предприятий региона, профильных министерств и ведомств, контрольно-надзорных органов, муниципальных образований, общественных организаций, научных сообществ, всего более 40 участников. В последствии была сформирована экспертная группа, состоящая из ведущих ученых и специалистов региона. Всестороннюю поддержку разработчикам оказал председатель Российского Экологического общества Рашид Исмаилов, имеющий уникальный опыт по разработке первого в РФ регионального экологического стандарта, получившего высокую оценку Правительства РФ и рекомендованного Комиссией Госсовета РФ по направлению «Экология и Природные ресурсы» главам субъектов РФ.

«Справочно: Региональный экологический стандарт устанавливает свод требований, норм, правил и рекомендаций в отношении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду».

Региональный экологический стандарт — всеобъемлющий документ, определяющий принципы охраны атмосферного воздуха, сохранения качества поверхностных и подземных вод, почвы, выработки безопасных для здоровья жителей региональных нормативов, экологической безопасности при обращении с отходами.

Цель Стандарта — создание экологического кластера, разработка, внедрение и реализация комплекса природоохранных мероприятий с широким участием общественности для улучшения качества окружающей среды на территории Самарской области. Первоочередные задачи Стандарта — улучшение качества окружающей среды, улучшение здоровья населения, обеспечение экологической безопасности региона и его устойчивого развития.

Стандарт поможет сформировать научно-обоснованные региональные требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды для хозяйственной и иной деятельности, создать условия для экономического стимулирования развития экологического сектора экономики, перейти к более совершенному и рациональному использованию природных ресурсов и вторичного сырья для достижения и поддержания оптимального баланса экологических, социальных и экономических потребностей населения, подъёма на более высокий уровень здоровья людей и их устойчивости к пандемиям типа короновируса.

Справочно: «Согласно Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 27.12.2019) „Об охране окружающей среды“, к полномочиям региональных и местных органов государственной власти относятся:

-участие в определении приоритетных направлений деятельности в области охраны окружающей среды;

-принятие законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, в т. ч. установление региональных требований, норм и правил в области охраны окружающей среды в отношении хозяйственной и иной деятельности, а также осуществление контроля за их исполнением;

-координация и реализация мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду;

-государственный экологический мониторинг и государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и иной деятельности».

Все положения Экологического стандарта разрабатываются в строгом соответствии с требованиями законодательства РФ и национальными стандартами, а также лучшими мировыми практиками в области экологической стандартизации и управления охраной окружающей среды.

Стандарт должен установить приоритетные упреждающие действия, предотвратить негативные экологические последствия различных видов хозяйственной деятельности, учесть отдаленные экологические последствия.

На сегодняшний день атмосферный воздух региона содержит оксиды азота и углерода, фенол, формальдегид, аммиак, сероводород, сажу и т.д. Только в областной столице в 2020 году по данным Приволжского УГМС зафиксировано более 1000 случаев превышения уровня максимальной разовой ПДК. Количество жалоб жителей крупных промышленных городов региона на качество атмосферного воздуха неуклонно растет. Поэтому первым разделом, разработанным экспертной группой стал «Охрана окружающей среды. Атмосферный воздух».

Для улучшения качества атмосферного воздуха, уменьшения риска возникновения, развития и обострения аллергических и вирусных заболеваний, связанных с воздействием неблагоприятных факторов окружающей среды и обеспечения безопасных условий проживания населения необходимо ранжировать компоненты выбросов и выявлять приоритетные по степени опасности источников и вредных факторов. Кроме того, нужен пересмотр некоторых экологических и гигиенических нормативов по содержанию ряда загрязняющих веществ, присутствующих в атмосферном воздухе и ответственных за формирование фотохимического смога, таких как альдегиды, оксиды азота, пероксиацетилнитрат, озон.

По мнению главного разработчика академика РАЕН Сергея Афанасьева тропосфера выступает в качестве природного реактора, в котором под действием ультрафиолетового излучения происходят сложные химические процессы с участием углеводородов, кислорода, оксидов азота, приводящие к образованию озона, альдегидов, пероксиацетилнитратов и их аналогов. Пероксинитраты группы ПАН при концентрации 0,2 мг/м3 и выше обладают канцерогенными свойствами, резким слезоточивым действием и неприятным запахом, вызывают кашель и отёк дыхательных путей, увеличивают количество заболеваний гриппом и ОРЗ, повреждают растительные насаждения. Надёжным способом борьбы с фотохимическим смогом является широкое использование на промышленных предприятиях аппаратов каталитической очистки абгазов от оксидов азота, формальдегида и органических соединений.

Кроме того, эксперт отмечает, что в регионе за многие годы накоплено более миллиона тонн нефтешламовых накоплений и техногенных линз нефтепродуктов, которые выступают крупными источниками выбросов углеводородов в атмосферу, поверхностные и подземные воды и требуют срочного внедрения современных инновационных решений по их использованию в качестве вторичного сырья.

Доминирующим источником выбросов СО2 являются предприятия теплоэнергетики. В Стандарте заложены конкретные решения переработки дымовых газов с извлечением сжиженного диоксида углерода и его использованием в качестве вторичного сырья на предприятиях газохимии, в производстве удобрений, метанола, уксусной кислоты, моторных топлив, при интенсификации нефтедобычи на месторождениях с высоковязкой нефтью и выработанным ресурсом эксплуатации.

Таким образом, кроме улучшения качества атмосферного воздуха, Стандарт затрагивает «климатическую повестку», способствуя реализации президентского Указа от 04.11.2020 № 666 «О сокращении выбросов парниковых газов».

Региональные экологические нормативы по содержанию загрязнителей в атмосферном воздухе должны разрабатываться на основании результатов мониторинга состояния окружающей среды или на уровне значений показателей природного фона, сформировавшегося под влиянием природных факторов, характерных для конкретной территории или акватории и их соблюдение необходимо для поддержания необходимого здоровья населения, воспроизводства в благоприятном состоянии среды обитания объектов растительного и животного мира.

Стандарт предусмотрит, что ответственными за нормативы выступят органы государственной власти Самарской области, действующие в соответствии с правовыми актами РФ, а утверждение нормативных документов на требуемом безопасном уровне базируется на проведении лабораторных и полевых испытаний для изучения влияния загрязняющих веществ на наиболее уязвимые элементы экосистем, подвергающихся воздействию. При разработке нормативов будет учтено комплексное воздействие загрязняющих веществ на человека и экосистемы, а также их накопительный эффект и время жизни в атмосфере.

В соответствии с целями и задачами федерального проекта «Чистый воздух» должны быть реализованы мероприятия по модернизации государственной наблюдательной сети за загрязнением атмосферного воздуха, в том числе техническое перевооружение лабораторий, актуализация существующей методической базы по проведению измерений, установка дополнительных стационарных постов наблюдения за качеством атмосферного воздуха на промышленных предприятиях, а также разработка территориальной системы наблюдений, обеспечивающей постоянное непрерывное наблюдение за рассеиванием загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Необходимо снижение негативного воздействия на окружающую среду путем сокращения выбросов загрязнителей в тропосферу в результате совершенствования хозяйственной или иной деятельности. Существующая система мониторинга не эффективна, она только устанавливает факты превышения ПДК, но не позволяет установить конкретного загрязнителя. Стандарт предполагает создание научно-технического экологического центра (НТЭЦ) для оптимизация работы федеральной государственной информационной системы мониторинга атмосферного воздуха на территории Самарской области. Центр обеспечит органы государственной власти, организации и население региона информацией о состоянии и загрязнении атмосферного воздуха, комплексной оценкой и прогнозом его состояния с учётом возможной инверсии, оперативного принятия управленческих решений по текущему регулированию источников загрязнения.

С учетом состояния окружающей среды и в строгом соответствии с федеральным законодательством необходимо введение квотирования выбросов. Для регулирования качества атмосферного воздуха необходимо не только введение системы квотирования выбросов, но и обеспечение органами государственной власти Самарской области беспрепятственного общественного контроля за выполнением комплексных планов мероприятий, направленных на снижение выбросов на квотируемых объектах.

«Справочно: Согласно разработанному Стандарту, обеспечение нормативных показателей загрязнителей в атмосфере будет достигнуто за счет следующих основных мероприятий:

-проведения природоохранных мероприятий на источниках загрязнения атмосферного воздуха, в том числе за счёт оснащения системами эффективной очистки газообразных выбросов в атмосферу, модернизации объектов в целях снижения загрязнения атмосферного воздуха, стимулирование разработок и внедрения инновационных проектов по энерго- и ресурсосбережению;

-подготовки научно-обоснованных предложений в адрес федеральных органов власти о совершенствовании действующих в регионе санитарно-эпидемиологических норм, в том числе в части требований к озеленению территорий и границ предприятий, территорий санитарно-защитных зон;

-разработки и внедрение централизованной системы надзора в области охраны атмосферного воздуха (организация и проведение инвентаризации промышленных объектов, развитие системы автоматизированного контроля промышленных выбросов и охват ею объектов I и II — категорий, участие в совершенствовании требований к системам экологического мониторинга во исполнение № 219-ФЗ от 21.07.2014 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“).

-создание систем автоматического контроля (автоматических постов мониторинга) содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе вокруг промышленных предприятий, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду;

— повышения выявляемости нарушений в области охраны атмосферного воздуха путём организации обследований субъектов хозяйственной деятельности по широкому перечню выбрасываемых ими загрязняющих веществ и повышения оперативности реагирования на поступающие сигналы (обращения жителей), совершенствование средств получения таких сигналов от населения;

-повышения эффективности регулирования выбросов промышленных предприятий в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ), в том числе за счет заблаговременных прогнозов неблагоприятных метеоусловий, обоснования законности и полноты мероприятий, включаемых предприятиями в Планы снижения выбросов в периоды НМУ;

-координации действий органов исполнительной власти области с другими природоохранными органами при проведении проверок и привлечения нарушителей к установленной законодательством ответственности».

Первый раздел Экологического стандарта уже обсудили представители профильных министерств и ведомств, учёные, руководители промышленных предприятий и общественных организаций, депутаты губернской думы. Особую благодарность Александр Половцев выразил принявшему участие в обсуждении Проекта Экологического стандарта научному руководителю ФГБУ ВНИИ Экология, академику РАЕН, председателю НТС Российского экологического общества А.А. Соловьянову, за признание важности проделанной работы, актуальности создания такого документа с точки зрения федерального эксперта и рекомендациям по корректировке создаваемого документа. По итогам встречи участники обсуждений дали высокую оценку разработанному Проекту Экологического стандарта и внесли предложения по его доработке, с учетом которых в ближайшее время документ направлен в Правительство Самарской области на утверждение.

Александр Половцев, председатель Самарского отделения Российского Экологического Общества, руководитель экспертной группы по разработке Регионального Экологического Стандарта.

Понравился материал? Поделитесь с коллегами
Свежий номер «»

«Эковестник» №2 • 2021

Читать

Спасибо за оставленую заявку!
Менеджер свяжется с Вами
в ближайшее время.